Клерк.Ру

Престолонаследование

Автор: Герман Клименко, основатель и владелец LiveInternet

Передать бизнес по наследству не так просто, как может показаться. Сказываются то специфика отрасли, то свойственные всему российскому предпринимательству изъяны.

Все мы в определенный момент начинаем задумываться «о вечном». О том, на кого мы оставим свой доставшийся потом и кровью бизнес. И, конечно, первейшие кандидаты — наши дети. На кого же, как не на них, может надеяться уходящий или собирающийся уходить на покой собственник? На деле же все оказывается не так просто.

Не буду рассматривать в этой колонке очевидный аспект проблемы, когда наши чада не то что не стремятся продолжить дело отцов, но и в принципе не способны это сделать по причине отсутствия необходимой хватки или навыков. Проблема в другом — в отсутствии соответствующих механизмов.

📌 Реклама
Отключить

Впрочем, для начала я бы хотел «расчистить поляну» и разобраться с тем, что можно считать бизнесом, а что — нет. Мы все являемся свидетелями того, как дети властей предержащих становятся во главе банков или занимают ответственные посты в тех или иных госкорпорациях. По факту это очевидная передача по наследству, по сути же — нет. Ведь говоря «бизнес», мы часто подменяем понятия.

К примеру, многие окологосударственные структуры — вовсе не бизнес. Там действуют другие технологии. И это не передача бизнеса, а передача власти.

В СССР номенклатурные работники не могли передать свой пост по наследству. Поэтому использовали обходные пути. Их дети учились в МГИМО, шли на работу в министерства к знакомым и т. п. Ныне мы наблюдаем то же самое. Просто наша власть настолько сращена с бизнесом, что отделить одно от другого уже сложно. Бизнес в полном смысле слова — это несколько другое. А именно — прибыли и убытки. А еще страх, что твои люди могут остаться без работы. В этом смысле «Газпром» или Сбербанк — ни разу не бизнес. Но именно туда и идут «служить» дети чиновников. Если у такого «бизнеса» сменится управляющий и вместо Сидорова у руля окажется Иванов, ровным счетом ничего не изменится. Точно так же, как если бы отец передал бразды правления сыну.

📌 Реклама
Отключить

Вот почему, говоря о бизнесе, нужно сначала «расчистить поляну». «Яндекс» — это бизнес. «ВКонтакте» и «Одно­классники» — бизнес. Вообще говоря, у меня есть уверенность, что только в нашей отрасли можно говорить о полноценном бизнесе, который так или иначе не связан с государством. Если посмотреть на реальный бизнес в нашей стране — легко однозначно ответить, кто является заказчиком в большинстве случаев. Государство! В Интернете же это не так. Тут нет ни 40%, ни 20% доли власти. И когда государство хочет «зайти» в Интернет, то люди (а среди них преобладают те, у кого все хорошо с IQ), попросту убегают. Получается, что во всем российском бизнесе самый здоровый сегмент — это Интернет.

Теперь, разобравшись с дефинициями, можно вернуться к основной теме колонки. К вопросу о том, как передать по наследству бизнес своему отпрыску.

📌 Реклама
Отключить

К сожалению, я склонен думать, что в России это чаще всего невыполнимая задача. Нет, я не утверждаю, что этого нельзя сделать в принципе. Возьмем, к примеру, металлургический завод. Тут проблем не возникает. Но лишь потому (сразу оговорюсь: не хочу никого обидеть!), что IQ такого бизнеса стремится к нулю. Это годами отлаженный механизм, который как работал, так и будет работать, вне зависимости от смены собственника. Здесь очень немногое зависит от личной экспертизы конкретного руководителя.

Возьмем другой пример — юридическую или консалтинговую контору, где сотрудники чаще всего являются еще и партнерами. Во главе такого бизнеса обычно стоит человек с непререкаемым авторитетом и опытом работы в конкретной области. Именно поэтому он старший. А остальные — его подчиненные. И вот представьте себе, прихожу я и говорю: «Познакомьтесь, это мой сын, он теперь будет вашим начальником». На сто процентов уверен, что большинство людей сразу после такой «смены власти» — уволится.

📌 Реклама
Отключить

Есть и другой вариант — уйти самому, передав права собственности на компанию своему ребенку, но для реального управления взять наемного менеджера. Профессионала в своей отрасли, к которому сотрудники будут относиться с уважением. Но и тут не все просто.

Поскольку я веду речь о бизнесе с высокой концентрацией интеллектуальной собственности (и прежде всего об интернет­компаниях, так как эта сфера мне знакома лучше других), легко предположить: и здесь не удастся вот так запросто взять да и привести «со стороны» управленца, посадив его в свое кресло. Есть, правда, исключение. Но оно лишь рельефно отражает само правило. В России есть, наверное, единственная компания, где такое возможно. Это Mail.Ru.

В «Мейле» можно взять и заменить на другого буквально любого менеджера. Неважно, какого уровня. И компания, скорее всего, этого не почувствует. А вот если проделать тот же эксперимент в «Яндексе», то результат будет иным. Работа компании если и не «встанет», то ее эффективность явно изменится.

📌 Реклама
Отключить

Откуда такая разница, спросите вы? Дело в том, что Юрий Мильнер еще на заре своей инвестиционной деятельности начал строить Mail.Ru как раз по принципу «металлургического завода». Он, как человек совсем «не интернетовский», просто по­другому и не умел, а потому постарался привнести в онлайновый бизнес практики бизнеса офлайнового, где не принято зависеть от конкретного человека (от главного инженера в случае завода).

Помню (это было уже более десяти лет назад), я с интересом наблюдал, как Юрий увольнял людей. Он просто заходил в комнату, где сидели программисты, и говорил, что люди, которые сидят слева — уволены. Я недоумевал. «Ну почему именно они?». «А какая разница? — отвечал он. — Могу уволить тех, кто сидит справа. От этого ничего не изменится».

Так вот, в основной массе российских интернет­компаний так сделать не получится. Ведь это только так кажется, что в этих фирмах работают «наемные менеджеры». На самом деле они скорее партнеры. А на партнере, за счет его компетенции, висит проблема снижения затрат. В Интернете чем выше твоя компетенция, тем меньше затраты. Но, с другой стороны, когда дело доходит до передачи полномочий или продажи, отчуждать одно от другого оказывается чрезвычайно сложно. Легко продавать только тот бизнес, где весьма немногое зависит от конкретных людей.

📌 Реклама
Отключить

Основная проблема — оценка рисков. Каким образом снизить их? В том числе те риски, которые поджидают самого предпринимателя? Я часто размышляю, что будет, если я заменю того или иного человека в случае его ухода. Кем заменю и — с каким результатом. Представляю себе, что творится в других компаниях, пронизанных «сложноподчиненными», неформализованными отношениями, где многое (я бы даже сказал, слишком многое) «завязано» на конкретных людей. А ведь собственники зачастую не сознают этого!

Так что Mail.Ru — удивительная компания. Разве что… Мильнер работал над тем, чтобы создать подобный механизм, многие годы. Эту попытку привнести в Интернет технологии, принятые в офлайновом бизнесе, можно считать удачной. И такую компанию действительно легко передать по наследству.

А что вы скажете о своем бизнесе? Готов ли он к безопасной передаче «детям» или наемным управляющим?

📌 Реклама
Отключить

То­то и оно…

Мероприятия

Разместить

Блоги компаний

Создать блог
📌 Реклама
Отключить