Охрана труда

Организационные и технические мероприятия по электробезопасности

Электробезопасность актуальна для любой работы, где происходит эксплуатация электросетей и электроприборов. Иными словами, работа с компьютером, принтером, даже с кофеваркой, чайником и микроволновкой — это все работа с электроприборами.
Организационные и технические мероприятия по электробезопасности

Электробезопасность актуальна для любой работы, где происходит эксплуатация электросетей и электроприборов. Иными словами, работа с компьютером, принтером, даже с кофеваркой, чайником и микроволновкой — это все работа с электроприборами.

В офисах бывают несчастные случаи, связанные с поражением током, а самая частая причина пожаров — неправильная эксплуатация электроприборов, приводящая к короткому замыканию.

Значит, работодателю необходимо обеспечивать должные меры по этой самой электробезопасности. Какие организационные и технические мероприятия по электробезопасности в 2020 году необходимо предпринять?

Для начала, нужно понять какой допуск к эксплуатации электрооборудования должен быть у офисных сотрудников и где его получить.

Офисные сотрудники и группа электробезопасности

Согласно утвержденным приказом Минэнерго № 6 от 13.01.2003 года правилам, а точнее, пункту 1.4.4 этих правил, офисные работники относятся к неэлектротехническому персоналу, они работают с оборудованием, напряжение в котором не превышает 220 вольт (стандартное напряжение электросети). А значит, им потребуется I группа по электробезопасности.

При этом, проинструктировать их может сотрудник, имеющий группу допуска по электробезопасности не ниже III (третьей). Эту группу можно получить в Ростехнадзоре либо в спецкомиссии. Это, по сути, электрик, с допуском по работе с напряжением до 1000 В. Но, по крайней мере, не нужно обучать в Ростехнадзоре всех остальных сотрудников, им достаточно инструктажа.

Обучение сотрудников в области электробезопасности может проходить в различной форме. В том числе онлайн. Мы проводим как очное, так и онлайн-обучение:

  • Аттестация и переаттестация
  • Инструктаж по электробезопасности
  • Обучение ответственного за электрохозяйство

Убедиться в том, что организация оформила верно все документы и ничего не забыла также поможет Аудит по охране труда. После его проведения вы узнаете какие выявлены нарушения в системе охраны труда и получите комплект, приведенных в порядок документов и предварительный мониторинг предприятия.

Исправное электрооборудование

Теоретическая подготовка и инструктаж должны быть, это само собой. Но и оборудование должно быть исправным и использоваться без нарушений. Нельзя:

  • Перегружать розетки, особенно тройниками;
  • Использовать большое количество удлинителей, которые беспорядочно лежат на полу;
  • Прятать провода под покрытие, особенно ковровое или ковролиновое.

Изоляция должна быть исправной, трещины, протертости, изломы не допускаются. Изолента (а чаще всего в офисах для этого используют обычный скотч) также крайне нежелательна. Особенно опасны скрутки проводов, разрушенные розетки, вилки.

Само собой должны быть устройства автоматического отключения электричества — УЗО (устройства защитного отключения). Проводка должна быть исправной, если она не убрана в стену, то хотя бы проложена в специальных коробах, не поддерживающих горение.

И конечно же, использовать можно только исправную оргтехнику, не запыленную, с возможностью нормального вентилирования и охлаждения (это касается компьютеров). То же самое по исправности касается и нагревательных приборов — электрочайник, микроволновка, обогреватель. С обогревателями вообще отдельный момент — не ставить их рядом легковоспламеняемыми вещами — одеждой, шторами, бумагой.

Какие документы нужно оформить по электробезопасности?

Потребуется потратить некоторое количество времени и бумаги и издать ряд документов по обеспечению электробезопасности. Это необходимо не только на случай проверки из контролирующих органов, но и на случай инцидента — должны быть бумаги о том, что работник, по вине которого произошел инцидент, был должным образом проинструктирован.

В противном случае, виноват будет руководитель организации. Необходимо перестраховаться, чтобы сотрудник потом не смог возразить, что в первый раз слышит об электробезопасности.

Итак, документы.

  • В первую очередь необходим приказ руководителя, утверждающий в организации перечень профессий и должностей, которым положена I (первая) группа по электробезопасности. В нем необходимо уточнить о том, что сотрудник не работает с оборудованием, потребляющем больше 220 В. С данным приказом все работники должны быть ознакомлены под роспись.
  • Во-вторых, нужно составить текст инструктажа по электробезопасности для первой группы. Его нужно завизировать подписью руководителя поставить печать организации.
  • В-третьих, понадобится журнал для регистрации инструктажей по электробезопасности. В него нужно будет вносить ФИО каждого сотрудника, прошедшего инструктаж, с указанием даты. Сотрудники в нем обязаны будут расписаться.

Вот так выглядит этот журнал:

Не так уж сложно. Заполнять нужно не реже одного раза в год.

  • Также необходимо отдельным приказом назначить ответственного за электрохозяйство. О нем подробнее ниже.

Аттек не только помогает подготовить всю необходимую документацию по электробезопасности, но также проводит оценку профессиональных рисков и производственный контроль.

Ответственный за электрохозяйство

Руководитель организации обязан назначить ответственного за электрохозяйство из числа только своих сотрудников. Однако есть одно исключение — если организация ничего не производит, а номинальное потребляемое напряжение электроприборов не превышает 380 вольт, то назначать никого не нужно, ответственным будет руководитель.

Но тут, к сожалению, приказа по предприятию будет мало. Необходимо согласовать такое самоназначение с Ростехнадзором путем подачи заявления-обязательства. Более того, деятельность предприятия должна исключать любое производство. К примеру, это может быть:

  • торговля;
  • туризм;
  • бухгалтерские услуги.

Вместе с заявкой нужно будет подать следующие документы:

  • подтверждение полномочий руководителя (приказ, выписка из ЕГРЮЛ, решение/протокол);
  • подтверждающие право собственности или пользования помещением;
  • однолинейная электросхема;
  • акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности,
  • технические условия,
  • протоколы испытаний электроустановок.

Иными словами, это будет не так уж просто.

Вот такие организационные и технические мероприятия, обеспечивающие электробезопасность, нужно будет сделать работодателю для офисных работников. Для подготовки полного и соответствующего законодательству пакета документов, рекомендуем обращаться к специалистам. Таким, как компания Аттек.

Наши постоянные партнеры, которые доверяют нам решение сложных задач в области технического консалтинга: Российские железные дороги, Газпром, ТНК-ВР, Роснефть, Русгидро, Росэнергоатом, Нефтяная компания «Лукойл» и многие другие.

Начать дискуссию

Банки

Минфин начал принудительно переводить Альфа-банк в юрисдикцию РФ

Суд может приостановить корпоративные права иностранной компании в отношении Альфа-банка и АльфаСтрахования. Экономически значимая организация может получить свои акции в прямое владение по решению суда.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Проверки

Цифра дня. Про плановые проверки

В 2024 году количество индикаторов риска для предупреждения нарушений закона увеличится до 500.

Цифра дня. Про плановые проверки
Отпуска

Кто и как решает рабочие вопросы в отпуске: итоги опроса

35% сотрудников считают, что могут выполнять рабочие задачи и не жертвовать отдыхом.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Зарплата

К каким расходам относить компенсацию за задержку зарплаты

В Трудовом кодексе закреплено, что работодатель обязан выплачивать компенсации (проценты) за задержку зарплаты и других выплат, присужденных работнику судом. Это значит, что выплаченные суммы можно относить расходам, уменьшающим базу по прибыли. А к каким именно и в каком размере? Прописали в ТК.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки

📌 Расширят индикаторы риска для проверок компаний, их будет 500. Но как и когда работать бизнесу при их таком количестве — неясно, считает юрист

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

3

Должники стали больше отдавать коллекторам в месяц: сколько

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Жилищное законодательство

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

С 3 апреля 2024 года вступили в силу поправки в ЖК, которые всколыхнули общественность. Арендодатели решили, что теперь сдавать жилье в аренду, в том числе посуточно, вообще нельзя, или только с согласия соседей. На самом деле революции не произошло.

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду
Нотариат

Нотариусы оказали за свой счет услуги на 3,5 млрд рублей

Специалисты оказывают поддержку населению из собственных средств, не привлекая бюджетное финансирование.

Пользователи не могут войти в приложение Райффайзенбанка

Клиенты банка не могут оплатить заказы и покупки в магазинах, а у некоторых на счету образовались нули.

Жители Приморского края получат больше 635 млн рублей

Пострадавшие от паводков и ливневых дождей получат помощь из резервного фонда правительства.

Как оплачивать налог самозанятому, если он оказал услуги до перехода на НПД, а компания оплатила их после?

Есть ли риски для организации по начислению НДФЛ и страховых взносов?

Как оплачивать налог самозанятому, если он оказал услуги до перехода на НПД, а компания оплатила их после?
1
Зарплата

Долги работодателей по зарплате сократились в 2 раза

Прокуратура следит за соблюдением трудовых прав: только в новых регионах работодатели расплатились с долгами по зарплате на сумму 1,3 млрд рублей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Легенды в дроблении. На что смотрят налоговики и суды

Многие консультанты по налогам говорят, что очень важно «легендирование» дробления бизнеса, чтобы свидетели, коими являются обычно в первую очередь сотрудники (в том числе бывшие), не спалили схему в ИФНС и суде. Но я бы не стала придавать столь важное значение именно этом блоку защиты своего бизнеса перед лицом фемиды.

Легенды в дроблении. На что смотрят налоговики и суды
2

Календарь отчетов и платежей на май 2024 года для всех режимов налогообложения

В мае даты многих отчетов и платежей меняются. Мы собрали все дедлайны, о которых нужно помнить бухгалтеру. Сохраните, чтобы не опоздать с отчетностью и начислениями, и не получить штраф.

Календарь отчетов и платежей на май 2024 года для всех режимов налогообложения
Ипотека

Участники СВО смогут взять вторичку в ипотеку под 2%

Льготные кредиты сделали для участников спецоперации, сотрудников бюджетных учреждений в новых регионах, а также для жителей Белгородской области, которые пострадали от обстрелов.

Интервью. Как провести анализ рынка?

Анализ рынка — это одна из стартовых задач для продвижения продукта / услуги. Сделал «тяп-ляп»  — твой бизнес пошел по наклонной. Прежде чем начать продавать, нужно «прощупать» рынок. О том, чем полезен анализ рынка, как его провести и какие сервисы использовать, рассказал Иван Мараховка в нашем интервью.

УК РФ

С 15 мая суды могут возмещать больше процессуальных издержек

Депутатский законопроект уточнил понятие процессуальных издержек по уголовному делу в УПК.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

О бухгалтерском учете сертификатов и деклараций о соответствии товара в 2024 году

По состоянию на 31.12.2023 в учете Организации на счете 97 числятся затраты на сертификаты и декларации соответствия, выданные сроком на 5 лет. В связи с началом применения с 01.01.2024 ФСБУ 14/2022 подлежат ли указанные затраты в составе НМА?

Интересные материалы

Генпрокурор: регионам простили кредиты, но они не должны идти на премии и банкеты

Прокуроры теперь могут оспаривать сделки в суде. Они уже предотвратили легализацию 46 млрд рублей.

3