Банкротство

На высоких оборотах. Почему банкротятся туроператоры

Серия знаковых банкротств, которые потрясли российский турбизнес в июле, в очередной раз ставит вопрос об эффективности существующей системы страхования ответственности туроператоров. Фингарантии, которые все они по закону обязаны иметь, вовсе не обеспечивают возвращения туристам денег за сорванную поездку.

Серия знаковых банкротств, которые потрясли российский турбизнес в июле, в очередной раз ставит вопрос об эффективности существующей системы страхования ответственности туроператоров. Фингарантии, которые все они по закону обязаны иметь, вовсе не обеспечивают возвращения туристам денег за сорванную поездку.

В последние годы с рынка один за другим вылетают старейшие и опытнейшие представители туроператорского цеха, бывшие когда-то зачинателями целых туристических направлений. Симптоматичным для российской отрасли давно стало и то, что тур­операторы выбирают для банкротства середину лета: на годовом пике выручки и перед пиком проплат в сторону контрагентов — отелей и авиакомпаний. «Сейчас на рынке осталось примерно 20–25% компаний, начинавших бизнес в 1990-е годы, — отмечает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). — Старейшие компании не выдерживают конкуренции».

Туроперейтинг на выездных направлениях — бизнес очень оборотистый (средняя стоимость тура — что-то около тысячи долларов) и низкомаржинальный (1–3%). При этом, зарабатывая в среднем лишь $10–30 с человека, туроператор серьезно рискует: каждое непроданное кресло из блока мест на чартере — чистый убыток в $300 и выше, в зависимости от направления. Залезать поглубже в «оборотку» и кредиты и существовать в таком режиме на протяжении многих сезонов — в традициях этого адреналинового бизнеса.

Этот июль не стал исключением: сначала о приостановке деятельности «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами» объявила турфирма «Нева» (год основания — 1990-й), затем — «Роза ветров Мир» (в свое время «отпочковалась» от старейшего частного туроператора в России, основанного в 1988 году — «Розы ветров», и отправилась в самостоятельное плавание). По данным самой «Невы», на момент краха за рубежом по ее линии находилось около 6,3 тыс. туристов, а на будущие заезды было продано еще 17 тыс. путевок. Масштаб деятельности «Розы ветров Мир» был значительно меньше: пострадавших, по предварительным оценкам, около 800 человек. Всем туристам предложено обращаться за возмещением в страховые компании, которые застраховали гражданскую ответственность туроператоров. Но практика предыдущих банкротств показывает: есть риск, что возмещение получат далеко не все — и не все.

Примечательно, что одним из архитекторов ныне действующей системы фингарантий в российском туризме когда-то выступил именно основатель турфирмы «Нева» Владимир Стржалковский. Родом из Ленинграда, бывший офицер КГБ СССР и личный знакомец Владимира Путина, он ушел из бизнеса во власть еще в 1999 году, а в 2004–2008-м руководил Федеральным агентством по туризму. Некоторые представители турбизнеса называли его тогда лоббистом интересов крупных туроператоров в чиновничьем кресле, и именно на его деятельность списывали ряд «странностей» созданной в 2007 году системы фингарантий для туроператоров. «Странности» по большому счету сводились к тому, что фингарантии избыточны и обременительны для небольших туроператоров (например, нишевых) — и притом явно недостаточны, чтобы полностью застраховать ответственность крупных. Российский союз туриндустрии тогда активно выступал против принятия закона о фингарантиях в такой форме. Это даже вызвало размежевание в отрасли: крупные игроки организовали АТОР — собственное объединение (его члены сейчас обслуживают примерно 80% турпотока за рубеж), которое поддержало законодательную инициативу.

Нынешние требования по размеру финансового обеспечения туроператоров (в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности) таковы: 30 млн рублей для тех, у кого оборот по выездному туризму за предыдущий год не превосходил 250 млн, и 12% от оборота по выездным программам, если названный порог был превышен.

Созданный механизм фингарантий оказался довольно медленным. Например, туристу, заранее оплатившему поездку, в большинстве случаев приходится дожидаться официальной даты начала тура, чтобы доказать страховой компании факт неисполнения обязательств со стороны туроператора. Только тогда случай признается страховым и можно подавать заявление на возмещение; после этого страховой компании по закону отводится 30 дней на рассмотрение и принятие решения. Туристы же, которых финансовый крах туроператора настигает уже в поездке, попадают в совсем неловкое положение: их нередко заставляют на месте вновь оплатить отель, авиаперелет, трансфер, за которые не перевел деньги банкрот. Чтобы оперативно решать подобные проблемы, в 2012 году было создано объединение операторов в сфере выездного туризма «Турпомощь» — с принудительным членством и компенсационным фондом, в который туроператоры ежегодно перечисляют взнос в размере 0,1% оборота по своим программам выездного туризма, но не менее 100 тыс. рублей. Кстати, эту «кубышку» впервые за два года распечатали именно для того, чтобы помочь решить проблемы туристам «Невы».

Эксперты называют разные причины банкротства «Невы». Общее падение продаж в отрасли, которое началось еще зимой, снижение курса рубля, ожесточенный демпинг, охвативший рынок, — перечисляет Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата», специализирующегося на услугах туристическому рынку. «Роста рынка не было, так что им не удалось покрыть кассовый разрыв из оборота, — говорит он. — В условиях демпинга чем больше у туроператора клиентуры, тем сильнее растет его долг». Среди клиентов «Невы» традиционно было много госслужащих, чиновников и представителей силовых ведомств, так что, возможно, сыграл свою роль также президентский запрет на отдых за границей для этих категорий. «Думаю, на все это наложилось неправильное квотирование отелей и авиаперевозки менеджментом «Невы», — полагает другой отраслевой эксперт.

Залезать поглубже в «оборотку» и кредиты и существовать в таком режиме на протяжении многих сезонов — в традициях адреналинового туроператорского бизнеса. В этом июле это плохо закончилось для «Невы» и «Розы ветров Мир»

Ответственность «Невы» была застрахована на рекордную по меркам российской туриндустрии сумму — 454 млн рублей. И все равно многие представители отрасли, прикидывая объемы туроператора, склоняются к тому, что этих денег не хватит на выплаты всем туристам: по некоторым оценкам, потребуется раза в полтора больше. Но есть еще одна интересная деталь. Предыдущий договор о страховании ответственности «Невы», который был заключен со страховой компанией «СОГАЗ» (рейтинг надежности — А++), истек за две недели до приостановки деятельности. Новый турфирма заключила с небольшой страховой компанией «Восхождение» (рейтинга не имеет; по данным бухгалтерской отчетности, чистая прибыль в прошлом году — 4,5 млн рублей, уставный капитал — 156 млн). Компания малоизвестна на рынке, а история и миссия «Восхождения» на сайте (милая подробность!) почему-то изложены в стихах: «Стихия ей [компании. — Прим. ред.] досталась не из легких — / Ручательство давать за жизнь и за товар, / А в случае событий у клиента горьких, / Терять с наваром вместе гонорар». В состоянии ли страховая компания выполнить свои обязательства перед туристами «Невы», раз уж пришел такой горький момент потерять «с наваром вместе гонорар»? К моменту отправки в печать этого номера «Бизнес-журнала» представители «Восхождения» не смогли ответить на запрос, было ли перестраховано «ручательство» компании по договору страхования ответственности с «Невой».

В этой связи эксперты вспоминают историю с банкротством туроператора «Капитал Тур» в 2010 году, когда СК «Инногарант» попросту отказалась выплачивать пострадавшим туристам компенсации, предпочтя обанкротиться вслед за оператором.

Фактически крах каждого крупного туроператора показывает изъяны существующей системы фингарантий. А о потерях агентств — розничных партнеров обанкротившихся туроператоров — вообще в непрофильной прессе никто не упоминает. Им нередко приходится либо возвращать деньги клиентам за сорванный оператором тур из собственного кармана, либо судиться с ними.

Громкие банкротства всколыхнули в отрасли новую волну обсуждений механизма фингарантий. Игроки рынка вспоминают прежние идеи, которые обсуждались еще в 2006-м, но не были услышаны лоббистами. «Самое разумное — это страхование каждого проданного тура, наподобие медицинского страхования туристов или ОСАГО для водителей, — полагает Алексей Цыганов, коммерческий директор туроператора «Атлантис Лайн» (входит в наблюдательный совет объединения «Турпомощь»). — В этом случае при покупке путевки туристу сразу выписывается страховка от неисполнения обязанностей со стороны туроператора или авиакомпании. При таком механизме отпали бы все проблемы как с компенсациями пострадавшим туристам, так и с возвратом на родину тех, кто по вине туроператора застрял за границей». Эксперт уверен, что техническая реализация этой идеи будет несложной, поскольку вся необходимая инфраструктура давно существует: сейчас она обслуживает систему медстрахования путешественников (круглосуточные колл-центры, ассист-компании за рубежом и т. д.). «Если туриста не заселяют в гостиницу согласно ваучеру туроператора, ссылаясь на неоплату, то страховщик через своего ассистента просто оплачивает эти расходы согласно страховке, а уже потом разбирается по этому случаю с туроператором, — говорит Цыганов. — При таком механизме решаются все те проблемы, которые не могут решить современные институты по защите туристов — система фингарантий и проект «Турпомощь». Ведь фингарантии сейчас совершенно не обеспечивают покрытия всех претензий со стороны пострадавших туристов, так как их размер не привязан к реальному обороту туроператора». Кроме того, у туррынка много вопросов по поводу состоятельности самих страховых компаний, страхующих ответственность туроператоров. «Давно идет речь о создании некого «клуба» страховщиков, работающих с турбизнесом, для обеспечения коллективной солидарной ответственности за своих членов — либо об обязательном перестраховании рисков по фингарантиям», — считает Алексей Цыганов.

Банкротство турфирмы «Нева» уже в силу ее больших масштабов станет серьезным тестом для системы фингарантий. Насколько цивилизованным окажется уход компании с рынка и сработает ли в ее случае система в штатном режиме? Ждать осталось не очень долго. После этого и можно будет делать вывод, не пора ли корректировать защитные механизмы в российском туроперейтинге.

Наиболее заметные банкротства российского туристического рынка за последние 10 лет

2005

«Трансшоу»

Компания оказалась финансово несостоятельной, потеряв значительные средства из-за демпинга на марокканском направлении в предыдущем сезоне. Владелец «Трансшоу» покончил с собой. Туристов в Россию за свой счет возвращали авиакомпании.

2008

Detour

Компания обанкротилась вместе с головной структурой — турецко-австрийским холдингом Vasco, «дочкой» которого являлась. Сумма претензий, поданных страховому гаранту туроператора, составила 20 млн рублей. Это стало первым серьезным тестом системы фингарантий.

«Вояж-Люкс»

Владельцы компании сбежали с деньгами партнеров и клиентов и с тех пор находятся в розыске. Сумма нанесенного ущерба — $1,5 млн.

2009–2010

Целая серия банкротств туроператоров, спровоцированная снижением турпотока из России. Цивилизованные банкротства (с закрытием обязательств перед партнерами и туристами): Libra Holidays, ArtisSpace, Diva-Travel, GTI-travel. Проблемные банкротства: «ТрансБизнесЛайн», «СКМ-Трэвел», «Капитал Тур». В последнем случае обанкротилась и страховая компания, предоставившая туроператору фингарантии на 190 млн рублей. Сумма непокрытых обязательств «Капитал Тура» перед туристами и контрагентами составила, по разным оценкам, от 200 до 250 млн рублей.

2011

«Лужники Тревел»

После ряда скандалов с партнерами туроператора обанкротили. Обязательства перед туристами и контрагентами исполнены не были.

2012

«Ланта-тур вояж»

В судьбе туроператора, испытывающего финансовые трудности, принял личное участие Владимир Путин. В тот момент он шел на свой третий президентский срок и распорядился, чтобы банк ВТБ выделил «Ланте» кредит в размере $7 млн. Кредит помог облегчить участь 7 тыс. туристов, но самого оператора от разорения в итоге не спас.

«Идеальный мир»

Руководство компании исчезло с деньгами туристов. Впоследствии выяснилось, что «Идеальный мир» фактически не имел никаких фингарантий, подделав документы для включения в Единый реестр туроператоров.

2013

«Асент-Тревел»

Туроператор, столкнувшись в середине лета с катастрофическим снижением турпотока в Хорватию из-за введения виз, приостановил свою деятельность. С рынка компания ушла с минимальным ущербом для туристов и партнеров.

2014

«Инарт-Вояж», «Нева», «Роза ветров Мир».

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру