Кассовая дисциплина в 2022 году: как соблюсти и кто проверит

Кассовая дисциплина — совокупность правил и ограничений при расчетах наличными. Порядок и контроль оборота наличных средств устанавливаются в целях обеспечения государственного надзора и для внутреннего контроля за финансами компании. Расскажем, как правильно работать с наличными в 2022 году.
49 тыс. 11,6 тыс.
Кассовая дисциплина в 2022 году: как соблюсти и кто проверит

Основные понятия

Кассовая дисциплина — это совокупность правил осуществления операций с наличными деньгами. Основные нормы подобных сделок устанавливает Центральный Банк. Они предусматривают обязанность:

  • рассчитываться наличными средствами ИП и компаниям только в пределах лимита;
  • своевременно и полностью оприходовать выручку в наличной форме на основании оформленных документов;
  • тратить наличные деньги только на разрешенные Центробанком цели;
  • устанавливать и постоянно контролировать остаток денег в кассе.

Кассовая дисциплина — это не только свод правил, предписанных регулирующим органом, но возможность контролировать важнейший ресурс любого бизнеса — деньги. Если у компании большой оборот наличных — этот контроль становится жизненно необходимым. Основные цели упорядочения и документирования оборота наличных — это сохранение и учет денег.

Важный аспект кассовой дисциплины — это управление наличными денежными потоками бизнеса. Это позволяет анализировать финансовые операции, оценивать качество работы сотрудников и менеджмента. При грамотной организации процесса это ценный источник информации, который будет помогать принимать решения.

Основные требования кассовой дисциплины

Лимит расчетов

Указанием Банка России от 09.12.2019 № 5348-У предусмотрено ограничение на максимальную сумму наличных расчетов: в рамках одного договора можно рассчитываться суммой, не превышающей 100 тысяч рублей. По сделкам в иностранной валюте — сумма расчетов не должна превышать сумму, эквивалентную 100 тысяч рублей по официальному курсу Банка России на дату сделки.

На лимит расчетов не влияют ни тип договора, ни срок его действия, ни количество и периодичность платежей по нему. Важно понимать: дробление расчетов на разные договоры для обхода этого ограничения может вызвать дополнительный контроль как со стороны банка, так и со стороны налоговой инспекции.

Ограничение в сумме также распространяется на расчеты между предпринимателями (обе стороны сделки являются ИП), а также — между ИП и организациями. При этом покупки и оплаты для частных целей целесообразно проводить обособленно.

ЦБ не установил максимальную сумму расчетов наличными с физическими лицами, не являющимися ИП. Компании и предприниматели могут проводить сделки с ними на любые суммы. Операции должны быть задокументированы и экономически обоснованы. Массовый вывод наличных из компании может вызвать подозрения у ИФНС и банка.

Откройте расчетный счет бесплатно в Локо-Банк и получите реквизиты уже сегодня

На какие цели разрешено тратить наличные?

Потратить наличные деньги можно только на цели, разрешенные Центробанком:

  1. Выплату работникам зарплаты, премий, доплат за сверхурочную работу, отпускные и другие аналогичные расчеты.
  2. Пособия по социальному страхованию, материальную помощь и другие платежи социальной направленности.
  3. Закупку товаров, работ, услуг (за исключением приобретения ценных бумаг).
  4. Выдачу денег под отчет (например, на оплату командировочных расходов).
  5. Возврат за товары и услуги, которые покупатель ранее оплатил наличными.

Особые нормы установлены для валютных нерезидентов — физических лиц. Они смогут получить наличные на следующих основаниях:

  • при возврате товаров, приобретенных ранее за наличный расчет;
  • за неоказанные услуги, которые были оплачены ранее;
  • при компенсации сумм НДС при вывозе товаров, купленных в России (tax free);
  • под отчет.

Нерезиденту нельзя выдавать наличные в качестве оплаты труда, а также — нельзя оплачивать покупаемые организацией товары, работы, услуг. Эти сделки с иностранцами можно осуществлять только безналичным расчетом.

Лимит остатка

Лимит остатка в кассе — максимальная сумма в кассах организации по состоянию на конец рабочего дня. Компания рассчитывает этот лимит самостоятельно, исходя их особенностей ведения бизнеса. Рассчитанный лимит необходимо установить распорядительным документом — приказом — с подписью руководителя. Согласовывать его с банком не требуется.

Подобное ограничение позволяет контролировать финансовые потоки компании, а также регулировать и снижать риски хищения денег.

Период, на который нужно устанавливать лимит, законодательно не определен. Как правило, он действует до вступления в силу нового приказа на установление нового лимита кассы. Периодический пересмотр этого показателя позволяет оценивать развитие бизнеса и контролировать финансы.

Налоговая служба расценивает отсутствие лимита по кассе как лимит, равный нулю. А значит всю дневную выручку необходимо сдавать в банк. Если подобные условия вам не подходят — закрепите приказом удобную сумму в качестве лимита остатка.

Для малых предприятий установлена льгота: они могут хранить любую сумму в кассе на конец дня и не устанавливать лимит. Нужно только обязательно прописать это условие внутренним документом, например, тем же приказом руководителя.

Если организация не воспользуется льготой и установит лимит, то его придется соблюдать в общем порядке.

Хранение наличных в кассе

Правила хранения и оборота наличных законодательно не установлены, компании и предприниматели обязаны самостоятельно разработать регламент работы с деньгами. Он утверждается приказом руководителя и может содержать:

  • инструкции по работе с ключами от кассы;
  • периодичность проведения проверок сохранности (ревизии, внеплановые инвентаризации);
  • регламент действий в случае хищений.

Документирование кассовых операций

Оборот наличных оформляется документально приходными (ПКО) и расходными (РКО) кассовыми ордерами. Формы этих документов установлены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

Необходимые документы заполняются и подписываются главным бухгалтером, кассиром или руководителем компании. Образцы подписей уполномоченных сотрудников необходимо выдавать кассиру для сверки с подписями на документах. Если наличные принимает и выдает лично руководитель, образцы подписей не потребуются.

Существуют другие документы учета. В частности — кассовая книга, журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, а также книги учета принятых и выданных кассиром денег. Конкретный перечень необходимых для ведения отчетов и документов определяется характером ведения бизнеса и особенностями организации работы касс.

Все перечисленные документы необходимо хранить пять лет после года выполнения операций (например, документы, оформленные в 2022 году нужно хранить до конца 2027 года). В случае возникновения споров или судебных разбирательств — до принятия решения по делу, но не менее пяти лет. При необходимости — срок хранения можно увеличить (по решению организации). Сохранение документов — важный элемент документооборота организации. Это позволяет качественно улучшать прогнозирование будущих поступлений средств, исходя из прошлого опыта.

Откройте счет в Локо-Банке и получите доступ к онлайн-продуктам: торговый и интернет-эквайринг, онлайн-бухгалтерия, ежедневный мониторинг состояния вашего бизнеса и многое другое.

Как выдать и принять деньги в кассе?

Выдача денег:

  1. Проверить оформление расходных кассовых ордеров — наличие подписей, соответствие образцам подписей, и корректность указанных сумм.
  2. Удостовериться в том, что деньги выдаются лицу, указанному в расходном кассовом ордере.
  3. Получить подпись получателя денег.
  4. Выдать деньги и подписать расходный кассовый ордер.
  5. Отразить списание в кассовой книге.

Принятие денежных средств:

  1. Проверить приходный кассовый ордер: наличие подписей, соответствие подписей образцу, корректность сумм цифрами и прописью.
  2. При наличии — поверить дополнительные документы, указанные в приходном кассовом ордере.
  3. Пересчитать внесенные деньги и сверить полученную сумму с документом.
  4. Если сумма внесенных средств верна, поставить подпись в приходном кассовом ордере и квитанции к нему, далее — выдать ее тому, кто осуществляет внесение средств.
  5. Отразить в кассовой книге информацию о принятых денежных средствах.

Кассовые операции в бухгалтерском учете

Для отражения операций используется счет 50 «Касса», к которому можно открыть дополнительные субсчета для детализации отражения операций по синтетическому счету.

Например, можно создать отдельный субсчет для наличных в ящиках ККТ или субсчет для учета денежных документов (к ним относятся в частности путевки для сотрудников, авиа- и ж/д билеты). Конкретный список субсчетов определяется учетной политикой и разработанной методологией бухгалтерского учета.

Поступление денег (денежных документов) отражается по дебету соответствующих субсчетов, расход — по кредиту, в корреспонденции с соответствующими счетами учета операций.

Ошибки в кассовом учете несут налоговые риски — не полностью оприходованная выручка, например, сейчас может быть быстро выявлена путем сличения данных онлайн-кассы и данных отчетности. Поэтому необходимо взвешенно подходить к контролю сотрудников. В частности — установить периодичность инвентаризаций всех типов касс.

Контроль кассовой дисциплины

Оборот наличных в организациях и у ИП контролируют налоговая инспекция в рамках проверки применения ККТ и полноты учета наличной выручки. Плановых проверок для этого вида контроля не предусмотрено, возможны только внеплановые. У проверяющих должны быть:

  1. Поручение на проведение проверки;
  2. Служебные удостоверения.

Проверить кассовые операции налоговые органы могут за любой период, но оштрафуют компанию только за те нарушения, которые выявлены в течение двух последних месяцев. За более ранние санкций не будет. Например, если компания превысила лимит остатка в январе 2022 года, то привлечь ее к ответственности в апреле уже нельзя.

В ходе проверки компания должна предоставить перечень документов, указанных в налоговом требовании. Документы предоставляются в виде оригиналов или заверенных компанией копий.

Согласно административному регламенту, срок проверки кассовых операций будет не дольше 20 рабочих дней с даты получения поручения на ее проведение. Документарные и выездные проверки не могут длиться дольше 10 рабочих дней.

За непредставление документов, доступа или несообщение информации в рамках проверки может быть наложен штраф:

  • на юридические лица — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на руководителя или ИП — от 2 тысяч до 4 тысяч рублей.

Если в результате действий или бездействия налогоплательщика проведение проверки или ее завершение стало невозможным, то штраф будет больше:

  • на компании — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на руководителя или ИП — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

По результатам проверки проверяющие составляют акт проверки. Он составляется и подписывается в нескольких экземплярах, один из которых передается проверяемой организации (ИП).

Если ИФНС найдет нарушения, то вместе с актом выдадут предписание с указанием сроков устранения нарушений. Дополнительно составят протокол об административном правонарушении, после — инспекция вынесет постановление о назначении административного наказания (штрафа). Постановление не оформляется, если срок давности уже истек.

Оспаривание акта проверки начинается с оформления возражений. Налоговый инспектор обязан сделать в акте отметку, что возражения приняты. Если это не поможет — обжаловать постановление о штрафе можно в арбитражном суде. Срок обжалования — всего 10 календарных дней.

Штрафы за нарушение кассовой дисциплины

Наказание предусмотрено за следующие правонарушения:

  • покупки за наличные деньги свыше 100 тысяч рублей;
  • сокрытие (полное или частичное) наличной выручки;
  • нарушения при хранении и обороте наличных денег;
  • превышение установленного лимит остатка по кассе.

За перечисленные нарушения оштрафуют руководителя компании и предпринимателя (штраф от 4 тысяч до 5 тысяч рублей), дополнительно будет назначен штраф на организацию (от 40 тысяч до 50 тысяч рублей).

Важно: с 06.04.2022 отменены одновременные штрафы для компаний и должностных лиц за одно и то же нарушение (закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ). То есть, если оштрафовали руководителя, то компанию к ответственности привлекать не будут, при условии, что она приняла все меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Хотите открыть бизнес?

Подробная памятка от экспертов Локо-Банка для начинающих предпринимателей

Нужная информация просто и доступно

Оставьте контакты и получите памятку на почту прямо сейчас. Это бесплатно:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥 Налоговики на всякий случай сравнивают показатели 6-НДФЛ, которые не должны сходиться. В 1 уведомление можно включать много всего. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости этой недели, которые вы могли пропустить.

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала развивать внешнеторговые расчеты в рублях

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

Лучшие спикеры, новый каждый день

ФНС обновила документы для составления мотивированного мнения

Теперь компании могут отозвать запрос о предоставлении мотивированного мнения, а из документов убрали информацию о штрафах.

Может ли ФНС начислить налог на всю сумму дохода без учета расходов

Суть дела: организация выполняла подрядные работы в пользу контрагента и не учитывала в составе своих доходов вознаграждение по договору подряда. Налоговики посчитали это необоснованным занижением налогооблагаемой прибыли на величину доходов, которые были получены от заказчика подрядных работ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Ипотека

Что будет, если один супруг купил квартиру, а второй платил за нее ипотеку: новое решение суда

Реалии нашего времени таковы, что не каждый брак способен продержаться дольше, чем будет погашен взятый супругами ипотечный кредит. В связи с этим часто возникают вопросы по поводу раздела кредита и купленной на него квартиры.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы в СФР

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Три изменения в сдаче отчетности, которые вступят в силу в апреле–мае 2024 года

В этот период вступили в силу новые контрольные соотношения, обновлено уведомление о невозможности подачи документов по запросу ИФНС и изменен порядок подачи банковской гарантии при ускоренном возмещении НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что делать, если компания попала в реестр выгодоприобретателей

Контрольно-аналитическую работу ФНС с компанией, которая попала в ФРПВ, можно остановить в 3-х случаях. Главное — доказать, что фирма не сотрудничает с техническими компаниям и позволить налоговикам искать другого выгодоприобретателя.

Карманные деньги: выдавать ли детям

Как научить детей правильно распоряжаться финансами? В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Молодым специалистам стало проще найти работу в оборонке

Запущен проект информационной поддержки трудоустройства студентов сферы оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

60

Первый ход — Е2-Е4, а там… Хаос при формировании уведомления на аванс УСН

Если в ЛК ФНС царит хаос, то при интеграции с этим самым кабинетом что-то где-то и когда-то упорядочится? Я одна задаю этот вопрос?

Первый ход — Е2-Е4, а там… Хаос при формировании уведомления на аванс УСН
111
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Бухгалтерский учет

Как отразить в учете на УСН «доходы минус расходы» расходы по чекам от директора за прошлые годы. Мини-курс

Директор принес бухгалтеру чеки на материалы за 2021 и 2022 год. Что с ними делать, можно ли принять их к учету в 2024 году? Как поступить, рассказываем в сегодняшнем мини-курсе.

Как отразить в учете на УСН «доходы минус расходы» расходы по чекам от директора за прошлые годы. Мини-курс
Банки

В 1 квартале 2024 года вдвое больше россиян открыли брокерские счета в Сбере по сравнению с 1 кв. 2023

🔥 Сбер: «Наши клиенты активно приходят на фондовый рынок. Важно, что это устойчивый интерес: мы не видим резких перепадов или движений из стороны в сторону».

Требуйте у работодателя обучение! В каких случаях бухгалтер обязан проходить курсы повышения квалификации

Зачем бухгалтеру дополнительное обучение, если за плечами большой опыт? В каких случаях учиться не просто желательно, а того требует закон? И главное — кто должен оплачивать учебу бухгалтер или работодатель.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

⏰ Приближается срок сдачи декларации по УСН за 2023 год для ИП

Организации уже сдали декларацию по УСН за 2023 год, а срок ее сдачи для ИП – на следующей неделе.

С прояснениями, без осадков: топ-3 тренда облачного рынка

Сегодня для каждого из нас использование облачных технологий стало чем-то обыденным: мы совершаем покупки, обмениваемся информацией, формируем бизнес-процессы, анализируем данные – и всё это упростилось и ускорилось за счет облачных вычислений.

С прояснениями, без осадков: топ-3 тренда облачного рынка

Мошенники берут займы через профиль на Госуслугах: как вернуть доступ

Специалисты Сбера рассказали, как оперативно вернуть контроль над учетной записью Госуслуг, если аккаунт оказался в руках злоумышленников.

127

Финансисты нового времени: когда важнее лидерство, а не учет

Основа профессии финансиста — учет и отчетность. Важно уметь анализировать, проверять данные на соответствие законодательству, планировать и оценивать эффективность бизнеса. Такие требования были вчера, есть сегодня и будут завтра, однако только этого уже недостаточно. Чего ждут от современного специалиста — разбираемся в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Жалобы правообладателей удовлетворены: на маркетплейсах заблокировали больше 2 млн карточек товаров

Производители и маркетплейсы заключили соглашение о добросовестных практиках, чтобы снизить число контрафакта на площадках.