Первичные документы

Как правильно оформить первичные документы при сотрудничестве с самозанятым

Первичными называют документы, которые подтверждают финансово-хозяйственную операцию. Они нужны в первую очередь для признания расходов обоснованными. Разберем, какие первичные документы необходимо составить при сотрудничестве с самозанятыми, какие из них являются обязательными, а какие нет, и что нужно учесть при их подготовке.
Как правильно оформить первичные документы при сотрудничестве с самозанятым
Иллюстрация: freepik/freepik

Какими документами оформляется сотрудничество с самозанятыми

Стандартный перечень документов, который необходимо составить при оформлении гражданско-правовых отношений с самозанятым, включает в себя:

  • Договор.

Сотрудничество с самозанятым оформляется договором, который заключается в письменной форме. Специальной формы, разработанной конкретно под самозанятых, законом не установлено, поэтому используется стандартная форма договора гражданско-правового характера. 

  • Задание или приложение к договору.

В этих документах прописывается перечень оказываемых услуг или выполняемых работ, требования к их выполнению (техническое задание), период оказания (выполнения) и их стоимость.

  • Акт выполненных работ.

Этим документом подтверждается факт выполнения работ (оказания услуг) в указанные сроки, отсутствие претензий сторон друг к другу, конкретный перечень оказанных услуг и сроки их выполнения.

  • Счет на оплату.

Направляется самозанятым заказчику, для перечисления вознаграждения за оказанные услуги или выполненные работы. В счете содержатся банковские реквизиты самозанятого, стоимость услуг или товаров, а также их количество и срок, в течение которого необходимо произвести оплату.

  • Чек.

Этот документ формирует самозанятый при получении оплаты от заказчика. Это единственный обязательный документ, который должны составлять самозанятые при сотрудничестве со своими заказчиками. Чеком подтверждается получение плательщиком НПД вознаграждения, а заказчик использует его для учета расходов по УСН (объект «доходы-расходы») и налогу на прибыль организаций.

  • Справка о постановке на учет самозанятого.

Запрашивается, как правило, перед началом сотрудничества и подтверждает официальный статус самозанятого. Этот документ содержит основную информацию о плательщике НПД: ФИО, ИНН, паспортные данные, дату постановки на учет и налоговый орган, в котором зарегистрирован самозанятый.

Договор с самозанятым: что нужно учесть при его составлении

Как уже было сказано выше, специальной формы договора для сотрудничества с самозанятым законодательством не предусмотрено. Поэтому можно использовать стандартный гражданско-правовой договор

Чаще всего с плательщиками НПД заключаются следующие виды договоров ГПХ:

  • договор возмездного оказания услуг;

  • договор подряда;

  • договор авторского заказа;

  • договор перевозки;

  • договор аренды.

Что нужно указать в договоре с самозанятым

Возникают сложности с составлением договора? Воспользуйтесь готовыми шаблонами на платформе Qugo. Обмен документами и их подписание можно также произвести в электронном виде на платформе. Воспользуйтесь электронной подписью, и документы будут иметь юридическую силу: больше не нужно отправлять их по почте и ждать, пока исполнитель подпишет их и вернет готовые экземпляры.

В договор с самозанятым включите следующие разделы:

  • Стороны договора.

В шапке договора укажите статус обеих сторон: заказчик — название организации или ФИО ИП, исполнитель — ФИО физлица или ИП и его статус (плательщик НПД). 

Например: «Исполнитель: Васильева Ирина Анатольевна, применяющий специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ».

Также желательно в договоре указать паспортные данные исполнителя и место его постоянной прописки.

  • Предмет договора.

Пропишите в этом разделе конкретную задачу или услугу, которую должен оказать самозанятый. Обратите внимание, что в нем не должна упоминаться не трудовая функция, а именно конечный результат оказываемых услуг или выполняемых работ.

Например: «Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказывать следующие услуги: по написанию авторских текстов, размещению и корректировке их на сайте заказчика, расположенном по адресу…».

  • Права и обязанности сторон.

В этом разделе обязательно нужно закрепить обязанности исполнителя по предоставлению чека и уведомлению заказчика об утрате статуса самозанятого. Также желательно отразить, что услуги выполняются исполнителем лично, без привлечения третьих лиц.

  • Стоимость услуг и порядок расчётов.

Здесь необходимо прописать стоимость услуг или работ, оказываемых по договору. Желательно отразить, что стоимость услуг не облагается НДС ввиду применения исполнителем специального режима налогообложения — НПД.

Внесите в этот раздел способ расчета с исполнителем и сроки оплаты. Продублируйте обязанность исполнителя сформировать и направить заказчику чек по факту осуществления расчетов. Можно прописать и ответственность за ненаправление чека, например, в размере 20% от суммы, на которую не был выдан чек.

  • Порядок сдачи и приемки работ.

В этом разделе можно закрепить обязанность оформления акта оказанных услуг как документа, который подтверждает факт приемки работ и является основанием для взаиморасчетов.

  • Особые условия.

В этот раздел можно включить количество экземпляров договора, порядок их подписания и обмена закрывающими документами. А также отразить условия вступления договора в силу, основания его расторжения, порядок взаиморасчетов при расторжении договора по инициативе одной из сторон.

  • Реквизиты сторон.

В нем требуется прописать основную информацию о заказчике: полное наименование компании, юридический адрес, ИНН и ОГРН, а также банковские реквизиты.

То же самое касается и исполнителя. Если в шапке договора не прописаны паспортные данные и место прописки исполнителя, их можно указать в этом разделе, а также включить информацию о платежных реквизитах исполнителя, его телефоне и адресе электронной почты.

После составления договора тщательно его проверьте: в нем не должно быть никакой трудовой терминологии, а также условий, характерных для трудовых отношений. 

Подписывайтесь на телеграм-канал Qugo и будьте первыми в курсе новостей из мира самозанятости и внештатного персонала.

Задание или приложение к договору: нужны ли они

Это необязательный документ, но его составление может потребоваться для конкретизации перечня оказываемых услуг или выполняемых работ, особенно если их несколько. 

Для разовой работы или услуги составление задания или приложения к договору — не потребуется. 

Также в приложении к договору, например, можно прописать техническое задание или требования к выполнению той, или иной услуги.

Для чего нужен акт выполненных работ и зачем его составлять

Хоть этот документ и не является обязательным, его составление может значительно облегчить жизнь в первую очередь заказчику:

  • Актом подтверждается выполнение работ или оказание услуг в полном объеме в указанные сроки.

  • Этот документ может являться основанием для взаиморасчетов между сторонами. 

  • Акт — один из документов, который подтверждает расходы заказчика на выплату вознаграждения исполнителю. 

  • Актом может подтверждаться наличие между заказчиком и исполнителем именно гражданско-правовых, а не трудовых отношений.

Нужно ли запрашивать у самозанятого счет на оплату

Счет — это документ, который содержит реквизиты для перечисления вознаграждения исполнителю. 

Этот документ может быть сформирован как в приложении «Мой налог», так и по форме, разработанной исполнителем или заказчиком.

Счет — необязательный документ, но очень часто организации или ИП он требуется для внутренней отчетности. Если для заказчика важно наличие счета – это можно прописать в договоре.

Обратите внимание, только на основании счета на оплату заказчик не сможет учесть расходы на выплату вознаграждения исполнителю. Для этого потребуется как минимум чек.

Чек: для чего нужен и в какой срок исполнитель обязан его предоставить

Чек – обязательный документ, который подтверждает факт осуществления расчета между самозанятым исполнителем и заказчиком.

С помощью этого документа заказчик может учесть расходы на выплату вознаграждения в составе затрат.

В сервисе Qugo чек формируется автоматически, что исключает ошибки в реквизитах этого документа. Статус исполнителя проверяется на ежедневной основе. Чек должен быть сформирован исполнителем в момент расчета, если он произведен наличными или с использованием электронных средств платежа, или до 9 числа следующего месяца, если оплата прошла в безналичном порядке.

Отсутствие чека накладывает на заказчика обязанность по уплате за исполнителя НДФЛ и страховых взносов (за исполнителей-физлиц без статуса ИП).

Ошибки в реквизитах чека могут грозить заказчику отказом в признании расходов на выплату вознаграждения исполнителю обоснованными. Поэтому при получении чека необходимо тщательно его проверить и в случае обнаружения ошибки, попросить самозанятого аннулировать чек и выставить документ с корректными данными.

Кроме ошибок в чеке, нужно тщательно проверить его на наличие трудовой терминологии. Ее быть не должно, так как чек — это первый документ, который изучает налоговая и через который она знакомится со сторонами гражданско-правовых отношений.

Справка о постановке на учет самозанятого

Как правило, этот документ запрашивается перед началом сотрудничества с самозанятым. Нужно это для того, чтобы проверить специальный налоговый статус исполнителя и дату его регистрации в качестве самозанятого.

Некоторые заказчики запрашивают справку перед каждой выплатой, чтобы убедиться в том, что исполнитель не утратил статус самозанятого. 

Сотрудничая с исполнителями на платформе Qugo, не нужно уточнять статус исполнителя: он автоматически проверяется перед началом сотрудничества, а также на ежедневной основе. Риск перечисления средств физлицу без статуса самозанятого — исключен.

Открываем секреты безопасной работы с самозанятыми

Рассказываем, как минимизировать риски взаимодействия

Получите полезную памятку для бизнеса

Просто заполните форму ниже:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «КЬЮГО ТЕК», ИНН 7727452605, erid: LjN8KYcRY

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру