ЭДО

Перевод сделок в электронный формат

В конце марта 2022 налоговики утвердили новый формат электронных сделок. С какой целью затеян перевод договоров с контрагентами в электронный формат? В чем практическая польза бизнесу от цифровизации договора?
Перевод сделок в электронный формат

С 27 мая 2022 вступил в силу обновленный формат электронного договора (приказ ФНС РФ от 24.03.2022 № ЕД-7-26/236@).

С какой целью введен электронный формат договоров?

Налоговики подталкивают компании к цифровизации. Так, уже канули в лету те времена, когда налогоплательщики ксерокопировали тоннами документы, а потом подшивали пачки документов, истребуемых при камеральной налоговой проверке.

Сейчас все выглядит иначе. Налогоплательщику приходит по ТКС требование от налоговиков, например, в части объяснения расхождений по НДС. В этом случае компании предоставляют формализованный ответ.

Многие компании уже давно наладили электронный документооборот. А с учетом подорожания бумаги, большая часть контрагентов обменивается счетами-фактурами и накладными в электронной форме. В таком случае при ответе на запрос налоговикам, компания вообще не распечатывает и не сканирует документы — подписанные документы в электронном виде направляются по ТКС.

Недавно налоговиками был разработан формат электронного договора, благодаря использованию которого можно сократить бумажный документооборот между контрагентами. Электронный формат договоров также позволит компаниям безболезненно направлять электронный формат при истребовании налоговиками документов. Электронный формат договора заменит его бумажный вариант.

Сам документ — это единый файл обмена, его должны подписать стороны сделки. Электронный формат налоговиков имеет название — PDF/A-3.

Каких документов касается обновленный электронный формат?

Этот же формат будет использоваться для заключения:

  • договоров;
  • соглашений;
  • контрактов;
  • спецификаций;
  • дополнительных соглашений к договорам;
  • протокола разногласий либо оферты. В этом случае обменный файл подписывается одной стороной.

Налоговики предоставили компаниям возможность выбора формата. В любом случае используемый компаниями электронный XML-формат либо PDF/A-3-формат позволит без проблем направить документы налоговикам при их запросе.

Понятно, что если между контрагентами не налажен ЭДО, то и договорные документы не будут созданы в электронном формате. Поэтому компаниям, ориентированным на цифровизацию своих бизнес-процессов, прежде всего, нужно внедрить ЭДО.

Что нужно сделать, чтобы использовать формат налоговиков?

Сейчас компании могут обмениваться сканами договоров через ЭДО. Такая возможность есть у всех операторов ЭДО. Документы подписываются квалифицированной электронной подписью.

При использовании формализованного формата не нужно сканировать, а потом загружать в программу скан договора и подписывать его КЭП. Налоговиками, в свое время, были разработаны две схемы перехода компаний на ЭДО.

Не вдаваясь в детали, обозначим этапы процесса ЭДО:

  • оценка используемой информационной системы и составление реестра документов для обмена в электронном формате;
  • анализ цифровизации основных контрагентов компании: подключены или нет к ЭДО, выбранный ими оператор ЭДО;
  • выбор оператора ЭДО, тарифного плана и заключение соглашения с ним;
  • техническая реализация ЭДО: настройка процесса обмена документами;
  • подписание с контрагентами соглашений об использовании ЭДО.

Соглашение можно составить в электронной форме и направить по ТКС контрагенту.

Отметим, что цифровизация процессов компании — это вопрос времени. Так, в разработке у налоговиков несколько форматов электронных документов: транспортной накладной, авансового отчета, отчета комиссионера или агента, путевого листа, гарантийных писем, отчета о выполнении НИОКР и пр.

А к 2024 году ЭДО будет являться обязательным для всех участников рынка. Налоговиками еще в 2020 году была разработана Концепция развития ЭДО, в которой прописан порядок его внедрения.

Подведем итоги

На сегодняшний день при заключении договоров компании обмениваются неформализованными документами. Большинство компаний предпочитают бумажный вариант договора с оригиналами подписей и печатями, если, конечно, контрагент не отказался от ее использования.

Утвержденный формат позволит бизнесменам сократить время на подписание, согласование и изменение условий договоров, сделает проще их передачу налоговикам.

Переведенные в один из двух электронных форматов договоры имеют такую же юридическую силу, что и бумажные договоры. А значит они могут использоваться в случае судебных баталий, в иных государственных органах.

Начать дискуссию

С 1 мая — три новые формы заявлений по налогам

ФНС утвердила новые бланки и форматы заявлений для возмещения НДС, акциза, а также по банковским гарантиям.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сбер выплатит инвесторам дивиденды за 2023 год: сколько

Держатели акций Сбербанка получат дивиденды в размере 33,3 рубля на одну ценную бумагу.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в апреле 2024 года

В уведомлении за апрель не будет взносов. Будет и НДФЛ с 1 по 22 апреля и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в апреле 2024 года
Лучшие спикеры, новый каждый день

Производителям алкоголя упростят получение лицензий

Власти сократят сроки получения лицензий на производство и оборот алкоголя, а также урежут список документов для получения разрешений.

Кадры

88% соискателей ждут обратной связи после собеседования

Кандидаты хотят получить от работодателей оценку своих сильных и слабых сторон, а также понять, как им вести себя во время следующих собеседований.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Роскомнадзор заблокировал 150 VPN-сервисов

Ведомство без решения суда заблокировало около 700 материалов с рекламой сервисов по обходу блокировок.

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 

Откуда произошло и что означает слово «бухгалтер»? Кто был первым бухгалтером? И был ли этот человек миллионером?

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 
5
Банки

На ликвидацию банка QIWI нужно больше 2 млрд рублей

Основная статья расходов — затраты на увольнение сотрудников, они составят почти 1,9 млрд рублей.

Отпуска

Правительство Таиланда согласовало 60-дневный безвизовый режим для россиян

Кабинет министров Таиланда принял решение о 60-дневном безвизовом режиме для россиян с 1 мая, сообщил премьер страны.

Психологические типы бухгалтеров, которые встречаются на практике

Бухгалтеры играют жизненно важную роль в организациях, выполняя задачи, связанные с финансовым учетом и отчетностью. Помимо технических навыков, им необходимы определенные психологические качества для эффективного выполнения своей работы.

1

Маркетплейсы просят власти сохранить право на платный возврат товаров

Удержание платы за возврат товаров на склад не позволит недобросовестным продавцам получать преимущество, заказывая товары конкурентов в отдаленные регионы.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Должен ли при таком доначислении учитываться налог, уплаченный самим самозанятым?

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Как доказать добросовестность при покупке автомобиля у банкрота?

Купить автомобиль с рук или в автосалоне и не стать участником судебного дела, на сегодня задача не из легких, но еще сложнее выиграть суд, если арбитражный управляющий продавца подаст иск о признании договора купли-продажи недействительной сделкой.

С 1 мая налоговую отчетность нужно сверять с новыми контрольными соотношениями

В связи с изменениями в НК ФНС утвердила новый перечень контрольных соотношений показателей налоговых деклараций и расчетов.

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Крайний срок для подачи декларации ИП в 2024 году — 25 апреля. До дедлайна осталось всего несколько дней, но перед подачей отчетности не забудьте тщательно ее проверить. Мы собрали основные ошибки, которые встречаются в декларациях УСН у ИП. Нет ли их в вашей декларации? 

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Одним из главных процессов, позволяющих эффективно взаимодействовать отдельным сотрудникам, отделам, филиалам компании, является налаживание эффективно работающих коммуникаций.

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Пострадавшие предприятия из Белгорода получат 1,2 млрд рублей

Малый и средний бизнес, который пострадал от обстрелов, получит помощь от государства.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Восстановление товарного учета — неотъемлемая часть работы, с которой рано или поздно может столкнуться бухгалтер маркетплейсов. В статье поделились пошаговым планом, который поможет не запутаться, а также наглядно показали операции по восстановлению на WB, Оzon, Яндекс Маркет и Мегамаркет.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Интересные материалы

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения