Менеджмент

Миссия выполнима

Корпоративный буклет каждой компании начинается с миссии организации. Однако часто то, что декларируется на бумаге, не имеет ничего общего с реальными целями и устремлениями компании.
1,3 тыс. 505

Корпоративный буклет каждой компании начинается с миссии организации. Однако часто то, что декларируется на бумаге, не имеет ничего общего с реальными целями и устремлениями компании.

Марина МЕЛИЯ, профессор психологии, генеральный директор консультативной компании "ММ-Класс"

Журнал «Кадровое дело» №7, 2004

В правильном направлении

Прямое определение понятия "миссия" - предназначение человека, организации. Как часто в повседневной жизни мы задумываемся о том, для чего мы живем, в чем смысл нашего существования, куда двигаться дальше?.. А ведь для организации бесцельное существование так же разрушительно, как и для человека. И миссия как раз и выражает основной смысл, предназначение и принципы жизни организации. Если она проработана, понятно, куда ты идешь, что нужно брать с собой в дорогу, а что лишнее.

Меня часто спрашивают, когда руководитель организации должен задуматься о выработке миссии. В идеале предназначение компании нужно сформулировать еще до ее создания. Однако большая ошибка - "придумывать" миссию только потому, что так принято, или потому, что она есть у других. Руководитель должен почувствовать внутреннюю потребность в создании миссии - только тогда она будет работать, двигать компанию вперед. В противном случае миссия останется лишь красивой, но праздной декларацией в корпоративном буклете.

Для кого пишется миссия?

В первую очередь для себя, то есть для организации. Миссию нельзя привнести извне: миссия и стратегия каждой организации уникальны, как уникальна и сама организация - ее история, ценности, деловая культура, люди. Сегодня многие фирмы для разработки миссии и стратегии приглашают внешних консультантов. Однако самый неправильный и неэффективный путь - просить консультанта самого "придумать" миссию. Другой вариант, когда миссию разрабатывает руководитель компании, также непродуктивен: написание миссии - дело коллективное, в нем обязательно должны участвовать топ-менеджеры, собственники и ближайшее окружение. Задача внешних консультантов - не предлагать готовые схемы и "правильные" модели из учебников по менеджменту, а, отталкиваясь от ресурсов, потребностей, интересов компании, так организовать процесс выработки единого понимания по этим жизненно важным для нее вопросам, чтобы дать мощный импульс к дальнейшему развитию организации, ее движению вперед.

Бумажная работа

Когда я провожу семинар по разработке миссии и стратегии организации, очень быстро выясняется, что не только у руководителей, но буквально у всех сотрудников абсолютно разное представление о том, какой будет организация через год, через три, на какие стратегические рубежи они хотят выйти и что для этого нужно сделать. Это становится откровением для первого лица компании. И сотрудники тоже понимают, что по-разному мыслят, по-разному видят, по-разному относятся ко многим вещам и в этом причина большинства конфликтов и неувязок. А надо, чтобы как можно больше людей знали, к чему компания стремится: когда каждый понимает общую задачу, он соотносит свои интересы с общими, возрастает взаимодействие и объективно люди начинают лучше работать. Поэтому и нужно периодически "сверять часы", корректировать стратегические ориентиры.

Предприятие, которое имеет хорошо продуманную миссию, четко понимает, что надо делать, к чему стремиться, какие задачи являются первоочередными, какие - второстепенными, а за что и вовсе не имеет смысла браться. Так как существуют четко обозначенные цели, вся поступающая информация фильтруется по принципу "черное - белое", нужное - ненужное: все полезное принимается, запускается в работу, а все ненужное, лишнее автоматически отбрасывается. Это позволяет сконцентрировать всю свою энергию на достижении цели, благодаря чему эффективность жизнедеятельности компании возрастает в разы.

Очень часто миссия существует лишь в голове у руководителя. Мои клиенты - крупные собственники, управленцы высшего уровня -люди, безусловно, талантливые, способные, целеустремленные, но часто они не могут четко сформулировать миссию и донести ее до своих подчиненных. Поэтому очень важно, чтобы миссия была прописана на бумаге. Мой опыт показывает, что, если миссия и стратегия не сформулированы в письменном виде, люди не так четко понимают, чем занимается организация, к чему она стремится, каковы ее нормы, ценности, задачи и т. д.

Собрание миссионеров

Как правило, семинар по разработке стратегии и миссии компании длится от одного до трех дней. В обсуждении участвует группа топ-менеджеров от 8 до 15 человек: работа в большем составе будет малоэффективной, и "мозговая атака" просто захлебнется. Заранее оповестите участников обсуждения о дате, месте и времени мероприятия. При этом очень важно, чтобы руководитель отнесся к мероприятию серьезно: тогда и остальные менеджеры проникнутся его значимостью, будут активно участвовать.

В процессе обсуждения руководитель не должен давить на участников своим авторитетом - лучше занять "рядовую" позицию, сесть в общем кругу, предоставив место ведущего приглашенному консультанту. Кстати, такое нивелирование позволит первому лицу взглянуть на ситуацию со стороны, узнать много нового и о компании, и о сотрудниках.

Нельзя пытаться с помощью миссии повысить значимость компании, показывать ее лучше, чем она есть на самом деле. Цензура также запрещается: нельзя готовить несколько вариантов миссии - для клиентов, партнеров, рядовых сотрудников. Такие квази-миссии приносят только вред, не способствуют сплочению коллектива и дальнейшему развитию организации.

На семинаре мы обязательно обсуждаем три важнейших фактора, которые влияют на жизнедеятельность организации и без которых понимание и выработка миссии невозможны. Это желания компании ("хочу"), ее возможности, ресурсы ("могу") и объективные потребности внешней среды, рынка ("надо"). Эти "хочу", "могу" и "надо" всегда присутствуют и в нашей жизни, и в жизни организации, и на разных этапах меняются ролями: что-то становится основным, а что-то второстепенным.

На практике эти три фактора достаточно редко находятся в равновесии: не всегда легко увязать стремления, интересы руководителя и ресурсы организации с внешними потребностями рынка. Поэтому, когда мы работаем с компанией, мы смотрим, каковы ее конкурентные преимущества, финансовые возможности, что за люди работают в организации, за счет чего возможно добиться поставленных целей. Конечно, в первую очередь должны быть учтены желания и стремления руководителей и собственников компании, но очень важно, чтобы эти стремления разделяли и остальные сотрудники: если такого понимания нет, компания не будет работать эффективно, никогда не станет лидером в своей отрасли или сегменте рынка. Затем необходимо проанализировать ресурсы компании, выяснить, что поможет достичь поставленных целей, в чем ее "конек", конкурентные преимущества. После этого мы оцениваем потребности рынка на данный момент. На стыке этих трех составляющих-"хочу", "могу" и "надо"-и формируется миссия, продукт, который соответствует желаниям людей, их возможностям и потребностям рынка. Миссия, выработанная коллективно, с учетом мнений менеджеров компании, будет действительно рабочей и жизнеспособной. К тому же на выходе после совместного обсуждения вы получите сплоченную команду, которая сможет эту миссию эффективно реализовывать.

Очень важно, чтобы с миссией ознакомился каждый сотрудник компании. Как лучше ее донести до всех членов коллектива, подскажет консультант: в крупной компании это может быть ряд семинаров с активным участием менеджеров среднего и высшего звена, в небольшой - общее собрание. Мы рекомендуем нашим клиентам оформить и вывесить миссию в офисе - это подчеркнет ее значимость и будет свидетельствовать о развитой корпоративной культуре в компании.

Прежде всего необходимо назначить приказом по компании рабочую группу из состава руководящих работников компании. В состав рабочей группы обязательно должен входить координатор рабочей группы, который, имея определенную подготовку в области стратегического планирования и авторитет в компании, выполняет методические и организующие функции. Рабочая группа предварительно обсуждает на своих заседаниях все аспекты будущего документа, его содержание. Вначале это могут быть формальные ответы на поставленные в схеме вопросы. За основу проекта миссии можно принять следующую структуру:

1. Философия и этика ведения бизнеса.

2. Система ценностей.

3. Потребители продукции организации.

4. Предоставляемые продукты и услуги.

5. Области деятельности и рынки. География рынков.

6. Обязательства по стабильности существования и развитию в части клиентов, продуктов и услуг, рынков и технологий.

7. Технологии.

8. Отношение фирмы к внедрению передовых технологий.

9. Концепция управления.

10. Преимущества в сравнении с конкурентами.

11. Заботы фирмы об общественном лице и регионе, где ведется бизнес.

12. Обязательства перед работниками. Забота о них. Ценность работника для фирмы.

Требования, обычно предъявляемые к миссии, - краткость, лаконичность. Обычно консалтинговыми компаниями рекомендуется методами мозгового штурма доводить текст до "удобоваримого" состояния. В этом случае обеспечивается выбор лаконичных формулировок, а кроме того, обеспечивается согласование точек зрения различных работников и выработка обобщенного взгляда на организацию. Наибольшие трудности при разработке миссии заключаются в различном видении работниками компании ее настоящего и будущего. В этом случае мозговой штурм превращается в излишнюю трату времени. Приведение текста к лаконичному виду можно поручить координатору рабочей группы. Он обеспечивает неформальное обсуждение подготовленного варианта с работниками компании, имеющими склонность к аналитическому мышлению. Так постепенно текст доводится до нужной формы.

Как часто надо переписывать миссию, вносить в нее какие-то исправления? Все зависит от того, каким бизнесом вы занимаетесь и какие задачи перед собой ставите. Например, со временем одни бизнесы устаревают, отмирают, на их место приходят новые. Вы занимались консалтингом, к этому еще добавился аудит. Надо что-то менять в миссии? Возможно. А если вы занимались оказанием почтовых услуг и продолжаете их оказывать, здесь, возможно, ничего не надо менять.

Начать дискуссию

НДС

Уточнят нормы НК об НДС 0% при экспорте

Торгово-промышленная палата России (ТПП) предложила исключить двойное толкование норм о международной перевозке с точки зрения налогового законодательства.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

За уклонение от исправительных работ будут чаще сажать под стражу

Минюст разработал законопроекты, регулирующие вопрос заключения под стражу осужденных, которые уклоняются от принудительных работ.

«Утренний бухгалтер» № 5608. Будут изменения по имущественным налогам

Законопроект уже внесен в думу.

Лучшие спикеры, новый каждый день
УСН

⚡ Срочное разъяснение ФНС: как заполнить уведомление о переходе на УСН

В форме 26.2-1 ювелиры должны ставить код налогоплательщика — 4 но можно и 3.

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
6
254
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
347

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

125

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

3
175

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
138

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
273
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

3
80
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Интересные материалы

НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.