Инвестиции

Охота к перемене мест

Совсем недавно наш фонд совместно с Almaz Capital вложил 1,6 млн долларов в онлайновый туристический проект Travelmenu. После публикации сообщения о сделке мне пришлось неоднократно давать комментарии по этому поводу.
233 0

Совсем недавно наш фонд совместно с Almaz Capital вложил 1,6 млн долларов в онлайновый туристический проект Travelmenu. После публикации сообщения о сделке мне пришлось неоднократно давать комментарии по этому поводу.

Впрочем, не только мне. Ведь за последние полгода инвесторы принесли свои средства в несколько аналогичных проектов. Таким образом, тренд налицо. Постараюсь объяснить, как устроен этот рынок и с какой стати венчурных капиталистов охватила вдруг «туристическая лихорадка».

Почему практически в одночасье сразу несколько туристических проектов, оперирующих в Сети, получили денежные вливания? Что это — очередная мода, пришедшая на смену другим недавним «помешательствам» инвесторов, которые сначала вдохновились перспективами социальных проектов, а затем начали проявлять повышенную активность на рынке стартапов, действующих на рынке геопозиционирования и коллективных покупок? На эти вопросы мне приходится отвечать чаще всего. Причем дать однозначное объяснение не так-то просто.

Наш фонд вложил средства в Travelmenu, так сказать, «в отрыве» от интересов других инвесторов к аналогичным проектам. Однако трудно не признать: налицо определенная активность на рынке туристических стартапов и финансовых вливаний в них. Все эти процессы, на мой взгляд, вызваны вполне объективными причинами. Вспомним, как развивалась интернет-экономика в России. Первыми на этом рынке появились компании, занимающиеся онлайновой торговлей. Спустя определенное время начали возникать различные сервисы, связанные со скидками, и всякого рода клубы покупателей. К тому моменту упомянутые сегменты онлайнового бизнеса уже получили широкое распространение на Западе. Зато, следуя логике аналогий, было понятно (в том числе инвесторам), как такие проекты должны работать и откуда именно возьмется прибыль.

Понимание — действительно было. Вот только далеко не всегда фактические результаты соответствовали ожиданиям. Оказалось, что главные проблемы, с которыми пришлось столкнуться представителям этих направлений, связаны вовсе не с развитием бизнеса в Сети, а с офлайновой его составляющей, включая налаживание логистики и доставку товара конечному потребителю. На поиск адекватных решений ушло несколько лет и десятки, а порой и сотни миллионов инвестированных долларов.

Возникло предположение, что уж на рынке товаров и услуг, которые могут быть полностью доставлены в электронном виде (в отличие от материальных объектов), таких сложностей возникать не должно. А следом сформировалось мнение, что именно этот сегмент интернет-экономики и должен наиболее успешно развиваться в первую очередь. Но действительность, как это часто бывает, оказалась куда сложнее. На этот раз проблемы начали возникать как раз в онлайновой составляющей подобных бизнесов. То есть там, где их никто не ждал.

Все эти ограничения следует учитывать и на рынке предоставления туристических сервисов в Интернете, включая бронирование железнодорожных и авиабилетов, заказ гостиниц и туров.

Признаем: сегмент туристических услуг неплохо рос до кризиса. И теперь, после вызванного кризисом спада, вновь начинает набирать обороты. Россияне все больше путешествуют, что, безусловно, становится ключевым драйвером и для онлайновой составляющей этого рынка. Но если на Западе давно работают такие проекты, как Expedia и Booking.com, а пользователи уже привыкли организовывать свой отдых через Интернет, то для наших соотечественников это пока в новинку. Сказывается низкий уровень проникновения безналичных платежных систем. Кроме того, все мы до сих пор с опаской относимся к оплате тех или иных услуг в Сети. Одно дело — списать со счета пластиковой карты несколько десятков долларов для покупки игры, и совсем другое — расстаться с сотнями, а то и тысячами за турпоездку.

Следует учитывать и структурную разницу рынков. На Западе потребители по традиции самостоятельно планируют свой отдых, заказывая все необходимое (от авиа­билетов до развлечений и номеров в отелях) в индивидуальном порядке. Россияне же предпочитают возлагать все хлопоты на профильные офлайновые структуры, то есть преимущественно покупают готовые туры. Не стоит забывать и о том, что даже такая банальная по нынешним меркам услуга, как дистанционное приобретение электронных билетов, появилась в России сравнительно недавно. Все эти факторы тормозили развитие рынка интернет-туризма в нашей стране.

Однако сегодня многие трудности остались в прошлом — или будут преодолены в ближайшее время. Вот почему не только наша компания, но и целый ряд других участников отрасли венчурного инвестирования связывают свои надежды с развитием сегмента предоставления туристических услуг через Интернет.

Бытует мнение, что главные конкуренты проектов, подобных Travelmenu, — традиционные тур­агентства. Думаю, это не совсем так. Во-первых, это очень молодой и перспективный рынок. И, как это обычно бывает на старте, места хватит всем. Причем не только в Интернете, но и за его пределами. Главный же аргумент в пользу подобных стартапов — удобство для пользователя. Есть желание заказать все необходимое на сайте? Нет проблем! Сделать это можно легко и комфортно. Если же клиент предпочитает действовать традиционным путем и купить путевку в обычном туристическом агентстве, на сайте есть возможность сравнить различные варианты и подобрать наиболее подходящий тур. Причем оплатить услуги можно не только через Интернет, но и в офлайне.

Любопытно, но сами туристические агентства не рассматривают Интернет в целом и специализированные онлайновые компании в частности как конкурентов, считая их скорее дополнительным каналом продаж. Если же говорить только об онлайновом сегменте, то и здесь значительной конкуренции ожидать пока не стоит. Повторю, рынок этот еще очень молод и места здесь хватит всем. К тому же здесь уже началась сегментация: одни проекты специализируются на бронировании билетов, другие — на заказе гостиниц.

Главная задача для стартапов, начинающих осваивать рынок онлайновых туристических услуг, состоит вовсе не в конкуренции с традиционными игроками, а в предоставлении пользователю качественных услуг. В том числе — исчерпывающей информации об интересующих турпродуктах, причем в максимально удобной форме.

Именно эти причины и предопределили наш инвестиционный интерес к проекту и команде Travelmenu. Основатели проекта уже давно работают на этом рынке. В частности, среди них есть и те, кто работал в Expedia, что позволяет использовать опыт одного из лидеров индустрии онлайнового бронирования. Немаловажной для нас как инвесторов оказалась и готовность инициаторов проекта вкладывать свои силы и знания в создание собственной технологической платформы.

«Написать сайт» — несложно. Куда труднее создать платформу, которая связывает клиента с поставщиком услуг, обеспечивая при этом богатство выбора! Кроме того, немаловажным (а может быть, и первоочередным) критерием успеха проекта является работа команды в офлайне — несмотря на то что значительная часть бизнеса таких стартапов погружена в Интернет. Ведь «само по себе» ничего не происходит. Прежде чем информация о свободных номерах появится на сайте, должны быть заключены соглашения с гостиницами! А это непростая работа — собрать воедино сведения о 270 тысячах отелей по всему миру и сформировать партнерскую сеть, представленную офлайновыми агентствами! Нужна и соответствующая техническая инфраструктура, способная агрегировать данные.

Думаю, после такого описания логика мышления инвесторов станет более понятной. Мы вкладывались не только в «тренд» или в «молодой и перспективный рынок», но прежде всего — в квалифицированную команду, понимающую, каким образом могут быть достигнуты поставленные цели.

Проект, в который вошла Runa Capital, собирается развивать три направления: заказ номеров в гостиницах, туров и отелей. При этом уже сейчас очевидно, что дальнейшее развитие стартапа определяется не только «пожеланиями», но и реальной обстановкой на рынке. В частности, оценивая структуру спроса, легко сделать вывод: подавляющее большинство услуг в этом сегменте приходится на зарубежный туризм (это относится как к путевкам, так и к гостиницам). Но это не ограничение, а скорее возможность. Ведь в случае с зарубежным туризмом ясно, каким именно образом можно сделать качественный продукт, каковы предпочтения потенциальных клиентов и как с ними следует коммуницировать. Тем временем внутренний туризм — сфера куда более сложная. Главные проблемы здесь будут связаны с интеграцией российских гостиниц в те или иные туристические сети, «подключением» к системам электронного бронирования, да и с построением системы рейтингования отелей, оценки их надежности и «звездности». Ведь категории, присваиваемые гостиницам, должны быть объективными, чтобы избавить путешественников от неприятных сюрпризов.

Все эти обстоятельства обязательно учитываются инвесторами. Так действовали и мы. «Стадный инстинкт», стремление вкладываться «туда, куда несут деньги все», — не лучшие стратегии. Куда более выигрышный вариант — трезвая оценка перспектив стартапа на динамично растущем рынке и анализ сложностей, с которыми может столкнуться команда.

Венчурное инвестирование — вовсе не движение в потемках, а тщательный анализ шансов и ограничений.

Начать дискуссию

УСН

ИП на УСН «доходы» не нужно заявление на зачет взносов 1%

Срок уплаты взносов ИП 1% с дохода свыше 300 тыс. рублей за 2023 год – 01.07.2024. Но можно не тянуть до последнего, а оплатить уже сейчас.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Chanel завершает свой бизнес в России

Компания Chanel решила полностью уйти с российского рынка. Ей могут грозить неустойки по договорам аренды, которые оценивают в десятки миллионов рублей.

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать

В малом бизнесе владелец может учитывать все финансовые движения в уме. Однако когда операции разрастаются, а их отслеживание становится сложным, приходит время заняться финансовым планированием.

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

Оплата вынужденного прогула облагается НДФЛ

Если увольнение сотрудника было признано незаконным и через суд он добился восстановления и оплаты вынужденного прогула, то такая оплата – это облагаемый НДФЛ доход.

❗ Компания может попасть на штраф, если при переходе на ЕНС переплату по одному налогу ФНС зачла в счет долга по другому

За неумышленную неуплату налога из-за занижения базы или иного неправильного исчисления предусмотрен штраф 20% от суммы налога (по п. 1 ст. 122 НК).

Сколько длится дело по субсидиарке? Что приводит к затягиванию суда

Длительность рассмотрения дела связана с разными факторами. Разберем, что приводит к затягиванию рассмотрения дела в суде

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Объявления об онлайн-продаже табака могут заблокировать без решения суда

Чтобы заблокировать интернет-ресурс с информацией о дистанционной продаже табачной продукции, понадобится больше 3-х месяцев. Власти хотят ввести механизм внесудебной блокировки — такой же, какой сейчас действует в отношении алкоголя.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент

Маяковский считал, что театр — это не отображающее зеркало, а увеличительное стекло. Если продолжить эту мысль поэта, то юмор — это не отображающее зеркало и даже не увеличительное стекло.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент
168

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
НДС

Уточнят нормы НК об НДС 0% при экспорте

Торгово-промышленная палата России (ТПП) предложила исключить двойное толкование норм о международной перевозке с точки зрения налогового законодательства.

За уклонение от исправительных работ будут чаще сажать под стражу

Минюст разработал законопроекты, регулирующие вопрос заключения под стражу осужденных, которые уклоняются от принудительных работ.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на апрель, а также известные дивиденды на май, а то в апреле дивидендов совсем уж мало. Возможно, ещё появятся, ведь начинается главный дивидендный сезон, когда компании начинают выплачивать финальные годовые дивиденды, у многих из которых нет промежуточных.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть
61
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

«Утренний бухгалтер» № 5608. Будут изменения по имущественным налогам

Законопроект уже внесен в думу.

УСН

⚡ Срочное разъяснение ФНС: как заполнить уведомление о переходе на УСН

В форме 26.2-1 ювелиры должны ставить код налогоплательщика — 4, но можно и 3.

162

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
351
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

534
ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
386

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

169

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

3
220

Интересные материалы

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik