Управление персоналом

Ищите неравнодушных людей с активной жизненной позицией

Есть мнение, что бизнес должен активно участвовать в формировании заказа на структуру профессиональных кадров. Вдумайтесь: продолжительность обучения в ВУЗе составляет примерно пять лет, что является довольно длительным сроком для нашего динамичного времени. Примерно за этот же срок происходит серьезное обновление производства, меняется спрос, появляются новые технологии.
435 0

Чего желает бизнес от высшего образования «здесь и сейчас»?

Есть мнение, что бизнес должен активно участвовать в формировании заказа на структуру профессиональных кадров. Вдумайтесь: продолжительность обучения в ВУЗе составляет примерно пять лет, что является довольно длительным сроком для нашего динамичного времени. Примерно за этот же срок происходит серьезное обновление производства, меняется спрос, появляются новые технологии.

Вряд ли бизнес способен формировать кадровый заказ на пятилетку и больше. Отчасти, двухуровневая модель образования дает возможность во время магистратуры получить «тонкую настройку» для узкой профессиональной специализации.

На сегодняшний день от высшего образования бизнес ждет, помимо академических знаний, связки с практической деятельностью, то есть любой студент должен представлять, каким образом полученные им фундаментальные знания будут превращаться в рабочий инструмент.

Почему сегодня так сильно недоверие у бизнеса к «корочкам» даже престижных вузов?

Спорный момент. Конечно, работодатель выбирает, в первую очередь, сотрудника, способного внести вклад в достижение бизнес-целей, а не его документы об образовании.

Однако, при прочих равных условиях, предпочтение отдается профессионалам с дипломом хорошей бизнес-школы. Образование может многое рассказать о потенциале кандидата, поскольку конкурсный отбор в престижную бизнес-школу — жесточайший, требования в процессе обучения к студентам — высочайшие, при этом конкуренция продолжается в течение всех лет обучения.

Как студентов все-таки не только научить знаниям, но и принять или привить стандарты (8-12-часовой рабочий день, добросовестность, лояльность работодателю и т. д.), и вообще — навыки трудиться?

Часто встречаюсь с мнением, что выпускники слабо ориентированы на увеличение доходов путем упорного труда. Они хотят «все и сразу»: поменьше работать, больше получать. А о таких понятиях, как добросовестность и приверженность компании, даже не задумываются.

На самом деле вопрос неоднозначный: добросовестность и трудолюбие закладываются в семье и проявляются в отношении к труду на всех этапах становления личности.

А привить стандарты корпоративной культуры Компании, сформировать лояльность и приверженность к ней можно лишь при тесной системе взаимодействия ВУЗа и бизнеса.

А что делать с преподавателями-носителями вчерашних (без кавычек) знаний?

Преподавательский состав — это вопрос кадровой политики высших учебных заведений. Отрадно, что существуют ВУЗы, которые привлекают к себе функциональных экспертов из Компании (руководителей или специалистов) для разовых или системных лекций. Это двусторонне полезный процесс, позволяющий бизнесу вовремя заметить инновационную составляющую образовательной деятельности, а ВУЗам дает возможность соответствовать актуальным направлениям развития бизнеса.

Итак, каков, на Ваш взгляд, «идеальный» выпускник вуза (знания, навыки, культура, устремления, креативность, адаптивность...)?

Под «идеальным выпускником» мы понимаем желательный образ, отражающий совокупность личностных и профессиональных компетенций, которые соответствуют требованиям бизнеса. Многое зависит не от знаний.

Любой работодатель сейчас ориентирован на приоритет социальных знаний, так называемых «soft skills». Точнее, идеальный выпускник должен быть командным игроком, эрудированным и креативным коммуникатором, одновременно уметь работать с аналитической информацией, расставлять приоритеты, конвертировать знания в конкретные проекты, решения и быть ориентированным на результат, а не процесс.

Многие компании просто «перебирают» выпускников вузов без опыта работы, «как перчатки», пока не находят приемлемых... А есть ли иные варианты?

Многие компании предпочитают брать студентов на временную, а иногда и постоянную работу после прохождения практики. Обоюдная выгода этого решения очевидна. Выпускник (или еще студент) получает возможность одновременно проходить практику и учиться азам профессии.

В идеале еще в период обучения студент должен практиковаться по своей специализации. Во-первых, это дает возможность любому студенту судить о правильном выборе своей специальности. Во-вторых, студент сможет понять, хочет ли он этим и дальше заниматься в своей жизни и подходит ли ему та или иная компания по своему корпоративному стилю, атмосфере, психологическому комфорту. Я отдаю предпочтение стажировкам, поскольку это реальный практический опыт, проверка для студента и для работодателя. Процент попадания после таких стажировок в Компанию, наверное, небольшой, но это и хорошо, поскольку любой работодатель «снимает сливки» из числа желающих прийти на практику, — тем самым побеждает сильнейший.

Вы «издалека» видите в выпускнике «вашего» сотрудника, или все не так просто?

Не всегда. Перед принятием правильных управленческих решений при трудоустройстве кандидата проводится многоэтапная планомерная работа по подбору, отбору, оценке будущих сотрудников. И в этом мне помогает команда профессионалов.

Как НЕ стоит «муштровать», адаптировать и обучать вашим правилам новичков?

По моему мнению, к любому процессу нельзя относиться не системно, а когда речь идет об адаптации новичков — этот процесс нельзя пускать на самотек. Данное направление должно быть строго выстроено и проходить систематично. При организационной адаптации нельзя использовать методы «муштрования», так как она основана на понимании и принятии новым работником своего организационного статуса и существующих механизмов управления. А этого можно добиться только на добровольной основе. Это также относится и к принятию новых норм взаимоотношений в коллективе, и к пониманию корпоративной культуры.

А сложился ли у Вас стереотип — «хорошие» вузы, «никакие», «непонятные», «отличные»? Или все же только реальная работа выпускника может «раскрыть» его?

Я обращаю внимание на официальный рейтинги ВУЗов с целью мониторинга внедрения новых подходов к образованию и развития инновационных проектов. Я считаю, хорошим примером является тот ВУЗ, в котором налажена взаимосвязь с отраслевыми компаниями, где стараются обеспечить развитие студентов: прохождение производственной практики, участие во всевозможных выставках, конгрессах и пр. Но при этом «огранка» выпускника как специалиста зависит напрямую от его личных усилий.

А ведь многие самые успешные бизнесмены — «недоучки»... Так может и всем не стоит «грызть гранит знаний»?

Вряд ли я смогу однозначно согласиться с этим высказыванием. Но уверена в том, что успех в любой деятельности сопряжен с немалым трудом и усилиями. А любое развитие подкреплено знаниями, поэтому каждый человек, ориентированный на успех, не должен останавливаться на достигнутом.

У каждого бизнес-лидера свой путь успеха, иногда нестандартный, но, в любом случае, это неравнодушные к своей деятельности люди с очень активной жизненной позицией.

Автор: Ирина Тамбовская, директор по организационному развитию и управлению персоналом «Ростелеком Северо-Запад»

Начать дискуссию

Как предпринимателю не подставить себя перед налоговой

Предприниматели часто по незнанию допускают бухгалтерские ошибки, которые ведут к печальным последствиям: штрафам, доначислениям, пеням и даже закрытию бизнеса. Рассказали в статье о четырех самых актуальных правилах, которых следует придерживаться в сегодняшних реалиях и что предпринять, если их нарушили.

Как предпринимателю не подставить себя перед налоговой

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Для НКО продлят пониженные тарифы страховых взносов

Минфин предлагает на 2 года продлить пониженные тарифы страховых взносов, которые могут применять некоммерческие организации.

Принят закон о свободном доступе провайдеров в многоквартирные дома

Теперь жители могут свободно выбирать нужного им провайдера и заключать индивидуальный договор.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Расходы на ремонт служебных автомобилей выросли на 25%

Общая сумма госконтрактов по ремонту и обслуживанию автомобилей выросла до 30 млрд рублей, а число торгов увеличилось на 5%.

УСН

Минфин: при торговле через маркетплейсы на УСН агентское вознаграждение тоже идет в доход

При УСН есть закрытый перечень доходов, которые не учитывают для налогообложения. Эта норма не предусматривает уменьшение доходов принципалов на вознаграждение, которое они платят агентам.

Основные изменения по НДС в 2023–2024 

Большинство последних новаций по налогу на добавленную стоимость являются «отраслевыми». Поправки касаются застройщиков, экспортеров, рестораторов, туроператоров, продавцов детских товаров и даже перекупщиков б/у авто. В статье собрали для вас самые важные изменения на 2023–2024 гг.

Основные изменения по НДС в 2023–2024 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Будут изменения по имущественным налогам: обзор от ФНС

В НК внесут поправки, направленные на повышение эффективности налогообложения имущества.

Верховный суд РФ может изменить практику назначения выездных налоговых проверок

Мнение налогового адвоката о судебном иске к ФНС о незаконности налоговой проверки.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
4
52

Бухотчетность составляют в тысячах рублей. Опрос про ошибки из-за округлений

До 1 апреля компании должны сдать бухотчетность за 2023 год.

156
Кадры

Четверть компаний отказывают в найме соискателям с долгами

Чаще всего кредитную историю проверяют у менеджеров по работе с клиентами, специалистов по продажам и закупкам.

79

💥Госзакупки. Как компании не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Компания выиграла тендер на госзакупку, но по каким-то причинам не смогла выполнить контракт — это прямая дорога в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Расскажем, какие аргументы и обстоятельства помогут избежать реестра, сохранить репутацию и деньги компании. Забирайте подсказки от редакции.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
7
131

В сервис «Прозрачный бизнес» ФНС добавила спецрежим ИП. Пользователи: наконец-то! + опрос

Теперь через сервис ФНС «Прозрачный бизнес» любой желающий может узнать, какие специальные налоговые режимы применяет ИП.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Нашлась биржа, которая сфокусируется на IPO попавших под санкции промышленных компаний

СПБ Биржа начала заниматься IPO российских промышленников, попавших в те же санкционные списки, что и СПБ Биржа.

Шведский бизнес Avito переехал в Калининградскую область

Шведская компания Avito AB провела редомициляцию и теперь будет зарегистрирована как международная компания в специальном административном регионе.

Как предпринимателю выйти из операционки: пошаговая инструкция

Сосредоточение в своих руках всех процессов, желание все сделать самому — проблема многих предпринимателей. В результате попытки охватить все не остается времени на разработку новой, более продуктивной стратегии. Чтобы разгрузить себя и заниматься более глобальными бизнес-задачами, владельцу бизнеса нужно научиться делегировать.

Как предпринимателю выйти из операционки: пошаговая инструкция
30
Отпуска

Сотрудник не может переносить отпуск, если у него заболел ребенок

Продлить или перенести ежегодный оплачиваемый отпуск разрешено только если заболел сам сотрудник, а не его ребенок.

Как исправить ошибку в уведомлении по ЕНП в 2024 году. Когда налоговая не начислит пени

Налоговики не всегда начисляют пени из-за ошибок в уведомлениях по ЕНП. Но в интересах бизнеса их всё-таки исправить. Подробно и на конкретных примерах рассказали, как это сделать.

Как исправить ошибку в уведомлении по ЕНП в 2024 году. Когда налоговая не начислит пени

Песков: нейросети в руках недобросовестных людей — еще одна большая угроза

Заместитель руководителя администрации президента РФ, пресс-секретарь В. Путина Дмитрий Песков заявил, что нейросети в руках недобросовестных людей или террористов могут стать грозным оружием.

👫 На одну штатную единицу можно принять двух полставочников. Эксперт: запрета нет, и Верховный Суд это косвенно подтверждает

Ранее Роструд заявлял, что одну должность не могут делить между собой два человека по полставки каждый, должно быть 2 должности. Теперь поступили новые вводные.

376

Интересные материалы

Шестиугольник управления проектами. Что это такое и для чего нужен

Управление любым проектом представляет собой многоуровневый процесс, имеющий множество составляющих. Как минимум он включает в себя планирование, мотивацию, материальное и прочее обеспечение, а также контроль исполнительных процессов.

Шестиугольник управления проектами. Что это такое и для чего нужен
1
27