Управление персоналом

Внешняя социальная отчетность компании: международные стандарты

Одиннадцатая часть цикла статей о внутренней социальной политике компании рассказывает, чем различаются внешняя и внутренняя социальная отчетность компании, а также о четырех международных стандартах публикации такой отчетности.

Одиннадцатая часть цикла статей о внутренней социальной политике компании рассказывает, чем различаются внешняя и внутренняя социальная отчетность компании, а также о четырех международных стандартах публикации такой отчетности.

Брать на себя ответственность за воздействие на работников (и на общество в целом) — значит, прежде всего, отчитываться за свои действия, вести их учет. Чтобы заявить об устойчивости компании, об устойчивости своего бизнеса, важно учитывать свои действия и финансы, потраченные на них. Сейчас очень многие компании во всеуслышанье заявляют о социальной ответственности, выражающейся в социальной отчетности. В этой статье я кратко расскажу о внешней социальной отчетности и ее взаимодействии с внутренней социальной политикой, а также о различии между внутренней и внешней социальной отчетностью.

Внешний социальный отчет [корпоративный социальный отчет (КСО)] — это свод данных, который отражает, какую социальную работу провела компания за предыдущий период (например, за год). КСО содержит информацию не только о мероприятиях по охране труда и экологии, благотворительных и спонсорских программах компании, но и о любых других социально значимых аспектах ее деятель­ности. Все это может создать или поддержать позитивный образ компании на рынке, сделать ее более привлекательной для потребите­лей, повысить ее открытость и в конечном счете увеличить рентабельность. В настоящее время такие отчеты составляют зару­бежные и российские бизнес-структуры.

Корпоративная социальная отчетность представляет итоги реализации миссии и стратегических целей посредством социально ответственной деятельности.

Внутренняя социальная отчетность представляет промежуточные итоги реализации социальной политики.

Отчеты общедоступны.

Отчеты доступны только менеджменту компании и работникам.

В публикации отчетности заинтересованы внешние бизнес- и государственные структуры.

Технические отчеты о проделанной со­циальной работе и затратах на благотворительность.

Отчет создается в соответствии с международными стандартами, определяющими его содержание, структуру, порядок сбора данных и их обработки.

Подготовленные корпорациями в соответствии с международными стандартами социальные от­четы отражают:

  • цели их социальной политики;

  • систему координации и управления ее реа­лизации;

  • общие показатели деятельности корпораций в части трудовых отношений, безопасности труда, охраны здоровья персонала, охраны и восстанов­ления окружающей среды, содержание социаль­ных программ по взаимоотношениям с внешними контрагентами.

Отчет создается по произвольным стандартам, необходимым компании для подведения финансовых и социальных итогов работы.

формируется подразделением по управлению персоналом (социальное подразделение) или отделом по связям с общественностью

формируется социальным подразделением

включает в себя социальные показатели, охрану труда и экологические показатели

включает в себя социальные показатели

позволяет инвесторам провести тщательный ана­лиз рисков и увеличивает вероятность инвестиро­вания в компанию и ее проекты

позволяет руководству компании принимать оперативные решения в части кадровой политики

Цели публикации внешней корпоративной социальной отчетности:

  • Формирование позитивного имиджа компании.

  • Представить деловым партнерам (в т. ч. государству) данные о реализации социальных программ и вкладе компании в общественную деятельность.

  • Привлечь высококвалифицированный персонал и максимальное количество бизнес-партнеров, которые хотят работать с профессиональной командой и получать высококачественные услуги.

  • Привлечение зарубежных инвесторов.

  • Выход на международный фондовый рынок.

В настоящее время наибольшее распространение получили четыре стандарта.

  1. GRI (Global Reporting Initiative) — включает три основных элемента: эконо­мика предприятия, его социальная и экологичес­кая политика. Стандарт тесно связан с принципами построения общей финансовой отчетности, что является его несомненным плюсом. Как правило, применяется в период становления внешней социальной отчетности, т. к. позволяет отчитывающейся компании использовать рекомендации GRI поэтапно и предусматривает возможность подготовки отчета только по одной или нескольким областям деятельности организации (с постепенным распространением на другие сферы). Компания может вести отчетность в стандарте GRI и одновременно использовать рекомендации АА1000 для ведения учета, аудита. Таким образом стандартизированная отчетность является сопоставимой с позициями и показателями международного социального рейтинга и повышает рейтинг самой компании.

    Социальная отчетность по стандарту GRI должна содержать следующую информацию:

    1. Заявление, которое составлено руководителем организации, описывающее ключевые элементы отчета.

    2. Краткие сведения об организации.

    3. Резюме руководства и ключевые параметры представляемой отчетности в терминах GRI.

    4. Стратегию организации по вопросу общего развития экономической, экологической и социальной деятельности.

    5. Учетную политику организации и характеристику системы управления (структура и организация общего управления организацией, а также подразделений, отвечающих за осуществление экономической, экологической и социальной стратегии).

    6. Отчет, раскрывающий экономические, экологические и социальные итоги работы организации.

  2. Стандарт АА1000 — направлен на упорядочение соци­альных инициатив компании и повышение их эф­фективности; является стандартом организации социального учета, позволяющим как собирать информацию о социальных проектах компании, так и определять слабые места в развитии социальной ответственности компании. Согласно требованиям стандарта, основными этапами процесса социальной отчетности являются: планирование (идентификация заинтересованных сторон, определение/уточнение ценностей и задач компании и др.); отчетность (выявление наиболее актуальных вопросов, определение индикаторов оценки, сбор и анализ информации); подготовка отчета и проведение аудита внешней организацией. Таким образом, стандарт позволяет не только дать оценку системе менеджмента и операциям компании, но и обеспечить акционеров информацией о социальной составляющей деятельности путем демонстрации ее прозрачности. Это обеспечивает внутреннюю демократизацию и общность целей с потребителями, что подтверждается проведением аудита независимой и компетентной третьей стороной

  3. SA 8000:2001 «Социальная отчетность» (Social Accountability). Настоящий стандарт отличает уклон в сто­рону трудовых отношений — он устанавливает нормы ответственности работодателя в области условий труда. Стандарт определяет только требования к соблюдению бизнес-организациями права работников на труд (в том числе на охрану труда) и к менеджменту в этой области. Он не затрагивает вопросы охраны окружающей среды, экономии природных ресурсов и этические нормы деловой практики.

  4.  ISO 14 001 — описывает социальную ответственность корпорации при соблюдении экологических требований на производстве. В основном применяется в компаниях, которые готовят экологические отчеты.

Формируя социальную отчетность в соответствии с общепринятыми стандартами и публикуя отчеты, компания естественным образом свидетельс­твует о своей открытости. Это благоприятно воздействует на имидж корпорации, делая ее более известной. Кроме того, отмеченные обстоятельства позитивно влияют на курс акций компании и, соответственно, ее капитализацию. Отчеты предоставляют данные, почему именно этот социальный проект поддержала корпорация, как он связан с ее социальной и общей стратегиями, каким образом контролировалось финансирование.

Социальная отчетность дает внешним партнерам конкретизированное и структурированное представление о социально ответственной деятельности бизнеса, включая и те ее виды, которые не поддаются количественному измерению. На сегодняшний день статус «социально ориентированная компания» говорит о ее руководстве как о порядочных людях, которые зарабатывают деньги не для удовлетворения своих эгоистических стремлений, а для развития общества в целом. Верить этому или нет — личное дело каждого, тем не менее иметь социально ориентированную компанию — это престижно; на мой взгляд — а почему бы и нет? Ведь, насколько нам известно из истории, богатые в итоге или сами делятся, или их заставляют делиться революционные перевороты, поэтому государство заинтересовано в социально ориентированных компаниях, т. к. они поднимают общий социальный уровень государства.

Для современного российского бизнеса публикация социальных отчетов по международным стандартам не является обязательной, но поверьте, пройдет еще лет пять — и неизбежно встанет вопрос о необходимости введения единого стандарт отчета, основные параметры которого устроят все заинтересованные стороны, а публикация социального отчета станет для компаний такой же обязательной, как подготовка финансовой отчетности.

Внешний социальный отчет позволяет производить общественную оценку влияния компании в сравнении с принятыми стандартами и ожиданиями, учитывать сохранение персонала; улучшает восприятие компании среди ее персонала, работает в рамках системы управления рисками компании, влияет на поддержку положительной репутации, поддерживает созданную корпоративную культуру, формирует лояльность потребителя.

Корпоративная социальная отчетность оценивается независимым аудитором, который проводит соответствующий анализ эффективности социальных программ. Такая оценка дает гарантию третьей стороны в том, что опубликованные в отчете сведения достоверны и не являются рекламой. В последнее время все большее распространение получают стандартизированные формы отчетности. Готовя свои отчеты в соответствии со стандартами, получившими международное распространение, компания может претендовать на то, что созданный документ будет одобрен независимым аудитором, имеющим соответствующий сертификат.

Источник: http://www.hr-journal.ru/articles/ov/Vneshnjaja-socialnaja-otchjotnost-kompanii-mezhdunarodnye-standarty.html

Начать дискуссию

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
1
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс