Обучение для бухгалтеров

Планетарная модель системного образования

Устоявшуюся модель подачи учебного материала можно сравнить с размещением обучающихся в полной темноте, где стоящий за трибуной преподаватель день ото дня освещает лучом прожектора части комнаты, и полностью светлой она будет перед экзаменом. Что если сразу осветить все пространство и дать возможность увидеть комнату целиком, изучая в дальнейшем наиболее интересные участки во взаимосвязи со всем остальным? Окружающий мир, любая его система имеют пространственную «планетарную» модель.

Идея непрерывного образования становится все актуальнее. Это, с одной стороны, непрерывность осознания, осмысления себя в окружающем мире, а с другой — создание условий, стимулирующих, мотивирующих постоянную потребность в образовании и возможность ее удовлетворения.

Продолжением принципа непрерывности образования является актуальное сегодня требование его опережающего характера как образования на перспективу, которое не может быть не непрерывным. Оно непрерывно опережает время, забегая чуть-чуть вперед, учитывая тенденции. Оно предполагает умение анализировать, прогнозировать, проектировать, развивая собственный интеллект, энергию, волю.

Работа с содержанием учебной дисциплины для каждого преподавателя — наиболее важный элемент профессиональной деятельности. Актуальность ее повышается в современных условиях. Если раньше кафедра разрабатывала программы, действующие несколько лет, а преподаватель имел возможность, разработав тему, спокойно пользоваться своими лекциями из года в год, то сейчас все изменилось. Дисциплины то укрупняются, то дробятся, приходится составлять новые программы.

В системе дополнительного профессионального образования и того интереснее: преподаватель должен выполнять заказ слушателей на актуальные знания. Он хороший экономист, маркетолог, бухгалтер, юрист — вот его и пригласили почитать лекции. А чего ж не почитать?! Если вместе с тем взять на себя ответственность за качество усвоения информации студентами, слушателями, за их профессиональную подготовку, то не всякий за эту работу возьмется.

Современное образование предполагает ряд конкретных задач, решаемых в работе с содержанием образования.

  1. Формирование самостоятельности обучающегося, умения принимать решения в конкретных ситуациях, брать на себя ответственность за результат собственной деятельности. Это выдвигает требования к учебному процессу: обеспечить тренировку, упражнение в этих качествах. Стало быть, содержание должно быть структурировано так, чтобы дать возможность самостоятельного выбора, индивидуального продвижения и самооценки результата. Это возможно, если программа представлена не в виде тоннеля, по которому только одна траектория — «вперед и прямо», а в виде «планетарной структуры» — так, как устроен мир. Выбирай, поворачивайся, самоопределяйся, принимай решения, доводи процесс до результата и будь ответственным за него.
  2. Преодоление стереотипа «поставить перед обучающимся цель»,который прочно поселился в профессиональном сознании преподавателей. Если поставили, то и стоит, никого не волнуя, как все чужое. Сегодня образовательные технологии предполагают выращивание цели в синергийном взаимодействии преподавателя и обучающегося. Каждый элемент содержания, каждая доза оформляются в модуль, плавно соединяя новую информацию с опорными знаниями в процессе совместных действий.
  3. Репродуктивная подача информации для усвоения ее с помощью механизмов внимания, восприятия, памяти и репродуктивного мышления. Такая модель работы с содержанием не способствует развитию интеллекта, хотя формирует информационную базу для него, называемую памятью. Потому мы так здорово отгадываем кроссворды и теряемся в нестандартных профессиональных ситуациях, где востребовано продуктивное мышление. Такое мышление может развиваться только если в учебных технологиях осуществляется тренинг на создание продуктивного содержания, т.е. порождается продукт — мысль. Мысль рождается в поисках связей, а связи — в системах. Строгая систематизация содержания, его представление в виде матриц, таблиц способствует созданию условий для продуктивного мышления.
  4. Традиционное российское образование с трудом преодолевает путы отождествления с обучением. Приходит прозрение, что одной из составляющих образовательного процесса является процесс развития. От его технологии зависят особенности мышления, тип общения, характер деятельности. Все больше признается, что методы должны быть организационно-деятельностными, должны развивать способности мыслетехнические, коммуникационные и рефлексивные. Увеличение часов на самостоятельную работу студентов предполагает такую ее организацию, при которой студенты будут самостоятельно информацию подбирать, структурировать, перерабатывать под конкретные ситуации, использовать для решения профессиональных проблем.
  5. Постоянное «натаскивание» обучающихся на самооценку полученного результата. Старый стереотип увлечения процессом, усвоенный студентом за 5-6 лет, оказывает ему плохую услугу в его профессиональной деятельности. Ответственность любого специалиста в деятельности распространяется и на процесс, и на результат. Хорошим тренингом для реализации этой задачи является рейтинговая система оценки знаний. Составленный преподавателем совместно с обучающимися «прейскурант» видов учебной деятельности с баллами за каждый из них используется как вознаграждение за сделанную работу. Нормальная модель «заработал — получил» приучает к заинтересованности в труде, прививает уважение к технологичности и эффективности своих действий, в том числе и учебных.

Современные требования к структурированию содержания

1. Системность. Содержание образования — это часть информации об окружающем мире. Это часть внешней информации, предназначенная стать внутренним знанием. Внешний мир состоит из систем, информация о них — тоже информационная система. Системное представление образования предполагает выявление системообразующей и ее расчленение на составные части (элементы системы, подсистемы), каждая из которых рассматривается как новая система.

2. Сопряженность. Системы внешнего мира взаимосвязаны. Информация о внешнем мире состоит из информации о системах и о связях между ними и внутри них. Описание взаимосвязей превращает информацию в поток, т.е. плавное перетекание одной дозы информации в другую. Сопряженность содержания учебного материала позволяет решить проблему разобщенности учебных дисциплин. Умение рассматривать их блоком, четко различая общее и особенное в них, повышает эффективность образовательной деятельности. Сопряженность — это плавный переход от одного элемента системы к другому, от общего к частному, обеспечивающий индивидуальную траекторию продвижения.

3. Целостное восприятие и представление всего объема информации учебного курса. Устоявшуюся модель подачи учебного материала можно сравнить с размещением обучающихся в полной темноте, где стоящий за трибуной преподаватель день ото дня освещает лучом прожектора части комнаты, и полностью светлой она будет перед экзаменом. Что если сразу осветить все пространство и дать возможность увидеть комнату целиком, изучая в дальнейшем наиболее интересные участки во взаимосвязи со всем остальным?

4. Непрерывность обеспечивает преодоление мозаичности в работе с содержанием, которой чревато механическое деление содержания на части — использование блоков, не оформленных в модули. Решение проблемы фрагментарности в подаче информации является важным для обеспечения организованности мышления, сознания.

5. Возможность выбора индивидуальной траектории продвижения в образовании. Окружающий мир, любая его система имеют пространственную «планетарную» модель. Потому каждый при своем перемещении может выбрать собственную траекторию. В образовании это является типичным массовым затруднением для преподавателей и обучающихся. Информации о «планетарных» моделях окружающего мира стараются придать модель трубы, тоннеля, по которым перемещаться можно только вперед и прямо. Выбор направления отсутствует. Можно только перегнать или отстать (что тоже не одобряется, так как создает дополнительную нагрузку преподавателю). Поэтому студентов либо тормозят (наиболее активных), либо подгоняют (менее активных). Неосознанное нивелирование, стремление к общему направлению и темпу — не лучшие факторы для обеспечения индивидуального развития. Если содержание представлено в «планетарной» модели, то в ней можно выбрать свою траекторию продвижения. «Планетарная» модель построения содержания является гибкой и динамичной. Это позволяет обеспечить индивидуальную траекторию продвижения, индивидуальную скорость и максимальную самостоятельность.

6. Актуализация содержания. Если студент (слушатель) не понимает, для чего ему та или иная информация, где и как она ему пригодится, то усвоения не происходит. На некоторое время информация задерживается в памяти, не становясь знанием, и утрачивается. Если же образовательные технологии предусматривают актуализацию (понимание актуальности, важности, значимости), то усвоение информации мотивировано, результативно.

7. Технологичность учебного процесса. Предлагаемый обучающимся алгоритм изучения содержания включает последовательность процедур. Их выполнение воспитывает уважение к технологичности труда: сначала учебного, а впоследствии — профессионального. Работа по алгоритму не является рутинной. Она включает многообразие методов консультирования, отбора и оформления информации, самооценки, способствуя творчеству.

8. Обеспечение продуктивного мышления. Усвоение информации небольшими дозами осуществляется как приращение к ранее усвоенной информации, ставшей собственным знанием. Каждая новая доза информации (если она воспринимается осознанно) требует ответов на вопросы об усвоении: для чего? что? как? Ответы на них нигде не записаны. Они у каждого индивидуальны и являются продуктом собственного мышления. Связь новой информации с ранее усвоенной также способствует продуктивному мышлению. Наконец, самым ценным результатом мышления являются собственные мысли, рожденные в поисках связей между элементами изучаемых систем, подсистем. Они являются новым знанием, творчеством и позволяют пережить состояние инсайта. Таким образом, содержание образования делится на репродуктивное (взял готовенькое и положил в память) и продуктивное (произвел сам интеллектуальный продукт, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием). Это тренинг в человеческом, в творчестве.

9. Обретение навыков коммуникативной деятельности в групповой работе. Как известно, репродуктивное содержание (для усвоения ключевых слов) и продуктивное (для оформления мыслей в тезис) требуют проговаривания. Условия для проговаривания создаются при работе в малых группах. При модульном структурировании и индивидуальном продвижении предполагается оформление результатов своей работы и подготовка сообщения.

10. Развитие навыков рефлексивной культуры. Если человек сам принимает решение, он готов брать на себя ответственность за его выполнение. Осознание собственного результата — это ответственность за него и за процесс достижения. Модульная система обучения создает условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других, что способствует овладению технологией рефлексии.

11. Деятельностный подход обеспечивается возможностью самоопределения, самостоятельностью в принятии решения, создаваемой условиями выбора. Выбор начала продвижения (элемента рассматриваемой системы), выбор направления продвижения — это тренинг свободы и самостоятельности. Таким образом усваивается модель эффективной деятельности:

  • самоопределяюсь (сам принимаю решение и беру на себя ответственность за результат);
  • соблюдаю правила, нормы, критерии деятельности;
  • владею способами деятельности — способен(а) работать с информацией, развиваю способности: мыслетехнические, коммуникативные, рефлексивные;
  • оцениваю результат, сопоставляю с прогнозируемым результатом, т.е. целью, выявляю причины несоответствия.

12. Принцип субъектности. Выполнение всех вышеперечисленных требований предполагает субъект-субъектные отношения между преподавателем и обучающимся. Степень достижения субъектной позиции обеспечивает ответственность за себя, собственную жизнедеятельность, активность, успех и благополучие. Это один из критериев качества образования, которое по современным понятиям определяет качество жизни.

Начать дискуссию

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

1
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?