Налог на прибыль

Плата за уничтожение

Госдума одобрила введение утилизационного сбора на автомобили.

С 1 августа каждое транспортное средство, импортируемое из-за рубежа и произведенное на территории России, будет облагаться утилизационным сбором, призванным компенсировать экологический ущерб и затраты на утилизацию старых машин. Впрочем, главная его цель – в другом.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о введении в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомашины. Поправки внесены в закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса РФ, передает «Интерфакс».

С 1 августа предлагается платить утилизационный сбор за автомобиль как отечественного, так и иностранного производства. Закон не коснется личных автомобилей беженцев и поселенцев при их возвращении на родину, машин дипломатов и членов их семей, раритетных авто, с момента выпуска которых прошло более 30 лет.

Исключение должны составить и автомашины, которые ввозятся с территорий государств – членов Таможенного союза и транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру в свободной зоне на территории Калининградской ОЭЗ до 1 апреля 2016 года.

По словам одного из авторов законопроекта, первого зампреда думского комитета по промышленности Владимира Гутенева, паспорта транспортных средств будут выдаваться только на автомобили, в отношении которых уплачен утилизационный сбор или в отношении которых он не уплачивается.

Виды и категории автомашин, в отношении которых будет уплачиваться сбор, определит правительство РФ. Плательщиками выступят лица, которые ввозят автомобили в Россию, а также лица, которые производят автомобили непосредственно на территории страны. Иными словами, оплата утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров. А вот физические лица должны будут оплачивать сами сбор только в случаях ввоза своими силами собственной машины из-за границы.

Расходы организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в дальнейшем будут утилизировать автомобили, компенсируют за счет средств федерального бюджета. Размер и порядок компенсации установит правительство. При этом закон не допускает взимание платы с собственников автомобилей при их передаче на утилизацию.

Сколько производители будут платить за утилизацию – отдано на откуп правительству. Согласно предварительной оценке Министерства промышленности и торговли и экономического развития, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20–45 тысяч рублей, за грузовую – в зависимости от категории – от 150 тысяч рублей до 400 тысяч рублей. Причем в законе указывается, что сбор не надо платить в отношении автомобилей, которые произведены организациями, принявшими на себя обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами. То есть теми, у которых есть утилизационные мощности.

В сопроводительных документах к законопроекту подчеркивается, что утилизационный сбор необходим для защиты внутреннего производства от наплыва импортных автомобилей после снижения ввозных пошлин. Отметим, что ввозные пошлины снижаются в связи со вступлением нашей страны в ВТО.

«Утилизационный сбор в первую очередь играет роль защитника отечественного производителя в условиях вступления в ВТО. Так как импортная пошлина сразу же снизилась до 25% (с 30% до вступления) и будет снижаться еще на 10% в течение нескольких лет, то нашего производителя необходимо защищать», – комментирует аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

При этом утилизационный сбор не противоречит правилам ВТО, говорит заведующий лабораторией международной торговли научного направления «Реальный сектор» Института экономической политики Е.Т. Гайдара Александр Кнобель.

«ВТО регулирует импортные тарифы и квоты. В этом нет ничего сложного – установить сроки снижения таможенных тарифов, что и делает ВТО. Однако с таким вещами, как сборы, технические регламенты, не все так однозначно и просто», – поясняет он. По словам эксперта, в каждой стране свои санитарные и экологические требования. К примеру, технические требования к автомобилям сильно различаются в США и Европе. Именно поэтому американским машинам довольно трудно выйти на европейский рынок.

«Что касается утилизационного сбора, который будет введен с 1 августа, то тут правила ВТО не запрещают это сделать. ВТО регламентирует только тарифы, а что касается технических требований, то это отдается на откуп отдельных государств, – рассказывает Кнобель. – Сейчас наступает такой период в международной торговле, когда все тарифы постепенно сводятся до нуля, а на первый план выступают как раз меры нетарифного или технического регулирования. Все страны сейчас стараются использовать на грани фола различные технические требования».

Эксперты склонны считать, что принятые изменения в законодательстве не отразятся на цене автомобилей.

«Закон, насколько мне известно, предусматривает сбор только для тех автопроизводителей, у которых нету своих мощностей по утилизации на территории РФ, то есть для иностранных, – указывает Андрей Шенк. – Такой закон обеспечит плавное снижение цен на ввозимые автомобили, потому как потребуется время для локализации утилизационных мощностей. Так что, скорее всего, поток не иссякнет и цены не поднимутся, разве что только на модели тех наших производителей, которые сами не имеют мощностей по утилизации».

Как подчеркивают в Минпромторге, утилизационный сбор по сути своей призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который наносит автомобиль. Объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 млн в год, а к 2015 году эта цифра может составить от 2 до 2,5 млн автомобилей в год.

В этом смысле необходимость утилизационного сбора никто не отрицает, отмечает Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Восток». Самое неприятное для многих компаний, по его словам, – это чрезвычайная срочность принятия мер и неготовность государственных структур к их реализации.

«Поправки к закону были приняты несколько дней назад, а действовать они начнут уже с 1 августа. Но пока даже непонятно, какая структура будет взимать сборы, кто будет вносить сведения в ПТС, кто и на каких условиях будет допущен к исключению, прописанному п. 6 – «обязательству обеспечить последующее безопасное обращение с отходами», что дает право не уплачивать утилизационные сборы и так далее», – рассуждает эксперт.

В результате, заключает Шарапанюк, у некоторых производителей вообще нет полной уверенности, что они смогут поставлять на рынок транспортные средства после 31 июля. Безусловно, это не соответствует общепринятой мировой практике принятия подобных поправок, уверен он.

По мнению гендиректора «Совтрансавтоэкспедиции» Леонида Шляпиникова, к плюсам нововведения можно отнести продекларированный целевой характер создания современной и эффективной инфраструктуры для утилизации старой техники, которая уже не соответствует современным стандартам безопасности и нормам экологов. Ее в России много. В числе минусов он называет повышение стоимости обладания дорогостоящей подержанной специализированной техникой, которая пока не производится в России.

«Хотелось, чтобы изменения пошлин на ввозимую технику и введение утилизационных сборов осуществлялись вместе с развитием программ по поддержке транспортных предприятий, которые занимаются грузоперевозками. Именно этот сегмент экономики является одним из стратегически важных для любого современного государства», – говорит он.

Документ вступит в силу с 1 августа 2012 года. Сбор не будет уплачиваться в отношении тех автомобилей, на которые паспорта выданы до дня вступления в силу поправок.

Начать дискуссию

Совфед: беременные сотрудницы ликвидированных компаний должны получать пособие не ниже МРОТ

Валентина Матвиенко призвала устранить несправедливость и платить больше беременным женщинам, которых уволили из-за ликвидации фирмы-работодателя.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как закрыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

Разобрались, как аннулировать статус индивидуального предпринимателя, закрыть все обязательства и долги перед государством в текущем году. Предложили удобную пошаговую инструкцию, которая поможет ничего не упустить.

Как закрыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Что грозит селлеру, который не доставил оплаченный товар

В 8 из 10 случаев судьи принимают сторону покупателей в спорах с продавцами. Если селлер не может доставить товар, он должен вернуть деньги и выплатить неустойку.

Как проверить безопасность сотрудничества с самозанятыми перед ФНС

Налоговая проверяет сотрудничество компаний и самозанятых, чтобы убедиться, что под ним не маскируют трудовые отношения. Заказчику не стоит дожидаться налоговой проверки — лучше самому провести аудит и убедиться, что он сотрудничает с исполнителем по закону.

Как проверить безопасность сотрудничества с самозанятыми перед ФНС

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности

Когда приходит пора искать виноватых, чтобы заставить их платить по долгам организации-банкрота, круг «подозреваемых» существенно расширяется — и первым туда попадает именно главбух. Рассказываем о превентивных мерах и о том, на что ссылаться, чтобы отбиться от обвинений.

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост

Кто-то одной ногой в отпуске, а кому-то напрягать мозги. Баланс?

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост
4

Расскажите о своей работе с документами

Мы писали для вас 3 месяца и подустали. Теперь вы напишите нам (пжл). Какими сервисами пользуетесь? Что вам нравится, а что — нет? 1С — краш или…?

Расскажите о своей работе с документами
НДФЛ

👼 Выплаты работодателей на рождение детей предложили полностью освободить от НДФЛ. Мнение: могут быть налоговые злоупотребления

Корпоративные выплаты, связанные с рождением детей, необходимо освободить от НДФЛ, чтобы эти средства в полном объеме доходили до молодых родителей, считает Сергей Шишкарев, основатель группы компаний «Дело».

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024: новый ФСБУ, дробление, ВЭД и налоговые требования. Не пропустите!

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Иллюстрация: rawpixel-com/freepik

50%-е ограничение на учет убытков по налогу на прибыль хотят продлить еще на 4 года. Это забота о региональных бюджетах

Раньше налог на прибыль шел 2% в федеральный бюджет и 18% в региональный, но теперь по 2030 год действуют ставки 3% и 17%. То есть региональные бюджеты недополучают 1%. Чтобы они меньше страдали, ввели ограничение на учет убытков.

Как СБИС помогла магазину продавать на 15% больше

Раньше Екатерина — хозяйка салона одежды, часами «пикала» пальто на складе и вручную забивала в компьютер 100 шапок из накладной. За пару дней она смогла избавиться от неразберихи на складе, сэкономить на поставках, получить больше клиентов и теперь всё делает за пару минут в СБИС.

Как СБИС помогла магазину продавать на 15% больше
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
3-НДФЛ

Пошли проблемы со сдачей 3-НДФЛ через личный кабинет

Чтобы сдать 3-НДФЛ электронно через личный кабинет налогоплательщика, надо сгенерировать там неквалифицированную электронную подпись. Обычно это процесс быстрый, но сейчас с этим проблемы.

В мае 2024 года будет создан механизм налоговой амнистии за дробление бизнеса

Мнения налогового адвоката о налоговой амнистии.

🎉 ФНС: ошибки бизнеса в платежках снизились в 24 раза. Похоже, исправились, считает эксперт

В 2,3 раза уменьшилось количество «технических» налоговых должников — когда у компании одновременно был долг по одному налогу и переплата по другим. В 6 раз стало меньше приостановок операций по счетам. Все благодаря ЕНС.

НДФЛ

Если сотрудник несколько раз в год отдыхает в санатории за счет работодателя, придется платить НДФЛ

Отдых в санатории по путевке, которую оплатил работодатель, не облагается НДФЛ. Но только 1 раз в год.

Должники в России изменили модель поведения перед кредиторами

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»

Сегодня в бухгалтерском ликбезе рассказываю, зачем нужен счет 28 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и как им пользоваться.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»
2
УСН

До 2 мая ИП на УСН должны заплатить и годовой, и квартальный налог

Очередной срок уплаты налога, 28 число, в этот раз переносится на более позднюю дату, потому что совпадает не только с выходным днем, но и государственным праздником 1 Мая.

Интересные материалы

Им придется заплатить: кого ждет повышенный транспортный налог в 2024 году

Министерство промышленности и торговли РФ 30 марта 2024 года представило список авто, стоимость которых превышает 10 миллионов рублей. Собственникам данных транспортных средств придется выплатить повышенный транспортный налог.