Управление персоналом

Зарплата или социальный пакет: предпочтения сторон

Каждый ищущий место под солнцем мечтает обрести престижную должность в современном офисе с высокой зарплатой, льготами и соблюдением всех норм трудового законодательства. К сожалению, в жизни далеко не все мечты становятся реальностью. И чтобы не ошибиться с выбором, приходится, учитывая все свои личные предпочтения и жизненные обстоятельства, правильно расставлять приоритеты.
1,9 тыс. 748

Каждый ищущий место под солнцем мечтает обрести престижную должность в современном офисе с высокой зарплатой, льготами и соблюдением всех норм трудового законодательства. К сожалению, в жизни далеко не все мечты становятся реальностью. И чтобы не ошибиться с выбором, приходится, учитывая все свои личные предпочтения и жизненные обстоятельства, правильно расставлять приоритеты.

Есть люди, которые работают ради того, чтобы значительно увеличить свой капитал в банке, другим же, наоборот, важно заработать, чтобы вовремя оплатить арендованную квартиру и детский сад. Для первых важны деньги в «живом виде», для вторых основным мотивационным фактором служит социальный пакет. Согласитесь, что кругленькая сумма в конверте — не такой уж плохой вариант, особенно если ощущается острая нужда в наличных. Однако количество желающих иметь меньшую зарплату, но солидный соцпакет не уступает числу работающих исключительно за деньги.

Как же выбрать между денежным эквивалентом и возможными льготами, назначая зарплату своим сотрудникам? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для начала разберемся, какие виды оплаты труда наиболее часто встречаются на современном рынке. «Существует несколько вариантов процентной оплаты труда: проценты от личной выработки сотрудника, проценты от работы целого отдела либо от прибыли всей компании. Тем, кто предпочитает фиксированный оклад, многие компании предлагают бонусы и премии по итогам года, размер которых зависит от успешности работы специалиста. Часто руководство компании заранее оговаривает с сотрудником сумму его годового бонуса. Существует также сдельная и повременная оплата; в основном они используются в профессиях, подразумевающих свободный график либо временные проектные работы», — разъясняет Ольга Калинченко, консультант по персоналу в сфере «Финансы и Банки» .

Однако все люди очень разные, и нетрудно догадаться, что только сам специалист сможет решить, какая форма оплаты труда ему больше подходит. Хотя некоторые сведения о наиболее распространенных видах оплаты на рынке труда дать можно. Как рассказывает Владимир Суханов, консультант по персоналу в сфере Fast Moving Consumer Foods (FMCG): «Зарплата, основную часть которой составляют проценты, больше подходит для людей с активной жизненной позицией, способных много и напряженно работать. Это могут быть специалисты в области продаж: торговые представители, менеджеры по продажам, супервайзеры, продавцы-консультанты и т.д. Они привыкли рассчитывать только на себя, на свои силы и не ждут посторонней помощи, посему способны зарабатывать в разы больше, продвигая свой товар, и проценты от продаж обычно составляют большую часть их дохода».

Процентный способ заработка характерен и для людей творческих профессий, привыкших к вольному стилю жизни и свободному графику работы, таких как журналисты и обозреватели, пишущие сразу для нескольких изданий, дизайнеры, копирайтеры, архитекторы. Они не хотят зависеть от постоянного места и предпочитают сами планировать свой график и объемы работ.

У тех, кто выбирает фиксированный оклад, другой подход к жизни. Здесь важнее спокойствие, стабильность, гарантии. Как правило, специалисты, выбирающие такой способ оплаты, — это люди с устоявшимися жизненными ценностями и принципами, имеющие семьи, детей, а следовательно, чувствующие ответственность за них и не позволяющие себе бегать в поисках заработков. Благодаря постоянному фиксированному доходу они могут быть уверены в завтрашнем дне. Активность же таких специалистов проявляется в стремлении продвигаться по карьерной лестнице и развивать свои профессиональные навыки.

Основным аргументом при выборе достойного соцпакета для многих является тот факт, что компании, предлагающие своим сотрудникам различные льготы, принято заведомо считать более надежными и стабильными. Сегодня социальный пакет стал непременным атрибутом корпоративного управления любой уважающей себя западной компании. Он может составлять от трети до половины величины заработка. Руководители предлагают своим сотрудникам бесплатные обеды, медицинские страховки, обучение на тренингах, оплату транспортных расходов. Кроме того, в компенсационный пакет нередко входит предоставление и оплата мобильного телефона, а также личного автомобиля. В принципе, в соцпакет может входить все, кроме денег. Однако, по мнению экспертов рынка труда, ошибочно воспринимать соцпакет как бескорыстную заботу руководителей. На самом деле, если компания предлагает своим сотрудникам компенсацию в виде определенных льгот, значит, ей это выгодно. С помощью соцпакета работодатели, не имея возможности существенно увеличить оклады, компенсируют таким образом трудозатраты своих сотрудников.

Чтобы понять, какой вид оплаты будет наиболее мотивирующим для нового сотрудника, важно выяснить круг его интересов и жизненных приоритетов еще до зачисления в штат компании. Социальными благами стоит обеспечить в первую очередь специалистов — менеджеров среднего и высшего уровня, а также управленческое звено, то есть людей, ответственных за работу сотрудников коллектива. Давать же льготы тем категориям сотрудников, среди которых велика текучка, невыгодно.

Однако предоставление стандартного набора (медстраховка—обед—мобильник) не всегда воспринимается как действующая льгота, а скорее как должная забота компании о ее сотрудниках. Бывает, что квалифицированные специалисты, ценящие себя и свой труд, ждут от руководства чего-то большего, нежели обед в общей столовой. В таком случае работодателю стоит задуматься, какими еще поощрениями и нематериальными благами вознаградить своих сотрудников. Например, это может быть бесплатная поездка на курорт, оплачиваемое обучение в вузе или на специализированных курсах, карта фитнес-клуба. Молодым сотрудникам с незначительным опытом невысокую зарплату можно компенсировать возможностью прохождения стажировок. Однако здесь стоит вспомнить общеизвестную поговорку: «На вкус и цвет товарища нет». Например, оплачивая походы в фитнес-клуб, руководителю стоит предварительно осведомиться об интересах своих сотрудников, узнать, кто действительно будет пользоваться возможностью заниматься спортом, а кому стоит предложить что-то другое. Очень важно предоставить сотрудникам возможность выбора льгот.

Людям, связанным с активной работой, постоянными выездами, работой с клиентами стоит предложить небольшую фиксированную ставку и хорошие проценты по итогам работы. Это могут быть проценты с заключенных контрактов, осуществленных сделок, количества проданной продукции и т.д. Такие специалисты, как правило, приносят наибольший доход своей компании, и, соответственно, мотивационная система для них необходима другая, основанная прежде всего на материальном доходе, напрямую зависящем от эффективности работы сотрудника. Постоянный, фиксированный оклад лучше всего назначить специалистам, имеющим однообразную, повторяющуюся работу, например бухгалтерам, секретарям, офис-менеджерам, помощникам руководителей и т.д. В любом случае, прежде чем подумать о том, как оплачивать труд своих работников, стоит осведомиться об их личных предпочтениях и интересах.

Дарья Сторожева
специалист отдела маркетинга рекрутинговой компании «Экспресс-Персонал» (Москва)

Начать дискуссию

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Штрафы за неправильное ведение кадрового делопроизводства достигают в некоторых случаях 200–500 тыс. руб., а проверки ГИТ в последнее время происходят все чаще. 

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Верховный суд: ВТБ будет платить НДС за лицензии Microsoft

Поставщик программного обеспечение выиграл суд с банком ВТБ. После изменения налогового законодательства ему пришлось заплатить НДС по сублицензионному договору. Теперь программный НДС будет возмещать ВТБ.

До 1 апреля надо сдать бухотчетность за 2023 год

Организации на всех режимах налогообложения должны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Крайний срок сдачи за 2023 год – 01.04.2024 включительно.

Лучшие спикеры, новый каждый день
ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

92

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

В 2023 году количество малых и средних предприятий в России увеличилось на 500 тыс. — до 6,3 млн. Это стало рекордом за всю историю существования реестра МСП.

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

139

Руководители рассказали, почему готовы отказаться от должности. Исследование

Больше трети руководителей в России готовы отказаться от своей должности, чтобы начать строить карьеру в новой профессии.

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Перевод бизнес-процессов в цифровое поле — больше, чем просто тренд. Это принятие вызовов времени и необходимость для тех компаний, которые ориентированы на масштабирование и активное развитие.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Верховный Суд поддержал рекомендации Роспотребнадзора обеспечивать водой и спецодеждой работающих в жару

ВС РФ признал законными Рекомендации по работе в условиях сильной жары и повышенных температур, изданные Роспотребнадзором.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Кадры

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обо всех изменениях кадрового законодательства, нововведениях в ТК, нюансах заполнения ЕФС-1 и новых формах налоговой отчетности рассказываем в мини-курсе.

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Даже самый качественный сайт со временем устаревает. Нужны обновления и модернизация. Сегодня на «Клерке» все это произошло. Кто самый наблюдательный? Кто заметил? Что бы вы еще хотели поменять?

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Прокуратора может изъять акции «Макфы» в пользу государства

Прокуроры доказывают в суде, что производство макаронных изделий под брендом «Макфа» имеет коррупционное происхождение. Их бенефициары вели бизнес, работая в органах госвласти.

102
ЭДО

Минтранс хочет провести эксперимент с переходом на ЭДО грузоперевозок на всех видах транспорта

Проведение эксперимента по переходу на электронный документооборот затронет грузоперевозки автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным видами транспорта.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов

Лекарство от негатива. Тирамису — самый популярный в мире десерт.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов
133
Банки

Приложение Райффайзенбанка снова работает

Специалисты устранили внутреннюю техническую ошибку, которая не позволяла клиентам отправить деньги.

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов

Ошибки бухгалтера приводят организацию к лишним затратам и огромным штрафам, а в особенно тяжелых случаях могут довести до ликвидации компании. Как же не допустить этого и нанять хорошего специалиста? Составили инструкцию для руководителей с комментариями наших экспертов.

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов
2
99

Интересные материалы

с 1 апреля 2024 года меняются правила работы с госзакупками: все переходят на цифровой контракт. Кто и в какой форме должен его составлять

С 1 апреля у заказчиков на госзакупках появляются новые обязательства. Теперь после проведения тендера они должны заключать цифровой контракт в единой информационной системе.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру