Клерк.Ру

Движимое и недвижимое

Налогом на роскошь должны облагаться только премиальные автомобили и дорогая недвижимость, считают в Минэкономразвития. При этом на днях Владимир Путин предлагал платить его и тем, кто покупает суперяхты и самолеты. Уже можно предположить, какие именно модели авто, дома и квартиры попадут под такой налог и сколько это принесет бюджету.

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила, что ее ведомство прорабатывает вопрос введения налога на роскошь, о котором в последнее время часто говорит премьер-министр Владимир Путин. Однако министерское видение этого налога несколько отличается от премьерского.

По словам Набиуллиной, ведомство думает над введением такого налога только в отношении дорогой недвижимости и автомобилей класса люкс с большим объемом двигателей. «Недвижимость и автомобили пока мы видим в этом налоге», – сказала она в кулуарах Недели российского бизнеса, проводимой РСПП. Шкала налога пока рассчитывается, и возможные параметры министр не назвала.

📌 Реклама

Между тем Владимир Путин буквально несколько дней назад говорил, что налог на роскошь затронет личное сверхпотребление. «Допустим, приобретается огромный дом или земельный участок, колоссальный, самолет приобретается, суперяхта, суперавтомобиль», – объяснял премьер. Накануне он заявил, что налог на роскошь должны будут платить только те, кто отказался «от инвестиций в развитие в пользу сверхпотребления и тщеславия».

Налог на дорогие автомобили

С налогом на дорогие автомобили все достаточно просто. Главное определить, с какой цены автомобиль будет считаться люксовым и должен облагаться налогом. «Справедливая Россия», к примеру, предлагает ввести налог на автомобили (и другие транспортные средства) стоимостью от 3 млн рублей и выше.

По такой шкале платить налог на роскошь придется клиентам премиальных марок Toyota, Mercedes-Benz, Lexus, BMW, Infiniti, Land Rover. Только за первые 9 месяцев прошлого года россияне купили 44,3 тыс. новых автомобилей стоимостью свыше 100 тыс. долларов (свыше 3 млн рублей) каждый, посчитали в агентстве «Автостат». По словам директора «Автостата» Сергея Целикова, после кризиса продажи автомобилей в этой ценовой категории снизились на 35%, в то время как общий рынок рухнул на 50%. Однако уже в 2010 году продажи таких машин выросли на 24%, а в 2011 году – еще на 38%.

В итоге продажи дорогих автомобилей в 2011 году превзошли докризисный уровень на 11%, хотя в целом российский рынок пока еще полностью не восстановился, отмечает Сергей Целиков. По его данным, текущий уровень продаж на 15% ниже докризисных показателей.

Если учесть, что средневзвешенная цена автомобилей в дорогом сегменте составляет порядка 130 тыс. долларов, можно констатировать, что россияне в 2011 году потратили на покупку дорогих автомобилей почти 6 млрд долларов. Это примерно 13,5% от общей емкости российского авторынка, указывает эксперт.

В диапазоне 100–150 тыс. долларов стоят Toyota LC 200, Mercedes-Benz E-Klasse, GL-Klasse и M-Klass, а также Lexus LX, BMW X5 и X6, Infiniti FX и Nissan Patrol. Именно они входят в число самых продаваемых автомобилей в этом ценовом диапазоне по итогам 9 месяцев прошлого года. Их продают тысячами: так Toyota LC 200 купили более 8,5 тыс. россиян. Однако эти модели можно назвать автомобилями премиального класса, доступными не только для олигархов, но и для не столь богатых россиян.

📌 Реклама

К люксовым скорее можно отнести такие марки, как Lamborghini, Bentley, Bugatti, Ferarri, Maserati, Rolls-Royce, Aston Martin, Porsche, стоимость которых выше, и продаются они в куда меньших объемах. Так, в Aston Martin Moscow газете ВЗГЛЯД рассказали, что в 2011 году компания продала 28 автомобилей этой марки. Диапазон цен на Aston Martin в салоне составляет от 160 до 350 тыс. евро. Bentley в среднем стоят 250 тыс. евро, Ferrari ­– 300 тыс. евро (эти две марки продает только компания Mercury по эксклюзивным контрактам).

В Европе владеть машиной с большим объемом двигателя в большинстве случаев могут позволить себе только очень состоятельные люди, потому что на них устанавливается более высокий транспортный налог. Многие европейские страны, особенно Германия и Великобритания, серьезно озабочены проблемами экологии, поэтому устанавливают более высокие налоги на автомобили с большим объемом и мощностью двигателя. Тогда как электромобили, которые не загрязняют окружающую среду, вообще освобождаются от уплаты налогов. Литраж двигателя имеет важное значение также во Франции.

📌 Реклама

Налог на дорогой автомобиль существует в Австралии. Там покупатель машины дороже 57 тыс. долларов платит дополнительный налог в 33% от стоимости машины. При этом ежегодный транспортный налог для всех легковушек одинаковый, в отличие от Европы, где он дифференцирован и зависит от экологичности.

В США был опыт введения в 1990 году налога на покупку автомобилей дороже 30 тыс. долларов. Тогда же, кстати, президент Джордж Буш-старший ввел налог на такие предметы роскоши, как яхты, ювелирные изделия и изделия из меха. Правда, после того как богачи стали покупать яхты, меха и украшения за рубежом, подставив местных производителей этой продукции, государство отменило этот налог. Налог на покупку дорогих автомобилей также отменили в США в конце 2002 года.

Италия же в этом году ввела налог на роскошь в рамках общих жестких антикризисных мер. Итальянцы решили обложить дополнительным налогом, в том числе, и автомобили мощностью 250 л.с. Правда, если машине более 20 лет, платить этот налог не придется.

Налог на дорогие автомобили ввести целесообразно. Неблагоприятно на экономике он точно не скажется при условии, что не будут затронуты потребности среднего класса. Также он может помочь снять растущую социальную напряженность, вызванную разницей доходов различных слоев общества», – считает партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов. Однако он указывает, что здесь важно определить действительно «люксовые» авто. «Недопустимо, чтобы владелец внедорожника российского производства платил бы такой налог», – замечает он.

Впрочем, владельцы роскошных автомобилей могут найти лазейку для неуплаты дополнительного налога. Министр финансов Антон Силуанов накануне заявил, что организации стоит освободить от налогов на движимое имущество. «Это является предпосылкой к тому, что потребители роскоши в России могут пользоваться услугами своих же специально организованных транспортных компаний или благотворительных организаций, которые платить налог на роскошь не будут», – предупреждает эксперт.

📌 Реклама

«Одновременно с введением налога стоит поставить на контроль госзакупки дорогих автомобилей. Это будет справедливо, поскольку все пользователи предметов роскоши должны находиться в одинаковом положении: и предприниматель, и чиновник», – считает Сергей Варламов. Как писала газета ВЗГЛЯД, российские чиновники любят покупать дорогие иномарки за 2 млн рублей.

Налог на дорогую недвижимость

С обложением налогом дорогой недвижимости дела обстоят сложнее, хотя за рубежом такой налог вполне распространен. Во Франции, к примеру, существует налог на богатство (Impôt de solidarité sur la fortune), который взимается с физических лиц, владеющих имуществом стоимостью свыше 1,3 млн евро. В соответствии с новыми правилами, введенными в 2011 году, данный налог взимается в размере 0,25% с имущества стоимостью от 1,3 до 3 млн евро и 0,5% – с имущества дороже 3 млн евро.

📌 Реклама

В Испании вернули в этом году налог на дорогую недвижимость стоимостью от 700 тыс. евро, который был отменен в 2008 году. Вернули налог временно – на два года – с целью поддержания национальной экономики.

Между тем президент Gordon Rock Станислав Зингель говорил газете ВЗГЛЯД, что многие страны ушли от этого типа налога как несовершенного. Более эффективен с точки зрения собираемости налог на покупку недвижимости, который существует во многих странах. «Такой налог более справедлив по сути, ведь налогом облагается покупатель, априори обладающий денежными средствами, а не текущий собственник объекта недвижимости, который может быть отнюдь не богатым человеком», – отмечает Зингель.

Между тем «Справедливая Россия» предлагает облагать налогом дорогую недвижимость так: взимать 1% за владение недвижимостью стоимостью свыше 30 млн рублей и 5% – стоимостью более 100 млн рублей.К примеру, в Германии налог на покупку недвижимости составляет от 3,5% до 4,5% от покупной стоимости объекта (ставка налога варьируется в зависимости от федеральной земли). Если бы в России действовали немецкие ставки и принципы начисления налога на покупку недвижимости (3,5–4,5%), то ежегодно российский бюджет получал бы порядка 6–8 млрд долларов, поскольку ежегодный объем сделок на российском рынке недвижимости оценивается в 150–200 млрд долларов, подсчитал Зингель. Если дополнительное налоговое бремя ляжет только на узкую прослойку наиболее состоятельных россиян, то налоговые поступления будут поменьше – несколько сотен миллионов долларов ежегодно, добавляет эксперт.

Эксперты назвали проблемы, которые могут помешать реализации налога на дорогую недвижимость. Во-первых, налог на роскошь в некоторых случаях может затронуть не только олигархов, но и «средний класс». К примеру, владельцем квартиры стоимостью 30 млн рублей может исторически оказаться пенсионер или далеко не богатый человек. Впрочем, Путин пообещал, что будут разработаны такие принципы, чтобы налог для богатых не затронул «средний класс».

Но богатые люди смогут найти способы избежать уплаты налога, и собрать его будет крайне сложно, уверены эксперты. Как следствие, этот налог не принесет существенного дохода бюджету. Впрочем, по словам Путина, такой налог несет не фискальный, а морально-этический характер. Но вот как заставить олигархов его платить, он не сказал.

«Налог на роскошь не так-то просто будет собрать. Это же налог для богатых и влиятельных людей. Они могут себе позволить дорогих адвокатов, они способны придумать схемы ухода от уплаты. У них есть возможность давать взятки за экспертизу», – указывает Сергей Варламов.

📌 Реклама

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама