Управление персоналом

Теория выхода из тупика

В китайском языке слово "кризис" изображается на письме сочетанием двух иероглифов: один означает "опасность", другой - "благоприятные возможности". "Трудное в борьбе на войне, - писал знаменитый китайский полководец Сунь-Цзы, - превратить бедствие в выгоду". В бизнесе, и особенно в молодом российском, руководитель нередко оказывается в ситуации, представляющейся ему патовой, тупиковой. Однако тупиковая ситуация - это всегда своего рода трамплин для прыжка вперед, считает Антон Платов, директор по развитию PSM Consulting Russia.


Екатерина Кудашкина

В китайском языке слово "кризис" изображается на письме сочетанием двух иероглифов: один означает "опасность", другой - "благоприятные возможности". "Трудное в борьбе на войне, - писал знаменитый китайский полководец Сунь-Цзы, - превратить бедствие в выгоду".
В бизнесе, и особенно в молодом российском, руководитель нередко оказывается в ситуации, представляющейся ему патовой, тупиковой. Однако тупиковая ситуация - это всегда своего рода трамплин для прыжка вперед, считает Антон Платов, директор по развитию PSM Consulting Russia.

История российского бизнеса знает немало примеров, когда сильные руководители демонстрировали способность, что называется, обратить зло во благо. Взять хотя бы кризис 1998 г. Александр Виноградов, ныне президент и главный управляющий компании Golden Telecom, в ту пору занимал пост генерального директора компании "Совинтел". Компания работала с крупными клиентами, и работала успешно. В 1998 г. "Совинтел" планировала получить доход в размере $125 млн, однако перед кризисом стало ясно, что результат может превысить запланированные показатели и составить $137 млн. В августе радужные перспективы развеялись. У крупных корпораций сильно упал трафик, многие компании просто закрывали здесь свои представительства. .. По итогам 1998 г. доход компании снизился приблизительно до $92 млн.

В такой ситуации Виноградов принял решение, вызвавшее, мягко говоря, недоумение у акционеров. Он решил, что компания должна обратить внимание на средние и мелкие компании. "Все привыкли, что компания работает на самом дорогом сегменте рынка. Мне пришлось лично разговаривать с акционерами и каждым менеджером, убеждая и настраивая их на работу в совершенно другом сегменте, - рассказывает Виноградов. - Нам пришлось пересмотреть всю техническую стратегию. Мы фактически заново построили всю сеть беспроводной связи так, чтобы предлагать услуги клиентам, которым нужно три-четыре, максимум 10 линий, по доступной для них цене".

Решение, принятое в кризисной ситуации, оказалось провидческим. Через один-два года рынок корпоративных клиентов стабилизировался и сейчас уже практически не растет. Борьба ведется именно за средних и мелких клиентов. А Golden Telecom работает сегодня и с крупными корпоративными клиентами, и со средним и малым бизнесом. "Теперь мы пожинаем плоды нашего труда, - рассказывает Виноградов. - У нас есть мелкие клиенты в отдаленных районах, которые не имеют возможности получить линию у МГТС и у других альтернативных операторов, а у нас уже налажена беспроводная связь, и мы легко подаем ее туда, куда пока никто другой дотянуться не может".

Тупиковые ситуации время от времени возникают в карьере любого менеджера, его успех во многом зависит от того, сможет ли он обратить поражение в победу. Очень важно просчитывать несколько возможных сценариев, по которым могут развиваться события. Две тысячи с лишним лет назад Сунь-Цзы писал и об этом: "Двигаются, взвесив все на весах. Кто заранее знает тактику прямого и обходного пути, тот побеждает".

"У меня лично была ситуация, когда пришлось расстаться с человеком, с которым мы начинали и который играл в компании очень важную роль, - рассказывает Дмитрий Лебедев, председатель правления компании "Миэль-Недвижимость". - Ушел человек, на которого было замкнуто решение очень важных вопросов. А вопросы остались. Сначала было очень тяжело. А затем я увидел в этом массу положительных моментов: мне удалось получить много ценных навыков и развиться самому, кроме того, нам пришлось изменить структуру компании, в результате чего она стала более эффективной".

История, которую рассказал Лебедев, типична и весьма поучительна. "Часто именно тупиковые ситуации становятся началом нового взлета компании, - рассказывает Платов. - Поэтому задача руководителя состоит не столько в том, чтобы избежать кризисов вообще (это невозможно) , сколько создавать такие условия, при которых кризис не смог бы охватить всю компанию в целом, и, разумеется, использовать кризисы для нового рывка вперед".

"Тупиковая ситуация на самом деле не может быть тупиковой", - убеждена директор Национального центра развития человеческих ресурсов Татьяна Комиссарова. Способность с честью выйти из, казалось бы, самой затруднительной ситуации в значительной степени зависит от личных качеств руководителя.

"Всегда, когда человек находит себя в тупиковой ситуации, - рассказывает старший консультант компании "ЭКОПСИ-консалтинг " Павел Безручко, - причина двояка: внешние обстоятельства и он сам. А потому для начала следует оценить препятствие - посмотреть, что представляет собой та стена, в которую человек, что называется, уткнулся лбом. А затем посмотреть повнимательнее на себя самого. То есть оценить, что является внешним барьером и что является внутренним барьером. Надо сказать, что в такой ситуации взгляд на себя является довольно нетипичным. Осознав же природу барьера, надо просто сделать шаг ".

По классической американской теории, рассказывает Комиссарова, первый руководитель должен обладать следующими качествами:

умением собирать информацию и капитализировать опыт других;

интуицией - она помогает всегда, когда не хватает информации;

умением анализировать имеющуюся у него информацию, сравнивать ее с интуитивной и на основании этого принимать оптимальное решение.

Специалисты предостерегают от того, чтобы слишком полагаться на объективность и действенность сугубо логического анализа. "Известно, - рассказывает Платов, - что чем опытнее руководитель, тем чаще он полагается на то, что принято называть чутьем. И вообще, излишнее стремление к стабильности неизменно ведет к кризису, в то время как свобода в отношении кризисов часто создает внутри организации условия для стабильного роста".

Начать дискуссию