Маркетинг

Убавленная стоимость

В Австралии 28-летнего Руслана Когана считают главным революционером ритейла — и притом главным возмутителем спокойствия: на две его инновационные идеи приходятся три скандала и одно отчаянное пари.

В Австралии 28-летнего Руслана Когана считают главным революционером ритейла — и притом главным возмутителем спокойствия: на две его инновационные идеи приходятся три скандала и одно отчаянное пари.

Компания Kogan Technologies — один из самых быстрорастущих и бойких игроков рынка онлайновой торговли; основой ее успеха стали дешевые телевизионные панели, произведенные в Китае под собственным брендом Kogan. Небольшой штат (всего лишь 30 человек) и экономия на привычных любому традиционному ритейлеру расходах — магазинах, рекламе и дистрибуции — позволяют Kogan поддерживать уровень цен, недостижимый для конкурентов. В сочетании с агрессивным маркетингом и экстравагантными идеями владельца конкурентные преимущества дают неплохие результаты: за четыре года Kogan превратилась из гаражного бизнеса в компанию со 100-миллионным годовым оборотом.

Полмира за идею

Австралиец Руслан Коган родился за тысячи километров от Зеленого континента — в белорусском Бобруйске — в 1983 году. Впрочем, о родине у него остались лишь смутные воспоминания: Руслану не исполнилось и шести, когда родители эмигрировали в Австралию. Новый дом оказался идеальной колыбелью для будущего предпринимателя: работать Коган начал уже в десять лет. Первые деньги буквально сами падали в руки: недалеко от дома располагался гольф-клуб, и мячики часто улетали за пределы его территории. Руслан вечерами собирал их, отмывал и утром продавал гольфистам в коробках из‑под яиц по 50 центов за штуку. В 12 лет захотелось чего-нибудь посерьезнее, и Коган начал мыть машины соседям и всем желающим. От клиентов не было отбоя — многие оставляли предварительные заказы. В результате, как вспоминает Коган, у него всегда были деньги на любые конфеты.

Когда в Австралии появились первые мобильные телефоны, Коган начал покупать одну новую модель за другой. Не забывая о бизнесе: старые продавал дешевле новых, иногда скупая сломанные в комиссионках и ремонтируя собственноручно. Следующей затеей стала разработка веб-сайтов на пару с другом: о том, что это вообще такое, знали немногие, и найти клиента без особых запросов было довольно легко. Крупные компании, вспоминает Коган, брали за сайт 10–15 тысяч долларов, тогда как друзья делали всего за пятьсот; удалось заработать весьма солидные деньги.

Первой серьезной работой — уже во время учебы в университете Монаша, крупнейшем в Австралии, — стало сетевое администрирование (Коган учился на специальности «Бизнес-системы»). Зарплата была более чем солидной — свыше 150 тысяч долларов в год, но Коган решил набраться опыта в консалтинге и к вящему неудовольствию родителей перешел в компанию Accenture, где платили лишь 45 тысяч. Впрочем, по словам Когана, со снижением зарплаты он примирился — однако в конце концов на новом месте прижиться так и не удалось. Однажды его и нескольких других сотрудников попросили перевести 10 тысяч строчек данных в новый формат, дав на выполнение неделю. Коган просмотрел данные, написал небольшую программу, и через полчаса вся работа была сделана. Однако менеджер отказался верить в то, что быстрый способ был более эффективным и притом верным: Когана отправили обратно за рабочий стол, где он отдыхал до конца недели. Понятное дело, мотивации такое отношение не способствовало.

ИДЕЯ ОСЕНИЛА РУСЛАНА В СРЕДУ. В ПЯТНИЦУ ОН НАПИСАЛ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УВОЛЬНЕНИИ, А УЖЕ В ВОСКРЕСЕНЬЕ ЗАПУСТИЛ СТАРТАП KOGAN. КАК И ПОЛАГАЕТСЯ — В РОДИТЕЛЬСКОМ ГАРАЖЕ

Один из последних семестров Коган провел в Майами, где впервые столкнулся с интернет-ритейлом. Поначалу он обнаружил, что видеокамеры, продающиеся в Австралии по цене в две тысячи долларов, в США стоят в пять раз меньше. Руслан стал продавать их соотечественникам через Интернет поштучно — зарабатывая до 5 тысяч долларов в месяц. Вскоре он впервые столкнулся с эффективностью интернет-ритейла — покупая с соседями по комнате холодильник. Решив, что дешевле всего будет приобрести нужную модель в гипермаркете, они отправились туда — чтобы потом тащить покупку по жаре и везти ее на общественном транспорте. Соседи-американцы поступили проще: заказали холодильник — вдвое дешевле! — в Интернете, и FedEx доставил покупку прямо в комнату. Коган понял, что экономия на аренде помещения, продавцах и охранниках может оказаться очень эффективной — и привлекательной для потребителя.

Китайская грамота

Вернувшись в Австралию, Руслан начал продавать через Интернет аксессуары, импортированные из Китая, — шапки, сумки, кошельки. Особых денег это не приносило, и дальнейшую судьбу, как часто бывает, решил случай. В 2006 году Коган искал для себя LCD-телевизор и обнаружил, что может привезти из Китая панель за тысячу долларов, стоившую в австралийских магазинах 4 тысячи. По его словам, идея осенила его в среду, в пятницу он написал заявление об увольнении, а уже в воскресенье запустил сайт и создал компанию Kogan. Как обычно — в родительском гараже.

Родители пребывали в шоке: хороший университет, отличная квалификация, прекрасная работа... И что? Продавать телевизоры? Друзья и знакомые предприниматели утверждали, что никто не будет покупать телевизор онлайн: этот рынок навсегда останется за книгами и компакт-дисками. Коган решил, что образованная публика готова к такому шопингу: люди будут сравнивать цены и характеристики и неизбежно сделают вывод в пользу более выгодного варианта. Чтобы добиться прозрачности, Коган участвовал в дискуссиях в блогах и на форумах, дал покупателям возможность обсуждать и оценивать товары, добавив уверенности при покупке. Он понимал, что поначалу клиенты будут воспринимать такую покупку как риск — и только низкая цена сможет их мотивировать.

ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ БЫЛИ УВЕРЕНЫ, ЧТО НИКТО НЕ БУДЕТ ПОКУПАТЬ ТЕЛЕВИЗОРЫ В ОНЛАЙНЕ. НО КОГАН РЕШИЛ, ЧТО ОБРАЗОВАННАЯ ПУБЛИКА ГОТОВА К ТАКОМУ ШОПИНГУ

Однако первая проблема, которую пришлось решать, оказалась связана не со спросом, а с предложением. Коган вышел на контакт со всеми производителями телевизоров в Китае — и все они отказались работать с ним. И дело не в потенциальном провале: просто время и усилия, затраченные на обслуживание партии объемом в один стандартный контейнер, не стоили того. Коган вспоминает, что не спал несколько ночей; менее упрямые люди отказались бы от затеи уже на этом этапе. Идея пришла посреди ночи: Руслан взял рекламные материалы одного из китайских заводов и переписал их от начала до конца. До обработки они были вполне типичными для Китая: корявый перевод, кошмарные шрифты и общая неряшливость. В редакции Когана любой западный партнер вполне мог взглянуть на промо без слез. Руслан отправил результат китайцам и написал: «Я хочу с вами работать, и небольшая прибыль будет не единственным стимулом; я могу принести в эту сделку дополнительную стоимость». На следующий день пришел ответ: сделка подтверждена. Через неделю — счастливое письмо: компании удалось получить серьезный контракт в США за счет качественных промоматериалов.

Впрочем, денег на закупку начальной партии у Когана все равно не было. За первый контейнер телевизоров компания просила около 150 тысяч долларов. Руслан начал предпродажи — на онлайн-аукционе eBay и собственном сайте. Он предполагал, что к моменту оплаты ему удастся набрать нужную сумму заказов. Однако вскоре eBay закрыл его аккаунт: при нулевой истории сумма сделок была подозрительно велика. Собранных денег хватало на полконтейнера. Выручили друзья и даже родители друзей — за неделю Когану удалось собрать нужную сумму. Впрочем, он признается: было страшно.

Чтобы избежать любой неприятности, Руслан отправился на завод и лично проверил каждый из телевизоров — после чего сел в такси и проследил путь контейнера до самого порта. Дальше, вспоминает он, все пошло как по маслу.

Идеи и споры

Компания быстро наладила выпуск китайских телевизоров под маркой Kogan и в марте 2007 года получила широкую известность — после того как одна из популярных ежедневных газет опубликовала статью о том, что компания продает доступные телевизоры, сделанные на основе тех же панелей, что и более известные — и более дорогие — бренды. На следующий день с Коганом связались создатели одной из популярных ТВ-программ, выпустив сюжет о том, что местная австралийская компания продает дешевые телевизоры из тех же комплектующих, что LG и Samsung. Продажи буквально взлетели. «Помогло нам то, что мы говорим все как есть, — уверен Коган. — Мы ни перед кем не отвечаем. Любой СЕО крупной компании должен думать о стратегических альянсах, ценовых стратегиях и разных соглашениях. Мы не боимся: правда всегда останется на стороне победителя».

Темпы годичного роста оборотов достигали 100%. В первый год работы выручка Kogan составила $3 млн, во второй — $8 млн, в третий — $15 млн. В 2011 году Коган ожидает заработать до $100 млн, а с выходом на международный рынок (недавно компания открыла британский филиал) — еще больше.

В чем секрет успеха? Во-первых — в максимальной эффективности затрат. Все внутренние процессы в Kogan работают на бесплатных средствах Google: документы — в Google Docs, почта — в Gmail, маркетинг — в Google Insights. Около тысячи долларов в день компания тратит на контекстную рекламу в системе Google AdWords. По словам Когана, к эффективности располагает и сама атмосфера гибкости: каждый сотрудник может предложить оптимизацию того или иного процесса, причем не только в его собственной компетенции, но и в любой другой сфере.

Одна из таких идей — запущенная в декабре 2010 года система LivePrice («живая цена»). Товар можно купить еще до того, как он произведен, и ценник растет прямо на глазах, по одной стотысячной в секунду: самый расторопный получит телевизор дешевле; тот, кто не желает ждать, заплатит максимальную цену. В компании уверяют, что идея будет запатентована.

Коган старается иметь компетентную поддержку во всем — от ИТ до стратегии и маркетинга, но не считает себя экспертом по управлению людьми: «Со мной трудно работать. Я выхожу из себя и говорю все как есть. Хвалю в открытую, но и критикую в открытую. Зато сотрудники знают, что я полностью посвящаю себя делу: в первое время мне приходилось даже спать в офисе после ночной работы».

Другой важный фактор — взгляды и высказывания Когана, за которые его часто критикуют, обеспечивая, однако, повышенное внимание к компании и ее продукции. В апреле 2010 года он публично раскритиковал предложенную австралийским правительством идею интернет-фильтра, выпустив пародийный ролик, ставший популярным в Сети. Через несколько месяцев Коган начал медиавойну с Джерри Харви, основателем сети по продаже электроники и бытовой техники Harvey Norman. Коган вызвал Харви на теледебаты, утверждая, что старые модели уже не работают и лучшее предложение теперь можно найти только онлайн. Харви отказался, но историю осветили несколько телеканалов, подогрев интерес публики к онлайн-ритейлу. В сентябре 2010-го Коган снова попал в газеты, пытаясь устроиться на работу в «Макдоналдс», а компания запустила линейку бытовой техники под собственной маркой, включающую микроволновые печи, пылесосы и кофеварки. В мае этого года австралийское правительство решило потратить 308 млн долларов на бесплатную установку цифрового телевидения для пенсионеров, и Руслан Коган в очередной раз оказался в центре внимания, заявив, что способен обеспечить нужное количество техники всего за 50 млн.

Впрочем, одной только дешевой китайской техникой дело явно не обойдется: в сентябре 2011-го компания объявила, что будет продавать через сайт и продукцию сторонних брендов — в том числе Canon, Nikon, Apple и Motorola. Разумеется, по ценам вдвое ниже конкурентов.

«Никаких посредников», — обещает Kogan. Удивительно просто, но поразительно эффективно.

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?