Экономика России

Быстрее, выше, дороже!

Олимпиада — спорт высоких маркетинговых достижений. Десять глобальных спонсоров зимних Игр в Сочи потратили в общей сложности $1 млрд, чтобы дотянуться до аудитории в 2 млрд человек. Стоило оно того?

Олимпиада — спорт высоких маркетинговых достижений. Десять глобальных спонсоров зимних Игр в Сочи потратили в общей сложности $1 млрд, чтобы дотянуться до аудитории в 2 млрд человек. Стоило оно того?

За последние двадцать лет стоимость пакета глобального спонсора Олимпийских игр возросла более чем в три раза и достигла примерно сотни миллионов долларов. Чем так притягателен для крупных транснациональных компаний статус ТОР (аббревиатура от англ. The Olympic Partner), понятно без долгих объяснений: он позволяет добиться узнаваемости бренда на всех рынках разом, выстраивает в умах потребителей прочную ассоциацию бренда с духом олимпийских соревнований и — что немаловажно! — лишает прямых конкурентов возможности демонстрировать свои рекламные ролики в трансляциях Игр, поскольку пакет предполагает эксклюзив спонсора на определенную товарную категорию. В этом привилегированном клубе состоят компании, которые имеют многолетние контракты с Международным олимпийским комитетом. В Сочи эту олимпийскую «десятку» представляли Coca-Cola, Atos S.A., Dow Chemical, General Electric, McDonald’s, Omega, Panasonic, Procter & Gamble, Samsung и VISA. Уровнем ниже находятся национальные партнеры (в Сочи это были «Аэрофлот», Bosco, «МегаФон», РЖД, «Роснефть», «Ростелеком» и др.) и официальные поставщики. Информация о размере их контрактов с МОК не разглашается, однако сведущие люди говорят, что первые заплатили по $45 млн и более, а вторые — в пределах $15–30 млн (частично — в виде товаров и услуг). Примечательно, что именно эти нижние уровни традиционно обеспечивают олимпийскому движению спонсорские сборы в объеме, который почти в два раза превосходит совокупный взнос глобальных партнеров.

2014-04-olympics-01

С ценой все более или менее понятно, а вот как обстоят дела с ROI подобных маркетинговых вложений? Как и положено в спортивном маркетинге, сам факт спонсорства зрелищного мегасобытия еще ничего не гарантирует. А его результаты могут на первый взгляд выглядеть парадоксально.

Любопытная картина, например, сложилась по итогам летней Олимпиады в Лондоне в 2012 году. Как установило исследование компании Interbrand, бренды глобальных партнеров Игр Dow Chemical, Atos и General Electric у подавляющего большинства аудитории (90% респондентов) так и не начали ассоциироваться с Олимпиадой. В то же время бренд Nike, не имевшей никакого отношения к спонсорству, на уровне ассоциаций «связался» с Олимпиадой в головах у 28% опрошенных. Тогда Nike обошла по этому показателю даже такого испытанного бойца рынка FMCG, как Procter & Gamble, имевшую статус глобального партнера Игр (результат P&G — 27%). Наиболее высокие показатели ассоциации бренда с Олимпиадой тогда были у Coca-Cola (65%) и McDonald’s (64%), и достигнуты они благодаря десятилетиям инвестиций в олимпийский маркетинг.

Как заработать очки на мероприятии, официальным спонсором которого не являешься? О, это отдельное направление в маркетинге, которое развивается уже не первое десятилетие. Оно получило название «маркетинга из засады» (в оригинальном английском звучании — «ambush marketing»). Промышляют им не только нахальные новички, но и вполне респектабельные бренды. Разумеется, стараясь держаться при этом в рамках закона — ведь все, что связано с символами олимпиад, чемпионатов и проч., обычно надежно прикрыто зонтиком из зарегистрированных товарных знаков. Но разве мало креативных обходных путей?

Один из наиболее «дерзких» случаев «маркетинга из засады» произошел во время все той же лондонской Олимпиады два года назад. Сеть спортивных тотализаторов Paddy Power разместила по городу рекламу, в которой утверждала, что является «официальным спонсором крупнейшего атлетического мероприятия в Лондоне в этом году». Оргкомитет Игр, разумеется, потребовал снять эту рекламу, поскольку в числе спонсоров Олимпиады компания не значилась. Однако сеть тотализаторов отстояла через суд свое право презентовать себя именно так, как было указано на ее билбордах. Дело в том, что в бургундской деревушке под названием Лондон ежегодно проводятся шуточные забеги местных жителей («атлеты» при этом держат перед собой на ложке яйцо, цель — добежать, не уронив его). «Событие» для тех мест действительно «крупнейшее», а сеть Paddy Power совершенно неслучайно и очень вовремя сообразила стать его официальным спонсором. Все необходимые документы, подтверждавшие это, прилагались.

2014-04-olympics-03

Разумеется, есть и менее экстремальные приемы «маркетинга из засады», когда компании пытаются, не прибегая к спонсорству, создать ассоциацию между своим брендом и Олимпиадой. Например, раздают идущим на соревнования болельщикам футболки, раскрашенные в цвета национального флага, со своим логотипом. Или активно используют спортивную тематику в маркетинговых коммуникациях — хотя и не задействуют при этом напрямую олимпийские символы. Так, сеть предприятий быстрого обслуживания Subway во время зимних Игр в 2010 году демонстрировала ролики, в которых американский чемпион по плаванию Майкл Фелпс совершал посуху «заплыв» через всю Северную Америку «туда, где этой зимой будет главное событие». Игры прямо не упоминались, но и без того зрителю было понятно, что пловец направляется в олимпийский Ванкувер. Как ни протестовал официальный партнер Олимпиады McDonald’s, но никаких формальных поводов для запрета рекламы конкурента у него не нашлось.

Американская исследовательская компания Global Language Monitor (GLM) на протяжении шести лет рассчитывает с помощью двух десятков параметров «Индекс причастности брендов». Самая удивительная часть индекса как раз касается результатов спортивного маркетинга. Причем в этом случае GLM подводит итоги сразу в двух отдельных «зачетах» — среди официальных спонсоров мероприятия и среди последователей «засадного» маркетинга. Промежуточные результаты по Сочи-2014 уже опубликованы (см. таблицу), и они таковы: «неолимпийцам» сплошь и рядом удавалось лучше связать свой бренд с Олимпиадой в восприятии зрительской аудитории, чем «олимпийцам». Philips с отрывом обошел официального партнера — Samsung, Pepsi — Coca-Cola, а IBM — Atos. Что за незадача? Может, методика хромает?

2014-04-olympics-02

Давайте зайдем с другой стороны: проанализируем показатели интереса к брендам-спонсорам с помощью такого популярного и проверенного инструмента, как Google Trends. В этом случае корректнее сравнивать по количеству поисковых запросов пользователей только B2C-компании. Результат можно увидеть на приведенном здесь графике, и в целом он таков: пики интереса к Олимпийским играм никак не влияют на интерес к их спонсорам.

Итак, как показывает практика, размер взноса и статус спонсора куда менее важен для выстраивания ассоциации бренда с Олимпийскими играми, чем инвестиции в поддерживающие Олимпиаду маркетинговые активности.

Успехи «маркетинга из засады» еще раз доказывают: для бренда важнее не столько официальное спонсорство спортивного мегасобытия, сколько маркетинговые активности компании в связи с ним

Все это, однако, совсем не означает, что олимпийское спонсорство для компаний — это выброшенные на ветер деньги. Даже для тех, что работают в сфере B2B. Казалось бы, глобальные официальные партнеры вроде Dow Chemical и Atos практически никак не используют своих возможностей по эксклюзиву на олимпийские маркетинговые активности. И тем не менее они регулярно продлевают контракты на спонсорство на несколько олимпийских циклов. Дело в том, что Олимпиада предоставляет уникальные возможности для налаживания контактов на самом высшем уровне — во власти и в крупном бизнесе. Например, Dow Chemical планирует получить заказов почти на миллиард долларов, и, как заявила недавно вице-президент компании по олимпийскому маркетингу (да, в руководстве химического гиганта есть такая должность!), это на 100% оправдывает вложения в Игры. Кроме того, благодаря Олимпиаде компания получила возможность организовать уникальную развлекательную программу сразу для тысячи своих клиентов, общий объем заказов которых составляет $30 млрд. General Electric также не жалуется на неэффективность спонсорства. С 2006 по 2012 год она получила от городов — организаторов Игр заказов на сумму, превышающую миллиард.

Словом, Олимпиада для крупных бизнес-игроков — больше, чем маркетинг. Это часть общей долгосрочной стратегии, от которой не ждут быстрых результатов.

2014-04-olympics-04

Начать дискуссию

Общество

Туристы могут поехать в Таиланд на 60 дней без визы

Временный порядок безвиза сроком на 90 дней закончит действовать 30 апреля, но с 1 мая российские туристы смогут находиться в Таиланде без визы 60 дней.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как бухгалтеру не выгореть на работе. Советы экспертов

В бухгалтерской профессии сочетаются высокие требования, строгие сроки и требование к точности, что может привести к выгоранию. Вот несколько советов, как бухгалтерам избежать выгорания и поддерживать свое благополучие:

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот. Такое послание получил персонаж одного классического произведения. Мы в классики не стремимся, но можем перефразировать: «Если время и деньги дороги вам, держитесь подальше от контрагентов у которых есть критерии однодневок с высоким уровнем риска».

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска
Лучшие спикеры, новый каждый день

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

6
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Экономика России

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Многодетные семьи

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Ведение бизнеса

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру