Почему нельзя сдавать первичку в бухгалтерию в последний момент

Если сотрудники вовремя не сдают первичку в бухгалтерию, компании грозят разные неприятности — от переплаты налогов до штрафов. Бухгалтеры это понимают, а вот руководители и сотрудники — далеко не всегда. Расскажем, почему лучше не опаздывать с первичкой, как не допустить таких проблем и почему бухгалтерия ругается, когда получает документы с опозданием.
4,3 тыс. 2 тыс.
Почему нельзя сдавать первичку в бухгалтерию в последний момент

Если сотрудники вовремя не сдают первичку в бухгалтерию, компании грозят разные неприятности — от переплаты налогов до штрафов. Бухгалтеры это понимают, а вот руководители и сотрудники — далеко не всегда. Рассказываем, почему лучше не опаздывать с первичкой, как не допустить таких проблем и почему бухгалтерия ругается, когда получает документы с опозданием.

Почему так важны сроки сдачи первичных документов

Любой факт хозяйственной жизни нужно подтверждать документально. Получили товар или услугу, купили материалы, отгрузили готовую продукцию покупателю — на всё нужны правильно оформленные первичные документы: счета-фактуры, акты, накладные, авансовые отчёты, чеки и т. д.

Обработка первички — задача бухгалтерии. Из первичных документов информация должна попасть в специальные формы бухучёта, а из них — в отчётность. Также первичка нужна для расчёта налогов, в частности, для подтверждения расходов.

У каждого отчёта есть срок сдачи. За опоздание и ошибки будут штрафы. Причём, если у вас юрлицо, могут оштрафовать и саму организацию, и руководителя. А теперь представьте, что срок сдачи отчёта — 25 апреля, а сотрудник принёс бухгалтеру счёт-фактуру 24 или 25 апреля. Теоретически успел и ничего не нарушил. Но не учёл, что после того, как бухгалтер получил первичный документ, ему ещё нужно:

  • внимательно проверить, правильно ли он оформлен. В первичном документе могут быть ошибки. Тогда придётся потратить ещё время, чтобы исправить или попросить контрагента переоформить документ и дождаться, пока он это сделает. Неправильно оформленные документы проводить нельзя — при проверке налоговая не примет их для подтверждения расходов и доначислит налоги;
  • внести информацию в бухгалтерскую программу;
  • заново провести закрытие месяца — списать затраты, проверить обороты и остатки по счетам, связанным с расходами, доходами и финансовым результатом, сделать итоговые бухгалтерские проводки;
  • переделать отчёт. Если документ принесли в последний день, бухгалтер скорее всего уже подготовил отчёт и посчитал налоги. С появлением ещё хотя бы одного документа все цифры «поедут», всё придётся переделывать и пересчитывать.

Всё это бухгалтеру придётся делать в авральном режиме, чтобы не нарушить сроки. Риск того, что он ошибётся и что-то сделает неправильно при этом возрастает в разы. Ещё хуже, если принесёте документы после сдачи отчётов. Бухгалтеру придётся сделать корректировки в учёте, пересчитать налоги и сдать уточнённые декларации. Если к тому времени налог уже заплатили, образуется переплата. Чтобы её вернуть на расчётный счёт, придётся подавать заявление и ждать решения налоговиков.

Моё дело Бюро

Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов и кадровиков

Как решить проблему

Постоянно ругаться с сотрудниками и жаловаться на горькую долю бухгалтера — бесполезно. Нужно дисциплинировать людей и организовать процесс так, чтобы всем было выгодно всё делать вовремя.

Есть несколько способов сделать так, чтобы документы поступали в бухгалтерию не в последний момент, а равномерно в течение отчётного квартала.

Подключите электронный документооборот (ЭДО)

Ввод первичных документов в бухгалтерскую программу можно автоматизировать. Для этого нужно заключить договор с оператором ЭДО, приобрести электронную подпись и договориться с контрагентами об обмене электронными документами.

Первичка будет приходить в виде подписанных электронных документов и автоматически загружаться в вашу учётную систему. Вводить их вручную или распечатывать необязательно. Юридически электронные документы ничем не отличаются от бумажных оригиналов.

Составьте график документооборота и пропишите чёткие регламенты

График документооборота в бухучёте — это внутренний документ, в котором прописывают порядок и сроки передачи документов в бухгалтерию. Разрабатывает и контролирует исполнение главбух, утверждает — руководитель. Исполнять его обязаны все сотрудники компании.

В графике указывают:

  • подразделения и ФИО сотрудников, через которых проходят документы;
  • кто и куда передаёт первичку с момента её оформления;
  • конкретные сроки передачи документов и др.

Чтобы исключить выяснения по поводу опоздавших и потерянных документов, можно завести отдельный журнал и записывать в нём даты поступления первички. Записи лучше подтвердить подписями работников.

Мотивируйте сотрудников приносить документы вовремя. Пропишите регламенты внутри фирмы, заложите соответствующий критерий в KPI. Например, сотрудник получит ежемесячную премию в полном объёме, если:

  • сдал документы в бухгалтерию вовремя;
  • в них нет критичных ошибок.

Штрафовать, лишать премии или урезать её в качестве наказания за опоздание со сдачей первички нельзя, но можно прописать условия премирования.

Разработайте памятки для сотрудников

Чтобы упростить работу сотрудникам, составьте и раздайте им понятные инструкции.

  1. Напишите список документов, которые нужно получить у контрагента и передать бухгалтеру. Для разных ситуаций — свой перечень.
  2. Перечислите требования к оформлению документов и их обязательные реквизиты. Можно приложить образцы оформления важных документов. Например, часто ошибки бывают при оформлении счетов-фактур.
  3. Укажите, чьи подписи должны стоять на документах перед сдачей в бухгалтерию.
  4. Пропишите, на что обратить особое внимание. Например, проверить, чтобы в первичных документах была собственноручная подпись уполномоченного лица, а не факсимильная.

Моё дело Профбухгалтер

Сервис для бухгалтера. Бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт. ЭДО и автоматический аудит ошибок

Начать дискуссию

МВД хочет приостанавливать денежные переводы в рамках уголовного преследования

Силовые структуры смогут приостанавливать такие переводы на 10 дней

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Банки обяжут за 24 часа предоставлять в МВД данные о переводе цифровых денег

Ведомство разработало проект соответствующего федерального закона

Киргизский Finca Bank приостановит зачисление переводов из «Сбера» и «Тинькофф»

Ограничения начнут действовать в мае

Лучшие спикеры, новый каждый день

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

В Telegram можно заработать на продаже стикеров

Создатели стикеров и эмодзи в Telegram смогут получить в криптовалюте 95% выручки от продажи своего творчества.

👵 Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы. Но не обязаны, уточняет наш эксперт

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Официально: сколько в России ресторанов, кафе и баров

Росстат привел статистику за 2023 год по местам общепита.

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
164

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

107

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

55

Интересные материалы

Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф