Менеджмент

"Слоновья" задача управления

Помните притчу, как три слепца, взявшись, кто за хобот, кто за ухо, кто за ногу, долго спорили о том, что же представляет собой слон?
Помните притчу, как три слепца, взявшись, кто за хобот, кто за ухо, кто за ногу, долго спорили о том, что же представляет собой слон?

Первый утверждал, что слон – это огромная массивная колонна, другому казалось, что у него в руках мягкое покрывало, а третий был уверен, что слон похож на длинного удава.
 Интересно, скажите вы, причем здесь слон, когда речь идет о бизнесе и управлении?

В тайм-менеджменте используют такое понятие – "слоновья задача", т.е. основная, глобальная задача, все остальные по отношению к ней второстепенные. Обычно, у любого предприятия огромное количество различных проблем и вопросов, запутаться и потеряться среди которых не представляет труда. Как же, в таком случае, определить основную, так называемую "слоновью" задачу, существует ли способ её определения, может, есть определенная модель системы управления бизнесом и какова роль ее руководителя?

Давайте посмотрим на работу любой фирмы – она что-то производит (продает, оказывает услуги). Чтобы что-то произвести, надо закупить некие ресурсы, затем преобразовать их, получить готовую продукцию, и реализовать ее, получить оплату за реализованную продукцию. Далее цикл повторяется. И вся эта деятельность логична и понятна, ибо людям, ее организующим, очевидно, что нужно делать. И раз такая деятельность реализована на практике, значит, фирма овладела коллективным навыком ведения бизнеса.

Мы понимаем это, когда видим, сколько предприятий трудится в экономическом пространстве – раз работают, значит, овладели.
Почему же долголетнего благополучия и успеха добивается существенно меньшее число фирм? Потому, что одного освоенного навыка ведения бизнеса мало, и каждой фирме надо овладеть одновременно еще и коллективным управленческим навыком, чтобы сделать свой бизнес управляемым, а, значит - эффективным. Если бы управленческий навык был так же логичен и понятен, как навык ведения бизнеса, то все фирмы бы так же успешно им овладевали, и соответственно, становились эффективными. Но на практике мы наблюдаем иную картину, и остается признать, что управление как навык, является гораздо более сложным, чем бизнес.

В первую очередь потому, что управление является системой, где между воздействием и результатом нет очевидной и однозначной взаимосвязи. Все, что делается в управлении, опирается на умозрительные модели, что подобно случаю с упомянутым слоном – есть элементы (части), которые можно "потрогать", а зримая связь между ними отсутствует. 

Это одно из фундаментальных свойств управления "мягкими" (или живыми) системами, в отличие от "жестких". В "жестких" системах количество взаимосвязей между элементами конечно, и характер их не изменяется, т.е. они однозначны. Это различные механические системы, например автомобиль, корабль.

В зависимости от характера управленческого воздействия, их поведение можно предсказать – они "очевидны".
А в "мягких" системах, в которых участвует человек, количество и характер взаимосвязей изменяется, так как человек имеет внутренний источник энергии, и однозначно предсказать его поведение невозможно. Поэтому так сложно управлять деятельностью коллектива людей, и тем сложнее, чем он больше. Попытка перенести модель управления "жесткими" системами на людей провалилась – теория "болтиков и винтиков" не учитывала указанного системного различия.

Умозрительное свойство модели управления отражает основополагающий принцип системного подхода: "Наблюдатель определяет систему". Приведенный пример со слоном, ярко это иллюстрирует – какой наблюдатель "увидел" систему, такой он ее и определил. Поэтому руководитель всегда должен иметь (и имеет!) в голове модель системы управления своим бизнесом (чего, собственно, и не хватало "слепой троице"). В зависимости от того, насколько она соответствует требованиям окружающей среды и следует велению времени, с одной стороны, и как настроена на достижение поставленных целей, с другой, настолько деятельность фирмы будет более эффективной, или менее. И далее руководитель должен указанную модель объяснить подчиненным, и научить их слаженно взаимодействовать согласно этой модели, т.е. сформировать управленческую команду. Например, только чтобы запустить процесс планирования в системе бюджетного управления, надо вовлечь в него начальников практически всех подразделений компании. И так практически во всем, что касается управления - предприятию необходимо учиться, чтобы освоить этот навык, причем навык коллективный, а он гораздо сложнее, чем навык индивидуальный.

К великому сожалению, многие руководители, создав бизнес, и добившись успеха, не считают для себя необходимым чему-то еще учиться. Они состоялись как бизнесмены, однако дальнейшая логика развития бизнеса требует, чтобы они еще состоялись и как управленцы. И на этом пути отечественных управленцев подстерегают следующие сложности. Поскольку переход от административной системы к рыночной произошел резко, пропущен этап эволюционного развития, во время которого выработалась бы на основе практики управленческая культура, культура, однородная для всех субъектов рынка, с каким-либо доминирующим направлением, диктуемым текущими потребностями.

Но такой путь прошли зарубежные фирмы – в какое-то время там все занимались бюджетированием, затем господствовало всеобщее управление качеством, затем на смену пришел реинжиниринг, ну а теперь все увлеклись CRM (управление отношениями с клиентами). И это понятно – развиваясь эволюционно, решая одни задачи управления и осваивая соответствующие им техники, основная масса предприятий затем переходила к решению следующих задач. В итоге – переболев очередной новомодной теорией, часто провозглашаемой ее авторами панацеей для управления, от нее не отказывались, а просто на опыте устанавливали границы ее истинной применимости, и далее начинали использовать по назначению, то есть это становилось штатным инструментом управления.
Поскольку мы в России такого опыта не имели, то начали использовать в своей практике опыт зарубежных компаний и стали брать инструменты, теории и способы, которые там рождались в разное время, и связаны между собой только через эволюцию развития, которая у нас как раз отсутствует. Это создает в головах менеджеров жуткую путаницу, только затрудняющую управление и, в конечном итоге, приводящую в тупик. 

Дело доходит до казусов. На одном предприятии руководитель некой службы показал "Положение", регламентирующее ее деятельность, где в таблице, определяющей функции менеджера, были 2 колонки – в одной были выписаны функции по Файолю, в другой – по Минцбергу. Поскольку состав функций, определенных этими авторами, не совпадает (и не удивительно – Файоль писал свои труды в 20-х годах 20 века, а Минцберг – наш современник), этот руководитель не мог решить, чей набор функций следует предпочесть, и вписал в документ и те, и другие. Каково менеджеру исполнять свои обязанности согласно такому документу! 

К этой картине добавляется и разница в потребности руководства в зависимости от уровня развития предприятия – одни еще проблемы бухгалтерского учета не решили, а другие уже штурмуют вершины стратегического искусства.
До тех пор, пока российский менеджмент не выйдет на магистральную дорогу своего развития, руководителям придется самим выбирать из зарубежного опыта инструменты управления, и при этом обязательно учитывать – из какого времени тот или иной инструмент, какие задачи он решал "там и тогда", и какие призван решать "здесь и сейчас". Важно также помнить, что инструмент надо будет адаптировать к существующей на предприятии практике, иначе использовать его с положительным результатом будет сложно, в том числе из-за возникновения системных противоречий.

Мы с вами обозначили основные проблемы российского управления на современном этапе, решить которые – значит перестать слепо копировать чужой опыт, и стать примером для бывших учителей, своей практикой устанавливая новые стандарты управления.

И напоследок. Хочется, чтобы у нас не получилось как в той притче про трех слепцов, когда каждый видит одно и тоже совершенно по-разному и в результате нарушается объективное восприятие действительности. А избежать этого можно только в том случае, если у организации, будет руководитель, видящий сверху всю модель системы управления бизнесом и умеющий четко определить ту самую "слоновью" задачу.

Комментарии

1
  • max171
    В принципе согласен, у большинства руководителей нет системного и критического подхода

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру