Как оперативно управлять деньгами в кризис. Антикризисная «управленка» для предпринимателей

В любой кризис есть риск прекращения оплат по договорам. Есть такая поговорка: «кэш рулит». Очень важно, чтобы у компании оставались хоть какие-то денежные средства, поскольку по просроченным оплатам всегда как-то можно договориться. А вот если вы будете без кэша, — то договариваться может быть бессмысленно.
Как оперативно управлять деньгами в кризис. Антикризисная «управленка» для предпринимателей

В любой кризис есть риск прекращения оплат по договорам. Есть такая поговорка: «кэш рулит». Очень важно, чтобы у компании оставались хоть какие-то денежные средства, поскольку по просроченным оплатам всегда как-то можно договориться. А вот если вы будете без кэша, — то договариваться может быть бессмысленно.

Кэш напрямую зависит от того, какую политику управления деньгами выберет руководитель. От этого выбора будет зависеть не только платежеспособность, но и система планирования и управления денежными потоками.

Рассчитайте стоимость управленческого учета для своего бизнеса.

Какую политику выбрать для управления деньгами компании?

Главная задача — обеспечить компанию ресурсами для оперативной деятельности, правильно планировать и перераспределять их. Политику управления, которой чаще всего придерживаются собственники и финансовые директора, можно разделить на два типа:

  • «денежных средств нет» — такой финансовый директор неохотно расстается с деньгами, жестко контролирует расходы;
  • «денежные средства есть всегда» — такой финансовый директор всегда все оплачивает.

В каждой политике есть свои плюсы и минусы.

Чтобы эффективно управлять денежными потоками, не стоит придерживаться строго одной политики. Необходимо взвешивать и выбирать наиболее удачные методы управления и балансировать между обеими политиками, усиливая их плюсы и нивелируя минусы.

То есть идеального управленческого учета не бывает? Нет, если делать все в спешке и без специальных знаний. Но если поручить все профессионалам — можно избежать ошибок. У нас есть по «управленке» готовое решение для малого и среднего бизнеса.

В любое время, в любой точке мира и только при помощи доступа в интернет вы сможете контролировать все основные финансовые показатели бизнеса. Руководителю можно спокойно уехать в отпуск или командировку (карантин заканчивается!) и видеть всю финансовую картину. Вот так выглядит наша платформа:

Получите бесплатную консультацию по управленческому учету.

Разберем несколько инструментов и типичных ошибок финансовых директоров

Ошибка 1: финансовый директор оплачивает каждую заявку, которая исходит от руководителя компании.

Чтобы решить эту проблему, финансовый директор, вне зависимости от того, какой политики он придерживается, должен:

  • Создать платежный регламент и постоянно собирать прогноз. В случае незапланированного платежа можно будет сослаться на него, чтобы обосновать отказ.
  • Расставить приоритеты платежам — утвердить, какие счета можно перенести, а какие недопустимо. Например, перенести оплату процентов банку слишком рисково, а с поставщиком можно договориться об отсрочке.
  • Оценить целесообразность платежа для бизнеса. Если платеж важен, то регламент можно нарушить и оплатить счет.

Это поможет сократить количество незапланированных платежей и выполнять только действительно важные заявки.

Что делать, если покупатели задерживают платежи?

Финансовый директор планирует поступления денежных средств, однако не всегда может влиять на возврат дебиторской задолженности, так как это задача коммерческой службы.

Ошибка 2: финансовый директор закрывает платежи краткосрочными заемными средствами и не работает с дебиторкой.

Если покупатели регулярно нарушают платежную дисциплину, финансовый директор может сделать следующее:

  • внедрить превентивные меры — обзванивать крупных дебиторов за несколько дней до планируемой даты платежа и напоминать об оплате;
  • если платеж не поступил, обзвонить других дебиторов, выяснить, может ли кто-то сделать платеж заранее;
  • привлечь дополнительные средства (короткий кредит, овердрафт, факторинг).

Работать с дебиторской задолженностью нужно регулярно — наладить процедуры взаимодействия с покупателями, установить регламент работы с просроченными долгами. Так можно будет сократить объем просроченных или безнадежных долгов.

Чтобы наладить эффективное управление деньгами компании, финансовый директор должен:

  • организовать отдельное подразделение для контроля и исполнения платежей;
  • регламентировать платежную дисциплину;
  • грамотно планировать поступления и платежи, вовремя корректировать их, чтобы не допустить кассовых разрывов;
  • анализировать ликвидность и платежеспособность компании и своевременно принимать меры, чтобы обеспечить их.

В качестве инструмента для составления прогноза и управления платежами можно использовать платежный календарь. Он поможет:

  • контролировать остатки денежных средств на счетах в кассе компании или холдинга;
  • формировать детальный план поступления и выбытия денежных средств;
  • получать детальную информацию о будущих денежных потоках, которая позволит принимать решения о выплатах. Например, какой платеж «придержать», с какого расчетного счета платить и т. д.;
  • контролировать соблюдение лимитов по статьям бюджета и неснижаемых остатков по расчетным счетам;
  • моделировать ситуацию по принципу «что если», чтобы выбирать, как избежать кассовых разрывов.
  • и еще получить неоспоримое преимущество компании в получении дополнительной скидки от поставщиков: за счет придерживания средств, чтобы проводить оплаты вовремя.

Платежный календарь, как правило, составляют на месяц или квартал с разбивкой по дням или неделям соответственно. Чем выше детализация, тем больше возможностей предотвратить кассовые разрывы.

Знаете, как финансисты называют управленческий учет? Прививка от финансовых потерь, лекарство от финансовой комы, гарантия финансового здоровья бизнеса. Рассказываем, как управленческий учет может закрыть финансовые дыры вашего бизнеса.

Как планировать и анализировать работу с денежными средствами

В рамках план-факт анализа необходимо делать следующее:

  • составлять прогноз движения денежных средств до конца года и постоянно его обновлять — формируйте бюджет движения денежных средств;
  • отслеживать ключевые показатели бизнеса;
  • готовить ежемесячный отчет об исполнении бюджета движения денежных средств;
  • оценивать возможные риски кассовых разрывов уже на стадии подготовки бюджета движения денежных средств.

Цель анализа денежных потоков — оценка платежеспособности и ликвидности компании, мониторинг ее финансового состояния и оптимизация потоков так, чтобы у компании не возникало дефицита в средствах. Анализировать отчет о движении денежных средств стоит ежемесячно или ежеквартально.

Анализ по видам деятельности. Проведите анализ отчета по видам деятельности:

  • операционная — определите, достаточно ли поступлений для финансирования деятельности компании, в том числе на инвестиции, нет ли сбоев из-за недобросовестного выполнения дебиторами своих обязательств и т.д. Отдельно оцените динамику затрат;
  • финансовая — если у компании есть кредиты, важно определить, хватает ли средств на покрытие процентов и тела долга, исполняются ли банковские ковенанты и т.д.;
  • инвестиционная — если у компании есть инвестиционные проекты или она планирует приобрести внеоборотные активы, необходимо отслеживать денежные потоки по этому виду деятельности.

Важно обращать внимание и на динамику абсолютных показателей, и на причины, повлиявшие на их значения. Например, не произошел ли приток денежных средств за счет:

  • возникновения краткосрочных обязательств, которые потребуют оттока (погашения) в будущем;
  • распродажи имущества и прочих активов компании.

Отток денежных средств может быть, например, из-за:

  • недостаточной рентабельности продаж;
  • значительных капитальных затрат, не обеспеченных соответствующими источниками финансирования;
  • высокой налоговой нагрузки;
  • неоправданно больших дивидендов, выплачиваемых акционерам;
  • высокой долговой нагрузки и (или) существенной стоимости заемных ресурсов (проценты по кредиту, погашение долгов).

Анализ показателей. Выбор коэффициентов, которые нужно регулярно мониторить, каждая компания выбирает индивидуально исходя из финансового состояния, специфики деятельности, структуры капитала и т.д. Обратите внимание на следующие показатели:

  • рентабельность операционной деятельности;
  • денежный поток в чистой прибыли;

Как работать с кассовыми разрывами?

Кассовый разрыв — нехватка денег для проведения оплат. Такой разрыв может возникнуть, если:

  • дебиторы несвоевременно отвечают по своим обязательствам;
  • неправильно спрогнозировали поступления и выплаты;
  • возникли срочные платежи, которые нельзя перенести.

Если из текущего прогноза движения денежных средств виден кассовый разрыв, который ранее не прогнозировался (покупатели просрочили платеж и фактическая выручка ниже плановой), подойдет политика «денежных средств нет».

Ошибка 3: финансовый директор придерживается политики «денежные средства есть всегда».

Чтобы закрыть кассовый разрыв, нужно:

  • рассчитать «жесткий» вариант оплат: зарплата, налоги, основные кредиторы;
  • определить, кто из дебиторов может перечислить аванс или оплатить досрочно;
  • оценить, какие расходы из бюджета можно сократить (заморозить или перенести заявленные проекты);
  • оценить возможности и риски банковского финансирования для покрытия кассовых разрывов.

Здесь финансовому директору подойдет политика «денежных средств нет».

Задача финансового директора — сделать так, чтобы в платежном календаре не было отрицательных остатков на конец дня. Для этого ему нужно:

  • разобраться, на какие поступления в ближайшее время может рассчитывать компания, удастся ли покрыть дефицит собственными силами;
  • постараться согласовать с поставщиками перенос сроков оплаты на более удобные для компании даты;
  • оценить возможность привлечения дополнительного финансирования.

Как лучше управлять наличными денежными средствами?

В первую очередь финансовому директору нужно оценить реальную необходимость кассы. В нынешних рыночных условиях можно вполне обойтись без нее.

Ошибка 4: финансовый директор не ищет путей перевода наличных платежей в безналичные.

Если касса нужна — инициировать ее как отдельный проект. Тогда работу с наличными нужно регламентировать:

  • указать все допустимые операции по приходу и расходу наличных денежных средств;
  • установить порядок хранения и выдачи средств;
  • назначить ответственных лиц;
  • оформить документооборот и т. д.

Начать дискуссию

В госзакупках будут работать офсетные контракты

Чтобы IT-компании больше средств вкладывали в инновационные технологии, в законодательство о госзакупках добавят офсетные контракты.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как ИП уменьшить налог по УСН за 1 квартал на взносы 1% за 2024 год, если уведомление уже сдано

Не все ИП оперативно среагировали на новые разъяснения ФНС про уменьшение налога по УСН на взносы 1% за 2024 год. Кто-то не учел новые правила и переплатил налог, кто-то еще не уплатил, но уведомление уже сдал. Уведомление можно пересдать, переплату вернуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Путин: судимость членов семьи не должна влиять на трудоустройство

Никто за действия членов семьи не отвечает, заявил президент на ежегодном съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Лучшие спикеры, новый каждый день

ФАС проверит цены на авиабилеты

Представители авиации связывают высокую стоимость перелетов с ростом ставок на обслуживание судов, авиационное топливо, запчасти и агрегаты.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

Кто должен платить НДС при импорте товаров, если отгрузка идет со склада в Беларуси

Ситуация: компания №1 продает товар компании №2. Но этот товар – белорусский, он лежит на складе компании-производителя №3 в Беларуси. Компания №1 заключает договор на поставку с компанией №3. А забирает товар со склада сам покупатель (компания №2).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
КоАП РФ

📞 Запретят массовые спам-звонки. Но это чьи-то деньги, поэтому найдут как обойти, пишут у нас в ВК

Глава Минцифры Максуд Шадаев заявил о подготовке законопроекта, который запретит массовые спам-обзвоны.

Комиссии по самозанятым: как сотрудничать с внештатниками в новых реалиях

В 2024 году появилась новая «страшилка» для тех, кто предпочитает качественный результат при минимуме затрат, то есть для заказчиков самозанятых. Это межведомственные комиссии, которые заточены под выявление незаконной занятости, по сути — еще один контролирующий орган, помимо ИФНС и ГИТ, который будет выискивать следы трудовых отношений там, где их нет.

Комиссии по самозанятым: как сотрудничать с внештатниками в новых реалиях

Что ест бухгалтер. Борщ такой вкусный

Ммм… Борщ… «Как много в этом звуке»... аромате, вкусе. Не буду говорить о происхождении, об истории и пользе, только о вкусе.

Что ест бухгалтер. Борщ такой вкусный
Создать объявление

Совфед: беременные сотрудницы ликвидированных компаний должны получать пособие не ниже МРОТ

Валентина Матвиенко призвала устранить несправедливость и платить больше беременным женщинам, которых уволили из-за ликвидации фирмы-работодателя.

Как закрыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

Разобрались, как аннулировать статус индивидуального предпринимателя, закрыть все обязательства и долги перед государством в текущем году. Предложили удобную пошаговую инструкцию, которая поможет ничего не упустить.

Как закрыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что грозит селлеру, который не доставил оплаченный товар

В 8 из 10 случаев судьи принимают сторону покупателей в спорах с продавцами. Если селлер не может доставить товар, он должен вернуть деньги и выплатить неустойку.

Как проверить безопасность сотрудничества с самозанятыми перед ФНС

Налоговая проверяет сотрудничество компаний и самозанятых, чтобы убедиться, что под ним не маскируют трудовые отношения. Заказчику не стоит дожидаться налоговой проверки — лучше самому провести аудит и убедиться, что он сотрудничает с исполнителем по закону.

Как проверить безопасность сотрудничества с самозанятыми перед ФНС

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности

Когда приходит пора искать виноватых, чтобы заставить их платить по долгам организации-банкрота, круг «подозреваемых» существенно расширяется — и первым туда попадает именно главбух. Рассказываем о превентивных мерах и о том, на что ссылаться, чтобы отбиться от обвинений.

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост

Кто-то одной ногой в отпуске, а кому-то напрягать мозги. Баланс?

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост
7

Расскажите о своей работе с документами

Мы писали для вас 3 месяца и подустали. Теперь вы напишите нам (пжл). Какими сервисами пользуетесь? Что вам нравится, а что — нет? 1С — краш или…?

Расскажите о своей работе с документами
НДФЛ

👼 Выплаты работодателей на рождение детей предложили полностью освободить от НДФЛ. Мнение: могут быть налоговые злоупотребления

Корпоративные выплаты, связанные с рождением детей, необходимо освободить от НДФЛ, чтобы эти средства в полном объеме доходили до молодых родителей, считает Сергей Шишкарев, основатель группы компаний «Дело».

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024: новый ФСБУ, дробление, ВЭД и налоговые требования. Не пропустите!

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Иллюстрация: rawpixel-com/freepik

Интересные материалы

50%-е ограничение на учет убытков по налогу на прибыль хотят продлить еще на 4 года. Это забота о региональных бюджетах

Раньше налог на прибыль шел 2% в федеральный бюджет и 18% в региональный, но теперь по 2030 год действуют ставки 3% и 17%. То есть региональные бюджеты недополучают 1%. Чтобы они меньше страдали, ввели ограничение на учет убытков.