Клерк.Ру

Что изменится на рынке FMCG в результате введения запрета на торговлю пивом и табачными изделиями в торговых объектах менее 50 кв. м

В первые два года действия запрета на продажу пива и табака в точках продаж до 50 кв. м крупная розница получит дополнительно 2,8 триллиона рублей доходов. Ограничение продаж будет способствовать оттоку потребителей в крупную розницу, где вырастут продажи не только пива и табака, но и других видов продовольственных товаров.

Запрет продаж в мелкой рознице содержится в подготовленном Министерством здравоохранения законопроекте «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который может быть одобрен Госдумой уже в 2012 году. В частности, он предполагает введение немедленного запрета на реализацию табачных изделий в нестационарных торговых объектах. С 1 января 2013 года аналогичные ограничения вступают в силу в отношении продажи пива.

Если Дума одобрит ограничения для табака и не отменит уже существующие для пива, то самыми крупными бенефициарами нового регулирования станут традиционные магазины и павильоны более 50 кв. м, а также сетевые магазины современных форматов — преимущественно дискаунтеры и гипермаркеты.

📌 Реклама

Перераспределение продаж из киосков, павильонов и традиционных магазинов площадью менее 50 кв. м по различным каналам (млрд рублей с учетом НДС)

 2013 год2014 год
Традиционные магазины и павильоны более 50 кв. м 450 600
Магазины у дома современных форматов >250 >350
Несетевые супермаркеты >50 100
Сетевые магазины современных форматов 350 >600
Итого 1100 1700
Основные последствия

  • Сокращение количества торговых объектов площадью до 50 кв. м и рост безработицы
В течение 2012–2014 гг. будет закрыто до 60 тыс. торговых объектов: в том числе около 30 тысяч киосков (в среднем по 2–3 сотрудника на объект и владелец бизнеса), около 10 тысяч павильонов (в среднем по 4–5 сотрудников на объект и владелец бизнеса) и более 12 тысяч традиционных магазинов площадью менее 50 кв. м (в среднем по 4–5 сотрудников на объект и владелец бизнеса). В результате потеряют работу не менее 220 тысяч человек и еще у порядка 250 тысяч человек снизится уровень доходов в связи с переориентацией торговых точек на другой ассортимент (не включающий пиво и сигареты) или другие направления бизнеса (общественное питание и т. д.).

Совокупные продажи в торговых объектах площадью менее 50 кв. м (киоски, павильоны и традиционные магазины) сократятся на 1,27 трлн руб. (1,3 трлн. руб. по итогам 2014 года по отношению 2,57 трлн руб. в 2011 году) и доля данной группы торговых объектов в совокупном обороте розничной торговли сократится с 28% (в 2011 году) до 10% (в 2014 году). С учетом роста цен на пиво и табачные изделия совокупный объем снижения продаж в ценах 2014 года составит не менее 1,6 трлн руб. (или около 12,3% от оборота розничной торговли продовольственными товарами в 2014 году) В то же время доля современных форматов возрастет более чем на 25 процентных пунктов (с 44% в 2011 году до 69% в 2014 году).

Из 78,5 тыс. существующих киосков (в структуре продаж около 40% приходится на пиво и около 40% на табачные изделия) в результате принятия законопроектов, ограничивающих розничную продажу пива и табачных изделий (в торговых объектах площадью менее 50 кв. м.) в течение 2013–2014 гг. будет закрыто около 30 тыс. и еще около 25 тыс. будет перепрофилировано под продажу непродовольственных товаров (например, цветы, пресса, трикотаж, сувениры и т. д.). В результате потеряет работу около 100 тыс. человек. Только около 20 тыс. киосков смогут продолжить работу с ограниченным ассортиментом (без пива и табачных изделий), однако продажи в них сократятся более чем в 2 раза. Таким образом, совокупные продажи в канале «киоски» сократятся примерно в 6 раз (с 450 млрд руб. в 2011 году до 75 млрд руб. в 2014 году).

📌 Реклама

Из 61 тысячи существующих павильонов (в том числе около 50 тысяч павильонов площадью менее 50 кв. м), (в структуре продаж около 30% приходится на пиво и около 25% на табачные изделия) в результате принятия законопроектов, ограничивающих розничную продажу пива и табачных изделий (в торговых объектах площадью менее 50 кв. м) в течение 2013–2014 гг. будет закрыто около 10 тысяч и еще около 9 тысяч будет перепрофилировано под продажу непродовольственных товаров, общественное питание или другие направления бизнеса. В результате потеряет работу более 55 тыс. человек. Только около 42 тыс. павильонов смогут продолжить работу с ограниченным ассортиментом (без пива и табачных изделий), однако продажи в них сократятся более чем на 40%. Таким образом, совокупные продажи в канале «павильоны» сократятся примерно в 2,4 раза (с 560 млрд руб. в 2011 году до 235 млрд руб. в 2014 году).

📌 Реклама

Из примерно 250 тысяч существующих магазинов (в том числе около 130 тысяч магазинов площадью менее 50 кв. м), (в структуре продаж от 10 до 25% приходится на пиво и от 5 до 15% на табачные изделия) в результате принятия законопроектов, ограничивающих розничную продажу пива и табачных изделий (в торговых объектах площадью менее 50 кв. м) в течение 2013–2014 гг. будет закрыто около 12 тысяч и еще более 20 тысяч будет перепрофилировано под продажу непродовольственных товаров или другие направления бизнеса. В результате потеряет работу более 65 тысяч человек.Около 215 тысяч магазинов (в том числе менее 100 тысяч магазинов площадью менее 50 кв. м.) смогут продолжить работу, причем произойдет резкое перераспределение продаж от магазинов площадью менее 50 кв. м к магазинам площадью более 50 кв. м.. Таким образом, совокупные продажи в канале «традиционные магазины» сократятся примерно 4% (с 3,26 трлн руб. в 2011 году до 3,12 трлн руб. в 2014 году). Однако в традиционных магазинах площадью менее 50 кв. м продажи сократятся более чем в 1,5 раза (с 1,56 трлн руб. в 2011 году до 1 трлн руб. в 2014 году).

  • Рост продаж в традиционных магазинах площадью более 50 кв. м. и магазинах современных форматов
В результате резкого сокращения продаж в каналах «киоски» и «павильоны», а также традиционных магазинах (по объектам площадью менее 50 кв. м) потребители переориентируются на покупку табачных изделий и пива в современных форматах, а также в магазинах и павильонах традиционной торговли площадью более 50 кв. м (в данной группе магазинов расширится ассортимент табачных изделий и пива, а кроме того существенно вырастут продажи других видов продовольственных товаров, особенно импульсного спроса). Совокупное количество торговых объектов современных форматов (без учета гипермаркетов) вырастет за три года в 1,44 раза и составит более 45 тыс. единиц, а гипермаркетов — в 1,63 раза с 582 до 950 объектов.

📌 Реклама

Следует отметить, что из общего объема снижения продаж в торговых объектах площадью менее 50 кв. м, которое составит в ценах 2014 года около 1,7 трлн руб., около 600 млрд руб. перераспределится в традиционные магазины и павильоны площадью более 50 кв. м, более 350 млрд руб. — в магазины у дома современных форматов (преимущественно несетевые), до 100 млрд руб. в несетевые супермаркеты и более 600 млрд руб. — в сетевые магазины современных форматов (преимущественно в дискаунтеры и гипермаркеты). В 2013 году снижение продаж в торговых объектах площадью менее 50 кв. м, составит около 1,1 трлн руб., около 450 млрд руб. перераспределится в традиционные магазины и павильоны площадью более 50 кв. м, более 250 млрд руб. — в магазины у дома современных форматов (преимущественно несетевые), более 50 млрд руб. в несетевые супермаркеты и не менее 350 млрд руб. — в сетевые магазины современных форматов (преимущественно в дискаунтеры и гипермаркеты). При этом доля современных форматов в обороте розничной торговли продовольственными товарами возрастет с 44% в 2011 году до 69% в 2014 году (в том числе Топ-10 торговых сетей FMCG с 16,3% в 2011 году до 23–24% — в 2014 году).

📌 Реклама

  • Рост коррупции и нелегальных продаж пива и табачных изделий
В сельской местности практически отсутствуют торговые точки площадью более 50 кв. м, в связи с чем выполнение законодательных требований по ограничению торговли пивом и табачными изделиями будет невозможно и приведет к коррупции и торговле «из-под прилавка». Совокупное количество торговых объектов в сельских населенных пунктах (киоски, павильоны и традиционные магазины) составляет не менее 100 тыс. единиц и более 85% из них (площадь которых составляет менее 50 кв. м и отсутствует возможность ее расширения до 50 кв. м), скорее всего, для того, чтобы не прекращать деятельность вынуждены будут торговать пивом и табачными изделиями нелегально. С учетом среднего количества персонала в торговых объектах данного формата (в среднем по 2–3 сотрудника на объект и владелец бизнеса) связаны с нелегальной торговлей окажутся более 300 тыс. человек. Несомненно, подобная нелегальная торговля приведет к росту коррупции в контролирующих органах (в первую очередь в полиции). Совокупный объем продаж розничных торговых объектов, в которых с высокой долей вероятности будут на нелегальной основе продаваться табачные изделия и пиво, составит более 320 млрд руб. (около 2,5% от оборота розничной торговли продовольственными товарами в 2014 году).

В связи с закрытием большей части киосков в крупных городах резко вырастет канал стрит-вендоров (так называемые «бабушки у метро»), нелегально торгующих сигаретами без прилавка около станций метро, вокзалов, остановок общественного транспорта и других мест скопления потенциальных потребителей. Общее количество стрит-вендоров, которые начнут осуществлять нелегальную торговлю в крупных городах составит от 7 до 15 тыс. человек. Несомненно, подобная нелегальная торговля приведет к росту коррупции в контролирующих органах (в первую очередь в полиции).

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама