Важный гайд по хранению документов

Каждый рабочий день наверняка приносит вам не только ценный опыт, прибыль (надеемся) и полезные деловые связи, но и новые акты, счета-фактуры, заявления на отпуск, накладные. Вроде каждый документ – это 1-2 листочка.
Важный гайд по хранению документов
Иллюстрация: СберКорус

Но день за днем все это собирается в огромные кипы бумаг, а вы как владелец бизнеса обязаны бережно хранить этих свидетелей всех деловых процессов.

Когда уже можно будет все выбросить? А вдруг налоговая запросит то, чего уже нет? Но где тогда взять столько стеллажей и комнат в офисе? Пора навести порядок в этом вопросе – в этом поможет наш гайд.

Зачем вообще нужно хранить все эти документы

Документальные доказательства, находящиеся под рукой, помогут избежать многих проблем.

Деловые архивы пригодятся, чтобы:

  • Не быть оштрафованным. Документы могут потребоваться не только во время проверок деятельности вашей компани. Например, если ФНС решит проверить, насколько честно ведет свой бизнес ваш поставщик, подрядчик или иной контрагент, она может запросить у вас документы по вашим сделкам для экспертизы. А если вы не сможете их оперативно предоставить, придется платить штраф.

  • Держать ответ перед инспекцией по труду. У ее сотрудников есть особые чек-листы, по которым они проверяют, действительно ли все работники на предприятии официально проведены. Если выяснится, что человек в штате есть, а трудового договора вы предоставить не можете, штраф будет до 50 000 рублей.

  • Отстаивать свои интересы в суде. Если, например, подрядчик сделал работу спустя рукава, а поставщик прислал некачественные материалы, и оба не желают возмещать расходы, вы можете с ними судиться – и здесь не обойтись без должных документов, подтверждающих оплаты и заключения сделок.

  • Выдать справки сотрудникам. Работникам могут понадобиться от вас документы, подтверждающие величину стажа, размер средней зарплаты и пр.

Что и сколько хранить

Документ документу рознь. У каждого будет свой срок хранения, для его определения используются:

Самое главное: срок хранения документации исчисляется с 1 января следующего года, после того как делопроизводство по ним было завершено. Так, если вы заключили договор с контрагентом 28 мая 2021 года, а закончили работу в 2022 году, срок длительного хранения будет отсчитываться с 1 января 2023-го.

Таблица 1. Сроки хранения разных видов документов.

Срок хранения

Вид документа

Налоговый и бухгалтерский учет

1 год

Свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, уведомления о снятии с учета

5 лет

  • Первичные документы: договоры, акты, накладные, чеки, квитанции

  • Кассовые документы

  • Счета-фактуры

  • Налоговые декларации

  • Книга учета доходов и расходов

50 лет

Или 75 лет, если делопроизводство было закончено до 2003 года

Расчеты по страховым взносам

Постоянно

  • Устав, положения компании, протоколы собраний учредителей

  • Бухгалтерская (финансовая) отчетность

  • Документы о ликвидации компании

Кадровые документы

1 год

Правила внутреннего трудового распорядка

3 года

Графики отпусков

5 лет

Табели, журналы учета рабочего времени

Авансовые отчеты

45 лет

Документы о несчастных случаях на производстве

50 лет

Или 75 лет, если делопроизводство было закончено до 2003 года

  • Документы по личному составу: трудовые договоры, личные карточки сотрудников

  • Личные дела сотрудников

  • Табели, журналы учета рабочего времени при вредных и опасных условиях труда

  • Невостребованные оригиналы личных документов сотрудников

Постоянно

Штатное расписание

До востребования

Оригиналы личных документов сотрудников: трудовые книжки, дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства

Как хранить документы правильно

Здесь все будет зависеть от статуса документа. Если он текущий (то есть делопроизводство по нему либо не закончено, либо закончено, но срок хранения документа < 10 лет), его можно хранить просто в сейфе или в другом подходящем месте в офисе. Главное – в целости, читабельности и конфиденциальности.

А вот если у документа срок хранения > 10 лет, его нужно передать в архив.

Начните с правильной подготовки:

  1. Расположить документы в хронологическом порядке, пронумеровать, прошить.

  2. Составить опись – с номерами, наименованиями и количеством страниц.

  3. Составить лист-заверитель – указать общее количество листов в деле и отметить, если есть нарушение физического состояния страниц (порваны, размыты, испачканы кофе).

Передать документы в архив можно двумя методами:

  • самостоятельно организовать помещение для архивного хранения с системой пожаротушения и сигнализацией, температурой 17–19°C, относительной влажностью воздуха 50–55%, закрытыми от света стеллажами;

  • заключить договор с организацией, которая занимается долговременным архивированием.

Что делать с электронными документами

Закон разрешает хранить их в цифре, подписав электронной подписью. Но если документы изначально были бумажными, не получится просто оцифровать их, а оригиналы пустить в макулатуру, не дождавшись срока окончания их действия: «аналоговый» носитель придется хранить все время, установленное законом.

Вот правила для архивирования электронных служебных документов:

  • хранить как минимум на двух разных носителях – например, на жестком диске и в облаке;

  • оснастить компанию ПО и техническими средствами, которые позволят прочитать или скопировать эти документы;

  • обеспечить конфиденциальность при хранении такой информации;

  • раз в пять лет проводить ревизию: если за это время обновился софт для просмотра документов, сделать апгрейд.

Совет: даже если львиная доля документов изначально была создана на бумаге, имеет смысл сделать электронные копии – будет удобнее искать и пересылать, а хаос превратится в порядок.

Ответственность и штрафы

Тут все четко и ясно – посмотрите Таблицу 2.

Нарушение

Штраф

Основание

Отсутствие документов бухучета

  • От 3 000 до 5 000 ₽ – для должностных лиц и ИП

  • От 5 000 до 10 000 ₽ – для компаний

ст. 15.11 КоАП

Грубое нарушение правил учета доходов и/или расходов и/или объектов налогообложения

  • 10 000 ₽ за один налоговый период

  • 30 000 ₽ – более одного налогового периода

ст. 120 НК

Непредоставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

200 ₽ за каждый непредставленный документ

ст. 126 НК, п. 1

Непредставление документов в рамках встречной проверки контрагента

10 000 ₽ для ИП и юрлиц

ст. 126 НК, п. 2

Непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о контрагенте в рамках его встречной проверки

  • 5 000 ₽

  • 20 000 ₽ – за повторное нарушение в течение года

ст. 129.1 НК , п. 1

Нарушение правил хранения кадровых документов

  • От 1 000 до 5 000 ₽ – для ИП

  • От 30 000 до 50 000 ₽ – для юрлиц

ст. 5.27 КоАП, ч. 1

Совет: чтобы свести риск описанных выше штрафов к нулю, подключитесь к сервису электронного документооборота СФЕРА Курьер. Он позволит моментально создавать, подписывать, отправлять документы контрагентам и избежать санкций за проволочки, связанные с поиском либо восстановлением бумажных документов.

Чек-лист для самоконтроля

Вот еще несколько очень важных пунктов, по которым любому владельцу стоит проверить свои документальные дела:

  • Проверив свой внутренний банк документов по Таблице 1, утилизировать то, что явно просрочено. Для этого нужно сформировать комиссию из штатных сотрудников или обратиться к специализированному подрядчику. Главное – зафиксировать утилизацию документально.

  • Если вы поняли, что какие-то документы потерялись, попытаться восстановить их: запросить дубликаты у контрагентов, ведомств и государственных учреждений. Такие бумаги могут понадобиться налоговой. За каждый непредоставленный документ будет штраф от 200 рублей.

  • Если какие-то документы физически утрачены (затопило, украли, согрели), обеспечьте себе документальное подтверждение этого. Кражу подтвердит справка из полиции, возгорание – документ от МЧС, а подтопление – управляющая компания. Если этого не будет, вас могут заподозрить в умышленном сокрытии чего-то важного.

Реклама: ООО «КОРУС КОНСАЛТИНГ СНГ», ИНН: 7801392271, erid: LjN8KQZhc

Начать дискуссию

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

С 1 мая все физлица могут бесплатно переводить между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц через СБП. В Модульбанке повышенный лимит переводов для селлеров доступен уже сейчас с Маркет Картой.

Незавершенное строительство позволяет претендовать на выкуп земли много ниже кадастровой стоимости

В Адыгее сотрудники полиции пресекли попытку приобретения земельных участков мошенническим путем путем незавершенного строительства.

Лучшие спикеры, новый каждый день

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

До текущего года Росстат штрафами только пугал, а теперь наказывает. Как отбиться от штрафа, есть ли шанс?

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами

Согласно закону 54-ФЗ, в большинстве случаев при приеме платежей от физических лиц бизнесу — будь то предприниматель или юридическое лицо — нужна онлайн-касса. По-другому, каждый платеж нужно фискализировать. Расскажем, как сделать это с наименьшими затратами.

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.

ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Телеграм уже давно не просто мессенджер — это полноценная арена для маркетологов, которые каждый день соревнуются за внимание аудитории. Платформа активно развивается, предлагая все новые и новые рекламные инструменты. Но с ростом возможностей возникает и потребность в автоматизации. Здесь на сцену выходит Telega.in, превращая сложные процессы в дело пяти минут.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

СФР с 11 марта 2024 года начал принимать отчеты от страхователей в электронном виде с машиночитаемыми доверенностями — МЧД СФР. Теперь документы больше не получится сдать на сайте фонда с помощью скан-копий бумажных доверенностей. Разбираемся, что поменялось для страхователей и как сейчас представлять отчеты в СФР.

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

💳 МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам. Адвокат: это не способствует снижению количества преступлений

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Любой бизнес не может существовать в изоляции от общества, так как является его полноценным участником. Это относится как к крупным корпорациям, так и к малым или средним предприятиям.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Интересные материалы

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Разберем, где компания, которая собирается внедрить 1С, может найти исполнителя, и на что обращать внимание при выборе.

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С