Клерк.Ру

Орел или решка: выбор правильного решения в трех типах ситуаций

Особенности целей диктуют способ их достижения. Так, могут сложиться ситуации, разрешение которых связано с выбором одного из типов действий: решение принимать или не принимать (по принципу «делать или не делать»); решение с двумя вариантами достижения цели; решение с тремя и более вариантами. Для каждого из них есть верный вариант нахождения правильного решения.

Особенности целей диктуют способ их достижения. Так, могут сложиться ситуации, разрешение которых связано с выбором одного из типов действий:

  1. решение принимать или не принимать (по принципу «делать или не делать»);
  2. решение с двумя вариантами достижения цели;
  3. решение с тремя и более вариантами.

1. Делать — не делать

Решения типа «делать — не делать» встречаются в бизнесе достаточно часто. Например: участвовать в ярмарке или нет, принять на работу претендента или нет. В условиях, когда решение следует принять быстро — предпринимать какие-то действия или нет (вы мучаетесь, не зная, что делать), специалист по психологии принятия решений Ричард Доусон рекомендует бросить монетку. В такой ситуации это действительно наиболее эффективный вариант принятия решений с минимальными затратами ресурсов, усилий и т.д. Если выпадет орел — сделаете одно, если решка — другое.

Если вы не разделяете этого совета, можно прибегнуть к составлениюпроверочной анкеты. Для этого составляете перечень требований (условий) к тому или иному решению и передаете его исполнителям. При отсутствии необходимых требований решение не принимается. Например, при подборе кадров определенной специальности анкета может содержать такие требования:

  • Стаж работы не менее трех лет, причем один год по данной специальности.
  • Поездки в командировки не менее четырех раз в год.
  • Согласие на зарплату без претензий к администрации.
  • Хорошее физическое состояние здоровья.
Суть метода принятия решений «по оценке количественных показателей»состоит в следующем. В правой стороне таблицы указывается группа положительных факторов принятия решений, в левой — отрицательных. Каждый из факторов оценивается в баллах от 1 до 10. По каждой из групп определяется общая сумма баллов и среднее ее значение. Далее средние величины сравниваются. Решение принимается, если среднее значение положительных факторов превосходит, либо наоборот — не принимается, если средняя величина значений отрицательных факторов оказалась выше. В таблице это может выглядеть следующим образом (табл. 1).

📌 Реклама
Отключить

Таблица 1. Оценка факторов принятия решений

№ п/п Положительные факторы принятия решения Оценка в баллах № п/п Отрицательные факторы принятия решения Оценка в баллах
1     1    
2     2    
3     3    
4          
5 Итого баллов (сумма строк) строка 5 5 Итого баллов (сумма строк) строка 5
6 Среднее значение [строка 5] / 4 6 Среднее значение [строка 5] / 4
Аналогичную работу можно выполнять на двух чистых листах бумаги, отдельно по каждой группе факторов, а затем сравнить их. Преобладание положительных факторов определит принятие данного решения, и наоборот — перевес отрицательных факторов снимет необходимость дальнейших действий.

📌 Реклама
Отключить

2. Решение с двумя вариантами

При решении с двумя альтернативами (правда, они не столь распространены) следует глубоко изучить проблему и свести ее к ситуации «делать — не делать». Далее могут применяться и другие способы — например рейтинговая система. Это особенно удобно при недостатке информации. Суть ее заключается в том, что используется тест с десятибалльной системой оценок. Наивысшим баллом (10) оценивается самое положительное отношение. Низкая оценка (единица) присваивается, соответственно, отрицательному ответу. К примеру, для решения об открытии магазина в данном пункте может быть поставлен вопрос для оценки покупателями: «Как вы относитесь к открытию магазина ... в данном месте (оценить баллом от 1 до 10)? Почему вы оцениваете таким образом?» Аналогично может звучать вопрос о качестве обслуживания, предлагаемых товарах и др. Полученные оценки являются основанием для анализа и принятия соответствующего решения.

📌 Реклама
Отключить

Существует метод выбора решений, предложенный Бенджамином Франклином. Он характеризуется тем, что на листе бумаги, разделенной пополам, слева пишется «за» (принятие решения), справа — «против». В течение трех-четырех дней в результате обдумывания решения заносятся доводы соответственно в левую или правую части. По окончании данного срока анализируются записи. Если одному доводу «за» соответствуют два аргумента «против», предложение и аргументы «против» исключаются. Точно так же, если двум доводам «за» соответствуют три «против», все пять исключаются. Таким образом, остается количество сбалансированных аргументов. Если в дополнительные один-два дня никаких суждений не появляется, решение принимается.

3. Решение с тремя и более вариантами

При наличии альтернативных вариантов применяется для выбора решений ианалитически-цифровой метод. Для этого предварительно выделяются наиболее важные признаки решений, которые оцениваются далее по десятибалльной системе в каждом из вариантов. Например, предстоит построить магазин в одном из двух населенных пунктов — А или Б. В каком пункте следует начать строительство? Чтобы сделать выбор, оценим повариантно состояние ряда признаков в каждом из пунктов. Разница в сумме баллов по каждому из вариантов поможет выбрать наиболее предпочтительный. В нашем примере выбор падает на пункт А, где целесообразнее осуществить намечаемое строительство (39 баллов против 32, табл. 2).

📌 Реклама
Отключить

Таблица 2. Выбор вариантов решений

№ п/п Признаки Пункт А Пункт Б
1 Удобство расположения 8 6
2 Состояние дорог 10 8
3 Наличие материально-технической базы 5 5
4 Доходы обслуживаемого населения 6 5
5 Наличие конкурентов 3 3
6 наличие спонсоров 7 5
  Итого 39 32
Как сделать правильный выбор при наличии нескольких альтернатив? Расчет усложняется, но незначительно, и состоит из следующих этапов:

📌 Реклама
Отключить

  1. выделить основную цель решения и частные подцели;
  2. оценить их приоритетность по десятибалльной системе;
  3. установить вероятность достижения каждой из целей («коэффициент приведения») в каждом варианте;
  4. определить общий результат по каждому из вариантов (путем произведения приоритетов целей и вероятности их достижения);
  5. сопоставить варианты и выбрать вариант с наибольшим значением результата.
Процедура расчета оформляется таблицей выбора альтернатив достижения целей приведена в таблице 3.

Таблица 3. Выбор альтернатив достижения целей

№ п/п Цели Приоритетность целей Вероятность достижения Результат
      Варианты Варианты
                     
  Итого   х х х х        
***

📌 Реклама
Отключить

Таким образом, подытожим рассмотренные выше цели, типы решений и методы принятия решений в следующей таблице.

Таблица 4. Методы реализации решений

Характер целей Типы решений Методы реализации
Простые цели Решения типа «делать — не делать» 1) подбросить монету (орел или решка)
2) анкетный опрос
3) оценка количественных показателей
Умеренно сложные цели Решение с двумя вариантами 1) 10-балльная рейтинговая система
2) таблица Бенджамина Франклина
3) аналитически-цифровой метод/td>
Сложные цели Решения с тремя и более вариантами Сопоставление вариантов на основе оценки приоритета целей и вероятности их достижения

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама
Отключить