Клерк.Ру

Интернет-конференция «Сетевой бизнес: качественные товары или развод на деньги?»

канашиншоркарева6 ноября 2008 года на Клерк.Ру прошла интернет-конференция на тему: «Сетевой бизнес: качественные товары или развод на деньги?». На вопросы наших пользователей в режиме он-лайн ответили Тамара Шокарева, президент Ассоциации прямых продаж и Сергей Канашин, заместитель генерального директора компании Oriflame.

Пользователь Алёнка-бух: Должен ли независимый консультант уплачивать какие-либо налоги со своей деятельности при условии, что он еще не зарегистрировал ИП на УСНО?

Тамара Шокарева: Если гражданин принял решение заняться продажей продукции одной из компаний прямых продаж на регулярной основе, у него возникают юридические и налоговые обязательства как у индивидуального предпринимателя. Согласно российскому законодательству, деятельность частных лиц, занимающихся прямыми продажами, рассматривается как предпринимательская. Данная деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, является незаконной.

В настоящее время процедура регистрации и постановки на налоговый учет индивидуальных предпринимателей значительно упрощена. Помимо общей системы налогообложения (предполагающей уплату целого ряда налогов: НДС, ЕСН, НДФЛ и др.), главами 26.2 и 26.3 Налогового Кодекса РФ введены в действие специальные режимы налогообложения для малого бизнеса: «Упрощенная система налогообложения» и «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (разносная торговля относится к таким видам деятельности). Благодаря введению данных режимов налогообложения, значительно упростилась система налоговой отчетности, а также снизилось налоговое бремя для индивидуальных предпринимателей.

Если частные лица приобретают продукцию у компаний прямых продаж для личного пользования, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не требуется.

Уточняющий вопрос пользователя Алёнка-бух: Получается, что консультант Орифлэйм попадает на совмещение спецрежимов? Он продает косметику, следовательно ЕНВД, и компания выплачивает ему % на расчетный счет по итогам месяца, следовательно УСНО. Я правильно поняла?

Тамара Шокарева: Вы поняли правильно. В случае если независимый распространитель получает какое-либо вознаграждение от компании, то для данного вида деятельности он может применять упрощенную систему налогообложения, что не противоречит российскому законодательству. При этом я хотела бы обратить Ваше внимание на то, что это справедливо для всех регионов Российской Федерации, кроме Москвы, так как единый налог на вмененный доход для розничной торговли в Москве не применяется. В Москве независимые распространители для различных видов деятельности (включая розничную торговлю) могут применять УСНО.

Посетитель Починок: Компании Орифлейм заявляет, что уплачивает все налоги за своих консультантов, особое внимание уделяя НДС, если я не ошибаюсь. А как быть с прибылью - разницей между дистрибьютерской ценой и ценой продажи по каталогу? Должен ли консультант платить с нее НДФЛ в случае реализации товара и в случае приобретения его для личного пользования?

Сергей Канашин: Компания Орифлэйм никогда не заявляла, что уплачивает налоги за Консультантов. Консультанты являются независимыми партнерами компании, покупающими её продукцию и оказывающими информационно-маркетинговые услуги. Вся информация, касающаяся бизнеса с Орифлэйм, находится в открытом доступе на Интернет-сайте компании, а также содержится в корпоративных печатных материалах. Так, например, компанией Орифлэйм был подготовлен Справочник по юридическим и налоговым вопросам для Консультантов, где подробно освещаются вопросы, связанные с регистрацией предпринимательской деятельности и уплатой налогов Консультантами (включая случаи, когда Консультант должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, виды налогов и сборов, которые он должен в связи с этим уплачивать и т.п.).  В любом случае это только рекомендации, и Консультант, являясь независимым партнером компании, самостоятельно принимает решение о регистрации и несет ответственность за уплату налогов. При покупке товаров для личного пользования не возникает обязанности по уплате каких-либо налогов.

Что касается прибыли, возникающей при продаже товаров Консультантами на регулярной основе, она облагается налогом. Это может быть налог на вмененный доход (в тех регионах, где он введен) либо налог, подлежащий уплате при применении упрощенной системы налогообложения, которые заменяют собой уплату всех остальных налогов (налога на прибыль, НДС и т.п.) . Налог на вмененный доход рассчитывается по ставке 15% из базовой доходности (для разносной торговли она составляет в 2008 году - 4500 рублей на одного человека в месяц) с применением корректирующих коэффициентов, учитывающих условия осуществления предпринимательской деятельности (размеры населенных пунктов, вид деятельности и т.п.).  При применении упрощенной системы налогообложения уплачивается по выбору плательщика налог в размере 6% с доходов от реализации товаров (без вычета понесенных расходов) либо в размере 15%  с дохода, уменьшенного на величину расходов.

Анонимный пользователь: Насколько я знаю, все сетевые компании у нас в стране - западные. Почему так? На западе более популярен этот вид бизнеса? Есть ли российские компании сетевые?

Тамара Шокарева: Прямые продажи как форма реализации товаров и услуг непосредственно покупателям при личном контакте с ними являются одним из старейших методов (способов) торговли и уходят своими корнями в далекое прошлое. На протяжении многих веков в России странствующие торговцы, коробейники, рассыльные и ярмарочные зазывалы реализовывали свои товары именно путем непосредственного контакта с покупателями. Этот род занятий считался вполне уважаемым и перспективным, особенно для начинающих торговцев. Такие известные купеческие фамилии, как Алексеевы, Филипповы, Елисеевы первые свои капиталы заработали именно на рассыльных операциях.

По данным АПП, в настоящее время в Российской Федерации ведут свою деятельность около 110 компаний прямых продаж, более половины из них - российские компании.

Такие компании-члены АПП Фаберлик, Инфинум и Си Эль парфюм являются российскими.

Пользователь Андрей Сергеевич: Есть ли статистика, сколько народу в России занимается прямыми продажами? Ожидаете ли вы приток новых желающих стать консультантами в связи с кризисом и сокращениями на предприятиях?

Тамара Шокарева: По данным Ассоциации Прямых Продаж (Россия), на конец 2007 года только компании-члены АПП объединили более 3 300 000 независимых распространителей.

Все компании-члены АПП будут рады предоставить всем желающим возможность начать свой собственный бизнес или совмещать его с их основной работой для получения дополнительного дохода.

Анонимный пользователь: Многие западные компании, выходя на российский рынок, строят свои заводы у нас в стране. Где производится продукция, которую реализуют через прямые продажи? В России или импортируется?

Тамара Шокарева: Продукция реализуемая компаниями-членами АПП как импортируется, так и производится на территории России. Часть компаний-членов АПП также экспортируют свою продукцию.

Так, компании Эйвон и Орифлэйм часть своей продукции производят на заводах, построенных ими на территории Российской Федерации. Российские компании Фаберлик и Си Эль парфюм практически всю свою продукцию выпускают на производственных мощностях в России.

При этом вышеперечисленные компании экспортируют свою продукцию не только в страны СНГ, но и в страны-члены ЕС.

Анонимный пользователь: Главная особенность прямых продаж в россии, уж не знаю, как там в мире! - агрессивные консультанты. они вцепляются в человека мертой хваткой, как бульдоги и убеждают его приобрести товар!!! почему они так работают? они же дискредитируют всю отрасль!!! это невозможно общаться с такими продавцами, поэтому многие люди их и избегают. проще не связываться чем потом отвязаться. что за методы?! их специально так учат?

Сергей Канашин: Скорее наоборот – серьезные компании обучают своих консультантов хорошему и внимательному сервису! Как правило, в компаниях, где есть заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве с клиентом не может быть и речи о таком агрессивном подходе! Кто захочет сделать вторую, третью и т.д. покупку у такого навязчивого продавца? Мы заинтересованы в том, чтобы наш клиент оставался с нашим консультантом очень долго, а для этого у них должны установиться доверительные и даже дружеские отношения! К сожалению, факты «бульдожьей хватки» могут встречаться у тех, кому важно сделать одну единственную продажу, а там «трава не расти»! Компании-члены АПП добровольно принимают на себя обязательство соблюдать этический кодекс поведения по отношению к покупателю, а в нем четко сказано, что агрессивное навязывание товара – не наш стиль!

Анонимный пользователь: Где можно просмотреть полный список организаций, которые входят в ассоциацию прямых продаж. Если там нет какой-то организации, значит она работает нелегально? Я имею ввиду организацию, которая предлагает приобретать канадские бриллианты и строить пирамиду.

Тамара Шокарева: Полный список компаний-членов Ассоциации Прямых Продаж Вы можете найти на сайте АПП в разделе «Членство в Ассоциации» по следующему адресу:

http://www.rdsa.ru/cgi-bin/main_katalog_4.pl?action=viewheader_all&razdel=line&id=4

Если компания не является членом АПП, это не означает что она нелегитимна. В отличии от других компаний прямых продаж члены АПП взяли на себя дополнительные обязательства по отношению как к потребителям, так и к независимым распространителям, которые накладывает на них Этический Кодекс АПП.

Мне трудно прокомментировать действия компании, о которой Вы спрашиваете, не имея подробной информации о ее деятельности, но хотела бы обратить Ваше внимание на то, что в соответствии с «Правилами продажи отдельных видов товаров», утвержденными Постановлением Правительства РФ №55 от 19 января 1998 г., реализация изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней методом прямых продаж запрещена.

Пользователь oriflame.zp.ua: Не секрет, что в Орифлэйм есть две основные проблемы - это нехватка продукции на складах и проблемы с сервисом в глобальном понимании... Проблемы с нехваткой продукции хоть когда-то будут решены? Или вечный дефицит компании на руку? По поводу сервиса - как на СПО так и в СЦ вечные проблемы с обслуживанием, этикой и переподписанием, компания никаких мер даже не пытается предпринять... Все только на словах... Если компания так быстро растет, что на остальное нехватает времени/средств/сил - может не стоит проводить акций по рекрутированию, а навести сначала "внутри" порядок??? Сколько шарик не надувай, но пока дырки не заклеить толку от этого мало... Да и он-лайн сервисы очень часто в нерабочем состоянии.

Сергей Канашин: Действительно, у нас иногда бывает нехватка продукции! Орифлэйм, к счастью, растет высокими темпами и вводит очень много новинок и предложений. Многие новые продукты и специальные предложения пользуются повышенным спросом и превосходят прогнозы!  Поскольку новый каталог выходит каждые 3 недели, то не всегда мы успеваем довезти требуемое количество продукции. Конечно, дефицит не может быть нам "на руку"! Мы же хотим продавать нашу продукцию, а не прятать! За последний год, я бы заметил, ситуация значительно улучшилась, хотя нам есть над чем работать для дальнейшего развития! Орифлэйм инвестирует большие ресурсы в улучшение системы снабжения, включая строительство новых заводов, создание новых складов и тщательную подготовку к запуску новинок!

Что касается сервиса "в глобальном понимании". Мы предлагаем намного больше разных возможностей для наших консультантов, по сравнению с другими компаниями. И с точки зрения размещения заказов, и оплаты, и получения. Заказ можно разместить и в сервисных центрах, и по интернету, и по телефону, и просто послать смс! Последнее время очень популярны заказы он-лайн и, надо сказать, сейчас редко бывают проблемы с сайтом по сравнению с прошлым годом (видимо у вас немного устаревшая информация). Оплатить заказ тоже можно разными способами и получить тоже - и в СЦ, и в СПО, и по почте, и в мобильном пункте выдачи и даже домой курьером. При таком разнообразии возможностей мы часто зависим от поставщиков услуг и инфраструктуры, и мы стараемся влиять на улучшение качества предоставления наших услуг!

Об этике. Откровенно говоря, немного удивлен вопросом, поскольку в компании существуют четкие процедуры, как реагировать на неэтичное поведение! Вопрос переподписания важен для всей индустрии и здесь никто не нашел однозначного ответа, с которым все бы согласились. Переманивание людей из структур в структуру не приносит компаниям никакого преимущества и поэтому с этими явлениями ведется борьба во всех компаниях.

Анонимный пользователь: По какому принципу компании, занимающиеся прямыми продажами, становятся членами Ассоциации прямых продаж? Какой процент компаний является членами Ассоциации и почему остальные в нее не спешат?

Тамара Шокарева: Членом Ассоциации прямых продаж может стать любая компания, реализующая продукцию методом прямых продаж на протяжении, по крайней мере, двух лет.

До вступления в Ассоциацию деятельность, репутация и надежность компаний подвергаются тщательному изучению, также как и уровень услуг, предоставляемых клиентам и партнерам.

Компания должна предоставить свои рекламные и информационные материалы, форму договора с независимыми распространителями, маркетинговый план, а также, в случае необходимости, доказательства "прозрачности" деятельности компании согласно действующему законодательству РФ (например, годовой бухгалтерский баланс с отметкой налогового органа о принятии, заключение внешнего аудитора и пр.).

Каждая компания-член АПП обязуется следовать процедурам и нормам Этического Кодекса АПП, этично вести бизнес и предоставлять качественный сервис, что является необходимым условием членства в Ассоциации.

Каждая компания, вступающая в Ассоциацию должна пройти испытательный срок длительностью 1 год в качестве кандидата в члены АПП.

По окончании испытательного срока и при отсутствии жалоб и замечаний со стороны потребителей, потребительских организаций и государственных регулирующих органов, компания вправе принять решение о вступлении в Ассоциацию в качестве Действительного или Старшего члена Ассоциации Прямых Продаж.

На данный момент членами АПП является 15 компаний прямых продаж, что составляет примерно 15% от общего количества компаний индустрии прямых продаж России. В то же время хотела бы отметить, что в АПП входят большинство крупнейших компаний прямых продаж, ведущих свою деятельность в Российской Федерации. На конец 2007 года компании-члены АПП объединили более 3 300 000 независимых распространителей, а объем, совершенных ими продаж составил почти 3,4 миллиарда долларов США (в розничных ценах с учетом НДС). Компании Эйвон, Орифлэйм и Амвэй входят в список 400 крупнейших предприятий России (Эксперт-рейтинг).

К сожалению, не все компании прямых продаж, работающие в России, готовы, а некоторые просто не хотят брать на себя дополнительные обязательства, накладываемые Этическим Кодексом АПП. Для небольших компаний при принятии решения о вступлении в Ассоциацию сдерживающим фактором может стать размер членского взноса в АПП.

Пользователь Zarny: Скажите, чем закончилась история с попытками отрегулировать "сетевое предпринимательство", как его называют на чиновничьем языке... Есть ли какой-то закон или хотя бы проект? Чем вы руководствуетесь в своей работе с юридической точки зрения?

Тамара Шокарева: Прямые продажи рассматриваются российским законодательством как разносная торговля и относятся к одному из видов нестационарной розничной торговли. В данный момент компании прямых продаж в ходе своей деятельности руководствуются: 

  1. Гражданским Кодексом РФ
  2. Законом «О защите прав потребителей»
  3. «Правилами продажи отдельных видов товаров», утвержденными Постановлением Правительства РФ №55 от 19 января 1998 г.
Данных законодательных и нормативных актов вполне достаточно для обеспечения баланса интересов как потребителей, так и компаний прямых продаж и какого-то дополнительного закона о регулировании индустрии прямых продаж, по нашему мнению, не требуется.

Пользователь Sbobaka: Сколько компаний в РФ занимаются сетевым бизнесом? много ли среди них представителей малого бизнеса? Можно ли назвать сетевой бизнес успешным? Пока я слышу только о двух-трёх компаниях, которые работают таким образом. Остальные, видимо, успевают прогореть еще до того, как их хоть кто-нибудь запомнит.

Тамара Шокарева: По данным АПП, в настоящее время в Российской Федерации ведут свою деятельность около 110 компаний прямых продаж. Все компании-члены АПП успешно развивают свой бизнес. История большинства компаний-членов АПП насчитывает десятилетия, а у некоторых компаний перевалила столетний рубеж (Эйвон, Форверк). На конец 2007 года компании-члены АПП объединили более 3 300 000 независимых распространителей, которые являются представителями малого бизнеса, а объем, совершенных ими продаж составил почти 3,4 миллиарда долларов США (в розничных ценах с учетом НДС).

Компании Эйвон, Орифлэйм и Амвэй входят в список 400 крупнейших предприятий России (Эксперт-рейтинг).

Уточняющий вопрос от пользователя Sbobaka: Опять три компании... А почему ничего не известно об остальных? Что они продают, где? Как вы думаете, связано ли с этим недоверие людей к прямым продажам?

Тамара Шокарева: Членами АПП являются следующие компании: Амвэй, Гербалайф, Мэри Кэй, Никкен, Орифлэйм, Тапервэр, Фаберлик, Эйвон, Аквасорс, Си Эль парфюм, Инфинум, Натура, Ню Скин, Форверк, АМС - компании прямых продаж, а также компании Аккорд Пост, АОН – страховые брокеры, МТС (Мобильные ТелеСистемы), Denton Wilde Sapte, которые сами не осуществляют прямых продаж, а являются поставщиками услуг членам АПП.

Более подробную информацию о компаниях-членах Ассоциации Прямых Продаж Вы можете найти на сайте АПП в разделе «Членство в Ассоциации» по следующему адресу:

http://www.rdsa.ru/cgi-bin/main_katalog_4.pl?action=viewheader_all&razdel=line&id=4

По моему мнению, более широкая известность ряда компаний-членов АПП связана с большим количеством размещаемой этими компаниями рекламы на телевидении.Также хотела бы коснуться вопроса недоверия людей к прямым продажам. В соответствии с результатами исследования, проведенного в 2003 году исследовательскими компаниями GfK Rus, RPRG и Analytics, жители Российской Федерации позитивно относятся как к методу прямых продаж в целом, так и к независимым распространителям:

  • Положительно относятся к методу прямых продаж - 68%
  • Положительно относятся к независимым распространителям - 74%
 Пользователь Л.В.S.: Индустрия прямых продаж - код по ОКВЭД? Разносная торговля - индустрия прямых продаж? Реклама товара на дому, его демонстрация и продажа - код по ОКВЭД?

Тамара Шокарева: Прямые продажи рассматриваются российским законодательством как разносная торговля и относятся к одному из видов розничной торговли. Понятие «разносная торговля» определено в следующих законодательных и нормативных актах:

1.      Налоговый Кодекс РФ Часть II, статья 346.27

«Разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек.»

2.      Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 об утверждении «Правил продажи отдельных видов товаров»

«При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется - разносная торговля)…»

При регистрации в налоговой инспекции в качестве ИП независимые распространители могут выбрать вид деятельности (Код ОКВЭД) с учетом ассортимента реализуемой продукции (например, 52.33 - Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами для тех, кто реализует ПКП, или 52.63 - Прочая розничная торговля вне магазинов и т.д.).

Пользователь Л.В.S.: Почему разносная торговля не попадает под ЗоЗПП в смысле возврата товара как дистанционная торговля?

Тамара Шокарева: Законодательно возможность возврата продукции при дистанционной торговле была введена в связи тем, что при осуществлении покупки данным методом потребитель не может быть ознакомлен с продукцией или ее образцом. При разносной торговле потребитель имеет такую возможность.

Все компании-члены АПП соблюдают действующее законодательство РФ, в том числе и Закон «О защите прав потребителей». Кроме того, компании-члены АПП приняли на себя дополнительные обязательства, которые превышают требования российского законодательства. Данные обязательства накладывает на них Этический Кодекс АПП. В соответствии с Этическим Кодексом АПП любой потребитель имеет возможность подать жалобу в случае возникновения у него проблемной ситуации с продукцией или действиями компаний-членов АПП и в досудебном порядке получить решение своего вопроса. Контроль за соблюдением Этического Кодекса Ассоциации возложен на независимого Администратора Кодекса, который не связан ни с одной из компаний-членов Ассоциации. Основной функцией Администратора является разрешение споров по любой поданной жалобе. Жалобы потребителей рассматриваются в безвозмездном порядке. Решения Администратора Кодекса являются обязательными для компаний-членов АПП.

Компании-члены АПП ввели дополнительные программы защиты прав потребителя. Так, например, ряд компаний-членов АПП (Мэри Кэй, Орифлэйм и др.), реализующих косметическую продукцию, в случае возникновения у потребителя аллергической реакции при использовании их продукции, предоставляют потребителю право вернуть продукцию со стопроцентной компенсацией ее стоимости. А компания Эйвон даже ввела 100%-ную гарантию качества. Это означает, что если потребитель не удовлетворен приобретенным товаром, он может его обменять или вернуть в течение 3-х месяцев со дня покупки. (Справка: В соответствии с российским законодательством обмен и возврат парфюмерно-косметической продукции не предусмотрен).

Примером лояльности компании «Гербалайф» к потребителям может служить следующее правило, которому следует компания: в случае приобретения нескольких упаковок одного и того же продукта «Гербалайф» потребитель, которого по каким-то причинам не удовлетворила данная продукция, вправе вернуть компании все неиспользованные упаковки при условии, что их целостность не была нарушена и возвращаемая продукция сохранила товарный вид.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обмен и возврат технически сложных товаров осуществляется только при наличии неисправности, возникшей не по вине потребителя. В то же время компания Форверк, являющейся членом АПП и реализующей на российском рынке пылесосы, в ходе своей деятельности применяет следующую практику: покупатель имеет право в течение двух недель отказаться от покупки без объяснения причин. Для возврата денег покупателю достаточно написать заявление в свободной форме и предоставить копию паспорта.

Пользователь Л.В.S.: Если ООО регистрирует в НИ розничную торговлю, то в праве ли оно разносить товар по домам с демонстрацией и продажей дома у клиента?

Тамара Шокарева: Общества с ограниченной ответственностью вправе осуществлять разносную торговлю товарами, если их реализация данным методом розничной торговли не запрещена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55:

«При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется - разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Анонимный пользователь: Скажите, пожалуйста, есть ли возможность вернуть не понравившийся или не подошедший товар, приобретенный у консультанта? Обычно они не охотно на это идут, но есть же какой-то закон, наверное?

Тамара Шокарева: Прежде всего, хотелось бы отметить, что Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г. №55 утвержден перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену, куда, в том числе входит и парфюмерно-косметическая продукция, реализацией которой занимается большинство компаний-членов АПП.

В то же время компании-члены АПП приняли на себя дополнительные обязательства, зафиксированные в Этическом Кодексе АПП, которые превышают требования российского законодательства. Так, в соответствии с Этическим Кодексом АПП компании-члены Ассоциации добровольно ввели для своих клиентов так называемый «период охлаждения», в течение которого любой потребитель имеет возможность отменить заказ и получить назад оплаченную сумму за товар, который не был в употреблении и сохранил товарный вид. Длительность «периода охлаждения», которая компаниями устанавливается самостоятельно, может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев. Например, данный период в компаниях Амвэй и Гербалайф составляет 14 дней. Компания Эйвон пошла дальше в этом вопросе и ввела 100%-ную гарантию качества: это означает, что если потребитель не удовлетворен приобретенным товаром, он может его обменять или вернуть в течение 3-х месяцев со дня покупки.

Также ряд компаний-членов АПП (Мэри Кэй, Орифлэйм и др.), реализующих косметическую продукцию, в случае возникновения у потребителя аллергической реакции при использовании продукции этих компаний, предоставляют потребителю право вернуть продукцию со стопроцентной компенсацией ее стоимости.

Характерным примером лояльности компании «Гербалайф» к потребителям может служить следующее правило, которому следует компания: в случае приобретения нескольких упаковок одного и того же продукта «Гербалайф» потребитель, которого по каким-то причинам не удовлетворила данная продукция, вправе вернуть компании все неиспользованные упаковки при условии, что их целостность не была нарушена и возвращаемая продукция сохранила товарный вид.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обмен и возврат технически сложных товаров осуществляется в течение 15 дней только при наличии неисправности, возникшей не по вине потребителя. В то же время компания Форверк, являющейся членом АПП и реализующей на российском рынке пылесосы, в ходе своей деятельности обеспечивает более высокий уровень защиты прав потребителей, чем это предусматривает российское законодательство.

Компания использует следующее правило: покупатель имеет право в течение двух недель отказаться от покупки без объяснения причин. Для возврата денег покупателю достаточно написать заявление в свободной форме и предоставить копию паспорта. Если независимый распространитель отказывается принять у потребителя назад товар в установленные компаниями сроки, то потребитель может обратиться с претензией в компанию, указав при этом ФИО распространителя. Если данная претензия не будет удовлетворена компанией-членом АПП, то потребитель может подать жалобу Администратору Кодекса АПП.

Пользователь Mixmix: Прошу проконсультировать по следующим вопросам:  1. В каких случаях требуется наличие Сертификата Изготовителя (Поставщика), подтверждающего право торговли при разносной продаже Технически Сложных Товаров (ТСТ)? 2. При этом какой Гарантийный талон в этом случае должен быть выдан покупателю? Специальный или достаточно распечатать нечто похожее и поставить печать Продавца? 3. Если - да, то должен ли он, т.е. Продавец, быть официальным дистрибьютором для продажи этого товара? 4. Можно ли считать копию Сертификата Соответствия действительным только при наличие печати Продавца и не заверенную нотариусом? 5. При каких условиях можно расторгнуть ДКП и потребовать возврата денег и вернуть обратно такой товар, в том числе и ТСТ, как это заявлено в ДКП?

Тамара Шокарева: Хотела бы ответить на поставленные вопросы на примере компании Форверк, являющейся членом АПП и реализующей на российском рынке пылесосы Кобальт.

 Продавцом пылесосов является ООО «Форверк СНГ», являющейся российским отделением международной компании Vorwerk. Вся продукция компании должным образом сертифицирована.

  1. Консультанты компании, являющиеся независимыми предпринимателями, оказывают услуги по продвижению продукции компании на российском рынке и осуществляют демонстрацию продукции компании Форверк в месте нахождения потребителей.
  2. Доставку товара и выдачу гарантийного талона осуществляет продавец (ООО «Форверк СНГ»), который организует гарантийное обслуживание продаваемой им продукции.
  3. Все консультанты компании при осуществлении демонстрации продукции компании имеют при себе копии Сертификатов соответствия, заверенных органом сертификации (Справка: В соответствии с российским законодательством копия сертификата соответствия не требует нотариального заверения и может быть заверена органом сертификации, выдавшим сертификат, либо держателем сертификата). В случае необходимости потребитель может ознакомиться с оригиналами сертификатов соответствия, а также сертификатом изготовителя, в офисе ООО «Форверк СНГ».
  4. В ходе своей деятельности компании прямых продаж при реализации продукции руководствуются Гражданским Кодексом РФ, Законом «О защите прав потребителей» и «Правилами продажи отдельных видов товаров», утвержденными Постановлением Правительства РФ №55 от 19 января 1998 г.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обмен и возврат технически сложных товаров осуществляется в течение 15 дней только при наличии неисправности, возникшей не по вине потребителя. В то же время компания Форверк в ходе своей деятельности обеспечивает более высокий уровень защиты прав потребителей, чем это предусматривает российское законодательство.Компания использует следующее правило: покупатель имеет право в течение двух недель отказаться от покупки без объяснения причин. Для возврата денег покупателю достаточно написать заявление в свободной форме и предоставить копию паспорта.

Пользователь tuan: Как в компаниях, продающих товар по системе MLM налажен вопрос качества продукции по сравнению с традиционными методами дистрибуции? Как происходит возврат товара, кто обеспечивает гарантию и т.п.? Спасибо.

Тамара Шокарева: Продукция компаний-членов АПП является высококачественной и высокотехнологичной: 

  • Все компании-члены АПП представлены на рынке собственными брэндами. Как известно, брэнд по своей природе не может быть связан с некачественной продукцией, так как невозможно в этом случае поддерживать лояльность потребителей столь долгое время. Брэнды компаний-членов АПП известны во многих странах мира. Так, например, продукция компании Эйвон реализуется в 133 странах мира, компании Амвэй - в 80, Гербалайф - в 65, Орифлэйм - в 55, а Мэри Кэй - в 35 странах мира.
  • История большинства брэндов компаний-членов АПП насчитывает десятилетия, а у некоторых компаний перевалила столетний рубеж (Эйвон, Форверк).
  • Постоянный рост продаж компаний-членов АПП, увеличение их доли на рынке – это также подтверждение того, что российские потребители оценили качество предлагаемой компаниями-членами АПП продукции. Так, на долю косметических компаний-членов АПП, реализующих свою продукцию данным методом (это Эйвон, Мэри Кэй, Орифлэйм, Фаберлик, Ню Скин, Инфинум, Си Эль парфюм, Амвэй, Аквасорс, Гербалайф), приходится более 32% всего парфюмерно-косметического рынка.
  • Компания Форверк была создана в 1883 году и реализует на российском рынке пылесосы. Форверк является одним из лидеров по продажам пылесосов в Германии и Италии.
Официальный немецкий орган по испытанию и контролю  продукции (TÜV-Prüfzeichen) присвоил ряду моделей пылесосов Форверк знак «Пригоден для лиц, страдающих аллергией». Журнал "Stiftung Warentest", который издается в Германии для потребителей и посвящен результатам испытаний различных потребительских товаров, также присвоил пылесосам Форверк наивысшую оценку – ряд моделей пылесосов был отнесен журналом к категории «очень качественных» товаров.

  • Компания Tupperware реализует на российском рынке высококачественную пластиковую посуду. Tupperware предоставляет гарантию на свою продукцию сроком на 30 лет.
  • Компания АМС (новый член Ассоциации Прямых Продаж, только недавно вышедшая на российский рынок) предоставляет 30-ти летнюю гарантию на реализуемые компанией многофункциональные системы правильного приготовления пищи. Компания имеет 10 миллионов довольных потребителей во многих странах мира и тесно сотрудничает с научно-исследовательским институтом в г. Роткройц, Швейцария. Технологии, используемые при производстве системы, защищены многими международными патентами.
  • Большинство компаний-членов АПП уделяют большое внимание дизайну продукции. Многие из них стали обладателями престижных международных наград в данной области, таких как, например, RedDot.
Вся продукция компаний-членов АПП должным образом сертифицирована и зарегистрирована в соответствии с требованиями российского законодательства. Прежде всего, хотелось бы отметить, что Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г. №55 утвержден перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену, куда, в том числе входит и парфюмерно-косметическая продукция, реализацией которой занимается большинство компаний-членов АПП. В то же время компании-члены АПП приняли на себя дополнительные обязательства, зафиксированные в Этическом Кодексе АПП, которые превышают требования российского законодательства.

Так, в соответствии с Этическим Кодексом АПП компании-члены Ассоциации добровольно ввели для своих клиентов так называемый «период охлаждения», в течение которого любой потребитель имеет возможность отменить заказ и получить назад оплаченную сумму за товар, который не был в употреблении и сохранил товарный вид. Длительность «периода охлаждения», которая компаниями устанавливается самостоятельно, может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев. Например, данный период в компаниях Амвэй и Гербалайф составляет 14 дней. Компания Эйвон пошла дальше в этом вопросе и ввела 100%-ную гарантию качества: это означает, что если потребитель не удовлетворен приобретенным товаром, он может его обменять или вернуть в течение 3-х месяцев со дня покупки.

Также ряд компаний-членов АПП (Мэри Кэй, Орифлэйм и др.), реализующих косметическую продукцию, в случае возникновения у потребителя аллергической реакции при использовании продукции этих компаний, предоставляют потребителю право вернуть продукцию со стопроцентной компенсацией ее стоимости.

Характерным примером лояльности компании «Гербалайф» к потребителям может служить следующее правило, которому следует компания: в случае приобретения нескольких упаковок одного и того же продукта «Гербалайф» потребитель, которого по каким-то причинам не удовлетворила данная продукция, вправе вернуть компании все неиспользованные упаковки при условии, что их целостность не была нарушена и возвращаемая продукция сохранила товарный вид.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обмен и возврат технически сложных товаров осуществляется в течение 15 дней только при наличии неисправности, возникшей не по вине потребителя. В то же время компания Форверк, являющейся членом АПП и реализующей на российском рынке пылесосы, в ходе своей деятельности обеспечивает более высокий уровень защиты прав потребителей, чем это предусматривает российское законодательство.

Компания использует следующее правило: покупатель имеет право в течение двух недель отказаться от покупки без объяснения причин. Для возврата денег покупателю достаточно написать заявление в свободной форме и предоставить копию паспорта. Если независимый распространитель отказывается принять у потребителя назад товар в установленные компаниями сроки, то потребитель может обратиться с претензией в компанию, указав при этом ФИО распространителя. Если данная претензия не будет удовлетворена компанией-членом АПП, то потребитель может подать жалобу Администратору Кодекса АПП.

Пользователь Programado: Есть ли возможность где-либо увидеть полным списком эти самые "примерно 110 компаний, занимающихся сетевым бизнесом в России"?

Тамара Шокарева: Полный список компаний Вы можете найти в недавно вышедшем справочнике "Сетевой маркетинг и прямые продажи в России".

Пользователь Programado: 1. Каким образом осуществляется правовое регулирование ценообразования в системе прямых продаж в России, а если конкретнее как может у нас тот же пылесос «Кирби» сто-ить больше $ 4000 при его цене в США менее $ 1000. 2. Является ли хоть одна фирма, занимающаяся продажей пылесосов «Кирби» членом АПП? 3. Как защитить российских потребителей от агрессивных методов продажи указанного товара, презентация товара в течение 3-4 часов и дальнейшее психологическое давление при помощи обещаний скидок «только сегодня и только для вас» доводит людей (и очень часто пожилого возраста) до не вполне адекватного состояния, ну о каких этических стан-дартах ведения бизнеса может здесь идти речь.

Тамара Шокарева: Мне сложно комментировать ту модель ведения бизнеса в России, которую выбрала для себя компания Кирби, а также модель ценообразования в этой компании, так как она не является членом Ассоциации Прямых Продаж. Российским потребителям хотела бы посоветовать иметь дело с компаниями-членами АПП, которые приняли на себя дополнительные обязательства, превышающие требования российского законодательства. Данные обязательства накладывает на них Этический Кодекс АПП.

В соответствии с Этическим Кодексом АПП любой потребитель имеет возможность подать жалобу в случае возникновения у него проблемной ситуации с продукцией или действиями компаний-членов АПП и в досудебном порядке получить решение своего вопроса. Контроль за соблюдением Этического Кодекса Ассоциации возложен на независимого Администратора Кодекса, который не связан ни с одной из компаний-членов Ассоциации. Основной функцией Администратора является разрешение споров по любой поданной жалобе. Жалобы потребителей рассматриваются в безвозмездном порядке. Решения Администратора Кодекса являются обязательными для компаний-членов АПП.

В качестве примера хотела бы привести компанию Форверк, которая тоже реализует пылесосы на российском рынке, но при этом, являясь членом Ассоциации, выполняет положения Этического кодекса АПП, предоставляя более высокий уровень защиты прав потребителей, чем это предусмотрено российским законодательством.

Как Вам известно, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обмен и возврат технически сложных товаров осуществляется только при наличии неисправности, возникшей не по вине потребителя. В то же время компания Форверк в ходе своей деятельности применяет следующую практику: покупатель имеет право в течение двух недель отказаться от покупки без объяснения причин. Для возврата денег покупателю достаточно написать заявление в свободной форме и предоставить копию паспорта.