Практические аспекты организации системы внутреннего контроля в государственном учреждении

В своей деятельности бухгалтер учреждения постоянно сталкивается с необходимостью реализации требований законодательства.
222 61
Практические аспекты организации системы внутреннего контроля в государственном учреждении
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Часть таких требований: использование утвержденных корреспонденций счетов или применение унифицированных форм первичных учетных документов, — настолько привычны, что не вызывают отторжения и сомнений в обязательности неукоснительного их соблюдения. А другие требования видятся избыточными, так и кажется, законодатель только и думает, чем бы озадачить бухгалтера, чтобы он не заскучал. К числу таких обязательных мероприятий, которые выглядят как дополнительная нагрузка, часто относят организацию внутреннего контроля.

Каждая компания обязана организовать внутренний контроль в силу требований закона от 06.12.2021 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», эта обязанность особенно тягостно воспринимается бухгалтерами государственных учреждений.

Оно и понятно: разрабатывать регламентирующие документы и реализовывать дополнительные мероприятия в рамках контроля в условиях беспрестанного изменения законодательства в области бухгалтерского учета государственных финансов, уточнения указаний по применению бюджетной классификации трудоемко.

Может ли внутренний контроль быть реализован силами главбуха учреждения и приносить реальную пользу

Однозначно да. Более того, имея многолетний опыт работы с бухгалтерскими службами государственных учреждений, можем с уверенностью сказать, что бухгалтер обязательно получит реальную пользу от хорошо организованного внутреннего контроля.

Идеально, когда внутренний контроль является непрерывным процессом и охватывает все сферы деятельности учреждения: производственные процессы (деятельность по непосредственному выполнению государственного задания, выполнению программы государственных гарантий оказания медицинской помощи и т.д.), процессы финансового и кадрового учета и другие вспомогательные процедуры, сопровождающие уставную деятельность.

В этой статье поговорим о внутреннем контроле совершаемых фактов хозяйственной деятельности — интересе главного бухгалтера, финансового директора и иного лица, отвечающего за законность, достоверность и полноту информации о финансовом состоянии учреждения.

Долой формальные подходы к организации внутреннего контроля в госучреждениях

Во-первых, не бойтесь и возьмите организацию внутреннего контроля в свои руки.

Любое нежелание руководства, работников структурных подразделений учреждения бито козырем в ваших руках — вы обязаны организовать эту систему в силу требований законодательства.

Поскольку вы автор, система будет работать согласно вашим правилам и, следовательно, приносить пользу именно в сфере вашей профессиональной ответственности.

Во-вторых, начните с малого, минимально необходимого для реализации требований закона. В соответствии с приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н «Об утверждении стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» в составе учетной политики субъекта учета должны быть утверждены:

  • порядок организации и осуществления внутреннего контроля;

  • график документооборота, содержащий, в том числе, сроки составления документов с учетом проведения мероприятий внутреннего контроля.

Разработка Положения о внутреннем контроле в госучреждениях

Разработайте локальный нормативный акт учреждения, который определит основные принципы организации и осуществления внутреннего контроля, закрепит ответственность лиц.

Рекомендуемое содержание Положения о внутреннем контроле:

  1. Общие положения (область применения — для кого документ является обязательным, цели, задачи, объекты контроля).

  2. Система внутреннего контроля: способы, методы и формы контроля, виды контрольных мероприятий и действия — приемы проверки.

  3. Организация внутреннего контроля (предварительный, текущий и последующий контроль).

  4. Документальное оформление результатов внутреннего контроля.

  5. Решения по результатам внутреннего контроля.

В качестве приложения к Положению о внутреннем контроле рекомендуем сформировать Перечень мероприятий внутреннего контроля, сводный документ, имеющий практическое применение.

Как составить Перечень мероприятий внутреннего контроля в госучреждениях

Для начала сформируйте список процессов, свойственных работе финансовой службы, начните с малого, не стоит сразу пытаться охватить полный спектр вашей непростой работы в учреждении бюджетной сферы. Предпримем первые шаги в регламентации рабочих процессов, которым в наибольшей степени присущи риски.

Речь идет как о рисках ФХД самого учреждения, так и о нарушении комфортного рабочего процесса (при сложном взаимодействии структурных подразделений), например:

  1. Формирование плановых документов (ПФХД, государственное задание, прейскуранты платных услуг, разработка норм расходования матзапасов и др. по необходимости).

  2. Закупочная деятельность.

  3. Приемка товаров/работ/услуг.

  4. Движение нефинансовых активов.

  5. Ведение бухгалтерского учета.

  6. Ведение налогового учета.

  7. Составление бухгалтерской отчетности.

На ваше усмотрение перечень процессов может охватывать иные виды деятельности, включенные в зону вашей ответственности, или быть представлен более детально.

Что будем контролировать: операции или процессы

Следующим этапом является конкретизация операций каждого процесса, подлежащих внутреннему контролю в учреждении.

Для процесса приемки товаров/работ/услуг можно условно выделить следующие операции:

  • непосредственно прием товаров на склад (проверка по количеству, ассортименту), прием результатов работ/услуг ответственными лицами заказчика (по количеству и качеству, определенным техническим заданием к договору);

  • проверка сопровождающих документов (корректность заполнения первичных документов, соответствие условиям договора, отсутствие ошибок, неточностей и т.д.);

  • работа с контрагентом, в случае наличия замечаний в количестве и/или содержании товаров/работ/услуг, претензий к документальному оформлению поставки;

  • ведение претензионной работы при нарушении контрагентом условий договора;

  • подписание электронного документа о приемке товаров/работ/услуг;

  • отражение в бухгалтерском учете факта приемки товаров/работ/услуг.

И наконец необходимо сформировать (например, в табличной форме) Перечень мероприятий внутреннего контроля в госучреждении. Для этого для каждой операции закрепляем:

  • должностное лицо, ответственное за операцию;

  • периодичность выполнения операции;

  • должностное лицо, ответственное за осуществление контроля (может совпадать с ответственным лицом за совершение операции);

  • способ контроля (документальный или фактический);

  • метод контроля (сплошной, выборочный);

  • форму контроля (самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль, контроль по уровню подведомственности);

  • виды контрольных мероприятий (проверка формата документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, утверждение (согласование, визирование), сверка данных и др.);

  • контрольные действия — приемы (арифметическая сверка, юридическая/финансовая оценка, анализ соблюдения нормативов, сверка и сопоставление данных, осмотр, пересчет, инвентаризация и т.д.).

Таким образом, получаем регламентированный механизм осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, который может стать основой для формирования или актуализации графика документооборота в учреждении.

Результаты процедур внутреннего контроля в государственных учреждениях

При желании осуществлять процедуры последующего внутреннего контроля необходимо закрепить ответственных лиц (служба внутреннего контроля, отдельное должностное лицо), разработать формы документального подтверждения осуществления мероприятий внутреннего контроля (журнал учета результатов, отчет о результатах).

На первоначальном этапе построения эффективной системы внутреннего контроля формальное обобщение проведенных проверочных процедур не является обязательным.

Итоги осуществления процедур внутреннего контроля при разумном подходе станут базой управления рисками: основой создания необходимой контрольной среды.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал «МКПЦН для бизнеса». Мы пишем о налогах, финансах, трудовом законодательстве, описываем интересные кейсы, отвечаем на ваши вопросы, анонсируем вебинары.

ООО «МКПЦН-Консультант» — одна из ведущих российских компаний в сфере государственного, управленческого, финансового, юридического, налогового, бухгалтерского консалтинга. Наш опыт работы — более 30 лет.

Качественно, профессионально, в кратчайшие сроки окажем профессиональную поддержку при выявлении и оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности учреждений бюджетного сектора, разработке методов реагирования на них, анализе и построении системы внутреннего контроля в бухгалтерии.

Построение эффективной системы внутреннего контроля, риск-менеджмента

Нужна консультация? Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и обсудим ваши вопросы:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «МКПЦН-КОНСУЛЬТАНТ», ИНН: 7717539166, erid: LjN8KBoeL

Начать дискуссию

Как собрать доход по отчетам в Яндекс Маркете?

Здравствуйте, кто работает с Яндекс маркетом, как доход собрать по отчётам, могли бы схему описать, благодарю 🙏

14

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Воинский учет

Воинский учет: что сдавать, штрафы и новые правила с 5 августа и 1 октября 2023 года + формы

Разбираем азы воинского учета — какую отчетность и в какие сроки сдавать (с учетом свежих изменений 2023 года), какие штрафы грозят за нарушения, что с повестками призывникам.

Воинский учет: что сдавать, штрафы и новые правила с 5 августа и 1 октября 2023 года + формы
39
44,4 тыс.

Что не так с предстоящим повышением налогов в России?

В России происходит слом самой философии бюджетно-налоговой политики, последовательно выстраивавшейся с начала нынешнего века

Лучшие спикеры, новый каждый день

В Крыму временно запретили работать иностранцам по патентам

Работодателям на полгода запретили нанимать иностранных сотрудников, которые могут работать по патентам. Ограничения затронули 35 видов экономической деятельности.

Интернет и IT

Число DDos-атак на российские компании увеличились в три раза

Только за первые четыре месяца 2024 года специалисты по кибербезопасности справились с 512 DDos-атаками.

Россия договорилась с Белоруссией о признании цифровых подписей

Предпринимали из Белоруссии смогут использовать национальные электронные цифровые подписи как квалифицированные подписи в России. Это позволит бизнесменам участвовать в госзакупках.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Малый и средний бизнес получил нефинансовую поддержку на 78 млрд рублей

Минэкономразвития оценило стоимость нефинансовой поддержки, которую предприниматели могут получить в центрах «Мой бизнес».

Операторов кикшеринга могут заставить платить налоги в бюджет города

Власти Петербурга предложили операторам услуг по краткосрочной аренде самокатов разделить доходы, полученные в разных регионах, и платить налоги в бюджет городов, где этот сервис представлен.

У бухгалтеров пошли вопросы по заполнению 6-НДФЛ, а налоговики требуют с них пояснений. 🧾«Ночной бухгалтер» № 1664

Новый-старый отчет с кучей сроков уплаты вызывает у бухгалтеров вопросы, которые решают «всем миром». Налоговики продолжают слать требования, сравнивая уведомления и расчет. Объяснения, что в уведомлениях ошибка и верны данные отчетов их не устраивают. А еще вас ждут бухгалтерские байки, гороскоп и мем дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Сотрудникам запретят работать сверх графика больше 120 часов в год

Сейчас в законе нет ограничений по часам переработки в режиме ненормированного рабочего дня. Депутаты собираются это исправить и защитить права сотрудников на отдых.

Бесплатно с Фиксированные взносы ИП

Как теперь уменьшать налог по УСН на взносы ИП: разъяснения ФНС с примером

Временные прошлогодние правила по взносам 1% стали постоянными.

Как теперь уменьшать налог по УСН на взносы ИП: разъяснения ФНС с примером
Инвестиции

Инвесторы готовы обменять заблокированные активы на десятки миллиардов рублей

Банки и фонды из США, ЕС и Великобритании готовы выкупить у российских инвесторов замороженные иностранные активы.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Кредитование

Льготные кредиты для бизнеса — 2024

Происходящие в последнее время события значительно влияют на многие сферы нашей жизни, одной из которых является бизнес, испытывающий серьезные трудности, в частности, малый и средний бизнес, который нуждается в особой поддержке. Для этих целей предусмотрены различные программы и льготы. Подробнее о действующих и планируемых мерах поддержки мы расскажем далее.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
323

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

У самурая, как известно, нет цели — есть только путь. Но в бухгалтерской компании все иначе: здесь есть и четкая цель, и продуманный путь к ее достижению. Свой путь есть и у клиента, который решает доверить свои финансовые дела профессионалам. Расскажем об этом пути подробнее: как бесшовно принять клиента на обслуживание и какие важные нюансы нужно учесть.

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме
Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: нейросеть создает кино, животных теперь можно перевозить в салоне самолета, а гольф добавят в школьную программу

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

73
НДС

За передачу прав на демоверсию программу не надо платить НДС, если она есть в реестре российского ПО

Передача исключительных прав на программы для ЭВМ, включенные в единый реестр российского ПО, а также прав на использование таких программ, освобождены от НДС.

Онлайн-кассы

Как пункты выдачи заказов должны формировать чеки ККТ

Интернет-магазин может принимать деньги от покупателей по безналу с применением ККТ, установленной вне места нахождения покупателя. При этом в чеке будет реквизит «признак способа расчета» (тег 1214) будет значение «1» – предоплата 100%.

69
РСВ

Организации без зарплаты тоже должны сдавать РСВ

В НК не предусмотрено освобождение от сдачи нулевого РСВ в зависимости от численности работников, видов деятельности и т.д. Все организации должны сдавать РСВ.

Бесплатно с Налоги, взносы, пошлины

Как считают пени по налогам в 2024 году. Мини-курс

Какой порядок расчета пени по налогам применяется в 2024 году и на какую ставку рефинансирования ориентироваться налогоплательщику, рассказываем в мини-курсе.

Как считают пени по налогам в 2024 году. Мини-курс

Интересные материалы

Кадры

Каждый пятый соискатель исчезает после оффера

В 2024 году главной проблемой работодателей стала нехватка подходящих кандидатов на рынке труда. Стоимость закрытия вакансий существенно выросла вместе с зарплатными ожиданиями будущих сотрудников.

191