Электронная отчетность

Получение электронной подписи в ФНС

С июля 2021 года выдавать электронную подпись индивидуальным предпринимателям и руководителям юридических лиц начал удостоверяющий центр ФНС. Несмотря на то что с 1 января 2022 года получить такую подпись можно исключительно в УЦ ФНС и у доверенных лиц, ещё остались вопросы, ответы на которые мы предлагаем в этой статье.
Получение электронной подписи в ФНС

С июля 2021 года выдавать электронную подпись индивидуальным предпринимателям и руководителям юридических лиц начал удостоверяющий центр ФНС. Несмотря на то что с 1 января 2022 года получить такую подпись можно исключительно в УЦ ФНС и у доверенных лиц, ещё остались вопросы, ответы на которые мы предлагаем в этой статье.

Доверенные лица УЦ ФНС России

В основном электронные подписи для ИП, руководителей ЮЛ и нотариусов выдаёт УЦ ФНС. Однако были назначены доверенные лица, которые также обладают этим правом. На данный момент это:

  • ПАО «Сбербанк России»;
  • АО «Аналитический центр»;
  • Банк ВТБ (ПАО).
Доверенные лица — это аккредитованные удостоверяющие центры, которые имеют право выдавать электронные подписи от лица УЦ ФНС.

Кому выдаётся бесплатная подпись ФНС

Получение электронной подписи в ФНС полностью бесплатно и доступно следующим категориям налогоплательщиков:

  • руководители коммерческих организаций;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы.

Важно: работники юридического лица не смогут использовать подпись, выпущенную на руководителя. Оформить подпись на работника можно в аккредитованном удостоверяющем центре.

Что потребуется для получения сертификата в УЦ ФНС и начала работы

Чтобы получить электронную подпись через ФНС, предварительно нужно заполнить и отправить заявление:

В личном кабинете ФНС электронная подпись не нужна для того, чтобы подписать заявление.

Рассмотрим реальный пример получения электронной подписи в УЦ ФНС.

Зайдя в личный кабинет, индивидуальный предприниматель выбрал услугу «Заявление на получение КЭП».

Система попросила пройти три шага по проверке данных для выпускаемого сертификата.

Пройдя проверку, предприниматель отправил заявку.

Результат не заставил себя долго ждать: через пару минут пришло уведомление, что проверка прошла успешно.

Следующим шагом стала запись на приём — выбрать можно было со следующего дня начиная с 9:00 с шагом в 30 минут.

После того как индивидуальный предприниматель успешно выбрал дату и время, ему пришёл пин-код — он нужен, чтобы взять талон на месте приёма в терминале ФНС.

Перед походом в инспекцию предприниматель купил Рутокен Лайт — защищённый носитель электронной подписи. Без токена подпись не выдадут, можно купить любой другой сертифицированный носитель, например, JaCarta SE.

Вместе с токеном, предприниматель получил и сертификат соответствия, который также нужен для получения электронной подписи.

В том отделении, куда направился предприниматель, ещё не заработал отдельный приём, поэтому он без талона подошёл к окошку, где представил документы — паспорт и СНИЛС. Пришлось пройти и идентификацию — налогоплательщика сфотографировали на веб-камеру.

После заполнения всех документов предприниматель получил электронную подпись на свой токен и подробные инструкции по установке и работе на электронную почту.

Как работать с подписью ФНС

Для работы с электронной подписью понадобится криптопровайдер — программа, которая позволяет подписывать документы, шифровать и защищать данные. Некоторые токены имеют встроенный криптопровайдер, а некоторые нет.

ФНС рекомендует использовать СКЗИ «КриптоПро CSP». Программу также можно приобрести у нас, для этого перейдите по ссылке и оставьте заявку.

Ещё раз напоминаем, что пользоваться подписью, выданной в удостоверяющем центре ФНС может только тот человек, на которого она выпущена. Подпись не подлежит копированию, а у сотрудников должна быть собственная ЭП. Такую можно получить в нашем удостоверяющем центре — с помощью «Астрал-ЭТ» можно вести электронный документооборот, участвовать в закупках и отправлять отчётность.

Где можно использовать подпись от ФНС

Электронную подпись от УЦ ФНС можно использовать на любых электронных площадках и сервисах, а также для представления отчётности и ведения электронного документооборота. Её также можно использовать в сервисе «Представление налоговой и бухгалтерской отчётности в электронной форме» на сайте ФНС

Кроме того, с помощью электронной подписи можно, например, зарегистрировать онлайн-кассу или работать на других госпорталах, а не только на сайте ФНС.

Подведём итоги

  1. Электронная подпись ФНС России выдаётся на индивидуальных предпринимателей, руководителей юридических лиц и нотариусов.
  2. Подпись бесплатна, получить её можно в налоговой инспекции, заранее записавшись на приём.
  3. Чтобы получить электронную подпись в ФНС в 2022, предоставить нужно не только пакет документов (паспорт, СНИЛС и ИНН), но и сертифицированный носитель — токен.
  4. Пользоваться подписью может только то лицо, на которое она оформлена. Сотрудники должны получать личные подписи в аккредитованном удостоверяющем центре.
  5. Для работы с ЭП понадобится криптопровайдер, например, «КриптоПро CSP». Программа приобретается отдельно.

Нужна электронная подпись?

Экосистема клиентского сервиса под любые потребности: от ЭЦП до проверки контрагентов.

Выгодные тарифы и быстрое оформление!

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

 

Комментарии

42
  • Артем

    подпись от ФНС не работает в ЕГАИС)

      • Артем

        крипта 5 стоит)

    • Артур

      там формат подписи другой.

    • Анатолий _

      Работает, если вы сказали оператору УЦ, для чего вам подпись и принесли носитель со встроенным СКЗИ, например рутокен ЭЦП 2.0 для записи закрытого ключа по стандарту pkcs#11.

      • Над. К

        Так УЦ нынче подписи директорам фирм не дают, только ФНС

        • Артур

          УЦ ФНС, так и называется

    • Анатолий _

      Вам нужно предупредить оператора УЦ, что вам для ЕГАИС, принести носитель со встроенной СКЗИ. Вам запишут ключ в стандарте pkcs#11 и всё будет работать.

    • Анатолий _

      Сорри за даблпост, моя ошибка.

  • Рафаэль Шакиров

    Рутокен стоит 1200 рублей, программа Крипто Про 2700 руб. Итого 3900 рублей за "бесплатную" подпись.

    • Евгений

      Токены и раньше были не бесплатные, где-то в районе 900руб, сейчас подорожали. Лицензия на КриптоПро нужна была всегда - просто раньше её в сертификат вшивали за дополнительные 600руб., что было удобно, так как можно было с этим сертификатом на любом рабочем месте с КриптоПро работать, а не покупать отдельную пусть и "вечную" лицензию на КриптоПро за 2400руб. А учитывая, что КЭП были извлекаемые, то получалось, что за 600руб. была лицензия на всех рабочих местах куда КЭП скопировали...

      Почему ФНС не захотела оставить эту опцию для меня тайна. Видимо хотелось оставить "видимость" полностью бесплатной КЭП(((

    • Евгений

      Это практически будут разовые (первоначальные) затраты - на Токен можно будет КЭП продлить пока место есть, его лет на 15 хватит. Лицензия на КриптоПро - вечная, но только на 1 рабочее место. Но ведь на этом рабочем месте можно использовать разные КЭП, что актуально для аутсорсеров например. Лицензию КриптоПро оплатила одна организация, а пользуются 5-6 организаций...

      Так что тут всё относительно))) Вопрос только в том, что нет ещё МЧД для нормального выпуска R"G уполномоченных сотрудников.

      И этот рынок дополнительных платных КЭП намного большее, чем рынок бесплатных КЭП руководителей и ИП... Вот его теперь с удовольствием освоят те УЦ, кто не получил статуса Доверенного Лица ФНС))) Они себе этим объём рынка платных КЭП увеличили минимум в 3-4 раз)))

  • Артур

    Многие знакомые говорят что фнс редко фотографируют