Ведение бизнеса

Агитпроп online

Вестникам скорой победы интернет-торговли над традиционным ритейлом следует тщательнее подбирать аргументы.

Вестникам скорой победы интернет-торговли над традиционным ритейлом следует тщательнее подбирать аргументы.

В недавней статье для «Бизнес-журнала» я подробно изложил свои взгляды на онлайновую и традиционную торговлю. И прежде всего постарался оценить привлекательность обоих направлений розничного бизнеса с точки зрения инвестора, которого интересуют прозрачность активов, возврат на вложенные средства и четкие перспективы, а вовсе не заклинания, лозунги и ничем не подкрепленные обещания. Однако утверждения о том, что офлайновый ритейл «умирает на глазах», а вся торговля будто бы вот-вот целиком переместится в Интернет, звучат все громче. Так что есть повод продолжить разговор.

Начну с того, что вся нынешняя критика офлайнового ритейла прямо противоречит системе ценностей, в которой как раз и существует современный потребитель — системе, возникшей в послевоенный период благодаря появлению брендов на рынке FMCG.

Традиционный ритейл в нынешнем виде — это прямой ответ на запросы массового покупателя, формирование и реализация которых невозможны в отрыве от брендов. Главное в том, что современная розничная торговля вовсе не занимается удовлетворением утилитарных потребностей. Речь не идет о продаже абстрактной «еды» (безымянных «продуктов питания»), «просто одежды» или условных «детских товаров». Покупая, нынешний потребитель стремится не столько реализовать нужду в тех или иных жизненных благах, сколько получить набор позитивных переживаний, возникающих уже в процессе шопинга благодаря сложному коктейлю эмоциональных ценностей, заложенных в товары под известными брендами.

Совершая покупки, представитель среднего класса реализует свое стремление к максимальной персонификации приобретаемого товара с учетом личных предпочтений. В широком смысле поход в красивый, яркий, удобный магазин — это своего рода приложение к собственной индивидуальности. Важное, необходимое. И это событие, которое должно происходить регулярно вовсе не потому, что в холодильнике закончились продукты, а одежда износилась. Человек в современном мире покупает не «товар», а прежде всего эмоцию. Таковы стиль и образ жизни основной массы платежеспособного населения. То есть именно той аудитории, на которую как раз и ориентируются участники розничной торговли.

А теперь простой вопрос. Способен ли визит в интернет-магазин обеспечить потребителю столь же позитивные эмоциональные переживания? При всем желании ответить утвердительно пока не получается. Как ни парадоксально, онлайновые торговые точки (признаваемые этакими символами технологического прогресса) возвращают нас в середину прошлого века, когда бренды только формировались, а любой приобретаемый товар удовлетворял исключительно базовые физиологические и бытовые потребности в продуктах питания, одежде или лекарствах. Причем желательно — по минимальной цене.

Сегодня покупки в интернет-магазинах совершаются в рамках столь же утилитарного подхода. Например, чтобы «сэкономить время», «не вставать из‑за рабочего стола», «не выходить из дома», «не стоять в пробках». Проще говоря, формат дистанционной торговли нивелирует существенную часть той ценности, которую потребитель стремится получить (и получает) благодаря современным форматам офлайновой розничной торговли.

Не менее спекулятивным выглядит и жонглирование цифрами, к которому зачастую прибегают апологеты онлайнового ритейла. «Арифметика» тут зачастую выглядит так: сегодня в Европе через Интернет продается уже 5% товаров, тогда как несколькими годами ранее речь шла об одном–двух процентах. Значит, следует вывод о том, скоро 100% розничных продаж будет осуществляться в Сети. Вот только нужно понимать, что эти самые 5% товаров покупают представители другой аудитории. Это не те люди, которые составляют подавляющее большинство и с удовольствием посещают обычные магазины (хотя прекрасно умеют пользоваться компьютером и Интернетом).

Нынешняя аудитория онлайновых покупателей, если разобраться, состоит из двух частей. Первая — убежденные адепты Интернета, «гики», которые буквально существуют в Сети и хотят, чтобы все проявления «обычной» жизни также были доступны в цифровом, виртуализованном формате. Вторая группа (неприятное открытие для представителей онлайновой торговли) — люди малообеспеченные. Те, кто не располагает достаточными доходами и в целом испытывает трудности по части социализации. Для них Интернет — компенсаторный инструмент. В том числе применяемый для того, чтобы воспользоваться самыми дешевыми предложениями из имеющихся на рынке.

Так каким же образом эти 5% превратятся в 100%?

Понимаю, что следующий мой вывод может быть воспринят весьма болезненно всеми, кто уверен в скорой и неминуемой победе онлайновой торговли. Но я уверен: сегодня интернет-торговля — все еще маргинальный вид деятельности, по своей сути противоречащий идее бренда и плохо стыкующийся с системой ценностей, сформировавшейся у современного покупателя.

У всех, кто не слишком внимательно следит за этой дискуссией, может возникнуть ощущение, что весь рынок ритейла разделился на две противоборствующие группировки — партию сторонников интернет-магазинов и партию противников онлайновой торговли. Но никакой «партии противников» на самом деле не существует. Есть только одна довольно агрессивная «партия интернет-магазинов», представители которой рассказывают инвесторам, покупателям, всей индустрии о своей скорой победе и закате традиционных форм торговли.

Что касается моей личной позиции, то хотелось бы обратить внимание: методы интернет-торговли все более успешно применяются традиционными ритейлерами. Причем происходит этот процесс без всяких «революций», поскольку задача вполне консервативна и состоит в предоставлении дополнительных удобств покупателям. О том, насколько уязвим отдельный интернет-магазин с точки зрения бизнес-модели, я подробно говорил в упомянутой выше публикации. Как и о том, что в случае с офлайновыми розничными сетями большинство проблем исчезает. Ну, а «конфликт» между традиционной торговлей и онлайновым инструментарием — миф. Вчера рекламные листовки разбрасывались по почтовым ящикам, а сегодня любая компания может использовать для привлечения внимания к себе социальные сети. Но что от этого меняется по сути?

Cоздавать «партию противников онлайна» нет никакого смысла. Однако и оставлять без ответа риторику «партии интернет-магазинов», на мой взгляд, неправильно. Что я иногда и делаю.

Недавно в ходе одной из отраслевых конференций я поспорил с представителем «партии интернет-магазинов», в презентации которого всеобщая и окончательная победа онлайновой торговли над офлайновой выглядела делом решенным. Жаль, не без использования трюков, позволяющих вывести из сегодняшних скромных объемов продаж товаров через Интернет пресловутые «сто процентов». Например, из рассмотрения были исключены данные о продажах в онлайновых магазинах крупных розничных сетей. А в качестве главного аргумента фигурировали цифры, согласно которым чуть ли не 90% российских пользователей Facebook больше доверяют интернет-магазинам, тогда как в целом по стране уровень доверия к традиционной рознице не превышает 14%.

Представив свои выкладки, докладчик предложил присутствующим высказать свои гипотезы о том, «кто победит». А я в ответ изложил свой взгляд на происходящее, назвав выступавшего пропагандистом в советском духе. Тот сначала опешил, а потом попросил объяснить.

Я объяснил. Оценки офлайновой розницы со стороны респондентов, которые представляют три миллиона наших соотечественников, использующих Facebook, — это, конечно, здорово. Но не надо забывать о 100 миллионах, ежедневно совершающих покупки в обычном ритейле. Значит, это не доказательство, а пропаганда. Тут даже не важна методика исследований. Просто если из 100 миллионов 14% доверяют розничным сетям, то получается 14 миллионов лояльных потребителей. А 90% российских пользователей Facebook, доверяющих исключительно онлайн-магазинам, — это 2,7 миллиона.

Хочу, чтобы меня поняли правильно. Я не против профессиональной дискуссии. Я против безответственных манипуляций цифрами и прогнозами, выдаваемых за действительность. Вот почему я говорю «неприятные» вещи о том, что за прошедшие десять с хвостиком лет Интернет как торговая площадка развивался в России медленнее, чем «обычная» розница. О том, что, несмотря на «бум Интернета», выручка веб-магазинов в нашей стране выросла в разы, а обороты розничных сетей — на порядки. О том, что в Интернете инвесторам продается светлое будущее, а в офлайновой торговле — довольно приземленное, зато сопровождаемое гарантиями, фактами и точными расчетами. И о том, что все разговоры о «перспективах» роста интернет-ритейла в России пока ограничиваются, по сути, обсуждением ситуации в двух столицах.

Но вернусь к спору, разгоревшемуся в ходе конференции. Стремясь восстановить статус-кво, мой оппонент поинтересовался, где я покупаю книги. Вопрос был подобран умело. Книги — до сих пор, наверное, самый популярный товар, который в России приобретается в онлайне. Однако никаких затруднений с ответом у меня не возникло.

Знаете, сказал я, чем отличается мой подход от вашего? Вы теоретизируете, а я говорю про реальную жизнь. И жизнь эта такова, что я покупаю там, где мне удобнее.

Если я сижу в зале ожидания аэропорта и мне хочется взять что-то почитать в дорогу, я, конечно же, куплю электронную копию книги в интернет-магазине и загружу ее в планшет или ноутбук. Проезжая же по Тверской улице, я с тем же успехом могу попросить своего водителя остановиться и загляну в книжный магазин «Москва». Потому что мне нравится брать в руки книжки, смотреть на них, листать, чувствовать запах типографской краски. В этот самый момент, вполне вероятно, тысячи подростков пытаются скачать ту же книгу бесплатно на пиратских сайтах. А я вот стою в магазине «Москва» и отлично понимаю, что выступаю в роли одного из самых важных покупателей для розничного предприятия. Потому что я профессионал с высоким доходом. Потому что хочу получить удовольствие и от процесса покупки, и от обладания именно тем товаром, который мне нравится. А значит, мир — не черно-белый.

Мне не нравится, когда тезис о скорой «победе онлайновой торговли над офлайновой» доказывается плоско, однобоко, да еще и за счет всякого рода передергиваний, подтасовок. Как потребитель я делаю то, что мне удобно. То, что мне нравится. А как действующий участник розничного бизнеса понимаю: ритейл должен меняться так, чтобы предоставить эту возможность мне и миллионам других покупателей. И вопрос о том, как этого добиться, — тема, на мой взгляд, куда более важная и продуктивная для всего розничного рынка, чем чья-то «смерть» или «победа».

Комментарии

1
  • Семенова Татьяна

    А я покупаю в интернете, сидя в декрете. Ну вот неудобно мне с 2 маленькими детьми ходить по пафосным магазинам. + по инету дешевле. Что для нас сейчас тоже важно. 

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.