Управление персоналом

Здравствуйте, я ваш генеральный директор!

Вторая часть статьи о сложностях, возникающих при смене генерального директора. Первая была опубликована 30 июня. Самым первым крупным проектом нового генерального директора акционерного общества должна стать организация грамотной передачи и приема дел предшественника. С одной стороны, новый управляющий стопроцентно оградит себя от ответственности за промахи и ошибки предыдущего, а с другой - сразу же сможет достоверно оценить ситуацию в компании. Итак, исполнители назначены, возможность подтасовки документов исключена, дела к передаче определены, а имущество компании "сфотографировано".

Здравствуйте, я ваш генеральный директор!

Василий Рудомино
Владимир Фокин

Вторая часть статьи о сложностях, возникающих при смене генерального директора. Первая была опубликована 30 июня.
Самым первым крупным проектом нового генерального директора акционерного общества должна стать организация грамотной передачи и приема дел предшественника. С одной стороны, новый управляющий стопроцентно оградит себя от ответственности за промахи и ошибки предыдущего, а с другой - сразу же сможет достоверно оценить ситуацию в компании. Итак, исполнители назначены, возможность подтасовки документов исключена, дела к передаче определены, а имущество компании "сфотографировано".

Фиксируем.

Такой простой прием сберег нервы уже не одному руководителю в ситуациях, когда вдруг всплывал документ, составленный задним числом. Все собранные для передачи новому директору документы нужно прошить, а прошивку заверить подписью доверенного лица. По сути, такая фиксация будет доказательством отсутствия вины руководителя в решениях, принятых до его прихода.

Контролируем документооборот.

Мероприятия по контролю системы документооборота преследуют все ту же цель - предотвратить возможность создания задним числом каких-либо документов на предприятии. Бывает, что в компании вообще нет четкой системы документооборота. В этом случае новому генеральному директору следует установить такую систему приказом. Причем очень важно ознакомить с приказом всех сотрудников компании - что называется, "под подпись", т. е. каждый, прочитав его, подписью удостоверяет, что прочитал, все понял и готов исполнять. Таким образом, при новой системе документооборота исключается возможность принятия к исполнению документов, датированных предшествующим дате приема дел числом.

Если же существующая в компании система документооборота достаточно прозрачна, то она не меняется, но учет документов со дня приема дел следует начать новый: новые реестры, новые подшивки документов. Это также оформляют отдельным приказом (приказ о системе документооборота и об учете документов).

Меняем доверенности и банковские карточки.

После того как документооборот поставлен по всем правилам, наступает черед работы с доверенностями. Все выданные ранее доверенности обязательно должны быть отозваны, чтобы не допустить совершения поверенными каких-либо юридических действий от имени компании без ведома только что вступившего в должность генерального директора. Для этого необходимо издать приказ об отмене всех доверенностей, выданных на предприятии и действовавших на момент вступления в должность генерального директора, согласно реестру доверенностей (если такой велся).

Поскольку доверитель обязан известить об отмене доверенности лиц, для представительства перед которыми она была выдана, сообщение об отмене доверенностей (со ссылкой на приказ) нужно опубликовать в СМИ.

После того как новый руководитель прикрыл свои тылы и с этой стороны, стоит выдать новые доверенности. Оформлять их можно только с ведома и за подписью нового генерального директора. Практика показывает, что в таких случаях лучше начать новый реестр доверенностей.

На этом же этапе очень важно позаботиться и о замене банковских карточек, которые являются ключом к расчетным счетам предприятия. В случае замены или дополнения хотя бы одной подписи по счету должна быть представлена новая карточка с образцами подписей всех лиц, имеющих право первой и второй подписи. Карточка с образцами подписей и оттиска печати должна быть заверена нотариально.

Определяем риски.

Юридические риски, вытекающие из договоров, почему-то редко попадают в инвентаризационные ведомости. Очень важно выявить текущие и потенциальные юридические обязательства и риски предприятия, для чего нужно провести ревизию действующих договоров. Стоит составить их перечень с кратким указанием текущих и возможных обязательств и связанных с этим рисков предприятия. В таком же порядке проводится ревизия всех остальных обязательств предприятия перед третьими лицами.

Принимаем дела.

Теперь, после проведения всех этих мероприятий, новый руководитель может принимать дела. В произвольной форме составляется акт приема-передачи дел. Документ подписывается бывшим генеральным директором (сдающим дела) и вновь вступившим (принимающим дела).

Юридическая формула документа может быть такой: "Мы, нижеподписавшиеся, настоящим актом подтверждаем, что в связи со сменой генерального директора ОАО (название компании) , г-н (ФИО) , назначенный на должность генерального директора решением совета директоров ОАО от (дата) , принял, а г-н (ФИО) , уволенный с должности генерального директора ОАО решением совета директоров ОАО от (дата) , передал следующие дела (документы) ".

Дальше следует полный перечень документов (дел) в виде таблицы с такими графами: порядковый номер, название документа (дела) , наличие/отсутствие документа, оригинал/копия, количество листов, примечания.

В акте обязательно нужно отметить все выявленные при инвентаризации нарушения.

Заявляем о себе.

После благополучного принятия дел настает черед поставить в известность о новом назначении тех, с кем компания контактирует: официальные органы и контрагентов.

Уведомления о смене генерального директора, в первую очередь, должны быть направлены в ИМНС, внебюджетные фонды по месту учета предприятия и его филиалов, а также во избежание недоразумений основным контрагентам.

Сами уведомления направляются в виде письма за подписью нового генерального директора с оттиском печати компании.

Надеемся, что такая скрупулезная процедура передачи дел позволит руководителям безопасно принять дела, увидеть реальную картину дел на предприятии и оградить себя от ответственности за чужие промахи и ошибки.

Василий Рудомино - партнер юридической фирмы "АЛРУД", Владимир Фокин - к. ю. н. , адвокат юридической фирмы "АЛРУД"

Начать дискуссию

Новый режим налогообложения для тех, кто дробит бизнес

Из статьи вы узнаете о решении Правительства, которое должно помочь тем, кто искусственно дробит бизнес, потому что не готов переходить с упрощенки на общий режим и работать с НДС.

Новый режим налогообложения для тех, кто дробит бизнес
7

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

В туризме наблюдается дефицит квалифицированных кадров

Сейчас квалифицированных специалистов по туризму готовит только одна тревел-школа, которую запустили в 2024 году.

Импорт

ФТС: порог беспошлинного ввоза в 200 евро — «очень льготный»

Дополнительные доходы госбюджета России от снижения порога беспошлинного ввоза в 2024 году оцениваются в 3,5 млрд рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Центробанк разрешил инвесторам выводить деньги со счетов типа «С»

Если после 1 марта 2022 года в цепочке владения ценными бумагами не было представителей недружественных стран, то инвесторы могут вывести свои доходы со специальных счетов.

Юрлица смогут инициировать дела о банкротстве при долге в 2 млн рублей

Теперь в суд с заявлением о несостоятельности будет можно обращаться, если минимальная сумма требований кредиторов составляет 2 млн рублей.

Оценить интеллектуальную собственность можно будет по универсальной методике Роспатента

Роспатент может создать универсальную методику оценки интеллектуальной собственности, в том числе НМА.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Компаниям из новых регионов продлят срок включения в реестр МСП

Предприятия до 10 июня 2025 года смогут в особом порядке попасть в реестр под категорию «микропредприятие». Это позволит им получать господдержку.

IT-компании

Не всем IT-компаниям нужно в мае подтвердить аккредитацию

С 8 мая до 1 июня 2024 года IT-компании должны подтвердить госаккредитацию, указать долю доходов от профильной деятельности, а также внести сведения о продаже программ, включенных в реестр отечественного ПО.

В приграничных регионах создадут свободную экономическую зону

Депутаты одобрили законопроект, который предоставит предпринимателям из Белгородской, Курской и Брянской областей такие же льготы, как у бизнеса из Новороссии.

Общество

Юридическую помощь бесплатно будут оказывать по стандарту

Минюст предложил утвердить стандарт оказания бесплатной юридической помощи.

Учет в ЖКХ

Депутаты: плата за коммуналку не должна превышать 10% дохода семьи

Действия недобросовестных управляющих компаний привели к перекосу в ценообразовании в сфере ЖКХ.

1
Проверки ФАС

ФАС отчиталась, как боролась с недобросовестной конкуренцией в прошлом году

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: мошенники зовут на бесплатные фотосессии, а найти пару предлагают через Госуслуги

Подготовили обзор главных событий дня — 6 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

⚡️ Итоги дня: мошенники зовут на бесплатные фотосессии, а найти пару предлагают через Госуслуги
7
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Проверки ФАС

ТВ-реклама детской карты крупного банка признана ненадлежащей

ФАС признала ненадлежащей рекламу детской карты «Альфа-Банка», поскольку она содержала некорректное сравнение.

Экономика России

Путин: экономика России росла темпами выше мировой

Антироссийские санкции привели к результатам, которые западные оппоненты не ожидали.

Модернизацию НМА надо амортизировать

Результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей – это амортизируемое имущество по нормам НК.

Легализация зарплат выходит на новый уровень. Начнутся трудовые проверки. 🚦 «Ночной бухгалтер» № 1677

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не всякий налоговый агент по НДФЛ может предоставить имущественный вычет

Если вы в 2024 году купили квартиру, то не обязательно ждать, когда закончится год, чтобы сдать 3-НДФЛ. Можно оформить вычет через налогового агента. Но не всякий агент такой вычет даст.

Интересные материалы

Бесплатно с Трудовое право

Ключевые отличия трудового договора и договора ГПХ. Как не ошибиться в терминологии. Мини-курс

Рассказываем в мини-курсе, какие ключевые отличия между трудовыми договором и договором ГПХ нужно знать, чтобы не возникло вопросов от налоговой.

Ключевые отличия трудового договора и договора ГПХ. Как не ошибиться в терминологии. Мини-курс