Интернет и IT

Магазин кликовой доступности

F-Commerce - горячий тренд сезона. Впрочем, у искателей новых способов взаимовыгодного общения с покупателями есть еще время для того, чтобы определиться в своем отношении к торговле в социальных сетях
332 0

F-COMMERCE — ГОРЯЧИЙ ТРЕНД СЕЗОНА. ВПРОЧЕМ, У ИСКАТЕЛЕЙ НОВЫХ СПОСОБОВ ВЗАИМОВЫГОДНОГО ОБЩЕНИЯ С ПОКУПАТЕЛЯМИ ЕСТЬ ЕЩЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ В СВОЕМ ОТНОШЕНИИ К ТОРГОВЛЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.

Торговать теперь полагается не просто в Интернете, а — в социальных сетях. Феномен этот — в честь самой успешной социальной сети Facebook — уже окрестили термином f-commerce (по аналогии с e-commerce). Так что же, пора закрывать обычные интернет-магазины и срочно строить новые виртуальные лавки в соцсетях?

Кому-то такое утверждение все еще кажется преувеличением, но факт: социальные сети все в большей степени «подменяют» собой Интернет. Да и цифры говорят сами за себя. Только в популярнейшей мировой соцсети Facebook народу перевалило уже за 600 миллионов человек. Высока и активность пользователей, которые в совокупности проводят в таких сообществах 700 миллиардов минут в месяц. А наши соотечественники уже признаны одними из самых общительных в мире. По данным TNS, каждую неделю россияне проводят в социальных сетях полный восьмичасовой рабочий день.

Чем занимаются люди на этих сетевых площадках? Обмениваются фотографиями, мыслями и ссылками. Смотрят и обсуждают видео. Читают почту (такая возможность, пусть пока не для всех пользователей, появилась недавно в Facebook). И, конечно же, играют в игры. То есть, если разобраться, — делают ровно то, что и прежде. Правда, происходит это теперь в куда более комфортных условиях, благодаря соответствующему инструментарию и «переходу количества в качество». Пусть социологи, психологи и философы все еще и продолжают фонтанировать теориями, объясняющими этот феномен.

Парадигма сменилась. Для реализации множества повседневных сетевых активностей за глаза хватает социальных сетей. По сути, случилось невероятное: пользователи, обладающие возможностью с легкостью перемещаться между сайтами, добровольно заходят по утрам в социальную сеть и — остаются до самого вечера. Вероятно, именно поэтому гигант интернет-экономики Google сегодня своим главным соперником считает вовсе не «империю зла» Microsoft. И не Apple, а — детище 26-летнего миллиардера Марка Цукерберга. Ведь Facebook уже обошел по посещаемости сайты Google. И, похоже, не собирается останавливаться на достигнутом, внедряя все новые и новые сервисы, которые должны еще крепче привязать пользователей к сообществу, сделав «большой» Интернет, скорее, технической платформой. Такие же планы вынашивают инвесторы и российских социальных сетей. И это им удается: «ВКонтакте» и «Одноклассники» уже приблизились по месячной посещаемости к грандам Рунета — «Яндексу» и Mail.ru.

Виртуальная экономика

Первыми оценили открывающиеся перспективы разработчики приложений. Раньше всех — создатели игр. Именно эти участники рынка быстрее других сообразили: огромную аудиторию социальных сетей можно успешно монетизировать. Торговля артефактами, пригодными для возделывания «ферм» или для борьбы с конкурирующим мафиозным кланом, оказалась весьма прибыльным делом. Нынешний объем рынка игр для соцсетей исчисляется несколькими миллиардами долларов. Причем на долю российского сегмента приходится не так уж мало — около ста миллионов долларов. А вскоре во множестве других компаний (в том числе предлагающих совершенно «офлайновые» товары и услуги) поняли: вслед за «зрелищами» пользователь захочет и «хлеба». Так на небосклоне взошла еще одна новая звезда — SMM (Social Media Marketing), маркетинг в социальных сетях и на форумах.

Сегодня практически все крупные компании (да уже и многие представители среднего бизнеса) завели собственные странички в социальных сетях, освоились на площадке сервиса микроблогов Twitter. Задача — «отлавливать» клиентов там, где они проводят большую часть времени. И хотя о максимальной честности и открытости представителей брендов, наращивающих активность в социальных проектах, остается пока только мечтать (эту существенную особенность SMM трудно разглядеть за протокольными пресс-релизами и директивными рекламными агитками, к которым так привыкли корпорации), этот способ продвижения становится все более популярным. Показательно: сейчас уже вряд ли удастся сыскать интернет-агентство, в числе прочих сервисов не предлагающее услуги по продвижению в соцсетях.

Пробный шар

Ведущие бренды уверенно лезут в новые тусовки. Вполне живые аккаунты, поддерживаемые командами штатных пиарщиков, интеграция функционала официальных сайтов с возможностями социальных сетей, подогревание дискуссий о преимуществах своей продукции — все средства идут в ход. Однако поначалу главной задачей всех этих телодвижений являлось увеличение лояльности к бренду или косвенное наращивание продаж за счет привлечения пользователей на сайты производителей, ритейлеров, сервисных компаний. Оставалось сделать еще один шаг — заняться продажами непосредственно в соцсетях. Так что появление интернет-магазинов, интегрированных в такие сообщества, было всего лишь вопросом времени. И это уже происходит.

Эмоции и ожидания (верные спутники всего нового в Сети) зашкаливают. Одни аналитики признают f-commerce чуть ли не самостоятельным направлением ритейла (возможно, первая буква в наименовании со временем изменится, но пока принято отдавать должное Facebook, давшей жизнь этому способу интернет-торговли). Другие — именуют f-коммерцию «гробовщиком», «могильщиком» и «убийцей» традиционной интернет-коммерции (кстати, на языке венчурных капиталистов инновации, уничтожающие прежние рынки или формирующие принци­пиально новые ниши, именуют как раз «приложениями-киллерами», killer-applications).

Подобным оценкам горячо вторят те, чьи финансовые интересы прямо связаны с перспективами развития f-commerce: так и есть, это не досужие измышления, но уже близкая и, главное, неминуемая реальность. А владельцам бизнесов — как маленьких, так и крупных — пора бы понять, что социальные сети не просто стали «Интернетом в Интернете», но еще и «главной улицей», по которой разгуливают миллионы покупателей.

Правда, есть и скептики, советующие не слишком увлекаться радужными перспективами. Попробуем разобраться. Действительно ли «обычные» интернет-магазины следует срочно «перевозить» в социальные сети?

Дорога в Сеть

Сегодня мы наблюдаем очень интересный момент. Далеко не все участники рынка уже выстроили свои виртуальные витрины в социальных сетях. Но присматриваются — действительно многие. Как минимум, эксперименты некоторых крупных брендов — достаточный повод для других игроков.

Недавно один из медийных мейджоров, компания Warner Brothers, предоставила пользователям Facebook возможность просмотра фильма «Бэтмен», сделав тем самым первый шаг к созданию собственного «кинозала по запросу», интегрированного в социальную сеть. Платить за сеанс предлагается местной «валютой» — «кредитами» Facebook. И вот что показательно: кинокомпанию не отпугнул тот факт, что, используя «кредиты», приходится отчислять социальной сети 30% от стоимости покупки. (Занятно — эти самые 30% явно входят в моду: столько же забирает себе Apple с каждой продажи программного обеспечения сторонних разработчиков в своих магазинах App Store и Mac App Store).

А вот другой пример, наглядно демонстрирующий, как можно организовать продажи в социальных сетях. Авиаперевозчик Malaysia Аirlines уже продает билеты на своей странице в Facebook (причем оплатить их можно традиционным способом — банковской картой).

Есть и первые отечественные опыты на ниве f-коммерции. Так, розничная сеть магазинов электроники и бытовой техники «М.Видео» в дополнение к своему интернет-магазину запустила еще одну виртуальную точку, также в Facebook. По словам представителей компании, ассортимент «большого» магазина и торговой точки в Facebook — одинаковы. Хотя, несмотря на наличие полноценной витрины с ценами, оплатить товар непосредственно в соцсети нельзя (что выглядит некоторым нарушением формирующихся «канонов» f-commerce) — пользователя переадресовывают на торговый сайт ритейлера. Впрочем, как говорят в «М.Видео», возможность оплаты пластиковыми картами «внутри» Facebook появится у пользователей уже летом этого года. А вот связываться с «кредитами» в компании пока не готовы: очень уж велика комиссия.

Когда же этот номер будет напечатан, аналогичный «социальный» интернет-магазин ритейлер откроет и в другой сети — «ВКонтакте». Оплата здесь, в отличие от Facebook, будет осуществляться в ло­каль­ной «валюте». Во-первых, это единственный способ расчетов, предоставляемый ныне этой социальной сетью. Во-вторых, такой подход выгоден продавцам ввиду отсутствия комиссии за ее использование. По словам пресс-секретаря «ВКонтакте» Владислава Цыплухина, магазин «М.Видео» — уже не единичный случай. Скорее, индикатор нового тренда. «Популярные сейчас игровые приложения постепенно будут отходить на второй план, — говорит представитель интернет-проекта, — а электронная коммерция в социальных сетях, напротив, станет набирать обороты».

Как бы то ни было, массового выхода на арену f-commerce пока не наблюдается. Первопроходцы только прощупывают почву, причем чаще всего не открывают полноценные магазины в социальных сетях, а ограничиваются витринами на своих страничках (собственно, так зарождалась и e-commerce: сначала виртуальные каталоги товаров — затем back-office).

Для того чтобы осуществить покупку, пользователь чаще всего перенаправляется на сайт «настоящего» интернет-магазина. Таким образом поступает, например, Infectious — компания, специализирующаяся на торговле авторскими наклейками на автомобили, ноутбуки, телефоны и планшетные компьютеры. Но это явно временный выход.

«Мы хорошо понимаем, что возможность прямых покупок на Facebook увеличит наши продажи, и в ближайшее время будем работать над этим», — заявил «Бизнес-журналу» арт-директор компании Раян Гроссман. Многое будет зависеть как раз от успешности «пристрелки». Ведь пока Facebook генерирует лишь 3% общего трафика сайта Infectious. А доля конверсии посетителей в покупателей — еще ниже.

Pro et Contra

Так что же — все-таки следует ждать появления в ближайшем будущем многочисленных интернет-магазинов в социальных сетях? «В перспективе, — осторожно замечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, — вполне вероятно, что расширение f-commerce станет одной из основных тенденций развития дистанционной торговли. Вместе с тем, однозначно прогнозировать сегодня быстрое смещение фокуса онлайн-торговли в сторону этого канала все-таки преждевременно. На мой взгляд, в горизонте ближайших нескольких лет социальные сети, несмотря на взрывной рост аудитории, превалировать в структуре дистанционной торговли не будут». По мнению аналитика, в среднесрочной перспективе на продажи через социальные сети будет приходиться от силы 10–15% общего оборота онлайновой торговли в России. Впрочем, если учесть, что объем этого рынка в прошлом году составил 220–240 млрд рублей, а динамичные темпы роста (в том числе и по оценкам Клягина) сохранятся, открывающиеся в социальных сетях интернет-магазины ждет далеко не мрачное будущее.

Однако, чтобы оправдались самые позитивные прогнозы, необходимо выполнить целый ряд условий. Как объективных, так и субъективных, зависящих от личных предпочтений пользователей Сети. «Для того чтоб коммерция в Facebook вытеснила «обычные» интернет-магазины, — говорит директор по развитию агентства интернет-маркетинга Matik Артем Овечкин, — необходимо, чтобы Facebook вытеснил «обычный» Интернет со всеми «Яндексами», «Гуглами», блогами и форумами. А я в такую вероятность не верю. Причем не только в масштабах Рунета, но и — на уровне глобальной Сети».

В том, что пользователи с готовностью ринутся за покупками в социальные сети (вернее, не будут готовы покидать их, ожидая, когда ритейлеры сами «придут в гости»), сомневается и председатель совета директоров интернет-гипермаркета Dostavka.ru Андрей Хромов. «Люди в целом существа консервативные, — замечает он. — Поэтому в большинстве случаев применяются специализированные сервисы. К примеру, они посещают магазины ИКЕА, но при этом не рассматривают рестораны шведской еды, размещенные в торговых центрах ритейлера, в качестве «похода покушать» или удобной площадки, чтобы отпраздновать день рождения».

«Конечно, — отмечает основатель холдинга Ehouse Владислав Улендеев, — главное, что удается получить владельцу интернет-магазина, открываемого в социальной сети, — это знания о посетителе. «География» (порой с точностью до домашнего адреса), электронная почта, дата рождения, пол и список друзей. Вся эта информация доступна сразу. В отличие от обычного интернет-магазина, когда эти данные приходится «выуживать» из клиента шаг за шагом». Другое дело, что возможности филигранного таргетинга и подстройки под индивидуального пользователя (что и является главным преимуществом f-commerce), по сравнению с «обычной» интернет-торговлей, до сих пор в полной мере не реализованы, напоминает генеральный директор компании Softkey Феликс Мучник. «Можно запустить рекламу среди женщин в возрасте от 25 до 30, проживающих в Москве, — говорит он. — Но пока нельзя сделать так, чтобы в витрине онлайнового магазина автоматически появился топовый ассортимент покупок, совершаемых такими же покупательницами».

Главный ограничитель, по мнению экспертов, препятствующий бурному переходу к f-commerce, — недостаточность функционала самих «социальных» магазинов. «Представьте, — рассуждает генеральный директор компании InSales Тимофей Горшков, — что вам предложили посмотреть на ассортимент гипермаркета через окошко в то время, когда вы с друзьями обсуждаете футбол или пытаетесь выяснить, что делать, если у ребенка появилась сыпь? Захочется ли вам бросить важную тему, общение с друзьями, чтобы подобрать себе холодильник или закупить продукты на неделю вперед? Вряд ли. У самостоятельного магазина на порядок более широкий набор инструментов для демонстрации ассортимента и вовлечения посетителей в процесс покупок». Да и Владислав Улендеев добавляет ложку дегтя: «При работе магазина в социальной сети повышается субъективная составляющая бизнеса, его зависимость от самой площадки. Если им не понравится ваш бизнес, его могут просто «забрать».

По маленькой

Несмотря на разницу в стратегических оценках, большинство опрошенных «Бизнес-журналом» экспертов уверено: сама по себе идея f-commerce заслуживает внимания. Другой разговор, что идею эту (по крайней мере сегодня) трудно считать универсальным решением, способным решить все проблемы ритейлера или поставщика розничных услуг. А значит, и использовать новый метод следует с оглядкой.

Андрей Хромов считает, что удел таких «f-магазинов» — служить, скорее, витриной, способной с помощью средств оценки пользователей предлагать максимально персонифицированные товары в «настоящем» интернет-магазине.

С тем, что социальные сети вряд ли превратятся в основной канал продаж, но будут выступать лишь дополнением, еще одним инструментом интернет-маркетинга, согласен и Тимофей Горшков. Хотя и признает: разумеется, станут появляться и отдельные магазины, работающие исключительно в социальных сетях. Вот только практика показывает, что такие проекты редко вырастают в крупный бизнес. «В России продажи через социальные сети — пока что удел маргинальных магазинов, предлагающих футболки и сувениры. Или — ниша для «мастеров-одиночек», — категоричен руководитель направления интернет-маркетинга Panasonic Россия Николай Белоусов.

Впрочем, для малого бизнеса (когда возникает необходимость прозондировать почву, не вкладываясь в открытие полноценной онлайновой торговой точки), f-commerce может как раз оказаться наилучшим вариантом, считает Артем Овечкин. «Возьмем, к примеру, продажу украшений ручной работы, — поясняет он. — Или же любую деятельность, связанную с продажей плодов творчества. Прежде чем уходить с головой в коммерцию, стоит проверить реакцию аудитории на предлагаемый товар. Социальные сети, где люди охотно знакомятся и реагируют на новинки, особенно творческие, — отличная площадка для предварительной атаки на рынок».

Наглядный пример, иллюстрирующий слова Овечкина, — кондитерский стартап Тео&Тео, предлагающий авторскую выпечку на заказ. Проект, организованный несколькими девушками, которые занимаются им в свободное от работы время, продвигается только в социальных сетях — Twitter, Facebook и «ВКонтакте». «Во-первых, это мега-эффективно с точки зрения вкладываемых усилий и получаемого результата, — рассказывает одна из основательниц проекта Елена Землянская. — Нам не нужны бюджеты на рекламу или гениальные пиар-инструменты. Мы в привычной манере Веб 2.0 рассказываем про себя. И нас находят все, кому это интересно. Второе преимущество — мгновенная реакция и общение. Для нас это очень важно. Мы всегда разговариваем с клиентом — и на начальном этапе, когда он сам выбирает, чего именно хочет из сладкого, и на конечном, когда заказ уже съеден, а клиент готов поделиться впечатлениями от нашей продукции. Нет, мы не просим, чтобы нас специально хвалили. Это происходит естественно, само собой. Люди в своих статусах и постах рассказывают об ощущениях, эти оценки доступны их читателям, которые тоже хотят попробовать. И — «сарафанное радио» начинает работать. Дешево и просто!»

Строго говоря, Тео&Тео в Facebook — тоже «витрина», а не онлайновый магазин в полном смысле слова. Однако нельзя не признать, что работает такой метод весьма эффективно. Заказы на пряники и капкейки поступают регулярно. А в праздники количество клиентов увеличивается в разы. К тому же участницы стартапа не собираются останавливаться на достигнутом и рассматривают возможность запустить полноценный онлайновый магазин (и «в Интернете», и — непосредственно в социальной сети). «Мы уже говорили с разработчиками на эту тему, — делится планами Елена Землянская. — Хотим сделать его в виде сайта-конструктора, чтобы посетители могли не только выбрать готовое изделие из имеющегося портфолио, но и «собрать» свой уникальный капкейк или пряник самостоятельно: выбрать форму, цвет, вкус, ягодные добавки и прочее. А затем подобный «конструктор» можно будет превратить в приложение для Facebook или «ВКонтакте». Видимо, это будет лучшим вариантом. Ведь большинство клиентов к нам приходит из соцсетей».

В ближайшее время российский рынок f-commerce достигнет нескольких десятков миллиардов рублей. Произойдет это не в последнюю очередь потому, что социальные сети начнут охватывать все большую аудиторию. А компании, стремящиеся оказаться поближе к потребителю, будут стараться наладить продажи своей продукции на таких площадках.

— Социальные сети чаще являются «точкой входа» для пользователей, чем интернет-магазины, — констатирует Феликс Мучник. — А значит, потенциально охватывают большую аудиторию. Магазин в социальной сети удобен и для пользователя. Нет необходимости переходить на другой сайт, «логиниться». Все действия совершаются в привычном интерфейсе.

Что ж, у «e» имеются все шансы превратиться в «f». Но и это не финал. Букв в алфавите еще достаточно. Как и продуктивных идей, которые можно реализовать в Сети.

Начать дискуссию

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Бухгалтер — одна из популярных и востребованных профессий, но одновременно с этим одна из самых ответственных и напряженных. Выгорания случаются у бухгалтеров достаточно часто, и в эти минуты приходят мысли о смене профессии. Как быть, если сердце требует перемен, а разум переживает за благосостояние?

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен
1
624

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

День отдыха за работу в выходной оплате не подлежит, но оплатить его надо

Если сотрудник в прошлом месяце работал в выходной день, а в текущем месяце взял отгул, то ему надо оплатить полный оклад, хотя работать он будет на один день меньше.

У иностранных инвесторов будет упрощенный порядок оформления виз в РФ

За инвестиции в российскую экономику от 50 млн рублей иностранные предприниматели смогут получать многократные деловые визы в РФ.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году

В 2023 году система расчетов с бюджетом претерпела существенные изменения. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ внес поправки в НК. Появилось понятие Единого налогового счета (ЕНС). Каждому налогоплательщику, будь то физлицо, ИП или компания, открыт единый налоговый счет, на котором учитываются все расчеты с бюджетом, касающиеся уплаты налогов и взносов.

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2

Проверьте свои знания в области бухгалтерской терминологии. Сегодня тест посвящен активам и пассивам.

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2

👀 «Клерк» на YouTube смотрят уже больше 5000 человек!

На нашем ютуб-канале вы найдете крутые налоговые и бухгалтерские новости. Подкасты про финансы и инвестиции, а также вебинары для бухгалтеров и кадровиков.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг. В рамках предыдущей статьи мы рассмотрели вопросы о том, как подготовиться к повышению цен, а также насколько сильно допустимо поднимать стоимость обслуживания клиентам. Теперь нам предстоит поговорить о том, какие аргументы использовать для согласования повышения стоимости, а также рассмотреть важные аспекты психологии принятия решений клиентом.

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета

За 2023 год расходы федерального бюджета составили 32,35 трлн рублей, на доходы пришлось 29,12 трлн. Дефицит бюджета составил почти 3,23 трлн рублей.

Банкротство иностранцев в России. Трансграничное банкротство в каждый дом!

До 2022 года большинство сделок в России структурировалось с участием иностранных компаний на Кипре, на БВО. Не в последнюю очередь это делалось для налоговой оптимизации и сокрытия источника происхождения денег. Если проект не взлетит, кредиторы могут направлять письма на деревню дедушке в Лимасоле.

Могу ли я снизить зарплату сотрудника за его опоздания?

Нет, производить удержания из зарплаты в таких случаях нельзя. Перечень случаев удержаний, которые может производить работодатель без согласия сотрудника из заработной платы, закрытый и расширительному толкованию не подлежит.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Налог по ПСН в 2024 году можно уменьшить на взносы 1% за 2024 год

Порядок уменьшения налога на взносы ИП 1%, который ФНС разъяснила своими письмами, действует не только для УСН, но и для ПСН.

57

Коротко о том, какие бывают формы финансирования?

В России существуют различные формы финансирования бизнеса со своими особенностями и условиями. Выбор зависит от целей компании, её размера, стадии развития и рыночной ситуации. Существует несколько источников получения средств.

Коротко о том, какие бывают формы финансирования?
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Зачем бенефициара объявляют в международный розыск? Мнение налогового адвоката

При расследовании налоговых преступлений в 2023-2024 годах отчетливо обозначился новый тренд на привлечение бенефициара к уголовной ответственности с последующим объявлением в федеральный и международный розыск.

С 2026 года самозанятые смогут получать больничные пособия

Самозанятым позволят добровольно отчислять средства в Соцфонд, из которых сформируется база для выплаты больничных пособий.

58

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

На «Клерке» есть полезный блог компании ДРТ, которая знает все о налоговом мониторинге. Читатели могут в любой момент уточнить важную информацию в комментариях.

❗ Авансы по всем имущественным налогам за весь год можно включить в одно уведомление

До 25 апреля надо сдать уведомление по ЕНП на имущественные налоги за 1 квартал с кодом периода 34/01. Туда же можно включить эти налоги с кодами 34/02, 34/03 и 34/04.

Бухгалтеры, на какой стороне кровати вы спите? И что это о вас говорит?

Положение тела во время сна может дать представление о вашей личности, предпочтениях и даже состоянии здоровья. Если вы хотите улучшить качество своего сна, подумайте о том, чтобы немного изменить положение тела во время сна и посмотреть, поможет ли это.

Уголовные риски при исполнении государственных контрактов

Все больше предпринимателей в своей деятельности стремятся заключить государственные контракты. Такое желание обусловлено, в том числе, стимулирующей политикой государства в этом направлении. Важно знать не только как заключить контракт, но и не понести серьезные финансовые и репутационные потери, а главное — не стать обвиняемым в совершении преступления.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Участникам электронной торговли приготовиться к изменениям и возможным сложностям

В ближайшем будущем участников электронной торговли в государствах-членах ЕАЭС ждут введение новой категории товаров и новые таможенные правила, объяснил председатель совета ТПП РФ по таможенной политике Георгий Петров.

Интересные материалы

💥Главное к утру пятницы: человечеству опять угрожает пандемия, в Петербурге сугробы, Бакальчук — обедневший миллиардер

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали сегодня в мире.

177