Банкротство

Как делать искусственное дыхание

Статистика спасения предприятий-банкротов в России не радует: чаще всего их «наследство» распродается, а сами они прекращают существование. Однако опыт показывает: вывести заболевшую компанию из кризиса можно. Было бы желание.

Статистика спасения предприятий-банкротов в России не радует: чаще всего их «наследство» распродается, а сами они прекращают существование. Однако опыт показывает: вывести заболевшую компанию из кризиса можно. Было бы желание.

В кризисные периоды количество банкротств растет. Не справляющиеся со своими финансовыми проблемами компании оказываются в кольце кредиторов, а перед собственниками вырастает дилемма: либо сохранить бизнес, пусть даже расставшись с частью собственности, либо вывести ликвидные активы, подвергнув банкротству то, что осталось. Увы, в нашей стране чаще всего выбор делается в пользу второго варианта. Хотя есть и вполне успешные примеры выхода из кризиса предприятий, балансирующих на грани разорения и ликвидации.

Прожектор перестройки

Процедура внешнего управления на Московском прожекторном заводе была запущена с началом кризиса 1998 года. К моменту моего назначения конкурсным управляющим предприятие было загружено оборонными заказами на 10% от имевшихся возможностей. Завод располагался на площади 38 га в очень неплохом районе Москвы, однако корпуса нужно было отапливать, обеспечивать водой и канализацией. А средств на это не было. Как не было и доходов.

При советской власти все издержки оплачивались из казны. А потом пришлось зарабатывать самим. Десять лет назад даже за оборонные заказы вовремя никто не платил. Деньги, конечно, приходили. Но нерегулярно и, как правило, спустя продолжительное время после выполнения поставленных задач. По сути, выполнять госзаказ предприятию приходилось за собственный счет. А отказаться было нельзя. Ведь речь шла о стратегических интересах страны! С этим, как известно, не шутят.

Прежде всего решено было избавиться от непрофильных активов. Деревообрабатывающие мощности, литейное и кузнечно-прессовое производство — все это нужно было заводу раз в год, чтобы отлить какую-нибудь особенную заготовку. Но если деталь нужна раз в год — зачем содержать ради этого целое производство? Что же касается деревообработки, то она и вовсе существовала только для того, чтобы в конце года изготавливать деревянные ящики для продукции!

Вообще говоря, собственникам всегда следует проводить четкую грань между вспомогательными и ключевыми подразделениями. Ведь от первых легко избавиться, перейдя на контрактные взаимоотношения со сторонними производителями. Вторые же, напротив, можно выделить в самостоятельные компании, чтобы они начали приносить отдельный доход.

Но вернемся на прожекторный завод. На первом этапе все непрофильные производства были выделены в самостоятельные акционерные общества. Инвесторам предлагались доли в 50 или 75 процентов. Делалось это для того, чтобы сохранить хотя бы некоторую возможность контроля над активами. На втором этапе мы провели реструктуризацию предприятия. Все ненужное имущество продали, нашли заказы на изготовление гражданской продукции и расплатились с долгами. Были погашены и колоссальные долги перед трудовым коллективом. Кстати, сначала мы стали выплачивать текущую зарплату, а уже потом постепенно гасили задолженность.

Согласен, нужно отдать должное кредиторам, которые единогласно приняли план внешнего управления. К тому же все мы понимаем, что именно от позиции кредиторов зависит будущее проблемной компании. А значит, арбитражный управляющий, перед которым поставлена задача сохранить предприятие, должен уметь договариваться и убеждать. В противном случае он окажется всего лишь орудием в руках кредиторов: уничтожит бизнес и расплатится по долгам.

К сожалению, задача спасения фирм-банкротов в России практически никогда не ставится. В общем объеме банкротств удается возобновить деятельность не более чем 5% компаний. Правда, если принимать в расчет реально работающие предприятия, оставив за скобками «однодневки», таковых окажется примерно треть.

Поскольку прожекторный завод находился в собственности государства, не последнюю роль в его судьбе сыграли именно чиновники. Это хорошо известная проблема: власти весьма неохотно берут на себя ответственность за судьбу предприятия, переживающего не лучшие времена. До сих пор помню, каких титанических усилий потребовало согласование с государственными структурами стратегии работы. Вот лишь один пример. В процессе вывода завода из кризиса мы обратились со своими предложениями в Минэкономики. После двухмесячного размышления (а ведь каждый день был дорог!) нам прислали ответ с пожеланием оставить 51% акций основного производства за государством, а все прочие вопросы решать с Федеральной службой по финансовому оздоровлению. Что же до Мингосимущества, то это ведомство отреагировало только на второе письмо. Кстати, ответ был еще более лаконичным: «В рамках судебных процедур банкротства интересы собственника представляет Федеральная служба по финансовому оздоровлению». Проще говоря, основные представители собственника самоустранились от участия в решении судьбы предприятия!

Как бы то ни было, в итоге все получилось. Мы дали предпринимателям возможность реализовать свои амбиции на предприятии по непрофильным направлениям, сохранив при этом оборонное производство. В таком виде предприятие вполне стабильно работает по сей день.

Небо в алмазах

Не менее интересным оказался процесс вывода из кризиса другого федерального государственного унитарного предприятия — Московского завода «Кристалл», занимающегося огранкой драгоценных камней.

С одной стороны, ситуация выглядела более простой и понятной, чем в случае с прожекторным заводом. И все же одна деталь существенно осложняла нашу задачу: завод представлял собой единый имущественный комплекс, сосредоточенный в одном корпусе, а задолженность вдвое превышала стоимость имеющихся активов.

План вывода предприятия из финансового пике предусматривал создание дочерней организации, внесение в ее уставный фонд эффективных основных фондов и использование полученных акций на погашение задолженности самого «Кристалла». Да и кредиторы согласились обменять долги на акции. Это было куда лучше, чем получить лишь половину от банальной распродажи активов завода.

В ходе спасательной операции — прежде всего благодаря восстановлению производства уже в дочерней компании — нам удалось не только расплатиться со всеми кредиторами, но и обеспечить государству контрольный пакет акций в новой компании. Более того, на базе предприятия был создан «Алмазный бизнес-центр», а затем открылся еще и таможенный пост, что позволило осуществлять все операции с максимальной эффективностью.

Как и в предыдущем примере, попытки привлечь представителя собственника (в данном случае государства в лице Мингосимущества) к решению судьбы предприятия натолкнулись на полное непонимание со стороны чиновников. Мы предложили им принять участие в реализации плана внешнего управления, но получили довольно странный ответ, смысл которого сводился к утверждению: предприятие нужно приватизировать в соответствии с законодательством о приватизации. На дискуссии с чиновниками я потратил почти год. Объяснять приходилось прописные истины. Особенность нашего законодательства: в рамках процедуры банкротства действуют только нормы законодательства о банкротстве. То есть положения законов о приватизации в нашем случае оказывались неприменимыми.

На этом, впрочем, проблемы с чиновниками не закончились. Оказалось, что в решении дальнейшей судьбы завода хотело поучаствовать слишком много различных ведомств. В итоге было решено провести совещание с участием всех заинтересованных госорганов, и нам удалось его организовать. Итоговый протокол, подписанный представителями Мингосимущества, Минэкономики, ФСФО, МКН и Московского правительства, зафиксировал одобрение всеми сторонами плана внешнего управления предприятием. А главное, наличие этой бумаги очень помогло впоследствии: протокол нам пришлось неоднократно предъявлять этим же ведомствам, когда чиновники пытались изменить зафиксированную во время совещания позицию. Управляющему тоже нужна страховка!

В итоге и это предприятие вышло из кризиса, долги его были погашены. Такими, по логике вещей, и должны быть результаты работы конкурсного управляющего. Но… каких усилий стоит договориться со всеми заинтересованными сторонами!

Административный ресурс

Спасение компании, обладающей ценным производственным активом, — обширное поле для конфликтов. А если оказываются затронутыми интересы государства, задача усложняется в разы. Уничтожить предприятие и все распродать очень легко. Но куда эффективнее реанимировать его или создать на его базе новый бизнес!

Несмотря на все проблемы, возникающие при работе с чиновниками, без них трудно обойтись. В конце концов, государство, заинтересованное в спасении бизнеса, может порой оказать существенную помощь. А значит, не нужно стесняться. Лучше бомбардировать соответствующие органы письмами и настаивать на встречах, чем дать компании тихо умереть.

Спасая бизнес, нужно приготовиться и к встречам с сотрудниками правоохранительных органов и даже к уголовным делам (например, в связи с оценкой активов, подлежащих выводу или продаже). Главный критерий здесь — объективность. Но не всех это устраивает. Против меня четыре раза пытались возбудить уголовное дело, так что легким процесс антикризисного управления не назовешь. На арбитражных управляющих часто сыплются угрозы и сомнительные предложения, им грозят жалобами в прокуратуру и ФСБ. Однако мой личный опыт вывода из кризиса примерно сотни предприятий свидетельствует: профессионализм, правильно выстроенные отношения со всеми участниками процесса и соблюдение норм этики позволяют минимизировать конфликты, восстановив эффективную и устойчивую работу предприятия-банкрота.

Бизнес можно спасти. Было бы желание.

Начать дискуссию

Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.

5 главных ошибок в кадровых документах работодателя

Проблемы с кадровым делопроизводством может привести к серьезным последствиям.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кому выгодно переходить на налоговый мониторинг? Узнайте на онлайн-мероприятии 23 мая!

Налоговый мониторинг — один из способов сформировать положительную репутацию добросовестного налогоплательщика, а еще это отличный способ снизить административную нагрузку бизнеса. Проверьте, подходит ли мониторинг для вашей компании, на встрече с экспертами.

HR-тренды 2024 и их влияние на работу с кадрами

В периоды стремительных изменений важно держать руку на пульсе, отслеживать значимые тенденции и вовремя вносить в свою работу коррективы. Один из ключевых факторов, который сегодня на повестке дня у представителей российского бизнеса, — кадровый голод. Почему его нельзя игнорировать, что стоит предпринять уже сегодня, какие еще тренды наблюдаются в HR-сфере и причем тут цифровизация кадров — читайте в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Банки будут тщательнее выбирать платежных агентов

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

🎓 Глава комитета ГД по налогам объяснил, что значит «справедливая налоговая система». Нужны понятные процессы и границы взаимодействия власти и бизнеса — мнение юриста

Совершенствование налоговой системы — это важная часть работы над национальными проектами, отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Маркетплейсы приравняют к розничным магазинам по налоговому бремени

Чтобы уравнять конкуренцию между маркетплейсами и представителями розничной торговли, Совфед решил отменить для онлайн-торговли льготы по НДС.

🔥 Работодатели будут компенсировать при увольнении и неиспользованные отгулы

При увольнении сотрудников работодатели будут оплачивать им неиспользованные отгулы за труд в выходные или праздничные дни.

ФНС объяснила, когда нужно менять квалифицированный сертификат подписи

Налоговиков спросили, нужно ли менять квалифицированный сертификат электронной подписи при смене регистрации индивидуального предпринимателя. В ФНС подготовили ответ.

👜 Инофирмы и ИП из ЕАЭС будут платить НДС при онлайн-продаже товаров российским физлицам. У первых будут сложности, но есть обходные пути, объясняет эксперт

При продаже товаров физлицам через электронные площадки продавцами из стран ЕАЭС местом реализации будет считаться Россия. В этой связи такая онлайн-торговля будет облагаться НДС в России.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Власти и СПБ Биржа обсудят выплату дивидендов по замороженным активам

Если СПБ Биржа и российские регуляторы договорятся, платежи могут быть проведены за счет выплат по внешнему госдолгу.

Автоматизация розницы под ключ

Вы думаете, как автоматизировать свои розничные точки или только столкнулись с Честным Знаком или Меркурием и не знаете, что делать дальше? Просто обратитесь в «Бизнес Легко».

Автоматизация розницы под ключ

Что ест бухгалтер. Всякие молочные вкусности

Этот пост навеян предстоящим ПМЭФ. Точнее его меню. Еще точнее Питерско/Кавказской Панна-коттой.

Что ест бухгалтер. Всякие молочные вкусности

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же покупка предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Как автоматизировать общепит и ничего не забыть

Помните общепит 20 лет назад? Официант принял заказ, записал на листок, отнес его на кухню и потом так же от руки выписал вам чек? Представьте, какое количество ошибок содержалось в этих операциях? А теперь добавьте к этому 54-ФЗ, системы маркировки и т.п. Сегодня общепит требует комплексной и эффективной автоматизации и поможет в этом Fusion POS.

Как автоматизировать общепит и ничего не забыть

❗ Проверьте документы по самозанятым: чек-лист

В 2024 году правила и схемы работы с самозанятыми изменились. Работать с плательщиками налога на профессиональный доход по старым правилам нельзя.

Как сотрудничать с самозанятыми без риска

В России почти 10 млн самозанятых — налоговый режим НПД стал популярным среди огромного количества граждан. Но в сотрудничестве с самозанятыми есть свои особенности и риски, связанные с оформлением договора, выплатами, лимитами дохода на НПД. Снизить риски можно, если сотрудничать с исполнителями через специальную платформу, такую как «ЯЗАНЯТ». 

Как сотрудничать с самозанятыми без риска

Интересные материалы

Wildberries будет давать покупателям рублевые баллы за отзывы

Если в течение 5 дней с момента получения товара написать отзыв на него, можно получить баллы, эквивалентные рублям.