Интервью

Интервью: роботизация бухгалтерии от первого лица

Комплексная роботизация бухгалтерии — вопрос ближайшего будущего, но уже сейчас крупные российские компании активно внедряют роботов в свои бизнес-процессы.
Интервью: роботизация бухгалтерии от первого лица
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Эти роботы (RPA — Robotic process automation) — не роботы в обычном понимании, а программы, которые устанавливаются на компьютеры пользователей и выполняют за них монотонную работу без ошибок и в несколько раз быстрее человека.

Одна из крупнейших российских промышленных компаний со штатом более 33 тысяч человек — ОМК начала роботизацию, в том числе и бухучета еще в 2020 году в сотрудничестве с компанией UiPath. А с этого года перешла на RPA-платформу Primo RPA.

Опытом внедрения роботов RPA в бухгалтерии крупного предприятия в интервью Клерку делится аналитик практики по бизнес-аналитике и роботизации процессов ООО «ОМК-ИТ» Алёна Буторина.

Алёна Буторина

Имея достаточный опыт работы с RPA-платформами, какие типы задач и операций Вы считаете наиболее подходящими для роботизации, а какие нет?

— По опыту нашей компании могу сказать, что для программной роботизации в первую очередь подходят любые рутинные и унифицированные операции, которые одинаково выполняются для всех бизнес-единиц с цифровыми данными и стабильно работающими системами.

А вот процессы, которые находятся в стадии постоянных доработок, с большим количеством неструктурированных данных и сложными маршрутами, роботизируются пока еще слабо и процент успешной роботизации остается низким.

Сколько роботов сейчас работает в бухгалтерии и что они делают?

— Сейчас в нашей бухгалтерии 42 робота. Они помогают обрабатывать входящие учетные документы в рамках ЭДО, формировать и направлять акты сверки контрагентам, сверять данные в учетных системах, разносить и выравнивать выписки.

Всего роботы у нас заняты в 16 бизнес-процессах, в первую очередь это:

  • формирование актов сверки;

  • автопостинг в SAP;

  • фактурирование;

  • разнесение и выравнивание выписок;

  • создание входящей поставки поступления материала;

  • выгрузка данных для расчета эффективности работы направлений;

  • обработка налоговых требований.

Роботы выполняют операции гораздо быстрее людей.

Нагрузка на сотрудников в части выполнения рутинных операций снижается, появляется возможность дополнительно не нанимать сотрудников по тем направлениям, где объемы резко увеличиваются.

Можете привести примеры конкретных задач, которые стали решаться проще и быстрее после внедрения RPA?

— Например, формирование актов сверки. Сейчас в нашей компании человек в этом процессе практически не участвует, хотя ранее в нем были заняты сотрудники нескольких подразделений: один формировали акты сверки в SAP, другие подписывали, третьи направляли акты почтой.

Теперь робот сам формирует акты сверки, проставляет факсимиле и направляет контрагентам по электронной почте. 

Существенная экономия была достигнута за счет минимизации трудозатрат на процесс и заменой почтовых уведомлений на электронные письма, что эквивалентно 1,29 ЭПЗ в год.

В проработке также есть процесс формирования актов сверки в системе 1С, после внедрения которого мы ожидаем дополнительную годовую экономию, эквивалентную 1,64 ЭПЗ.

А как RPA влияет на точность и надежность бухгалтерских операций?

— Поскольку робот выполняет действия по строго определенному сценарию, то мы здесь можем говорить об абсолютной точности, надежность же ограничивается надежностью систем, с которыми взаимодействует робот и стабильностью платформы RPA.

Благодаря роботизации ушли ошибки, связанные с человеческим фактором, увеличилась скорость обработки, процесс стал более прозрачным и за ним стало проще следить.

Например, при наблюдении большого количества бизнес-исключений, мы можем оперативно принимать решения по их устранению, доработке или изменению процесса.

Сколько времени занимает внедрение RPA в процессы бухучета?

— Обычно роботизация одного процесса занимает около 2 месяцев. Кроме того, RPA легко интегрируется с другими бухгалтерскими программами: отлично работает с SAP, продуктами MS Office, хорошо работает с 1С и WSS Docs.

Было ли это легко или сложно для Вас и ваших сотрудников и как проходит их обучение?

Внедрение новой технологии  — это всегда непростой процесс, чаще всего трудности связаны с новыми заказчиками, которые имеют лишь приблизительное представление об RPA. Но существенных трудностей у команды RPA не возникает, поскольку у нас есть четкая схема процесса и подготовки документации на каждом этапе.

Для бизнес-пользователей мы проводим встречи, на которых разъясняем что такое роботизация, какие процессы для нее подходят, а какие нет, что необходимо сделать для того, чтобы роботизировать процесс.

Для разработчиков вендор провел обучение на Primo RPA, также доступно онлайн-обучение и экзамен.

Сколько сотрудников бухгалтерии сейчас непосредственно взаимодействуют с RPA?

— Примерно каждый десятый, если точно, то 22 человека и, в первую очередь, это люди, которые непосредственно отвечают за  результаты всех 16 роботизированных процессов. 

Какие советы Вы можете дать другим бухгалтерам, планирующим работать с RPA в своей компании?

— RPA — это отличное средство для повышения эффективности рутинных процессов. В компаниях с множеством дочерних предприятий особое внимание следует уделить оцифровке данных и унификации процессов для его последующей роботизации. 

Primo RPA — технологический лидер роботизации в России. Повышайте эффективность и надежность бизнеса с цифровыми сотрудниками Primo RPA. 

Запросить демо-версию

Реклама: ИНН 9715426731, ООО «Примо РПА», erid: LjN8KcKV4

Комментарии

2
  • Татьяна043

    Все классно, но для малого бизнеса затраты на внедрение и потом обслуживание со стороны разработчика не сопоставимы с экономическим эффектом. Жду когда подешевеет технология😁

  • Вячеслав Кожевников

    Мне кажется это то, что мне всегда не хватало. Спасибо за курс! Здоровопомогли! Но нужны еще кое какие уточнения, куда можно направить вопросы?

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру