Управление персоналом

Давайте я вас посчитаю: руководитель должен ориентироваться на бизнес-результат

Андрей Кулаковский, директор по персоналу ОАО «Нижфарм», продолжил дискуссию о том, как работать с людьми, систематически приносящими руководителю проблемы. И дал несколько прагматических советов:

Андрей Кулаковский, директор по персоналу ОАО «Нижфарм», продолжил дискуссию о том, как работать с людьми, систематически приносящими руководителю проблемы. И дал несколько прагматических советов:

1. Сравните в денежном эквиваленте «полезность» труда «человека-проблемы», стоимости его исправления и цену его замены на другого специа-листа. Стоит ли терпеть «человека-проблему»?

2. Посчитайте количество таких сотрудников в вашей команде. Если их слишком много, может, «проблема» — это вы?

3. Стимулируйте «людей-решений» предлагать решения, приносящие экономический эффект.

«Люди-проблемы» должны постараться

Сотрудник, работающий с ленцой, неэффективно и слабо реагирующий на управленческие стимулы. Сложный по характеру, личностным особенностям, независимый или критично настроенный работник. Или непрофессионал, который по незнанию, неопытности подводит своих коллег. А может, целенаправленно вредящий трудовому процессу, демотивированный по каким-либо причинам специалист… Многие сотрудники подпадают под определение «человек-проблема», и каждый руководитель подразумевает под этим понятием разные типы сотрудников, возможно, и в разных ситуациях.

Источники появления «проблемных сотрудников» кроются внутри организации: некачественный отбор при найме персонала, нечетко обозначенные задачи, следствие несоответствия сотрудников корпоративной культуре компании. Что же касается внешних факторов, то, несомненно, тенденции на рынке труда и перемены в социальной сфере внесли свою отрицательную лепту.

Однако компания — это система. И чтобы довести ее до состояния коллапса, «люди-проблемы» должны очень постараться… (Смеется.) Если серьезно, то, разумеется, деструктивные действия либо бездействие ключевого сотрудника могут нанести существенный урон организации, привести к материальным потерям, негативным моральным последствиям. Ошибки в документах, разглашение конфиденциальной информации могут привести к материальным потерям, а, например, невнимательные действия в работе с персоналом напрямую ведут к моральному ущербу.

Бюджет на исправление

Есть эффективный, на мой взгляд, принцип: сотрудник выбрал компанию, и значит, он согласен принять ее условия работы, измениться, если это необходимо. Не готов меняться сам — попробуй изменить компанию. И не факт, что последний вариант окажется для бизнеса проигрышным.

Выбор тактики взаимодействия зависит от целей, стоящих перед сотрудником, его веса и значимости для бизнес-процесса, в котором он задействован. У руководителя довольно разнообразный арсенал инструментов: воспитательная беседа с последующими оргвыводами; технологичность в постановке задач и выдачи поручений (описать — «заземлить» — мотивировать — проверить); привлечение в помощники авторитетного сотрудника, которому можно поручить роль наставника по отношению к «проблемному» работнику; возможно, изменение функционала, пересмотр круга решаемых специалистом задач, поиск задач, которыми человек будет увлечен. При этом любое действие руководителя должно иметь контролирующую направленность, ведь конечная ответственность за работу «проблемного» сотрудника лежит на управленце.

Критерием верности выбранной тактики в отношении «проблемного» сотрудника для руководителя должен стать бизнес-результат: какова стоимость необходимой для достижения целей работы человека и не перевесят ли усилия по исправлению работника его реальной цены в организации. Принятие этого решения и ожидается от каждого руководителя.

«Редкие» знания как индульгенция

«Стерильных» коллективов, где собрались бы исключительно идеально правильные сотрудники, не бывает. Наличие в подразделении «трудного» сотрудника — это вызов для руководителя, проверка его управленческого мастерства, умения влиять и организовывать, принимать оперативные решения и быть дальновидным. В зависимости от зрелости, опыта, профессиональной мудрости самого менеджера процент проблемных подчиненных может быть достаточно высоким. «Возмутитель спокойствия» на самом деле может быть полезен в коллективе как источник новых предложений, инноватор, видящий проблемы и слабые места. С другой стороны, если в коллективе каждый второй представляет «вызов», то возникают очевидные вопросы к руководителю.

Систематические нарушения трудовой дисциплины, опоздания, неисполнительность, нарушение субординации, немотивированный отпуск, прогулы — все это серьезные проблемы в подразделении, порой и на уровне всей организации. Если уж дело дошло до таких симптомов, то истинные причины надо искать, прежде всего, в организационных факторах: в системе проверки соблюдения трудовой дисциплины, системе постановки задач и контроля их исполнения, в управленческих умениях организовать деятельность подчиненных и стимулировать их в качественной и добросовестной работе.

Почему руководитель допускает отрицательное влияние подобного сотрудника на коллектив и до какой поры, меры это может продолжаться? Если подобные нарушения происходят систематически, таких сотрудников необходимо увольнять, они уже не относятся к категории «проблемных» людей.

Могу предположить несколько вариантов причины, по которой можно терпеть таких сотрудников: слабый руководитель, которому не хватает силы воли отказаться от услуг работника, предпенсионный возраст специалиста с «редкими» знаниями (отсутствие специалистов на рынке). Возможно, только руководитель понимает конкретную функцию специалиста.

«Технологичные дрова» в «костре энтузиазма»

Раз уж мы с вами определились с «людьми-проблемами», давайте посмотрим на тех, кого мы называем «человек-решение». В голове возникает следующий «портрет»: хорошо знает свой функционал, грамотно планирует свою деятельность. Быстро находит решения проблем. Может стать неплохим руководителем. «Редкий» специалист — это сочетание профессиональных и индивидуальных качеств. Такой сотрудник часто бывает самомотивирован: для него работа — это удовольствие, решение сложных задач интересно само по себе, и, следовательно, какую бы должностную позицию он ни занимал, он будет стремиться эффективно выполнять возложенные на него задачи.

На первых порах активность и энтузиазм таких сотрудников даже может загладить их некомпетентность. И менеджеру главное — поддерживать этот «огонек», подкладывая в «костер энтузиазма» сотрудника «технологичные дрова»: точные инструкции, конкретные рекомендации в виде обратной связи, объяснения оперативных рабочих моментов.

«Человеку-решению» необходимо доверять больше проектной и аналитической деятельности. Поставить четкую цель, объяснить значимость решаемой им задачи в рамках общей работы подразделения, описать, какой результат и когда от него ожидается. И больше не мешать! Ответственность и заинтересованность персонала повышается, когда людям даешь возможность быть самостоятельными.

Конкретный пример — действующая в нашей компании уже несколько лет программа принятия инноваций. Суть ее проста: каждый сотрудник может предложить свое решение существующей проблемы — технической, маркетинговой, мотивационной и пр. — и после рассмотрения предложения, оценки его экономической эффективности и стоимости оно может быть принято. В первые годы существования этой программы ежемесячно рассматривались несколько десятков инноваций. Сегодня — меньше, но программа продолжает работать. Благодаря ей были усовершенствованы многие технологические процессы, созданы новые продукты, были сэкономлены значительные средства.

Материальная заинтересованность также, безусловно, важна: так, авторы инноваций получают премии, а при внедрении идей, приводящих к экономическому эффекту, — 30 % от суммы реализованного экономического эффекта.

Справка

ОАО «Нижфарм» входит в состав холдинга STADA CIS, в свою очередь входящего в Группу компаний STADA AG. Основные направления деятельности: производство, маркетинг и продажа лекарственных средств.

Начать дискуссию

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

5
Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний-клиентов Тинькофф на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

Интересные материалы

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik