Учет займов и кредитов

Не сбавляя оборотов

Как расширить корпоративный автопарк, не вытаскивая деньги из оборота.

За последние четыре года объем новых сделок по лизингу автотранспорта в России почти утроился и достиг 323 млрд рублей. Неплохой результат, учитывая, что еще пять лет назад значительная часть потенциальных клиентов была очень слабо осведомлена о таком инструменте, как автолизинг, и его преимуществах.

Автолизинг — одно из немногих направлений российского лизингового бизнеса, которые в последние несколько лет демонстрировали устойчивый рост. В прошлом году увеличение лизинговых продаж в легковом сегменте составило 13,5%, а в грузовом — 33%. И это притом, что российский авторынок в 2013‑м сократился на 5%. В этом году эксперты прогнозируют снижение оборотов лизинга в целом на 5–8%. Но автолизинг движется в противоход рынку и собирается вырасти на 5–10%. В нынешнем своем состоянии российский автолизинг — очень конкурентная отрасль со множеством сильных игроков, что само по себе подразумевает для клиента богатство выбора.

Ко взаимной выгоде

«В последние несколько лет лизинг активно развивался и стал практически столь же узнаваемым, как банковский кредит», — говорит генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов. Сравнение лизинга с банковским кредитом на покупку коммерческого автотранспорта неслучайно. Оба инструмента призваны решить проблему нехватки у покупателя средств, с той лишь разницей, что по условиям лизинга право собственности на автомобиль переходит к лизингополучателю лишь по окончании договора. Говоря о преимуществах и удобствах этих двух финансовых инструментов, как считают в ЗАО «Сбербанк Лизинг», нужно исходить из разницы между кредитными и лизинговыми платежами. В абсолютном выражении платежи примерно одинаковы, но для финансового результата компаний лизинг более выгоден. Дело в том, что юридические лица относят лизинговые платежи в полном объеме на себестоимость, тем самым получая возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль. Используя лизинг, они не отображают свои лизинговые обязательства на балансовых счетах — а значит, кредиторская задолженность предприятия не увеличивается.

В широком смысле автолизинг — это комплекс услуг, который не только включает в себя финансирование покупки автомобиля, но и предполагает полный сервис. В частности, лизинговая компания за определенную плату осуществляет постановку на учет и страхование автомобиля, а в отдельных случаях также предоставляет услуги по проведению ремонтных работ, продлению страховых полисов и прохождению регламентного ТО. Все сервисные расходы при этом включаются в лизинговые платежи, определенные индивидуальным графиком.

Выгоден лизинг и для самих поставщиков и производителей автотранспорта: для них это важный канал сбыта. С помощью лизинга поставщик может ощутимо расширить свою клиентскую базу за счет предприятий, которые не имеют возможности отвлекать значительные финансовые ресурсы на покупку автотранспорта.

«Сотрудничая с лизинговыми компаниями, автодилеры предоставляют им как оптовым покупателям значительные скидки — 10–15%, — поясняет заместитель генерального директора компании «ВЭБ-лизинг» Алексей Сичинава. — Эти скидки проецируются на лизингополучателей, и в ряде случаев даже с учетом маржи компании лизингополучатель может приобрести автомобиль фактически с нулевым удорожанием относительно его рыночной цены».

Победит сильнейший

Почти все лизинговые компании — а их сейчас в России около двух сотен — работают в сегменте автолизинга. В их числе есть и те, что являются дочерними структурами крупных корпораций и банков с госучастием. «Автотранспорт — привлекательный предмет лизинга для лизинговых компаний, — говорит Алексей Сичинава, — поэтому конкуренция в секторе высокая, а в период экономической нестабильности она еще увеличивается, так как сворачивается финансирование менее ликвидных предметов лизинга, более рискованных проектов». В этих условиях, по словам эксперта, сокращается число качественных лизингополучателей — и лизинговые компании вынуждены уделять особое внимание качеству клиентуры и удержанию тех клиентов, кто хорошо проявил себя в процессе сотрудничества ранее.

«Учитывая положительные темпы роста продаж и рост количества лизинговых компаний в сегменте автотранспорта, можно наблюдать примерно одинаковые процентные ставки, сходные условия финансирования и практически идентичные лизинговые программы, в связи с чем борьба за клиента идет уже на уровне сервиса», — говорит Максим Агаджанов.

Дело за малым

Самые активные покупатели автотранспорта в лизинг сейчас — представители малого и среднего бизнеса. На их долю в большинстве лизинговых компаний приходится почти треть сделок. В основной массе это представители торговли, на втором месте — грузопассажирские перевозчики. Начинают набирать обороты строительные компании. Все больший интерес к лизингу проявляют и индивидуальные предприниматели: сейчас практически каждое пятое обращение к лизингодателям поступает от ИП. Для многих из них лизинг становится способом привлечения финансирования, у которого практически нет альтернативы.

Что касается непосредственно транспортных средств, то лизингополучатели, конечно, отдают предпочтение зарубежным брендам — проверенным «рабочим лошадкам» от Renault, Ford, Peugeot, Citroen и Volkswagen. Но и продукция российского автопрома пользуется стабильным спросом: отечественные автомобили ценят за их относительно низкую стоимость и доступность обслуживания в регионах. Меняется в последнее время отношение и к китайской технике: она становится надежнее, число официальных поставщиков увеличилось в несколько раз, да и география их дислоцирования расширилась.

Прежде всего соперничество идет за скорость рассмотрения заявок. Это важно, так как большинство лизингополучателей в сегменте автолизинга — это представители малого и среднего бизнеса, которые не в состоянии надолго отвлекать значительные средства и для которых даже неделя простоя может иметь принципиальное значение. Для ускорения процедуры рассмотрения заявок и заключения сделок лизинговые компании внедряют комплексные автоматизированные системы управления, системы скоринга для оценки потенциальных лизингополучателей на основании статистики предыдущих сделок. Сейчас некоторые компании уверяют, что готовы дать ответ по заявке в течение нескольких часов.

Важную роль в автолизинге стали играть так называемые розничные сделки — контракты на одну или несколько единиц автотранспорта, заключаемые по экспресс-продуктам. В основном, как пояснили «Бизнес-журналу» в пресс-службе компании «Сбербанк Лизинг», эта часть рынка весьма плотно занята несколькими крупными игроками, которые в последние пять лет активно инвестировали в развитие филиальной сети, а также в автоматизацию бизнес-процессов. Без географической близости к клиенту на розничном поле сейчас крайне сложно добиться значимых успехов. А быстрое обслуживание большого потока сделок возможно только при условии оптимизации и упрощения процесса принятия решения и оформления сделки.

ОЛЕГ ЕРШОВ, генеральный директор ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ»

Наш портрет идеального лизингополучателя выглядит так: компания среднего размера с положительным опытом работы на рынке, возраст — 3–5 лет, руководитель — довольно молодой человек 30–45 лет. При этом компания должна обладать прозрачной структурой, в которой легко определить центр закупок, а финансовый закупщик доступен для коммуникаций.

При этом, как считает директор департамента лизинговых продаж компании «ЮниКредит Лизинг» Александр Клюев, для клиента высокая конкуренция на рынке автолизинга дает положительный эффект: новые продукты, быстрое рассмот­рение заявок, дополнительные выгоды при приобретении автопарков и т. д. Но для лизинговых компаний такая ситуация является дополнительной проверкой на прочность. «В борьбе за клиента некоторые используют упрощенные системы оценки клиентов и принимают повышенные риски, что рано или поздно приведет к проблемам с покрытием лизинговых обязательств», — уверен эксперт.

Коронный номер

В условиях роста конкуренции перспективной становится специализация на каком-то одном виде бизнеса. Раньше в одной определенной нише работали, как правило, только отраслевые лизинговые фирмы при крупных производственных предприятиях. «Наша компания специализируется на одном сегменте в силу внутрикорпоративного позиционирования, — говорит Олег Ершов, генеральный директор ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ». — Лизинг — помощь в продажах, один из способов продвижения продукции на рынок с позиционированием «лизинг от производителя». Но теперь ситуация меняется. На рынке есть ряд игроков, выбравших для себя специализацию различной глубины. Прежде всего это компании, специализирующиеся на лизинге авиа- и железнодорожной техники, и кэптивные фирмы при производителе, зачастую ориентированные на обслуживание продаж определенной марки. «Сегодня даже крупнейшие государственные лизинговые компании, работающие во всех сегментах рынка лизинга и являющиеся по сути своей универсальными, начинают позиционировать себя как специализированные», — рассказывает Алексей Сичинава. Специализация нужна для того, чтобы лучше понимать клиента из той или иной рыночной ниши, специфику его работы и специфику рынка, на котором он работает, и, исходя из этого, формировать конкретные финансовые предложения для этих клиентов, налаживать партнерские отношения с теми или иными поставщиками лизингового имущества, работающими в определенной нише.



«Учитывая существенную долю рынка лизинговых компаний, принадлежащих госбанкам, остальным участникам приходится просто искать новые точки роста для своего бизнеса, — считает управляющий директор ООО «Райффайзен-Лизинг» Галина Майер. — Поиск новых ниш приводит к тому, что лизингодатели вынуждены корректировать свои бизнес-процессы под потребности рынка. Это в итоге приводит к разделению и специализации направлений бизнеса внутри компаний». Кроме того, в последние годы производители стали жестче увязывать предоставление льготных условий лизинговым компаниям с объемами продаж продукции.

«Тенденция к более узкой специализации — это один из классических путей развития практически любого рынка, — говорит начальник отдела маркетинга ГК «Балтийский лизинг» Евгений Колесов. — Если на первоначальном этапе большинство компаний работает с широким спектром клиентов и услуг, то в дальнейшем требования рынка по качеству и скорости заставляют специализироваться». Таким образом, большинство игроков начинает переходить от стратегии расширения доли на рынке к стратегии минимальных издержек и дифференциации. Не без дополнительных преимуществ, которые возникают у клиентов в связи с этим.

Кейс

Лучше кредита

Однажды воспользовавшись лизингом, многие предприниматели делают его своим постоянным инструментом для расширения бизнеса. «Для нас автотранспорт — основное средство производства», — рассказывает генеральный директор московской компании «Полиграфспецснаб» Максим Филатов. Его организация занимается пуско-наладкой и ремонтом полиграфического оборудования в типографиях. Легкие коммерческие автомобили нужны для доставки сервисных бригад на объекты. «Мы не могли, да и сейчас не можем изымать оборотные средства для покупки нового автотранспорта, — говорит Филатов. — Делать же ежемесячные лизинговые платежи за автомобили мы способны». Впервые лизинговой услугой он воспользовался в 2002 году. На тот момент компания была клиентом Райффайзенбанка, поэтому выбор пал на его дочернюю структуру — «Райффайзен-Лизинг». В общей сложности за 12 лет компания приобрела в лизинг 25 автомобилей и вполне довольна сотрудничеством. Раньше «Полиграфспецснаб» сам выбирал поставщиков автомашин, но в последние несколько лет доверяет это лизингодателю. «У него более обширная информация по наличию, ценам и более выгодные условия поставок, чем у нас, — говорит Михаил Филатов. — Он имеет хорошие скидки на автомобили». Руководитель «Полиграфспецснаба» считает лизинг более выгодным, чем кредит, в связи с возможностью зачета НДС и уменьшением налога на прибыль компании.

Начать дискуссию

🎉 Новый сервис «Клерк.Консультации»: задайте вопрос эксперту и получите ответ в течение нескольких часов

Если вы столкнулись со сложной ситуацией на работе и нужен срочный совет, то обратитесь к экспертам «Клерка». В течение нескольких часов вы получите подробный ответ с рекомендациями. Выберете пакет консультаций и получите доступ к базе проведенных консультаций — более 20 тыс. ответов экспертов на разные вопросы в вашем распоряжении.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ФСБУ

Правила ФСБУ могут влиять на расходы по УСН

Налоговый учет на бухгалтерский не влияет, а бухучет на налоговый может. Поэтому ряд расходов на упрощенке зависит от того, как их учли в бухгалтерском учете. 

⏰ Уже завтра вы узнаете, как защитить себя при налоговых проверках

Получите советы адвоката и построите эффективную линию защиты своих прав при налоговых проверках.

Лучшие спикеры, новый каждый день
ВЭД

Как вести учет ВЭД в 2024 году: изменения, документация и налоги

Бухгалтерский учет ВЭД фиксирует все действия, которые связаны с экспортом, импортом товаров, капитала или услуг, а также там отражается статус важных документов — это контракты, налоговые и таможенные декларации, инвойсы и т. д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ВЭД

Россия начнет торговлю с Ираном

Страны ЕАЭС будут торговать с Ираном: снимут ограничения на ввоз товаров, а также установят специальный режим для экспортеров.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

Предприятия и ИП — участники алкогольного рынка должны регулярно подавать алкодекларации в соответствующие ведомства. Рассказываем, что это за отчет, как и куда он подается в 2024 году, в какие сроки.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

На этой неделе подписка «Клерк.Премиум» изменилась! В ней теперь есть две бесплатные консультации у наших экспертов и открыт доступ к базе из более чем 20 тыс. уже решенных вопросов. Теперь вы можете сэкономить время на ожидании ответа и найти похожую ситуацию в нашей базе консультаций.

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

Верховный Суд: для ИП из реестра малого бизнеса не положено снижать размер штрафов

Особый порядок определения штрафов для бизнеса из категории «малое предприятие» распространяется только на юридических лиц, а не на индивидуальных предпринимателей.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД

С 2023 года организации и ИП должны уплачивать страховые взносы по гражданско-правовым договорам на случай болезни и материнства исполнителя. Рассказываем, как оплачивается пособие по временной нетрудоспособности таким лицам в 2024 году.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД

При ввозе белорусских товаров надо платить НДС, даже если в Беларуси они необлагаемые

Неважно, какие НДС-льготы есть при реализации товаров в стране ЕАЭС. При ввозе в РФ этих товаров действуют свои правила и свои льготы.

Предварительно известен размер вычета за сдачу норм ГТО

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Про цифровой рубль. Будущее криптовалют в России обещает быть интересным

На прошлой неделе я выступила на конференции посвященной новым технологиям в бухгалтерском деле. Темой моего выступления были криптовалюты и цифровой рубль в частности. Решила поднять эту тему и со своими читателями.

Капитальное строительство разрешат вести без рабочих документов

Кабмин определит перечень строительных работ, которые можно проводить без проектной документации. Это сэкономит застройщикам время и деньги.

Банки

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

Клиенты Модульбанка уже могут выпустить цифровую Маркет Карту мгновенно в личном кабинете банка.

Нужно ли уведомлять сотрудников о начале отпуска, если он вне графика

По общему правилу в отпуск работники ходят по графику, а за 2 недели до его начала работодатель уведомляет об этом. Уведомлять надо и в том случае, если сам сотрудник попросил отпуск вне графика.

Отличие субсидиарки от убытков

Почему кому-то конкурсный предъявляет иск об убытках, а кому-то субсидиарку?Чем они отличаются? Какие последствия наступают для ответчиков по таким искам?

Банки начали тестировать сервис «Знай своего криптоклиента»

Пять банков, Центробанк и Росфинмониторинг участвуют в пилотном проекте по выявлению связей обычных денег с криптовалютой.

Роструд разъяснил, в каких случаях работодатель вправе привлекать работников к работе в выходные и праздничные дни

В каких случаях работодатель вправе привлекать сотрудников к работе в выходные и праздничные дни? Как такая работа должна оплачиваться?

Интересные материалы

Если при расчете налога на прибыль учитывать прошлые убытки, надо хранить всю старую первичку

Пока убытки прошлых лет идут на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль текущего года, документы, подтверждающие этот убыток, должны храниться.