Воинский учет

Воинский учет в 2024 году 

С октября 2023 года штрафы за нарушение правил ведения воинского учета стали более чем существенными: теперь, в зависимости от проступка, они могут достигать полумиллиона рублей. Рассказываем, как организовать и вести воинский учет (ВУ) в 2024 году и можно ли оформлять документы по нему в электронном варианте. 
Воинский учет в 2024 году 
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кто ведет воинский учет в 2024 году

Компании ведут воинский учет, если хотя бы один сотрудник, работающий по трудовому договору, — призывник или военнообязанный. Это правило не зависит от размера компании. У предпринимателей обязанности вести воинский учет нет.

Если в штате нет сотрудников, которые подлежат такому учету, тогда вести его организация не обязана. Однако все равно можно заблаговременно встать на учет в военном комиссариате, чтобы не пришлось срочно делать это в случае трудоустройства военнообязанного или призывника. 

Как организовать воинский учет в 2024 году

Определить ответственного за ведение учета

За воинский учет в организации отвечает руководитель. Он же определяет сотрудников, которые занимаются непосредственно ведением учета. Число таких сотрудников зависит от среднесписочного числа работников организации.

  • Если сотрудников менее 500, воинский учет может вести один человек, который работает по совместительству.

  • Если работников 500–2000, то воинский учет должен вести один сотрудник, который занят на полную ставку.

  • Если численность персонала составляет 2–4 тысячи, то воинский учет ведут два человека, а на каждые последующие 3000 полагается выделить еще по одному сотруднику.

В компании, где воинский учет ведут два и больше человек, нужно создать подразделение — военно‑учетный стол (п. 9, 18, 19 Методических рекомендаций по ведению ВУ). Сотрудникам нужно оборудовать отдельное помещение и металлические шкафы, где они будут хранить документы. 

Ответственный за воинский учет работник назначается на должность приказом. Его издают каждый год перед началом календарного года, а проект согласовывают с военным комиссариатом. Рабочие обязанности прописываются в должностной инструкции

Подписать приказ и должностную инструкцию удобно в системе кадрового электронного документооборота (КЭДО). КЭДО экономит время кадровика и ускоряет оформление документов. Чтобы работать в системе, сотруднику кадровой службы нужно выпустить УКЭП, а другим работникам достаточно УНЭП. Попробуйте сервис КЭДО от «Астрал». 

Поставить компанию на учет в военкомате

Перед тем как обращаться в военкомат, в администрации своего города получите для компании регистрационный номер. Затем нужно подать в военкомат:

  • копии учредительных документов;

  • карточку организации по форме 18;

  • приказ об организации ВУ;

  • план работы по ВУ.

Как вести воинский учет в 2024 году

Запрашивать сведения у работников для воинского учета

Когда работодатель принимает сотрудника в компанию, нужно проверить его отношение к воинской обязанности. Например, такие данные могут быть указаны на 13 странице паспорта или у сотрудника может быть на руках военный билет. Если никаких документов по воинскому учету работник не предоставил, стоит уточнить данные в военкомате. При этом важно учесть, что из-за отсутствия документов воинского учета отказать сотруднику в приеме на работу нельзя.

Если сотрудник подлежит воинскому учету, на него оформляют карточку по форме № 10. Когда сотрудник снимается с ВУ по причине возраста или состоянию здоровья, его карточка с тех пор хранится отдельно. На ней нужно указать, что сотрудник снят с учета.

Сдавать отчеты в военкомат

В постановлении Правительства от 25.07.2023 № 1211 указаны сроки передачи отчетов и иных сведений в военкомат. Вот какие сроки актуальны в 2024 году:

Обязанность компании–работодателя

Сроки

Сообщать об ошибках и неточностях в документах ВУ, невыполнении сотрудниками обязанностей по ВУ, мобилизации

В течение пяти рабочих дней с даты обнаружения (подп. «г» п. 30 положения № 719)

Передавать сведения о приеме или увольнении сотрудника, который подлежит ВУ

В течение пяти дней с даты принятия на работу или увольнения (подп. «а» п. 32 положения № 719

Внести изменения личных данных сотрудника, который находится на ВУ, в документы и сообщить о них в военкомат 

В течение пяти дней с даты внесения изменений (подп. «е» п. 32 положения № 719)

Сдать в военкомат карточку учета организации по форме 18, план работы по воинскому учету

Каждый год до 31 декабря. Точные сроки следует уточнять в местном военкомате. Лучше это сделать заранее, так как сроки могут быть установлены разные — это не обязательно декабрь.

Также важно давать ответы на запросы военкомата в течение двух недель со дня их получения. Еще следует уточнить у военного комиссариата, нужно ли сдавать какие-либо дополнительные отчеты и в какие сроки. 

Кроме подачи сведений в военкомат, организации нужно отчитываться по сотрудникам и в другие контролирующие органы: ФНС, Соцфонд и Росстат. Отправляйте отчеты в электронном виде через «1С:Отчетность». Это удобно: можно отслеживать доставку документов, быстро продлевать электронную подпись сотрудника, работать в привычном интерфейсе 1С и не устанавливать дополнительное ПО. 

Кроме того, согласно п. 32.1 положения № 719, компании могут обмениваться с военкоматом данными не только в бумажном, но и в электронном виде через Госуслуги. В этом случае документы подписывают с помощью УКЭП ответственного сотрудника. Это правило касается только таких документов:

  • о приеме на работу и увольнении подлежащего воинскому учету сотрудника;

  • об изменении личных данных лиц, подлежащих воинскому учету;

  • о гражданах, которые находятся на воинском учете или обязаны на нем состоять (такую информацию работодатель сдает по требованию военкомата).

Предполагается, что технически такая возможность на Госуслугах заработает с апреля 2024 года. И это станет еще одним шагом по переходу отчетности в электронный формат. Уже сейчас отчетность по сотрудникам в ФНС, СФР и Росстат удобно сдавать в электронном виде через сервис «1С-Отчетность». Формы отчетов всегда соответствуют последним изменениям в законах. Также можно запрашивать в ФНС акты сверки, отвечать на требования налоговой напрямую из сервиса и получать рассылки от контролирующих органов.

Узнать подробнее

Обеспечить условия для явки работников в военкомат

Военкомат может отправить повестку на адрес компании — ее нужно вручить работнику под роспись. Сотрудник, в свою очередь, может отказаться от получения повестки. Тогда на ней нужно указать дату, должность, ФИО и подпись вручающего повестку лица и подписи присутствовавших при этом лиц. При этом дату отказа будут считать днем вручения.

Для посещения же военкомата нужно предоставить работнику выходной с оплатой по среднему заработку (пп. «ж» п. 32 положения о ВУ).

Сверять сведения по воинскому учету

Согласно пп. «г» п. 32 положения о ВУ с сотрудниками не реже раза в год нужно сверять информацию, которую включает карточка по форме 10: в том числе образование, место жительства и т.д. Сверяться необходимо и с военкоматом — тоже не реже одного раза в год (подп. «д» п. 32 положения о ВУ). В этом случае дату определяет военкомат. Чтобы свериться, нужно сначала представить в военкомат перечень работников. В процессе сверяются данные из раздела 2 карточки по форме № 10, и личная информация (п. 36 Инструкции МО). По результатам сверки заполняется Журнал проверок.

Какие документы воинского учета можно оформлять с помощью КЭДО

Система КЭДО упрощает ведение документооборота в компании, экономит средства на распечатку документов и расходные материалы для принтера, а также помогает обеспечить сохранность важной документации.

В КЭДО можно оформлять почти все основные кадровые документы, за некоторыми исключениями (согласно закону от 22.11.2021 № 377-ФЗ). Документы, которые касаются инструктажа по охране труда, приказы об увольнении (кроме удаленных сотрудников), акты о несчастном случае на производстве пока оформляют на бумаге.

А вот внутренние приказы, например, о назначении ответственного за ведение воинского учета сотрудника, локальные нормативные акты, например, Положение о воинском учете, должностную инструкцию специалиста можно составлять в системе КЭДО. Также сотрудники могут подписывать карточку ф.10 с помощью ЭП. Но распечатывать карточки все равно нужно.

Согласно ст. 72 ТК, любые изменения, которые вносятся в трудовой договор, нужно оформлять с помощью дополнительного соглашения. В свою очередь, постановление Правительства от 22.09.2022 № 1677 устанавливает, что у мобилизованных сотрудников трудовые договоры приостанавливаются. То есть в этом случае допсоглашение целесообразно составить. Хотя согласно разъяснениям Минтруда, делать это необязательно. Стоит отметить, что и трудовой договор можно оформлять в электронном виде.

Электронные документы, которые подписывают с помощью электронной подписи, аналогичны бумажным. Дублировать их на бумаге не требуется.

Переводите процесс делопроизводства в цифровой формат — от выпуска ЭП для сотрудников до хранения документов — с помощью сервиса Астрал i КЭДО.

Экономьте время и ускорьте оформление документов

Астрал i КЭДО — процесс делопроизводства в цифровом формате

Оставьте заявку и наш специалист свяжется с вами

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8KAQ4a

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру