Практические аспекты организации системы внутреннего контроля в государственном учреждении

В своей деятельности бухгалтер учреждения постоянно сталкивается с необходимостью реализации требований законодательства.
Практические аспекты организации системы внутреннего контроля в государственном учреждении
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Часть таких требований: использование утвержденных корреспонденций счетов или применение унифицированных форм первичных учетных документов, — настолько привычны, что не вызывают отторжения и сомнений в обязательности неукоснительного их соблюдения. А другие требования видятся избыточными, так и кажется, законодатель только и думает, чем бы озадачить бухгалтера, чтобы он не заскучал. К числу таких обязательных мероприятий, которые выглядят как дополнительная нагрузка, часто относят организацию внутреннего контроля.

Каждая компания обязана организовать внутренний контроль в силу требований закона от 06.12.2021 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», эта обязанность особенно тягостно воспринимается бухгалтерами государственных учреждений.

Оно и понятно: разрабатывать регламентирующие документы и реализовывать дополнительные мероприятия в рамках контроля в условиях беспрестанного изменения законодательства в области бухгалтерского учета государственных финансов, уточнения указаний по применению бюджетной классификации трудоемко.

Может ли внутренний контроль быть реализован силами главбуха учреждения и приносить реальную пользу

Однозначно да. Более того, имея многолетний опыт работы с бухгалтерскими службами государственных учреждений, можем с уверенностью сказать, что бухгалтер обязательно получит реальную пользу от хорошо организованного внутреннего контроля.

Идеально, когда внутренний контроль является непрерывным процессом и охватывает все сферы деятельности учреждения: производственные процессы (деятельность по непосредственному выполнению государственного задания, выполнению программы государственных гарантий оказания медицинской помощи и т.д.), процессы финансового и кадрового учета и другие вспомогательные процедуры, сопровождающие уставную деятельность.

В этой статье поговорим о внутреннем контроле совершаемых фактов хозяйственной деятельности — интересе главного бухгалтера, финансового директора и иного лица, отвечающего за законность, достоверность и полноту информации о финансовом состоянии учреждения.

Долой формальные подходы к организации внутреннего контроля в госучреждениях

Во-первых, не бойтесь и возьмите организацию внутреннего контроля в свои руки.

Любое нежелание руководства, работников структурных подразделений учреждения бито козырем в ваших руках — вы обязаны организовать эту систему в силу требований законодательства.

Поскольку вы автор, система будет работать согласно вашим правилам и, следовательно, приносить пользу именно в сфере вашей профессиональной ответственности.

Во-вторых, начните с малого, минимально необходимого для реализации требований закона. В соответствии с приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н «Об утверждении стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» в составе учетной политики субъекта учета должны быть утверждены:

  • порядок организации и осуществления внутреннего контроля;

  • график документооборота, содержащий, в том числе, сроки составления документов с учетом проведения мероприятий внутреннего контроля.

Разработка Положения о внутреннем контроле в госучреждениях

Разработайте локальный нормативный акт учреждения, который определит основные принципы организации и осуществления внутреннего контроля, закрепит ответственность лиц.

Рекомендуемое содержание Положения о внутреннем контроле:

  1. Общие положения (область применения — для кого документ является обязательным, цели, задачи, объекты контроля).

  2. Система внутреннего контроля: способы, методы и формы контроля, виды контрольных мероприятий и действия — приемы проверки.

  3. Организация внутреннего контроля (предварительный, текущий и последующий контроль).

  4. Документальное оформление результатов внутреннего контроля.

  5. Решения по результатам внутреннего контроля.

В качестве приложения к Положению о внутреннем контроле рекомендуем сформировать Перечень мероприятий внутреннего контроля, сводный документ, имеющий практическое применение.

Как составить Перечень мероприятий внутреннего контроля в госучреждениях

Для начала сформируйте список процессов, свойственных работе финансовой службы, начните с малого, не стоит сразу пытаться охватить полный спектр вашей непростой работы в учреждении бюджетной сферы. Предпримем первые шаги в регламентации рабочих процессов, которым в наибольшей степени присущи риски.

Речь идет как о рисках ФХД самого учреждения, так и о нарушении комфортного рабочего процесса (при сложном взаимодействии структурных подразделений), например:

  1. Формирование плановых документов (ПФХД, государственное задание, прейскуранты платных услуг, разработка норм расходования матзапасов и др. по необходимости).

  2. Закупочная деятельность.

  3. Приемка товаров/работ/услуг.

  4. Движение нефинансовых активов.

  5. Ведение бухгалтерского учета.

  6. Ведение налогового учета.

  7. Составление бухгалтерской отчетности.

На ваше усмотрение перечень процессов может охватывать иные виды деятельности, включенные в зону вашей ответственности, или быть представлен более детально.

Что будем контролировать: операции или процессы

Следующим этапом является конкретизация операций каждого процесса, подлежащих внутреннему контролю в учреждении.

Для процесса приемки товаров/работ/услуг можно условно выделить следующие операции:

  • непосредственно прием товаров на склад (проверка по количеству, ассортименту), прием результатов работ/услуг ответственными лицами заказчика (по количеству и качеству, определенным техническим заданием к договору);

  • проверка сопровождающих документов (корректность заполнения первичных документов, соответствие условиям договора, отсутствие ошибок, неточностей и т.д.);

  • работа с контрагентом, в случае наличия замечаний в количестве и/или содержании товаров/работ/услуг, претензий к документальному оформлению поставки;

  • ведение претензионной работы при нарушении контрагентом условий договора;

  • подписание электронного документа о приемке товаров/работ/услуг;

  • отражение в бухгалтерском учете факта приемки товаров/работ/услуг.

И наконец необходимо сформировать (например, в табличной форме) Перечень мероприятий внутреннего контроля в госучреждении. Для этого для каждой операции закрепляем:

  • должностное лицо, ответственное за операцию;

  • периодичность выполнения операции;

  • должностное лицо, ответственное за осуществление контроля (может совпадать с ответственным лицом за совершение операции);

  • способ контроля (документальный или фактический);

  • метод контроля (сплошной, выборочный);

  • форму контроля (самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль, контроль по уровню подведомственности);

  • виды контрольных мероприятий (проверка формата документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, утверждение (согласование, визирование), сверка данных и др.);

  • контрольные действия — приемы (арифметическая сверка, юридическая/финансовая оценка, анализ соблюдения нормативов, сверка и сопоставление данных, осмотр, пересчет, инвентаризация и т.д.).

Таким образом, получаем регламентированный механизм осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, который может стать основой для формирования или актуализации графика документооборота в учреждении.

Результаты процедур внутреннего контроля в государственных учреждениях

При желании осуществлять процедуры последующего внутреннего контроля необходимо закрепить ответственных лиц (служба внутреннего контроля, отдельное должностное лицо), разработать формы документального подтверждения осуществления мероприятий внутреннего контроля (журнал учета результатов, отчет о результатах).

На первоначальном этапе построения эффективной системы внутреннего контроля формальное обобщение проведенных проверочных процедур не является обязательным.

Итоги осуществления процедур внутреннего контроля при разумном подходе станут базой управления рисками: основой создания необходимой контрольной среды.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал «МКПЦН для бизнеса». Мы пишем о налогах, финансах, трудовом законодательстве, описываем интересные кейсы, отвечаем на ваши вопросы, анонсируем вебинары.

ООО «МКПЦН-Консультант» — одна из ведущих российских компаний в сфере государственного, управленческого, финансового, юридического, налогового, бухгалтерского консалтинга. Наш опыт работы — более 30 лет.

Качественно, профессионально, в кратчайшие сроки окажем профессиональную поддержку при выявлении и оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности учреждений бюджетного сектора, разработке методов реагирования на них, анализе и построении системы внутреннего контроля в бухгалтерии.

Построение эффективной системы внутреннего контроля, риск-менеджмента

Нужна консультация? Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и обсудим ваши вопросы:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «МКПЦН-КОНСУЛЬТАНТ», ИНН: 7717539166, erid: LjN8KBoeL

Начать дискуссию

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

В отличие от трудоустройства иностранного сотрудника по обыкновенному разрешению на работу (РНР), оформление иностранца в статусе ВКС является более быстрым процессом и имеет ряд преимуществ. Работодателю не нужно получать квоту, оформлять разрешение на привлечение иностранцев, а документы для ВКС выдаются сразу на 3 года.

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Резиденты ТОР получат госимущество в упрощенном порядке

Предприниматели из специальных экономических территорий смогут быстрее получать недвижимое и движимое имущества без торгов и на льготных условиях.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Автоматизация позволяет владельцу бизнеса выйти из рутины и операционки. При этом процессы останутся управляемыми. Разберемся, с какими трудностями автоматизация помогает справиться бухгалтерской аутсорсинговой фирме и какие возможности дает.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов
Лучшие спикеры, новый каждый день

Должников по ЖКХ защитят от коллекторов

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для выбивания долгов за жилищно-коммунальные услуги.

В ЕГРН больше не будет информации о режимных объектах

Вступает в силу закон о неразглашении назначения, положения и видов режимных объектов.

Акцизы

Изменятся акцизы на российские вина

Игристые вина и российское шампанское будет облагаться акцизом в размере 119 рублей. В первоначальной версии законопроекта депутаты планировали увеличить этот налог до 141 рубля.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Заканчивается апрель, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции в этом месяце. В первой половине месяца я покупал в основном облигации, когда размещений был целый вагон и маленькая тележка, во второй половине удалось восстановить баланс. Дополнительных пополнений не было, но к 200 000 добавились купоны и дивиденды.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Как пережить эти выходные бухгалтеру, который не может ходить

Друзья, мало того, что я не смогла поехать в запланированную поездку, так у меня новая напасть - не могу наступать на ногу. Совсем. Давайте мне все вместе придумаем развлечения:сериалы, игры и тд.

35

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы
8

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
3
Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.

Банки

С 1 мая между своими банковскими счетами можно переводить без комиссии и до 30 млн рублей

Отправить деньги на свой счет в другие банки можно без комиссий. Также кредитным организациям запрещено ограничивать размер и число переводов в пределах 30 млн рублей.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Интересные материалы

Инвестиции

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на май, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть