Экономика России

Все равно мало. Строить дороги за счет доходов от платных трасс в России пока нереально

В прошлом году Автодор собрал с водителей на платных дорогах 1,6 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2012 году. Однако по плану госкомпания должна была зарабатывать значительно больше. В масштабе общих затрат государства на дорожное строительство эти доходы мизерны и не в состоянии хоть как-то облегчить нагрузку на бюджет.

В прошлом году Автодор собрал с водителей на платных дорогах 1,6 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2012 году. Однако по плану госкомпания должна была зарабатывать значительно больше. В масштабе общих затрат государства на дорожное строительство эти доходы мизерны и не в состоянии хоть как-то облегчить нагрузку на бюджет.

Госкомпания «Российские автомобильные дороги» в 2013 году собрала 1,6 млрд рублей доходов от платных участков автодорог, находящихся в управлении компании, заявил председатель правления Автодора Сергей Кельбах. Всего платными трассами в 2013 году воспользовались более 26 млн водителей, 70% из которых – водители легковых автомобилей, остальные – грузовиков.

«Платных дорог у нас слишком мало, чтобы они генерировали значительный денежный поток. Их строительство идет с большими трудностями и довольно долго»

Это существенно больше, чем компания получила от платных дорог в 2012 году: тогда прибыль составила всего 750 млн рублей. Однако доходы от этого бизнеса пока все равно растут медленней, чем планировалось.

Согласно отчету Автодора, в 2012 году компания должна была получить 1,3 млрд рублей вместо 750 млн рублей. А в 2013 году госкомпания надеялась получить в виде сборов 2,1 млрд рублей, но в реальности собрала на полмиллиарда меньше.

«Фактические показатели отстают от прогнозных, потому что платных дорог у нас слишком мало, чтобы они генерировали значительный денежный поток. Их строительство идет с большими трудностями и довольно долго, в результате готовых участков не так много. Другой причиной является нежелание граждан платить за проезд по дорогам. Пока у нас культура использования платных дорог только формируется, массового стремления водителей ездить по платным дорогам еще не наблюдается», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Провал по доходам в Автодоре также объясняли низкими темпами ввода платных дорог. Так, в 2012 году компания получила доходы только с двух платных участков трассы М4 «Дон» вместо запланированных четырех. И один из участков – коммерческий перегон протяженностью 22,7 км в Московской области – заработал только осенью 2012 года. Вторым участком стали 47 км трассы в Липецкой области.

В 2013 году к двум платным участкам трассы М4 прибавилось еще три в Тульской и Липецкой областях общей протяженностью 154,1 км. Благодаря этому, собственно, и удалось нарастить доходы. Теперь протяженность всех платных участков на этой трассе составляет 229,2 км, указывают в Автодоре.

Доходы от платных дорог в России пока выглядят каплей в море, если сравнивать с выделяемыми государством средствами на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Согласно программе Автодора до 2020 года, утвержденной правительством, за семь лет с 2013 года предстоит построить 2226 км новых скоростных автодорог. Бюджет потратит на это почти 1 трлн рублей (982,5 млрд рублей) за семь лет, то есть в среднем по 140 млрд рублей в год. На этом фоне доходы от сборов на платных участках в менее чем 2 млрд рублей просто теряются.

При этом триллион из бюджета – это лишь часть необходимых на выполнение плана до 2020 года средств. К ним прибавится еще 510 млрд рублей внебюджетных средств, которые появятся у Автотора за счет выпуска облигационного займа, в котором будут размещены средства Фонда национального благосостояния (на возвратной основе).

Собственно, заработанных за 2013 году 1,6 млрд рублей не хватит даже на строительство такого объекта, как новый выход на МКАД федеральной автодороги М1 «Беларусь» – Молодогвардейской транспортной развязки площадью 25 га (заработала осенью). Только на первый этап работы потребовалось в 12 раз больше – 19,5 млрд рублей.

Впрочем, сбор платы – это лишь один источник доходов Автодора. Другой источник – это дорожная инфраструктура. Компания может легко увеличить доходы за счет размещения на придорожной территории различных кафе, магазинов, сервисов и пунктов обслуживания. А еще проще можно заработать на сдаче в аренду придорожных участков тем, кто будет зарабатывать на обслуживании водителей. И Автодор собирается стать рантье, построив придорожную инфраструктуру.

Однако пока Россия зарабатывает на платных дорогах крайне мало для того, чтобы облегчить нагрузку на федеральный бюджет и экономику страны, которой грозит затянувшаяся стагнация.

В развитых же странах платные дороги реально помогают развитию дорожной инфраструктуры. Так, по данным саморегулируемой организации дорожных проектных организаций «Родос», в Норвегии доходы от платных дорог составляют 32% от дорожного бюджета, а в Испании – около 46%. А Франция сумела сократить расходы госбюджета на финансирование национальной дорожной сети с 56% до 22%, в то время как доходы от платных дорог увеличила с 32% до 57%. Правда, произошло это не в одночасье, а в течение последних 25 лет, так что у Автодора еще есть время повторить этот удачный опыт.

Но если темпы ввода платных дорог и развития придорожной инфраструктуры останутся такими же, как сейчас, то нарастить доходы от сбора платы за проезд до 39,5 млрд рублей к 2020 году, как планирует госкомпания, будет нереально.

Впрочем, Дмитрий Баранов считает, что пока рано говорить о неудаче: 1,6 млрд рублей – это только начало пути, со временем доход от проезда по платным дорогом будет увеличиваться.

Планы Автодора на 2014 год вселяют некоторую надежду. В этом году уже появился новый платный участок: за въезд с трассы Москва – Минск на МКАД с 1 января придется заплатить 10,5 рублей за километр.

Всего в этом году Автодор собирается построить в России 198 км новых платных дорог. В частности, рассказал Кельбах, в платном режиме заработают два участка скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург (известный протестами экологов участок с 15-го по 58-й км плюс отрезок с 258-го по 334-й км).

К ним добавятся также два платных участка трассы М4 «Дон». Причем второй участок на этой трассе протяженностью 72 км будет сдан на год раньше срока и позволит обойти проблемный участок в районе Вышнего Волочка, радуется Кельбах. Появление только этого участка трассы обошлось строителям в 46,5 млрд рублей, 90% из которых – бюджетные средства.

Появление новых платных дорог вкупе с обещанной летом индексацией оплаты проезда на 6% (уровень инфляции) должны увеличить доходы Автодора от этого бизнеса.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.