Бухгалтеры — святые люди, без которых бизнес погрязнет в пенях, штрафах и проверках. Но, кто настроит управленческий учет?

Давайте смотреть правде в глаза — бухгалтерский учет это страшная вещь и никто не хочет в него лезть. Бухгалтеры — святые люди, без которых бизнес погрязнет в пенях, штрафах и проверках.
8 тыс. 3,5 тыс.
 Бухгалтеры — святые люди, без которых бизнес погрязнет в пенях, штрафах и проверках. Но, кто настроит управленческий учет?

Бухгалтерский и управленческий учет нужен компаниям для контроля, анализа и планирования деятельности. 

С бухучетом процесс налажен: нанимают бухгалтера, он все ведет. Иногда на бухгалтера пытаются свалить еще и управленку. Обычно, потому что не видят разницы, но это как разработчика попросить починить вай-фай в офисе, потому что «ну он же компьютерщик». 

Давайте смотреть правде в глаза — бухгалтерский учет это страшная вещь и никто не хочет в него лезть. Бухгалтеры — святые люди, без которых бизнес погрязнет в пенях, штрафах и проверках. 

Взваливать на плечи бухгалтера еще и управленческий учет не нужно. Да, крутой бухгалтер сможет делать и то и другое, но это две разные формы отчетности и две функции в компании.

Не нужно хотеть от бухгалтера, чтобы он делал в два раза больше работы, которая займет в два раза больше времени, потребует в два раза больше навыков и совсем другой периодичности. Это просто не его работа.  

Подробнее на вебинаре 11 сентября

Попробуем разобраться чья и зачем так усложнять себе жизнь.

Отличия бухгалтерского и управленческого учета

Бухгалтерский учет (БУ)

  • обязателен для всех;
  • должен быть максимально точным;
  • есть правила, которые устанавливает государство;
  • ведут целиком по организации;
  • учитывает только прошлое, то есть фиксирует уже совершенные операции;
  • нужен, чтобы государство контролировало как вы платите налоги. 

Управленческий учет (УУ)

  • юридически не обязателен;
  • в приоритете оперативность, а не точность;
  • правил нет, делаете как вам удобно;
  • учитывает прошлое и будущее, чтобы прогнозировать и смотреть на динамику бизнеса;
  • ведут для практических нужд: видеть что происходит в бизнесе в реал-тайме и быстро принимать важные решения. 

Периодичность

Бухгалтерская отчетность

Сроки регламентирует государство через налоговый календарь, в котором прописаны все даты подачи отчетности и оплаты налогов и взносов.

Например, вот что нужно успеть сделать бухгалтеру в июне: 

  • сдать отчет по форме СЗВ-М за май 2019 года до 15 июня 2019 года в ПФР по месту регистрации;
  • оплатить взносы с зарплаты за май 2019 года до 15 июня 2019 года в ФНС по месту регистрации и в ФСС (взносы на травматизм);
  • оплатить авансовый платеж по налогу на прибыль за июнь 2019 года до 28 июня 2019 года в ФНС по месту регистрации.

Управленческая отчетность 

В идеале появляется в режиме реального времени. К этому нужно стремиться и строить систему, которая позволит смотреть общую картину онлайн.

В жизни обычно часть данных получается быстро видеть онлайн, а полные данные поступают с недельной задержкой. Это вариант на троечку, потому что теряется смысл управленческого отчета.

Оперативно получать данные нужно, чтобы быстро принимать важные управленческие решения в бизнесе. Без этого не будет порядка и развития. Представьте, что вы управляете машиной или велосипедом, смотря что вам больше нравится. Вы пытаетесь ехать, а показания приборов в «мозг» автомобиля поступают с задержкой. Жмете на педаль или поворачиваете руль, а машина реагирует только через полчаса. Далеко вы уедете?

Точность

Бухгалтерская отчетность

Должна быть точной. Государство устанавливает правила, например нужно подать бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за 2018 год до 1 апреля 2019 года в ФНС по месту регистрации.

Запас по срокам вызван тем, что нельзя неправильно посчитать налоги. Сейчас за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности штрафуют так:

— в ИФНС на 200 рублей за каждую не сданную отчетную форму (п. 1 ст. 126 НК РФ);— в орган статистики - от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ), но с 2021 года планируют увеличить сумму до 700 000 рублей. 

Управленческая отчетность 

За эту крамольную мысль мы рискуем отправиться на костры осуждения, но: в управленке нормально, если в отчете какие-то параметры неточные. Если 90% данных по дебиторке точные, а 10 — нет, но получены оперативно, это не влияет на ситуацию глобально. Получается рабочий вариант, и он гораздо лучше, чем стопроцентно точная дебиторка, полученная через квартал.

Знания и компетенции

У отчетностей разные функции, поэтому знания у специалистов, которые занимаются каждой тоже отличаются.

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтер говорит на языке государства и знает правила государства. Он приводит действия бизнеса в соответствие с правилами государства. Разберем две жизненные ситуации: командировки сотрудников и эквайринг.

Командировки

Николай и Алексей едут в Москву на переговоры по проекту. Все оплачивает компания. После переговоров Николай уезжает, а Алексей остается по своим делам в Москве еще на два дня и требует, чтобы компания оплатила ему обратные билеты, проживание и выдала командировочные. 

Задача бухгалтера — выплатить командировочные обоим сотрудникам и отдельно разобраться с Алексеем. Что нужно сделать бухгалтеру:

  1. Понять, законно ли включать дополнительные расходы на гостиницу и суточные для Алексея.
  2. Рассчитать суточные по каждому сотруднику.
  3. Проконтролировать подготовку авансового отчета по каждому сотруднику и сформировать выплаты по перерасходу.
  • Чтобы понять, можно ли оплатить Алексею два дня в Москве, бухгалтер изучил законодательство, внутренние документы по сотрудникам и командировкам и убедился, что может:оплатить билеты из Москвы со сдвигом даты на два дня;
  • включить этот расход в уменьшение налогооблагаемого дохода;
  • не выплачивать Алексею командировочные за два лишних дня;
  • не оплачивать Алексею гостиницу за два лишних дня.

Эквайринг

Простая операция «приложили карту - списалась стоимость покупки - отдали товар» в мире бухгалтера выглядит так:

1. Клиент оплатил картой товар в магазине. Формируются проводки о списании товара и задолженности банка перед организацией, потому что деньги приходят в банк с задержкой в 1-3 дня.

2. Деньги поступили на расчетный счет компании через 1-3 дня. Банк взимает свою комиссию за эквайринг. Формируются проводки о списании задолженности банка перед организацией.

3. Комиссию банка нужно выделить, потому что она удержана из денег покупателя. Ее оформляют по особому – в составе выручки.

Бухгалтер настраивает кассовый аппарат под систему налогообложения, кроме кассы появляется терминал для эквайринга. В конце дня устройства выдают отчеты, на основании которых бухгалтер делает проводки в учете и оформляет кассовую книгу, в которой принимает выручку и сдает ее в банк. 

Управленческая отчетность 

Финансовая модель — это язык описания бизнеса через цифры. Специалист, который занимается управленческим учетом должен понимать бизнес-процессы. 

Когда человек знает, как работает маркетинг, продажи и производство, он понимает суть процессов и умеет их оцифровать. Он может задать правильный вопрос, поговорить с каждым руководителем, найти ошибку в расчетах. В отличие от бухгалтера, он не обязан досконально разбираться в налогах.

Особенности профессий

Бухгалтеры

Выбор, куда пойти учиться, большой: в России на бухгалтера учат 1015 ВУЗов, специальности — экономика, бухгалтерский учет и аудит. Есть много очных и дистанционных курсов для начинающих бухгалтеров.

По данным Росстата на 31 октября 2018 года количество работающих специалистов по бухгалтерским операциям и учету — 44 182 человек, а специалистов по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов — 11274 человека.

Зарплата зависит от компетенций, отрасли, объема работы и города. 

В 2018-2019 году должность ведущего специалиста в Москве оценивается в 110 000 — 150 500 рублей. В Петербурге предлагают 107 600 – 137 500 рублей. Москвич, занимающийся кассой и основными средствами, может ежемесячно рассчитывать на 51 500 – 75 000 рублей, петербуржец — не больше 60 000 рублей.

Спрос на профессионалов даже с маленьким опытом работы довольно высокий. Главное в профессии — внимательность и стрессоустойчивость, потому что бухгалтер отвечает за все неточности и ошибки в учете. Бухгалтеру всегда есть куда расти, многие после нескольких лет работы в найме открывают свое дело и становятся предпринимателями.

Финансовые аналитики

Финансовые аналитики и директора — специалисты широкого профиля, обязанности сильно зависят компании, в которой они работают. Аналитики составляют план, консультируют руководителя, анализируют.

Больше всего аналитикам платят в Смоленской области — в среднем 100 000 рублей. В Москве максимальный показатель 82 000 рублей, в Ленинградской области 56 000 рублей. 

Финансовые директора в Москве и Санкт-Петербурге получают до 600 000 руб. в месяц. На рынке очень большой разброс зарплат, все зависит от компании. Например крупные промышленные компании платят и по 1,5 миллиона в месяц.

Лучшими ВУЗами, которые обучают финансистов, считаются РЭШ, НИУ «Высшая школа экономики», РЭУ им. Г.В. Плеханова, СПбГУП и ВАВТ Минэкономразвития России.

Повышение квалификации

Существуют международные программы повышения квалификации для финансистов: CIMA, ACCA, CFA, CIA.  

ACCA — Association of Chartered Certified Accountants, Ассоциация Дипломированных Сертифицированных Бухгалтеров, обычно выбирают бухгалтеры, аудиторы, консультанты по МСФО и топ-менеджеры. 

CFA — Chartered Financial Analyst, дословно переводится как «дипломированный финансовый аналитик». Программа для работников фондовых рынков, страховых компаний, кредитных и банковских учреждений. 

CIMA — Chartered Institute of Management Accountants, Международная ассоциация специалистов по управленческому учету Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Для финансовых директоров, управленцев высшего звена или руководителей бизнеса. В отличие от других программ в этой основной акцент идет на управленческие навыки. 

CIA — Certified Internal Auditor, Дипломированный внутренний аудитор. Программа для аудиторов и риск-менеджеров.

На вебинаре "Бухгалтерский и управленческий учет: как ведут учёт большие компании и зачем это малому бизнесу?" 11 сентября в 17.00 расскажем, почему в компании надо вести оба учета. Узнаете, почему это должны делать разные специалисты. И самое главное: объясним, как построить полноценную систему учета и не потратить на это миллионы.

Участие бесплатное по предварительной регистрации.

Комментарии

28
    • MaxC

      Или не случится вообще (бизнес). Не примут расходы на упаивание контрика. Раз, второй - и сбежит контрик к иностранцам, тем проще "представительские" списывать. Бгык.

    • Евгений

      Фуфло. Бухгалтера - представители удивительной профессии: вся, польза, которую мы приносим бизнесу (а она реально большая, спору нет), - не имеет к бухучету никакого отношения. И наоборот, стоит бухгалтеру заняться исключительно бухучетом, как он получит пинка даже от самого лояльного работодателя!

  • Огурец Корнишонов

    Очень странно, что Мое Дело написало такую статью.

    Сам пользуюсь сервисом Мое Дело и когда начал читать статью, то хотел в комментах написать, что бухгалтерией можно заниматься без всякого бухгалтера в Моем Деле без всякого бухгалтерского образования. У них есть консультанты, благодаря которым можно стать первоклассным бухгалтером))))

    Во-первых, непонятно почему по картинке бухгалтер не знает баланс компании. Он же виден в интернет банках.

    Во-вторых, в Моем Деле есть возможность учета эквайринга.

    В-третьих, знаю компании которые из-за бухгалтеров попадали на штрафы, пени и блокировку счетов.

    • Ванилин

      Очень сомневаюсь, что консультанты помогут вам рассчитать незавершенку, сдать отчеты по КИК, вести раздельный учет или ВЭД. Про "сколько у нас сейчас денег" - вопрос к тому, у кого доступ с интернет-банку. А он не всегда есть у бухгалтера, бывает бухгалтер получает выписки с недельным а то и больше запозданием. Выписки секунду ему просто не нужны, если он занят отчетом.

      • Огурец Корнишонов

        Ну, да, наверное, с КИК и ВЭД не помогут. А вот с раздельным учетом я разобрался (при помощи консультантов Моего Дела, конечно же) и отправлял отчеты через Мое Дело в 3 налоговые своего города, т.к. были торговые точки на ЕНВД в трех разных районах города и еще веду деятельность по УСН.

        • Ванилин

          ЕНВД и УСН с консультантами - вполне возможно с консультантами, это легко. А вот распределение НДС при раздельном учете в ОСНО - это уже был бы фокус :)

        • Екатерина

          Т.е. у вас были 3 точки в одном городе, просто в разных районах? И специалисты вам подсказали делать 3 (ТРИ!) разные декларации ЕНВД? Ну да, действительно, специалисты. Даже сказать нечего...

    • Чалдон
      Во-первых, непонятно почему по картинке бухгалтер не знает баланс компании. Он же виден в интернет банках

      Вопрос "Сколько у нас денег?" это, как правило, не вопрос о текущем остатке на счете. Это вопрос о том, сколько есть денег свободных от обязательств. Т.е. из остатка на счете надо вычесть ближайшие обязательные платежи (з/п, налоги и т.п.), и приплюсовать ближайшие поступления (например, зачисления по эквайрингу) и т.д, и т.п.

  • Afrikan

    вкрации, о чем статья?

    • Ванилин

      Главная идея :

      "Взваливать на плечи бухгалтера еще и управленческий учет не нужно"

      • Огурец Корнишонов

        Если бухгалтеру что-то не нравится, то он может пойти искать себе новую работу

        • Ванилин

          Это вы к чему?

🔥 Последние горячие новости по УСН и взносам

Собрали самые обсуждаемые и важные для бухгалтера новости по УСН, фиксированным взносам ИП и взносам за сотрудников. Кстати, сдать декларацию по УСН организации должны до 25 марта, а ИП до 25 апреля. Времени осталось совсем мало!

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Вклады

Страховое возмещение по вкладам теперь можно получить дистанционно

Заявление на получение страхового возмещения по вкладу с 19 марта 2024 года можно подать дистанционно на сайте госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) или через портал Госуслуг.

Можно ли получить электронную подпись дистанционно? Рассказываем про все законные способы

В УЦ Айтиком можно приобрести все виды электронных подписей для личных и рабочих задач, средства криптографической защиты, сертифицированные носители ключевой информации (токены) от ведущих российских производителей. Выпускаем подписи в ускоренном режиме, а значит в день обращения при оплате счета вы получите саму подпись и все необходимое для работы с ней.

Можно ли получить электронную подпись дистанционно? Рассказываем про все законные способы
Лучшие спикеры, новый каждый день

⚡Срочный вебинар по самозанятым и комиссиям для работодателей. Уже завтра, не пропустите!

Минтруд установил лимиты на работу с самозанятыми. Нужно срочно подготовиться к мониторингу Минтруда и привести в соответствие свои показатели работы с внешними исполнителями.

НДФЛ

Минфин: нужно устранить налоговую оптимизацию по НДФЛ и в интернет-торговле

В ходе расширенного заседания коллегии ФНС замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что видит несколько схем налоговой оптимизации в обложении НДФЛ, а также в интернет-торговле. С такими схемами необходимо бороться.

Где отчеты, Лебовски? Как бухгалтерам на аутсорсе использовать Клерк.Премиум, чтобы получить максимум выгоды

Работа на аутсорсе позволяет бухгалтеру вести не одну фирму, а сразу несколько. Некоторые наши подписчики ведут сразу по 50 ИП. Это много! Но, и запросы у клиентов разные. Если не считать постоянно меняющегося законодательства, то основной проблемой бухгалтеры на аутсорсе считают трату времени на поиск нужной информации. Как решить этот вопрос?

Где отчеты, Лебовски? Как бухгалтерам на аутсорсе использовать Клерк.Премиум,  чтобы получить максимум выгоды
36
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

И все за одного: два уведомления по НДФЛ в месяц — как бухгалтеру с этим жить

Ноябрьское нововведение потрясло всех: раньше сдавали одно уведомление по НДФЛ в месяц, — а с 2024 года нужно два. И платить, соответственно, тоже дважды.

И все за одного: два уведомления по НДФЛ в месяц — как бухгалтеру с этим жить

Почему важно интегрировать CRM-систему в бизнес-процессы. Что дает CRM

В современном бизнесе системы управления отношениями с клиентами, или CRM, стали неотъемлемым элементом успешной стратегии. Понимание клиентов, качественное обслуживание и эффективные продажи — всё это приходит благодаря правильно интегрированной CRM. В этой статье рассмотрим ключевые моменты и преимущества такой системы в бизнес-процессы предприятия.

Банки

ЦБ запретил банкам ограничивать переводы граждан самим себе в пределах 30 млн рублей в месяц

Центробанк выпустил новые разъяснения об онлайн-переводах граждан самим себе.

111

Универсальный корректировочный документ. В каких случаях может применяться УКД?

Универсальный корректировочный документ (УКД) совмещает в себе данные корректировочного счета-фактуры и бланка об изменении стоимости товаров. В статье расскажем о том, как и в каких случаях применяется УКД.

❗❗❗ Будет 3 разных срока для сдачи единой упрощенной декларации

Срок сдачи ЕУД вместо декларации по налогу на прибыль будет один, вместо других налогов – другой, а для новых компаний – третий. И правила камералки этой декларации тоже изменят.

187
Банки

Большинство банков Армении прекратят принимать и обслуживать карты «Мир»

Слухи про проблемы российских карт «Мир» в Армении подтвердились: с 30 марта большинство банков этой страны прекратит их приём в банкоматах и POS-терминалах. Исключением будет «ВТБ Армения».

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как выстроить работу компании и избавиться от кассовых разрывов

Кассовые разрывы являются одной из самых частых проблем в бизнесе. Ситуация возникает, когда в конкретный период обязательства компании превышают её возможности. Такая угроза приводит к серьёзным финансовым трудностям и даже к банкротству. Рассказываем, в каких компаниях чаще всего возникают такие проблемы и что нужно сделать для их предотвращения.

Как выстроить работу компании и избавиться от кассовых разрывов
61

Телеграм взял курс на ускоренное развитие за счет облигаций

Основатель мессенджера Телеграм Павел Дуров сообщил, что выпустил облигации на 300 млн долларов, чтобы гарантировать, что Telegram сможет продолжать расширяться ускоренными темпами.

55

Станут ли звонки от ФНС с напоминаниями о НДФЛ регулярными?

Всем здравствуйте! Благодаря всем новшествам, ФНС теперь звонит несколько раз в месяц с вопросами сначала «а почему это вы не отправляете уведомление по НДФЛ по такому-то сроку?».

121
НДФЛ

👔Для ИП меняют срок уплаты НДФЛ. Мнение эксперта

Когда устанавливали единый срок уплаты налогов 28 число, забыли про ИП на ОСНО. Теперь это исправят.

4
423

Экспериментально-правовых режимов станет больше

С 2022 года экспериментально-правовые режимы (ЭПР) за 2 года позволили более 83 000 граждан России участвовать в тестировании цифровых и не только инноваций.

Какие налоги платят блогеры в 2024 году 

Прошедший год запомнился рядом громких уголовных дел, фигурантами которых стали известные блогеры. Государство не досчиталось порядка 2 млрд руб. неуплаченных налогов. 

Какие налоги платят блогеры в 2024 году 
2
250
Кадры

Новый тренд: не карьера, а дайте больше полномочий

Аналитики выявили на российском рынке труда новый тренд — все больше сотрудников предпочитают не идти вверх по карьерной лестнице, а расширять горизонты уже имеющихся должностных полномочий.

191

Интересные материалы

Пополнил ИИС на 200 000 в марте. Что купил?

Тает снег, с каждым днём всё теплее и теплее, в том числе на душе, а значит можно потянуться, улыбнуться и пополнить ИИС. Собственно, именно это и было мной проделано. ИИС в этом году пополнен на целевую сумму, половину которой я внёс за январь и февраль, а оставшуюся половину в марте.

Пополнил ИИС на 200 000 в марте. Что купил?