Ведение бизнеса

Рецепт эффективной власти

Какие ингредиенты не просто обеспечивают банальную реализацию функций руководителя, а способствуют современному, успешному управлению бизнесом? Здесь обязательные условия — живой ум, креативность и, главное, концентрация на важных деталях, имеющих прямое отношение к властной компетенции руководителя.
477 3

ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО КУЛИНАРНОГО ШЕДЕВРА ТРЕБУЕТСЯ СОЧЕТАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. НУЖНЫ ОРИГИНАЛЬНЫЙ РЕЦЕПТ, ВЫСОКОЕ МАСТЕРСТВО ПОВАРА, ОПЫТ И ЗНАНИЕ КАЖДОЙ ДЕТАЛИ. ПРИЧЕМ ИЗВЕСТНО: НАРУШЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДАЖЕ В МЕЛЬЧАЙШИХ НЮАНСАХ СПОСОБНО СУЩЕСТВЕННО ПОВЛИЯТЬ НА ВКУСОВУЮ КОМПОЗИЦИЮ БЛЮДА.

Какие ингредиенты не просто обеспечивают банальную реализацию функций руководителя, а способствуют современному, успешному управлению бизнесом? Здесь обязательные условия — живой ум, креативность и, главное, концентрация на важных деталях, имеющих прямое отношение к властной компетенции руководителя.

Термин «концентрация» не случаен. Во-первых, это умение выбрать из множества влияющих на ситуацию факторов самые важные. Во-вторых, способность не отвлекаться, следуя строго в выбранном направлении. Вот почему я предлагаю, осваивая власть как инструмент повседневного влияния руководителя, обращать меньше внимания на то, о чем вы и без того всегда помните. Сосредоточиться же нужно на том, о чем ни в коем случае нельзя забывать.

В предыдущей колонке мы уже обсуждали архитектуру «пирога власти» руководителя, выделив пять ступеней: власть на уровне переживаний, намерений, желаний, ценностей и, наконец, власть на уровне идентификации. Пришла пора подробнее обсудить другие составляющие.

Власть на уровне намерений

Как готовить «пирог власти» на этом уровне? Во-первых, полезно иметь в виду: эта степень воздействия совершенно рациональна. Здесь господствуют ум и оценка. Если вы решили кого-то подчинить себе, то должны дать понять, зачем это нужно вам и какая от этого польза сотруднику.

Конечно, есть традиционный способ. Начальники не пытаются объяснять смысл своих действий, зато «следы» их присутствия можно обнаружить в компании повсюду — от переговорной до курилки. Такое отношение к персоналу чаще всего вызвано идеализацией контрольных функций. Но власть, требующая действий ради неопределенных результатов, получит признание только в том случае, если будет присутствовать всегда и повсюду. Согласитесь, это чрезвычайно далекий от прагматики способ «правления» в бизнесе.

Определившись с тем, какую пользу принесет вам и сотрудникам выстраиваемая система власти, можно перейти ко второму шагу  — сформулировать, а затем регулярно транслировать подчиненным концепцию развития бизнеса. Раздавать указания — привычная ипостась руководителя. Но мало кто задумывается о том, что люди могут не признать власть, не понимая намерений лидера.

Первые лица компаний часто исключают этот уровень власти из поля сознательного регулирования, идеализируя «разумность» человеческого капитала: «Если я сам вижу перспективу развития бизнеса, то и все остальные люди имеют аналогичное представление». Увы, если ваши сотрудники не видят перед собой «четко сформулированного счастья», им сложно подчиняться и выполнять порученную работу на все сто. Характерная ошибка, снижающая силу власти руководителя на этом уровне: вы доводите концепцию развития вашего бизнеса только до своих ближайших коллег, тогда как до рядовых подчиненных она доходит с явными искажениями. Ни одна самая радужная концепция развития не стоит и листа бумаги, на котором она напечатана, если ее содержание постоянно не разъясняется всем и каждому. И если сотрудники не понимают, как они сами смогут на этом заработать.

Лично мне очень нравится сравнение власти с электричеством. Если напряжение и сила тока не отвечают необходимым параметрам, часть подключенных к сети инструментов просто не будет работать. Да и от тех, что вроде бы работают, полноценной отдачи ждать не приходится. Принимая власть на уровне намерений, сотрудники готовы подчиниться воле того, чьи мысли и цели им понятны и ясны. Тернии же неопределенности, манящие к высоким звездам, не способствуют росту корпоративного КПД.

РАЗДАВАТЬ УКАЗАНИЯ — ПРИВЫЧНАЯ ИПОСТАСЬ РУКОВОДИТЕЛЯ. НО ЛЮДИ МОГУТ НЕ ПРИЗНАТЬ ЕГО ВЛАСТЬ, ПОСКОЛЬКУ НЕ ПОНИМАЮТ НАМЕРЕНИЙ ЛИДЕРА

В рамках предложенной Алек­сан­дром Конфисахором модели действующий на этом уровне принцип эффективности политической власти именуется принципом понимания. Суть: вы не только формулируете для своих сотрудников цели, но и даете интерпретацию их содержания.

Как это делает успешный политик? (Все то же самое можете сделать и вы как руководитель.) Во-первых, публикует цели, учитывая, что объектам власти должна быть понятна конечная цель проводимой политики. Во-вторых, объясняет смысл своих целей. Ведь люди теряют ориентиры и не стремятся к достижениям, если не понимают, ради чего живут и работают (в таком случае часто наступает апатия и даже депрессия).

Что может помешать выполнить эти два простых правила? Чаще всего заумные и мало кому (кроме самих руководителей) понятные разглагольствования. А еще — привычка ставить возвышенные, но нечетко сформулированные цели.

Пока цели слишком расплывчаты, они «не цепляют», не мотивируют сотрудников. В результате и ваша власть выглядит вялой. Перспективы развития компании должны быть определены настолько четко и ярко, чтобы работник, разбуженный в три часа ночи вопросом «Что мы намерены делать?», ответил бы: «На 15% повышать лояльность наших клиентов каждый квартал, на 10% расширить долю рынка, налаживая контакт с малыми оптовыми фирмами».

Прежде чем перейти к секретам приготовления «пирога власти» на следующем уровне, хочу поинтересоваться: знаете ли вы, в чем главный секрет выдающихся шеф-поваров? Они не просто умеют готовить, а способны расставлять уникальные акценты на необычных сочетаниях вкусов и ароматов, раскрывающие лучшие и полезные свойства продуктов.

В чем секрет выдающихся управленцев? Они умеют не просто говорить, а расставлять действенные акценты в общении с окружающими.

Власть на уровне желаний

В отличие от предыдущего, этот уровень воздействия руководителя на персонал практически полностью иррационален. Он находится скорее в подсознательной части восприятия, чем в зоне осознанного выбора.

Почему к взаимодействию с одним человеком (например, продавцом или подрядчиком) вы готовы, а на другого не хотите тратить время? Почему мысль о том, что конкретно вот этот менеджер будет заниматься вашим вопросом, поднимает вам настроение, а участие другого наводит тоску? Ответ прост: мы все хотим исполнения своих желаний. Для того чтобы что-то произошло, кто-то должен дать посыл. Запустить реакцию. Вложить энергию. Мы подсознательно верим, что энергичный человек катализирует столько процессов, что явно ускорит исполнение наших желаний. Не удивительно, что в современном контексте бизнеса энергичный человек обычно считается более успешным, чем пассивный или долго размышляющий.

Смоделируем ситуацию. У вас есть проект, реализацию которого можно доверить одному из двух руководителей подразделений. Первый отличается точностью аналитических расчетов и всегда делает акцент на снижении рисков. Другой, представляя свое видение, рисует вам практически «город-сад» и предлагает вдобавок к имеющимся возможностям еще целую пачку. Да и говорит вкусно, с энтузиазмом. Цифр, конечно, меньше, чем у первого кандидата. Но он реально «зажигает». Так кому вы скорее доверите проект — активному деятелю или осторожному аналитику? Вопрос неоднозначный. Многое зависит и от рыночной ситуации, и от вас лично. Но согласитесь, чаще всего более желанной фигурой выглядит руководитель, щедро делящийся своей энергией. Не так ли?

Еще пример. Чтобы завести автомобиль, вам сначала необходимо повернуть ключ зажигания. Сам автомобиль включить себя не может: даже если это самая современная модель, вы все равно должны дать команду с пульта дистанционного управления. Так и руководитель должен дать системе первоначальный импульс, обеспечивая ее необходимым потоком энергии в процессе работы.

Если забыть о подаче дополнительных импульсов, уровень энергии снизится, а сотрудники придут в состояние подтаявшего желе. Если же вы будете подавать энергию слишком часто или слишком большими дозами, они будут чувствовать себя подключенными к линии высокого напряжения, что чревато суетой, а вовсе не продуктивностью. Не берусь утверждать, что хуже. В любом случае руководитель должен подавать «энергетизирующие» импульсы, иначе его власть на этом уровне сведется к нулю.

Откуда берутся такие импульсы? Из решительных и впечатляющих действий. Конечно, бизнес — это далеко не всегда шоу. Но когда руководитель все время мнется, откладывает свои решения — его идеи, предложения и распоряжения выглядят тускло. Когда он не прикладывает усилий, необходимых для достижения поставленных целей, и боится использовать имеющиеся ресурсы, система власти перестает работать.

Немаловажная деталь: «Босс сказал — значит, делаем». Если сотрудники могут подождать с исполнением вашего распоряжения, если принятое накануне решение с утра забудется или «отменится само собой» — значит, власти на этом уровне у вас нет.

Принцип эффективности политической власти, регулирующий воздействие на этом уровне, Александр Конфисахор называл принципом действенности. Власть должна быть решительной и дееспособной, иначе она перестает быть властью, а руководитель становится «политическим трупом». История не однажды доказывала: люди редко восстают против тирании, но часто — против власти слабеющей, колеблющейся.

Снова вспомним, как поступает успешный политик. Его действия должны быть решительными, «поражать воображение». Так и предприниматель обязан впечатляюще справляться с трудностями, уметь подчинить их себе. Инициатива всегда должна быть на вашей стороне, работая на вас. Активность лидера, способность действовать и умение использовать свои возможности дают запас прочности, который позволяет держать власть в своих руках. Даже «продвинутая нерешительность» — показатель слабости. Скромность у тружеников управленческого тыла не в чести.

ДАЖЕ «ПРОДВИНУТАЯ НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ» ЛИДЕРА — ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО СЛАБОСТИ. СКРОМНОСТЬ У ТРУЖЕНИКОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТЫЛА НЕ В ЧЕСТИ

Но это еще не все. Для того чтобы приготовить пирог власти на этом уровне, нужно использовать еще один принцип эффективности, который может быть озвучен циничной фразой: «око за око, зуб за зуб». Конфисахор деликатно назвал его принципом адекватности.

В компании всегда существуют и будут существовать люди, недовольные вашей властью. Это закон природы. И от того, каким образом вы реагируете на их недовольство, оппозиционные настроения и подковерные маневры, зависит восприятие вашей власти. Еще Макиавелли в своей книге «Государь» сказал: «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности».

Еще раз вернемся к аналогии с деятельностью политика. Ваши действия по отношению к «трудным» подчиненным должны быть адекватны их действиям. Если это критика со страниц газет и блогов, то реакция должна быть такой же. Если оппозиция в борьбе с вашей властью использует формы открытой конфронтации и саботажа, то и вы должны реагировать соответствующим образом. Адекватная и своевременная реакция на действия оппозиции — один из способов укрепления вашей власти.

Больше всего в реализации этого принципа вам может помешать «идеализация отношений» и «идеализация общественного мнения». В России распространено мнение, что ко всем и всегда нужно относиться «сочувственно», любой ценой избегая негативной моральной оценки. Естественное для нашей ментальности сочетание этих двух идеализаций приводит к тому, что многие руководители предпочитают не изучать власть, не овладевать ею, а лишь говорить о ней, причем нередко с оттенком осуждения.

Однако власть, как и умение готовить блюда высокой кухни, сама по себе не плоха и не хороша. Это лишь ваша способность к эмоциональному или рассудочному воздействию на другого человека для изменения его поведения. Это способность подчинять окружающих своей воле, имея при этом благие (а может быть, даже дурные) намерения. Кстати, не факт, что те благородные намерения, которыми вы преисполнены, с радостью разделит ваше окружение, а разделив — начнет трудиться «на благо» и «во имя».

Как и любой другой ресурс, власть находится вне морали. Все зависит от того, для чего она используется. Однако всем известно, что главной скрипкой в гастрономической симфонии хорошего ресторана является шеф-повар. Именно он оживляет ноты вкуса и вдыхает жизнь в свои творения.

Так что будет ли ваша система власти поддерживать или разрушать ваш бизнес — зависит от вас.

Начать дискуссию

До 1 апреля надо сдать бухотчетность за 2023 год

Организации на всех режимах налогообложения должны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Крайний срок сдачи за 2023 год – 01.04.2024 включительно.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

87

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

135

Руководители рассказали, почему готовы отказаться от должности. Исследование

Больше трети руководителей в России готовы отказаться от своей должности, чтобы начать строить карьеру в новой профессии.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Перевод бизнес-процессов в цифровое поле — больше, чем просто тренд. Это принятие вызовов времени и необходимость для тех компаний, которые ориентированы на масштабирование и активное развитие.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Верховный Суд поддержал рекомендации Роспотребнадзора обеспечивать водой и спецодеждой работающих в жару

ВС РФ признал законными Рекомендации по работе в условиях сильной жары и повышенных температур, изданные Роспотребнадзором.

Бесплатно с Кадры

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обо всех изменениях кадрового законодательства, нововведениях в ТК, нюансах заполнения ЕФС-1 и новых формах налоговой отчетности рассказываем в мини-курсе.

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Даже самый качественный сайт со временем устаревает. Нужны обновления и модернизация. Сегодня на «Клерке» все это произошло. Кто самый наблюдательный? Кто заметил? Что бы вы еще хотели поменять?

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Прокуратора может изъять акции «Макфы» в пользу государства

Прокуроры доказывают в суде, что производство макаронных изделий под брендом «Макфа» имеет коррупционное происхождение. Их бенефициары вели бизнес, работая в органах госвласти.

98
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ЭДО

Минтранс хочет провести эксперимент с переходом на ЭДО грузоперевозок на всех видах транспорта

Проведение эксперимента по переходу на электронный документооборот затронет грузоперевозки автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным видами транспорта.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов

Лекарство от негатива. Тирамису — самый популярный в мире десерт.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов
131
Банки

Приложение Райффайзенбанка снова работает

Специалисты устранили внутреннюю техническую ошибку, которая не позволяла клиентам отправить деньги.

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов

Ошибки бухгалтера приводят организацию к лишним затратам и огромным штрафам, а в особенно тяжелых случаях могут довести до ликвидации компании. Как же не допустить этого и нанять хорошего специалиста? Составили инструкцию для руководителей с комментариями наших экспертов.

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов
2
98

с 1 апреля 2024 года меняются правила работы с госзакупками: все переходят на цифровой контракт. Кто и в какой форме должен его составлять

С 1 апреля у заказчиков на госзакупках появляются новые обязательства. Теперь после проведения тендера они должны заключать цифровой контракт в единой информационной системе.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру

Верховный Суд защитил недвижимость предпринимателя от притязаний церкви

Коммерсант много лет добросовестного использовал для сельского хозяйства арендованный земельный участок, на который вдруг стала претендовать РПЦ.

3
117

ФРМР: обязательная регистрация (до 01.04.2024) медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники, а также лица, которые обучаются медицинским и фармацевтическим специальностям, должны зарегистрироваться в ФРМР. Разбираемся в этой подсистеме ЕГИСЗ.

ФРМР: обязательная регистрация (до 01.04.2024) медицинских и фармацевтических работников

Интересные материалы

Управление персоналом. Принципы управления человеческим ресурсом

Даже при условии стремительного развития автоматизации в бизнесе еще невозможно отказаться от человека. От персонала требуется обслуживание оборудования, предоставление консультационных услуг, ведь машины пока не обладают теми способностями для разъяснения сложных вопросов, как это способен сделать человек.

Управление персоналом. Принципы управления человеческим ресурсом