Ведение бизнеса

Измеряй, но проверяй!

Для маленьких и начинающих система KPI не менее важна, чем для крупных и утвердившихся на рынке компаний.
600 1

Для маленьких и начинающих система KPI не менее важна, чем для крупных и утвердившихся на рынке компаний.

По мере становления культуры бизнеса в России управление по целям и система оценки KPI1 стали уделом не только давно существующих на рынке компаний, но и стартапов. Работа молодой компании без отслеживания ключевых показателей эффективности (KPI) – это путешествие в никуда. Разумеется, с завязанными глазами можно двигаться — и довольно долго, — но в итоге упрешься в стену или окажешься неизвестно где. KPI — это главный ориентир не только для самого стартапа, но и для внешних инвесторов, оценивающих перспективность проекта для возможных инвестиций. Тем не менее далеко не все стартаперы понимают, как правильно внедрить и использовать KPI при развитии своего бизнеса. Постараемся ответить на самые распространенные вопросы.

Вопрос №1. Что измерять?

Отнюдь не все, что можно измерить, разумно использовать как ключевой показатель эффективности. Например, неправильным было бы устанавливать в качестве KPI количество трудочасов, затраченных на выполнение той или иной задачи. Б’ольший объем усилий далеко не всегда приводит к более качественному результату, поэтому велика вероятность того, что измеряться будет «пустая» цифра, не имеющая никакого отношения к эффективности. А в разряд «нерадивых» по такому показателю попадут сотрудники, которые просто умеют справляться со своей работой быстрее остальных.

Выбирать нужно такие показатели, которые наиболее важны для успеха бизнеса, а не то, что проще измерить. Логичнее всего измерять динамику прибыли, однако один лишь этот параметр не позволит менеджменту заранее разглядеть проблемы в работе предприятия и сыграть на опережение. Допустим, в прошлом месяце ваш интернет-магазин перевыполнил план продаж на 50%. Отличный результат, все довольны, сотрудники получили премии. Однако в следующем месяце — как гром среди ясного неба! — продажи не дотянули даже до 80% от запланированного. В чем дело? Можно было это предугадать заранее? Начинаем разбираться — и выясняем, что хотя продажи в прошлом месяце росли, однако доставка товара покупателям осуществлялась со значительными задержками — за неделю вместо положенных трех дней. В итоге часть наших клиентов теперь заказывает товар не у нас, а у конкурентов. Очевидно, что, помимо прибыли, необходимо было отслеживать также и другие показатели: лояльность постоянных клиентов, конверсию посетителей сайта в заказы, процент своевременных доставок и т. д.

При этом количество выбранных показателей и максимальная детализация — вовсе не самоцель. Некоторые компании используют множество KPI, другие — не более пяти. Все зависит от сферы бизнеса. К примеру, если вы развиваете контентный онлайн-ресурс, вашими KPI могут быть ежемесячный прирост базы объектов, абсолютное количество запросов, рост числа уникальных посетителей, общее число просмотров страниц, количество зарегистрированных пользователей.

Вопрос №2. Как увязать KPI с целями компании?

Какие бы KPI вы ни выбрали, они должны быть увязаны с бизнес-целями компании. Внедряя систему KPI, можно двигаться как «сверху вниз», так и «снизу вверх».

Если вы уже четко сформулировали цели и сроки их достижения, применяется метод «сверху вниз»: путь из точки А в точку В разбивается на временн’ые отрезки, каждый из которых «оцифровывается» конкретными показателями. Например, так: получить сто подписчиков на свой сервис через неделю, тысячу — через месяц, десять тысяч — через три. Конечно, если ваша цель — «повысить трафик», «привлечь инвестиции» или «увеличить долю рынка», без ответов «когда» и «на сколько» приступать к разработке KPI не имеет смысла.

Но на практике, тем более в стартапе, когда в бизнес-плане не все очевидно, а цель зачастую ограничивается фразой «запустить проект в срок», обычно используется модель «снизу вверх», когда из конкретных реалистичных KPI собирается общая картина: KPI №1 * KPI №2 * KPI №3 = результат. В таком случае на основании KPI строится финансовый план нового бизнеса: выбираются несколько основных показателей и создается модель развития компании на их основе. Бизнес-план — это всегда комбинация операционных и финансовых показателей. Между KPI и финансовым планом всегда есть прозрачная зависимость: вы сразу увидите, устраивает вас или нет гипотетический результат, которого сможет достичь бизнес при заданных параметрах. Если анализ показал, что итог будет неудовлетворительным, вы можете изменить KPI, чтобы добиться большего.

Вопрос №3. Какие ошибки встречаются на этом пути?

Иногда KPI путают с целями. Стать самой популярной компанией на рынке через пять лет, заработать 100 миллионов в следующем году — все это не KPI. KPI — это способ измерить эффективность или неэффективность деятельности компании на пути к заявленным целям.

Другая ошибка состоит в использовании KPI, которые на самом деле не имеют ничего общего со стратегической целью компании. KPI всегда строятся на основе измеряемых процессов. Допустим, вы развиваете компанию в сфере онлайн-торговли, и ваша цель — повысить продажи на 200% за полгода. Решите, динамику каких показателей вам необходимо отследить: количества посетителей, числа повторных заказов, конверсии переходов с ваших страниц в социальных сетях или звонков колл-центра в заказы и т. д. Составив список всех показателей, влияющих на успешные продажи, вы сможете выбрать самые важные и установить KPI, а затем «оцифровать» их.

Всегда есть искушение максимально завысить KPI. Пред­при­ни­мателям ведь свойственно поднимать планку как можно выше, чтобы быть в тонусе. Но «максимально возможные показатели» не должны становиться «запредельными». KPI (как и цели) должны быть экономически обоснованными. Например, вы намерены подготовить и разместить на сайте 10 000 статей через полгода после старта. Однако трезвый расчет показывает: для того чтобы прибавлять минимум по 1 500 статей ежемесячно, вам нужно нанять еще двух редакторов, потому что имеющимися ресурсами вы не справитесь. Но таких расходов на текущем этапе вы позволить себе не можете. Рассчитайте максимально возможный KPI с учетом своих возможностей, прибавьте к нему 5–7% (мы не привыкли отступать!) и... оптимизируйте цель. Возможно, через полгода вы сможете пересмотреть и цель, и KPI в сторону увеличения.

Вопрос №4. Как использовать KPI для мотивации персонала?

KPI созданы не для того, чтобы оценивать людей. Но с их помощью можно оценивать эффективность их деятельности и повышать мотивацию. Зная, каких показателей сотрудник должен достичь, руководитель сможет дать адекватную оценку его работе. А сотрудник будет понимать, чего от него ждут, как именно будут оценивать его работу, видеть свои задачи на перспективу, планомерно вести работу, измерять свой вклад в общее дело.

Но не переусердствуйте на этом пути. Иногда предложенные руководством KPI ставят работника в тупик своей недостижимостью. Сто зарегистрированных пользователей через день после старта, десять просмотренных страниц за один сеанс, сотни тысяч уникальных пользователей — и все просто потому, что этого хочется. Задачи, конечно, должны быть амбициозными, но выполнимыми. Иначе рискуете потерять часть своей команды.

Ну и, наконец, система KPI должна отражать как индивидуальные достижения каждого сотрудника, так и команды в целом. Если вы установите KPI для всего отдела, то поощрения и взыскания будут получать все в равной степени, независимо от приложенных усилий, а у руководства не будет возможности оценить эффективность каждого. Если же сотрудник усердствует исключительно на вверенном ему участке работ, это никак не будет способствовать повышению командного духа. Наиболее оптимальным является вариант постановки разных KPI — отдельно для команды в целом и для каждого сотрудника. Тогда и система бонусов и премий будет зависеть от обоих показателей. В конечном итоге цель и у компании, и у каждого ее члена должна быть одна — строительство успешного бизнеса и получение прибыли.

________________________________

1. От англ. key performance indicators — ключевые показатели эффективности. Под аббревиатурой KPI в современной теории управления понимают систему оценки деятельности предприятия, которая позволяет отслеживать его продвижение в направлении тактических (операционных) и стратегических целей. Основоположником системы считают американского ученого и теоретика менеджмента Питера Друкера (1909–2005).

Начать дискуссию

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
100

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
109

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
194
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

48
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
54
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.