Управление персоналом

CEO на вырост, или о подготовке преемников внутри компании

Глава Apple Стив Джобс ушел в отпуск по состоянию здоровья – эта новость облетела весь мир в считанные часы, спровоцировав падение акций компании. Ни рекордные финансовые показатели, озвученные временным главным управляющим Тимом Куком, ни потенциал роста не впечатлили инвесторов, ведь успех компании ассоциируется у всех только с Джобсом.
214 3

Глава Apple Стив Джобс ушел в отпуск по состоянию здоровья – эта новость облетела весь мир в считанные часы, спровоцировав падение акций компании. Ни рекордные финансовые показатели, озвученные временным главным управляющим Тимом Куком, ни потенциал роста не впечатлили инвесторов, ведь успех компании ассоциируется у всех только с Джобсом.

Чем бы это ни было — роковым стечением обстоятельств или случайностью — чаще всего компании сталкиваются всё же с печальной закономерностью, вытекающей из неполной оценки, а порой и намеренного пренебрежения некоторыми потенциальными рисками для бизнеса. Факты, как всегда, впечатляют — лишь немногие компании заранее готовятся к внезапной необходимости смены топ-менеджеров.

Другой пример, 19 апреля 2004 года 60-летний Джим Канталупо, глава корпорации McDonald’s, скончался в гостиничном номере во время конференции от сердечного приступа. Через два часа после его смерти компания представила нового Генерального директора Чарли Белла. Это решение удовлетворило и инвесторов, и сотрудников корпорации — замена Канталупо считалась крайне сложным делом, поскольку покойный топ-менеджер успешно вывел McDonald’s из кризиса. Вскоре после того, как он возглавил компанию, Беллу был поставлен неутешительный диагноз – рак. Он покинул свой пост через семь месяцев после назначения и умер в январе 2005 года. На смену Беллу пришел его заместитель Джим Скиннер, который на сегодняшний день возглавляет компанию.

Результаты глобального исследования, проведенного компанией Korn/Ferry International в декабре 2010 года, показали, что у большинства международных компаний отсутствует планирование преемственности CEO. Практически все компании-участники исследования (98%) считают планирование преемственности CEO важной частью всего процесса корпоративного управления. Однако только 35% респондентов уверены, что их компания готова как к внезапному, так и к запланированному уходу CEO с должности.

Даже возросшая на 170% за последние 10 лет текучка топ-менеджеров не сильно повлияла на политику компаний в области планирования преемственности. Результаты исследования показали, что 43% процента компаний не повысили внимания к данному вопросу, а почти половина (49%) компаний-участниц опроса за последние три года приступила к внедрению плана по формированию резерва управленческих кадров и преемника CEO.

Ситуация усугубляется еще и далеко не радужными демографическими прогнозами: снижение рождаемости, демографическое старение, низкий показатель миграции. Так, например, к 2050 году 40% всего населения Европы будут составлять люди старше 60(!) лет.

На родном постсоветском рынке ситуация, к сожалению, аналогичная. Да, все больше компаний задумываются о выстраивании эффективных процессов подготовки резерва управленческих кадров. Да, бизнес постепенно осознает, что люди стоят в центре стратегии развития компании. Но всё же на сегодняшний день системное планирование преемственности в российских и украинских компаниях отсутствует.

Неготовность топ-менеджеров к ситуации, когда буквально в тех же стенах готовят достойных кандидатов на смену, и непонимание некоторых компаний, что делать с «выросшими СEO», когда они достигнут определенного уровня и, возможно, будут не готовы ждать неопределеннее количество дней, недель, месяцев, лет – дополнительные барьеры построения эффективной системы подготовки внутренних преемников.

Тем не менее, существует ряд действенных мер, позволяющих компании подготовить преемников и предоставляющих «будущим CEO» возможность реализовать собственные амбиции, сохранив лояльность компании.

Ротация – одно из эффективных решений, стимулирующих развитие сотрудника и повышающих его лояльность. Среди других возможностей развития – международное и региональное назначение, проекты с фактором риска, коучинг, обратная связь и т.д.

Хочу подчеркнуть, что владельцам и акционерам не стоит забывать о том, что проблему нехватки управленческих кадров нельзя решить только «покупкой» топ-менеджеров со стороны. Подготовка внутренних преемников – надежный способ обеспечить компании конкурентное преимущество и гарантировать успешность бизнеса в будущем. При этом важно учитывать, что слишком быстрое карьерное продвижение молодых менеджеров опережает развитие их эмоциональных компетенций – навыков взаимодействия с коллегами, управление негативными эмоциями в кризисных ситуациях и т.д. Для формирования этих навыков требуется время и опыт.

Так что, с высокой долей уверенности могу предположить, что ваш будущий СЕО уже работает в вашей компании. И нужно только выявить этого потенциального кандидата и приложить разнообразные усилия к его взращиванию. А это уже настоящее искусство!

Начать дискуссию

Как срочно передать важный документ в другой город и 3 исключения

Быстро отправить юридически важный документ в другой город можно через нотариальную телепортацию.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

✅ Вышел новый стандарт МСФО по финотчетам. Эксперт: он поможет принимать стратегически значимые решения

Новый стандарт МСФО (IFRS) 18 заменил собой принятый в 1997 году IAS 1 «Представление финансовой отчетности».

Реклама

Компании вложили в рекламу через Telegram 3,7 млрд рублей

Чаще всего для рекламных интеграций бизнес выбирает авторские каналы.

Лучшие спикеры, новый каждый день

🍇 Экс-руководителей и главбуха винодельческого завода осудили за мифические виноградники

В Краснодаре бывшие руководители винодельческого предприятия, в том числе главный бухгалтер, признаны виновными в мошенничестве при получении субсидий и неправомерном обороте средств платежей.

Российские сервисы предупредили о запрете авторизации через Apple и Google

С 22 апреля «Литрес» закроет доступ к сервису тем пользователям, которые проходят авторизацию через иностранные системы.

Проблемы в расчете и уплате отдельных видов налогов

Современная налоговая система — сложная конструкция, объединяющая различные налоги и обязательства для бизнеса. Рассмотрим основные виды действующих в России предпринимательских налогов и приведем примеры налоговых проблем и задач, с которыми может столкнуться бизнес, а также кратко обозначим системы налогообложения для бизнеса.

Проблемы в расчете и уплате отдельных видов налогов
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
УК РФ

Финэксперт банка продлевала пустые вклады, а реальные деньги выводила на локальную карту

В Пермском крае финансовый эксперт банка осуждена за хищение у пенсионеров более 3 млн рублей.

Эффективное управление бизнесом общепита: основные KPI для успешного ведения учета

В условиях экономических трудностей и происходящих реформ в российском бизнесе, сектор общепита демонстрирует рост по продажам и числу точек. Однако из-за жесткого соперничества, изменений в потребительских предпочтениях и роста затрат, владельцы ресторанов стремятся к оптимизации работы через анализ данных.

Эффективное управление бизнесом общепита: основные KPI для успешного ведения учета

Гостиницы без звезд будут оценивать себя сами

Новые правила аккредитации организаций, классифицирующих гостиницы, должны вступить в силу в сентябре 2024 года.

48

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Бухгалтер — одна из популярных и востребованных профессий, но одновременно с этим одна из самых ответственных и напряженных. Выгорания случаются у бухгалтеров достаточно часто, и в эти минуты приходят мысли о смене профессии. Как быть, если сердце требует перемен, а разум переживает за благосостояние?

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Не забудьте до 2 мая сделать авансовые платежи по налогам на имущество организаций

Уведомление об исчисленных суммах по налогам на имущество нужно подать не позднее 25 числа, а внести авансовые платежи — до 2 мая.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
УК РФ

Главного нотариуса Московской области посадили на 5 лет

Приговором Замоскворецкого районного суда города Москвы Смирнов Станислав Вячеславович признан виновным в коммерческом подкупе.

2
180
Банки

«Тинькофф» будет управлять розничным бизнесом Росбанка

На 2024 год запланирована интеграция двух банков в единый холдинг, поэтому Росбанк решил передать бизнес-направления с низкой рентабельностью под контроль «Тинькофф».

Как селлеру самостоятельно заполнить и подать декларацию по УСН за 2023 год

Заполнение декларации вызывает немало вопросов у селлеров, начиная со сроков сдачи, заканчивая непосредственно порядком заполнения. Что отнести к доходам? Как учитывать комиссии маркетплейсов? Как правильно отобразить скидки торговых площадок? — разберем в статье все, что нужно знать селлеру, чтобы самостоятельно и правильно заполнить декларацию по УСН.

Как селлеру самостоятельно заполнить и подать декларацию по УСН за 2023 год

Автоматизация управления проектами: как реализовать, что можно получить, о чем стоит помнить

Автоматизация управления проектом — обширная тема, требующая тщательного внимания и изучения.

Автоматизация управления проектами: как реализовать, что можно получить, о чем стоит помнить

Черный список ЦБ, как проверить контрагента

Федеральная налоговая служба постоянно борется с компаниями-однодневками и выявляет тех, кто обналичивает деньги с таких компаний. К сожалению, стандартная проверка по открытым данным ФНС может не отражать принадлежность компании к однодневке, через которую обналичиваются денежные средства.

Иллюстрация: ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Фермер получил более 1,5 млн субсидии, завысив размер осваиваемых земельных участков

В Ставропольском крае направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении субсидий на сельскохозяйственные нужды.

Общество

Назван инфоповод года в категории «Потребительские товары»

Новость о халяльной шоколадке «Аленка» стала инфоповодом года.

Интересные материалы

Медиатор — специалист по разрешению споров. Как быстро и выгодно разрешить конфликт в бизнесе с помощью медиации — лайфхаки. Как найти медиатора и может ли им быть юрист

Многие предприниматели, инвесторы и иные совладельцы компаний рано или поздно становятся участниками конфликта в бизнесе. Бизнес-конфликт — дело стрессовое, которое помимо всего прочего требует понимания многих юридических и психологических тонкостей. Хорошо помочь в выгодном и быстром разрешении конфликта может медиатор. Поговорим об этом в этой статье.