Экономим на бумаге: как работать с электронным документооборотом в маркировке

Цифровизация всего и вся в первую очередь касается маркировки. Участникам оборота маркируемых товаров необходимо передавать сведения через электронные накладные. К их заполнению нужно приноровиться. Как это делать — в наших ответах.
Экономим на бумаге: как работать с электронным документооборотом в маркировке

Цифровизация всего и вся в первую очередь касается маркировки. Участникам оборота маркируемых товаров необходимо передавать сведения через электронные накладные. К их заполнению нужно приноровиться. Как это делать — в наших ответах.

Зачем нужен электронный документооборот?

С помощью электронного документооборота регистрируются действия с маркированными товарами.

Для торговли какими товарами он нужен?

Уже нужен для сигарет и обуви. С октября — для духов и туалетной воды, а также фототоваров, с ноября — для участников оборота, работающих напрямую с производителями и импортерами шин и покрышек, с 15 декабря — для всех продавцов шин и покрышек, с 1 января — для участников оборота товаров легкой промышленности. А далее — молочной продукции. Для лекарств ЭДО не обязательно, там работают другие схемы отгрузки и приемки препаратов.

Что нужно для подключения ЭДО?

Усиленная электронная квалифицированная подпись — она нужна всем участникам системы маркировки. Ее оформляют в удостоверяющих центрах. Договор с оператором ЭДО.

Самый простой и доступный способ работы с электронным документооборотом — через личный кабинет оператора ЭДО. Большинство операторов ЭДО предоставляют веб-интерфейс, личный кабинет для участника, где можно осуществлять все основные действия. Второй вариант — это учетное либо кассовое программное обеспечение, то есть интеграция учетной системы с оператором электронного документооборота. Также существует решение, которое позволяет прямо на самой кассе принять УПД, проверить коды маркировки, подписать документ либо отправить информацию о необходимости корректировки.

Это дорого?

Решений ЭДО на рынке много. Оператор системы маркировки разработал «ЭДО Лайт» — оно подойдет для малого бизнеса. Впрочем, у коммерческих операторов ЭДО входящие документы (с ними работает розница) тоже бесплатные. «ЭДО Лайт» работает только для зарегистрированных в системе маркировки участниками оборота, только с накладными, где есть коды, и только с формализованными документами.

Если вы планируете реализовать взаимодействие с учетной системой в рамках работы API, то ограничения по «ЭДО Лайт» будут составлять 1 тысяча исходящих документов в год. Если вы работаете через личный кабинет как участник оборота, то ограничений по количеству накладных нет.

Как происходит отгрузка и приемка?

Когда поставщик делает поставку маркированной продукции, он формирует универсальный передаточный документ (УПД), то есть электронную накладную, в которую включает информацию о передаваемых кодах маркировки. Магазин — в данном случае получатель — получает от поставщика электронную накладную, сверяет фактически полученный товар и данные, указанные в УПД, как в части кодов маркировки, так и в части качества и количества товара, которое к нему приехало.

Если расхождений нет, то магазин подписывает УПД с помощью цифровой подписи и передает ее через оператора электронного документооборота как своему поставщику, так и в систему «Честный знак» для того, чтобы система зарегистрировала передачу этих кодов от отправителя к получателю и сменила собственника кодов маркировки на получателя.

Методические рекомендации по описанию сведений при ЭДО почитать можно здесь.

Если что-то пошло не так? В партии красной обуви оказались желтые ботинки...

Если есть какое-то расхождение либо несоответствие между фактической поставкой и данными УПД, то магазин должен проинформировать своего поставщика о данном факте и запросить корректировку либо исправление УПД. В систему «Честный знак» принимаются к обработке уведомления в формате универсального передаточного документа или универсального передаточного документа с исправлениями (данный формат утвержден ФНС приказом от 19 декабря 2018 года № ММВ-7-15/820@). В систему «Честный знак» принимаются уведомления с функциями СЧФДОП и ДОП, то есть счет-фактура с накладной либо просто накладная. Одним из обязательных условий является наличие префикса «MARK», что говорит о том, что в УПД есть информация о маркируемой продукции. И конечно, должны быть заполнены поля по кодам маркировки.

Можно подать электронную накладную частично? Только на правильные коды, а неправильные не учитывать?

Это один из самых частых вопросов. Например, ситуация: в УПД указаны 10 кодов. Один из них — ошибочный (например, владельцем является не отправитель, а другое юрлицо либо код уже выведен из оборота). Такому УПД будет отказано в обработке, информация о необходимости внесения изменений будет передана участнику оборота. После исправления ошибок и повторной подачи данных УПД будет принят.

Как оформлять корректировки или исправления?

Если ваш поставщик оформляет универсальный корректировочный документ, то формат данного документа утвержден приказом Федеральной налоговой службы от 13 апреля 2016 года № ММВ-7-15/189@. Система «Честный знак» принимает к обработке универсальный корректировочный документ с функциями «КСЧФДИС» и «ДИС». То есть корректировочная счет-фактура с корректировкой к накладной и просто корректировка накладной. В данном документе также могут быть указаны как товары, которые подлежат обязательной маркировке, так или товары, которые не маркируются.

Единственный нюанс: если участники сделки отправляют в систему маркировки универсальный передаточный документ с исправлениями, то такая сделка будет зафиксирована, здесь не требуется основания. Если участники отправляют в систему маркировки универсальный корректировочный документ, то обязательным требованием является наличие основания: то есть участники сделки подписали УПД, потом выявили какую-либо ошибку и отправляют в систему УКД — универсальный корректировочный документ. Если участники сделки отправят только УКД и в системе не будет информации об УПД, то есть об основании, которое требует корректировки, то информация об изменениях не будет зарегистрирована системой.

В какие поля и что вписывать — рассказывает эксперт ЦРПТ.

Нужно ли дробить поставку на маркированный или не маркированный товар?

В одном документе может содержаться информация как о маркированных товарах, так и о товарах, которые не подлежат обязательной маркировке. Вы можете УПД указать, допустим, сигареты и обувь, которые подлежат обязательной маркировке, и зажигалки. Система «Честный знак» обработает такой УПД.

Придется сканировать каждую пачку сигарет?

В УПД выделены отдельные поля — теги, — в которых необходимо указывать коды маркировки передаваемой продукции. В рамках этого тега вы можете указать как коды потребительских упаковок, так и коды групповых упаковок (например, блоков сигарет), так и отдельно коды транспортных упаковок либо паллет, которые вы передаете своему клиенту. Для каждого типа кода указываются отдельные теги в поле «номер средства идентификации товаров». В системе маркировки присутствует информация о кодах пачек, которые «зашиты» в блок или короб. Проще говоря — переписывать код с каждой пачки не надо.

Скоро у вахтовиков очередная командировка, им спецботинки нужны, но они же их не продают. Что для них писать?

Это поставка для клиента, который планирует использовать товары для собственных нужд. Допустим, это будет обувь — для нефтяной компании. В данном случае поставщик должен указать инфополях в титуле покупателя «покупка товаров юридическими лицами либо ИП для собственных нужд». Система это зарегистрирует и осуществит выбытие таких товаров из оборота, так как получатель не планирует в дальнейшем их реализовывать потребителям или другим клиентам.

Следующая ситуация — это информирование системы маркировки о госконтрактах. В дополнительных сведениях в ФЧЖ1 — это отдельный тег в УПД, где необходимо указать цифровой показатель госконтракта. На основании этих данных система также зарегистрирует эти сведения и вид оборота — передача по госконтракту участнику оборота.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру