Самозанятые

Как оптимизировать расходы на персонал с помощью самозанятых, и почему это выгодно

В периоды экономической нестабильности бизнес находится в постоянном поиске вариантов оптимизации и сокращения расходов. Рассказываем, как самозанятые могут в этом помочь.
Как оптимизировать расходы на персонал с помощью самозанятых, и почему это выгодно
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Одну из существенных частей расходов бизнеса составляют затраты на содержание сотрудников. Поэтому в периоды экономии перед руководством компаний остро встают вопросы: как оптимизировать штат и минимизировать расходы на фонд оплаты труда (ФОТ).

Обычно принимают решение сократить часть сотрудников, совместить должности, перевести часть работников на неполный день и т. д. Это жесткие меры, но зачастую вынужденные.

Действенным способом оптимизации затрат на персонал является привлечение самозанятых на проектные работы (для выполнения разовых задач).

С момента введения эксперимента с самозанятыми прошло 4 года. Темпы роста числа плательщиков НПД опережают все прогнозы. На конец 2022 года их количество превысило 6 млн человек, в то время как Минтруд прогнозировал эту отметку лишь к 2024 году.

Сотрудничество с самозанятыми стало нормой. Однако компании все еще сталкиваются со сложностями и опасениями: эта практика может казаться рискованной и недостаточно распространенной.

Сервис для работы с самозанятыми и внештатным персоналом Наймикс – оптимальное решение для бизнеса и их исполнителей, покрывающее весь цикл администрирования и взаимодействия: от первичного оформления до выплат и автоматической уплаты налогов.

Сотрудничайте с самозанятыми правильно

Преимущества сотрудничества с самозанятыми

По сравнению с оформлением сотрудника в штат с самозанятыми просто и быстро оформлять сотрудничество: достаточно получить личные данные для оформления договора и заключить его. Благодаря этому исполнитель в кратчайшие сроки может приступить к работе. При необходимости срочно закрыть потребности бизнеса в персонале в пиковый период такая возможность выходит на передний план.

Можно привлечь одного исполнителя, несколько десятков или даже больше человек под конкретные задачи на определенный срок.

Самозанятый сам платит налог с вознаграждения. Заказчик не выступает в роли налогового агента и освобождается от обязанности удерживать и платить НДФЛ, платить страховые взносы, а также других гарантийных обязательств. Поэтому с самозанятыми очень выгодно сотрудничать.

Бизнес платит ноль налогов и взносов, только лишь вознаграждения. Экономия составляет порядка 40%. Также вознаграждение самозанятого, подтвержденное чеком, можно учесть в расходах.

Сотрудничество с физлицами по договорам ГПХ не менее быстро и просто в оформлении, но значительной экономии не принесет, так как расходы будут практически те же, что и со штатными сотрудниками.

Еще одним преимуществом является возможность привлечения высококвалифицированных специалистов. Нанимать в штат таких специалистов дорого и не всегда целесообразно. Если бизнес нуждается в их услугах изредка, то удобнее и выгоднее привлекать их в качестве самозанятых.

Бесплатный чек-лист: как работать с самозанятыми

Снизьте риски получить штраф

Забирайте чек-лист

Заполните форму ниже — пришлем его на ваш e-mail

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Каких сотрудников можно заменить на внештатников

Часть сотрудников не всегда рационально держать в штате. Если для выполнения конкретных задач им не обязательно постоянно находиться в офисе и подчиняться правилам внутреннего распорядка, то эффективнее привлечь для таких целей самозанятых.

Например юриста, маркетолога, IT-специалиста, сантехника, курьера и других.

К примеру компания не крупная, поэтому в консультациях юриста нуждается нечасто. Разумно иметь контакты хорошего юриста и обращаться лишь по необходимости, заключая договор оказания услуг.

Платформа Наймикс включает маркетплейс проверенных исполнителей, поэтому с помощью сервиса удобно не только автоматизировать документооборот с внештатниками, но и оперативно найти нужных специалистов.

Подписывайтесь на телеграм-канал Наймикс: новости, статьи, подработки.

Подводные камни сотрудничества с самозанятыми

Несмотря на все плюсы сотрудничества с самозанятыми, в такой форме взаимодействия есть и подводные камни.

С помощью самозанятых исполнителей можно оптимизировать часть задач компании и сократить затраты, но делать это необходимо безопасно и законно.

Переквалификация гражданско-правовых отношений с самозанятыми в трудовые влечет за собой существенные доначисления налогов, взносов и штрафы. Налоговая и Минтруд проводят проверки, направляют запросы в компании, чтобы в отношениях с самозанятыми не было никаких признаков трудовых отношений.

Подробнее о требованиях ФНС, проверках, и что же делать, если требование пришло, рассказывали здесь.

Чтобы бизнес не стал массово увольнять своих сотрудников и переводить в статус самозанятости, в законе о самозанятых от 27.11.2018 № 422-ФЗ сразу запретили сотрудничество с нынешним и бывшим работодателем, если с момента увольнения прошло менее двух лет.

Часть компаний сетуют на сложности документооборота: с самозанятым необходимо заключить правильный договор, затем после выполнения работ или оказания услуг подписать акт и получить чек.

Чек – обязательный первичный документ, выступающий доказательством актуального статуса исполнителя в качестве плательщика НПД, а также факта получения им вознаграждения от заказчика. Проверять налоговый статус самозанятого необходимо при оформлении договора с ним и перед каждой оплатой.

Если окажется, что самозанятый снялся с учета или лишился статуса, придется удержать НДФЛ и заплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы.

Тут на помощь бизнесу приходят специальные площадки по работе с самозанятыми, например, Наймикс. Платформе можно делегировать все формальные вопросы и безопасно сотрудничать с плательщиками НПД: все статусы проверяются автоматически в фоновом режиме, а при каждой оплате формируется пакет закрывающих документов.

Бесплатный чек-лист: как работать с самозанятыми

Снизьте риски получить штраф

Забирайте чек-лист

Заполните форму ниже — пришлем его на ваш e-mail

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Банки

Минфин начал принудительно переводить Альфа-банк в юрисдикцию РФ

Суд может приостановить корпоративные права иностранной компании в отношении Альфа-банка и АльфаСтрахования. Экономически значимая организация может получить свои акции в прямое владение по решению суда.

Передача долей (акций) российских компаний в ЗПИФ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в ЗПИФ и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Проверки

Цифра дня. Про плановые проверки

В 2024 году количество индикаторов риска для предупреждения нарушений закона увеличится до 500.

Цифра дня. Про плановые проверки
Отпуска

Кто и как решает рабочие вопросы в отпуске: итоги опроса

35% сотрудников считают, что могут выполнять рабочие задачи и не жертвовать отдыхом.

Зарплата

К каким расходам относить компенсацию за задержку зарплаты

В Трудовом кодексе закреплено, что работодатель обязан выплачивать компенсации (проценты) за задержку зарплаты и других выплат, присужденных работнику судом. Это значит, что выплаченные суммы можно относить расходам, уменьшающим базу по прибыли. А к каким именно и в каком размере? Прописали в ТК.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки

📌 Расширят индикаторы риска для проверок компаний, их будет 500. Но как и когда работать бизнесу при их таком количестве — неясно, считает юрист

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

3

Должники стали больше отдавать коллекторам в месяц: сколько

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Бесплатно с Жилищное законодательство

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

С 3 апреля 2024 года вступили в силу поправки в ЖК, которые всколыхнули общественность. Арендодатели решили, что теперь сдавать жилье в аренду, в том числе посуточно, вообще нельзя, или только с согласия соседей. На самом деле революции не произошло.

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

Как уменьшить налог по УСН на взносы ИП за 2021 и 2022 год

Если эти взносы были уплачены в 2023 году, можно ли уменьшить на них налог не 2023-го, а 2024 года? Обсуждение по этой теме затеяли подписчики нашего telegram-канала «Красный уголок бухгалтера».

Интересные материалы

Нотариат

Нотариусы оказали за свой счет услуги на 3,5 млрд рублей

Специалисты оказывают поддержку населению из собственных средств, не привлекая бюджетное финансирование.