«1С:ERP» использование аналитического учета по направлениям деятельности. Часть 1

Себестоимость… какие мысли чаще всего возникают при использовании данного термина? Нечто таинственное, рассчитываемое где-то в недрах бухгалтерских программ или вполне осязаемое, чёткое и понятное?
14,9 тыс. 3,4 тыс.
«1С:ERP» использование аналитического учета по направлениям деятельности. Часть 1

Себестоимость… какие мысли чаще всего возникают при использовании данного термина? Нечто таинственное, рассчитываемое где-то в недрах бухгалтерских программ или вполне осязаемое, чёткое и понятное?

Исходя из научных источников, себестоимость – это совокупность (сумма) денежных издержек (стоимостная оценка) предприятия, выражающая стоимость потребленных средств производства и стоимость необходимого продукта (материала).

Согласно п.9 ПБУ 10/99 себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг – это расходы по обычным видам деятельности, признанные как в отчётном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящие расходы, имеющие отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, продажи (перепродажи) товаров, а также коммерческие и управленческие расходы, признанные в качестве расходов по обычным видам деятельности в отчётном периоде.

Другими словами – собираем все затраты, которые относятся к выпуску продукции, и определяем это как себестоимость, вроде всё логично. Такой подход действительно хорошо работает, особенно для предприятий с простым производственным циклом и однотипной продукцией. Например, пользователи программ на базе 1С: Предприятие 8.3 (наиболее распространённая для ведения учёта) могут воспользоваться документом «Отчёт производства за смену». Возможно, такого документа достаточно так как есть продукция с привязкой к номенклатурной группе, плановая себестоимость и списание материалов.

Но если организация занимается многоотраслевой деятельностью или совмещает выпуск продукции и оказание услуг, или имеет насыщенные взаимосвязи между подразделениями с активным перемещением товаров и услуг, то каким образом в этих случаях разделить: себестоимость, документы с их учётом, признание затрат, финансовый результат, отношения с контрагентами, денежные потоки не только в разрезе подразделений предприятия, а также и по видам деятельности в организации? Или как ответить на логичный вопрос: какое направление деятельности прибыльное, а какое убыточное?

На эти и на многие другие вопросы найдем ответы в программном продукте «1С:ERP Управление предприятием» (далее «1С:ERP»). Программа «1С:ERP» позволит нам построить комплексную информационную систему для управления деятельностью любого предприятия.

Линейка решений охватывает все основные отрасли, имеет большой набор функций и программных инструментов, подходит для использования на предприятиях любой численности. Главное, что объединяет все продукты «1С:ERP», – возможность разделения по направлениям деятельности затрат, относящихся на финансовый результат, а также доходов.

Рассмотрим на примере «1С:ERP» использование аналитического учета по направлениям деятельности. Данный функционал поможет решить следующие задачи:

  • управленческий учет по направлениям деятельности (проекты),

  • целевое финансирование ПБУ 13/2000,

  • учет затрат по государственным контрактам (275-ФЗ).

Ниже представлена схема сквозного аналитического учета по направлениям деятельности в учетной системе «1С:ERP»:

Для того, чтобы воспользоваться функционалом в программе потребуется предварительное включение функциональной опции в разделе «НСИ и Администрирование» → Финансовый результат и контроллинг → Финансовый результат → Финансовый результат по направлениям деятельности.

После активации опции нам необходимо зарегистрировать направления деятельности организации. Для этого через раздел «Финансовый результат и контроллинг» открываем справочник «Направления деятельности».

Создаем направления деятельности и отмечаем необходимые опции, для которых будет активно использование дополнительных объектов аналитического учета в системе.

Подробней рассмотрим опции справочника и на что они влияют:

  • Учет доходов. Относим выручку и расчеты с клиентами на направления деятельности, а также учитываем прочие доходы по статьям доходов в разрезе направлений.

  • Учет затрат. Ведём расчеты с поставщиками, обособляем запасы, относим расходы.

  • Денежные средства. Раздельный по направлениям деятельности, возможен с использованием двух режимов.

Первый режим, когда под направления выделяются отдельные кассы и банковские счета. Данный способ удобен для организаций, выделяющих расчетные счета на конкретное направление с отдельным учётом. При такой настройке в кассах и банковских счетах, а также и в документах появится поле для указания направления:

Второй режим «Остатки денежных средств определяются по корреспонденции приходов и расходов направления» – режим косвенного определения денежных средств по кассам и банковским счетам, для которых направление деятельности не указывается. Принадлежность денежных средств определяется по корреспонденции поступления и списания денежных средств по направлениям деятельности. Это удобно для организаций, которые не могут явно разделить движения по расчетным счетам и кассам.

В данном режиме будет доступен документ «Ввод\вывод денежных средств по направлению» в разделе «Финансовый результат и контроллинг» → Доходы и расходы, финансовый результат, который позволяет перемещать средства между направлениями без их физического движения по расчетным счетам и кассам для фиксации факта вложения\вывода средств по направлениям деятельности в отчетах по движению денежных средств.

Учёт внеоборотных активов – будет определять аналитический учет по направлениям деятельности в разрезе основных средств и нематериальных активов (учёт затрат на формирование стоимости активов и ведение счетов учета, а также амортизации в разрезе направлений деятельности).

Допускается обособление товаров и работ сверх потребности – включает возможность обособления товаров и работ по направлению деятельности в целом без (или сверх) предварительной фиксации потребностей заказами.

Для обособленного учета запасов по направлению деятельности необходимо включение функциональных опций в разделе «НСИ и администрирование» → Финансовый результат и контроллинг → Учет товаров → Обособленный учет себестоимости и НСИ и администрирование → Склад и доставка → Обеспечение потребностей → Обособленное обеспечение заказов. Потребление товаров и работ без заказов будет требовать обособленных остатков по указанному в документе направлению деятельности.

Все настройки могут применяться по направлениям деятельности независимо, т.е. одновременно могут использоваться направления с разными вариантами настроек. Даже если хотя бы у одного направления деятельности включена какая-либо настройка, например, «Учет доходов», то в документах, формирующих выручку (Заказ клиента, Реализация товаров и услуг), становится доступным соответствующее поле с возможностью выбора из списка используемых направлений тех, для которых включен режим учета доходов.

И, если включена настройка «Учет затрат», то в документах Приобретения товаров и услуг, соответственно, будут доступны те направления деятельности, для которых включен Учет затрат.

Налогообложение реализации по направлению – если по направлению деятельности ведется «Учет доходов», то можно указать режим «Налогообложение НДС реализации». Настройка необходима для автоматического заполнения поля «Налогообложение НДС» при выборе направления в договорах с клиентами и в соответствующих документах продаж. А также, в договорах с поставщиками, документах закупки или потребления выбранное значение устанавливается в качестве вида деятельности раздельного учета НДС (поля: Закупка под деятельность, Потребление под деятельность и т.д.).

Тип деятельности «Контракт ГОЗ». При создании отдельного направления для учёта по государственным контрактам появляется возможность зафиксировать основные показатели. Причём учёт доходов и затрат в этом случае являются обязательным условием.

Введённые значения будут использованы в отчете «Исполнение контрактов ГОЗ» с соответствующими показателями в графе «Целевые параметры контракта».

Отдельно рассмотрим заполнение идентификатора государственного контракта ИГК.

В справочнике содержатся основные данные контракта: предмет, головной исполнитель, состояние, уполномоченный банк. Также имеется предопределённый список информации о закупке и используется справочник кодов заказчика для формирования идентификатора согласно 275-ФЗ. Заполнение поля «Идентификатор» осуществляется по команде «Сформировать».

Необходимые опции нами были активированы, а теперь потребуется настроить «Правила распределения расходов».

В настройках правил мы можем выбрать варианты распределения: на все направления, на указанные направления по списку или вручную.

При создании правила распределения со списком направлений (Указанные направления деятельности по базе), для выбора будут доступны все направления со статусом «Используется».

Базой распределения могут быть: выручка от продаж, себестоимость продаж, валовая прибыль и сумма прямых производственных затрат. Выручка, себестоимость и валовая прибыль не требуют дополнительных показателей.

В случае выбора базы распределения как «Прямые производственные затраты», необходимо указывать показатель, на основе которого будет определятся база.

При выборе показателей, относящихся к материалам (стоимость материалов, вес, объём, количество) доступен отбор конкретных материалов и, соответственно, при выборе показателей, относящихся к работе (сумма оплаты труда, нормативная оплата, количество видов работ) – отбор работ. Также есть подбор групп продукции, на которые будет действовать правило. Если отборы не заполнены, правило действует на все группы продукции и материалы/работы.

Зададим классификацию и правила распределения для расходов. Для этого в системе используется объект «Статьи расходов».

Например, статья расходов с правилом распределения по определённым коэффициентам.

Например, зададим распределение по коэффициентам между двумя направлениями:

Далее сформируем регламентную операцию «Распределение расхода». По итогу сформировались проводки с учетом заданного коэффициента (доля стоимости 80% и 20%), где сумма в размере 1000,00 руб. по статье «Амортизация основных средств, переданных в аренду (управленч.)» распределилась между направлениями деятельности:

Отметим, что количество правил и статей затрат не ограничено и также предусмотрена гибкая настройка различных вариантов использования.

Отраслевые решения

Мы разрабатываем, внедряем и сопровождаем решения на основе программных продуктов «1С»

Начать дискуссию

Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

21
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
12
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Селлеры нарастили продажи на Ozon в 2,5 раза

Заметнее всего нарастили обороты предприниматели Дальневосточного федерального округа, которые торгуют на маркетплейсе Ozon. Они стали продавать почти в 5 раз больше товаров.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
Бесплатно с Взносы на травматизм

Подтверждение ОКВЭД в 2024 году: кто сдает, сроки подачи, образец

Работодатели обязаны уплачивать страховые взносы за своих сотрудников. Тарифы по взносам от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний различаются в зависимости от класса профриска и составляют от 0,2% до 8,5%.

Подтверждение ОКВЭД в 2024 году: кто сдает, сроки подачи, образец
ВЭД

Центробанк смягчил валютный контроль по внешнеторговым контрактам

Участники внешней торговли могут не сдавать в банки документы по сделкам с иностранными партнерами, если объем операций не превышает 1 млн рублей.

Что изменится в заполнении баланса по новому ФСБУ 4/2023: обзор поправок от Минфина

Недавно утвердили новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская отчетность». Меняют бланки бухотчетов и правила их заполнения.

Интересные материалы

Торгово-промышленная палата хочет создать единую базу со всеми видами поддержки бизнеса

Чтобы предприниматели получали меньше отказов в финансировании, ТПП создаст единую базу, где будут перечислены доступные и актуальные меры поддержки. Там же будут публиковать критерии отбора и сколько средств осталось в бюджете на финансирование бизнеса.