Умный в гору не пойдет и на море не поедет?

Туристическая отрасль тяжело переживает текущую экономическую ситуацию. В числе ее основных проблем напряженная геополитическая обстановка, рост курсов евро и доллара по отношению к рублю, снижение платежеспособного спроса со стороны населения и, как результат этого, ценовой демпинг. Одни компании относительно спокойно переносят происходящее, зато другие, балансировавшие до настоящего времени на уровне рентабельности, начинают ощущать себя все хуже и хуже. Это ставит перед банками, предоставлявшими кредиты турфирмам, вопрос: с кем еще можно работать, а от кого из клиентов уже следует отказаться?

Год большого взрыва и год последствий взрыва

За период с начала лета 2014 года до 1 января 2015 года более 20 российских туристических компаний приостановили работу, попали под проверки силовых и контролирующих структур или процедуру банкротства. Первой в июле объявила о приостановке своей деятельности одна из старейших отечественных туристических компаний – петербургская «НЕВА». За ней последовали такие крупные фирмы, как «Экспо-тур», «Лабиринт», «ИнтАэр», «Солвекс», «Южный Крест Трэвел». В каждом случае это сопровождалось громкими скандалами: клиенты «павших» туристических фирм застревали на далеких курортах, несли финансовые убытки – в общем, для многих из них отпуск вместо заслуженной и ожидаемой награды обернулся настоящим адом. 

В Российском союзе туриндустрии отметили, что летний сезон в 2014 году был для российской туристической отрасли тяжелее, чем кризисный, 2009 год. По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, возникшие проблемы во многом связаны с геополитической обстановкой, сложившейся в начале года. Обострение международных отношений, а также постоянное введение новых санкций заставили россиян задуматься о целесообразности поездок за границу. Туристы опасались не получить вовремя визу, прогореть на разнице в курсах валют или столкнуться с русофобскими настроениями.

Геополитическая обстановка, точнее, уровень ее накала после проведения референдума в Крыму, оказала свое влияние и по другой линии. Многие российские турфирмы и работающие с ними в пуле авиакомпании брали кредиты в иностранных банках. Но уже весной 2014 года в отношении российских заемщиков стали действовать неявные санкции. Перекредитовываться стало негде, некоторые финансово-кредитные организации закрыли свои двери для российских заемщиком из числа турфирм и авиакомпаний. Результат оказался плачевным.

Поскольку далеко не все негативные факторы, оказавшие влияние на рынок туризма, были изжиты в 2014 году, аналитики не склонны к излишнему оптимизму. По их мнению, череда банкротств турфирм, скорее всего, продолжится. 2015 год, возможно, окажется, не таким взрывным, как прошедший год, но он тоже наверняка будет непростым. В зоне риска находятся операторы, которые заказали длительные чартерные программы. «В этом году следует ожидать резкого падения платежеспособного спроса на услуги выездного туризма из-за девальвации рубля. Кроме того, отрасли нанесен значительный репутационный ущерб из-за прошлогодних дефолтов, что должно привести к некоторому росту доли самостоятельного туризма», – считает директор отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин. 

«По результатам первого полугодия 2014 года можно сделать вывод: самыми популярными направлениями для наших клиентов стали Турция (21% от общего объема продаж), Египет (14%), Греция (8%), Испания (8%), Таиланд (7%), Кипр (6%), Доминикана (4%), Италия (4%), ОАЭ (3%), Болгария (2%)», – рассказывает генеральный ди-

ректор сети агентств «1001 Тур» Сергей Ватутин. 2015 год, по словам эксперта, будет достаточно непростым, но турфирмам, которые успешно доживут до следующего летнего сезона, работать станет легче, потому что число конкурентов на рынке существенно убавится. «В 2016 году мы не ожидаем столь ожесточенного демпинга, как в текущем. Поэтому отдых в некоторых странах, например в Греции, может немного подорожать. Также неизбежно вырастет доля внутреннего туризма», – прогнозирует специалист.

Экономический кризис 2015 года – самое подходящее время осознать, что нельзя бесконечно надеяться на светлое будущее и строить грандиозные планы исходя только из своих желаний. Сложное экономическое положение заставит туроператоров поменять ментальность и охотнее идти навстречу друг другу. Иными словами, эксперты не исключают того, что на туристическом рынке, как это обычно бывает во время кризисов, стартуют процессы консолидации, что, с одной стороны, приведет к укрупнению игроков, а с другой – к снижению уровня конфронтации между ними. Компании будут проводить единую политику по отношению к своим зарубежным партнерам для сдерживания цен. Также возможна совместная разработка программ будущего летнего сезона. 

Кризис доверия или временное охлаждение?

Очевидно, что банки не могли остаться в стороне от происходящего. В течение второго полугодия 2014 года почти все финансово-кредитные организации, работающие с турфирмами, пересматривали свою политику в отношении кредитных рисков. Многие из них ужесточили требования, а некоторые и вовсе приостановили кредитование высокорискованных отраслей, к числу которых, несомненно, относится и туристический бизнес. 

«Многие туристические компании ориентированы на внешний рынок, основные риски таких компаний связаны со снижением клиентопотока и выручки, так как большинство потребителей отказались от заграничных путешествий и выбрали внутренний туризм или дачный отдых. Кроме того, многие туристические компании не имеют достаточно хорошего обеспечения, а беззалоговое кредитование данного бизнеса сейчас практически исчезнет», – уточняет вице-президент, руководитель дирекции корпоративного бизнеса МДМ Банка Максим Лукьянович. 

Заместитель председателя правления Банка расчетов и сбережений Сергей Шамин отмечает: дело не только в том, что туристический бизнес традиционно принимает на себя первый удар любого кризиса (это вполне логично, если учесть, что туристические поездки не относятся к числу товаров первой необходимости). «Если десять лет назад путешествовать по миру без покупки тура могли в основном только очень обеспеченные люди, то сегодня человек со средним уровнем доходов может позволить себе это, причем получит существенную экономию. К таким изменениям туристическая отрасль оказалась не вполне готова, и не удивительно, что именно крупнейшие и старейшие компании не смогли гибко и мобильно перестроить свои бизнес-процессы к новым реалиям рынка», – считает эксперт. Значит, их финансовое положение начало ухудшаться еще до того, как против России были введены санкции и стоимость туров взлетела вверх из-за девальвации рубля. 

Теоретически различные страховые продукты, приобретенные туроператорами, должны были снизить риски, которые брали на себя банки при кредитовании турфирм. Однако, как поясняют эксперты, 2014 год стал годом злоупотреблений со стороны страховых компаний. К тому же выяснилось, что в большинстве случаев размера страховой суммы было недостаточно, чтобы покрыть убытки пострадавшим клиен-там. «В любом случае это не снижает риски банков, так как страхование не покрывает обязательства перед кредиторами», – поясняет Алексей Янин (Эксперт РА).

«Нынешняя серия уходов туристических фирм вновь обнажила проблемы туристического рынка, а последствия остановки деятельности операторов продемонстрировали, что система защиты отечественных туристов требует кардинальных изменений. Страховое сообщество выработало принципы защиты, которые позволят обеспечить финансовые гарантии российским туристам в случае прекращения деятельности операторов и предотвратить новые ситуации, когда размер финансового обеспечения будет превосходить объем резервов страховщика или убытки будут гораздо выше, чем размер приобретенных гарантий. Мы надеемся, что туристическое сообщество услышит нас и повторения подобных ситуаций удастся избежать», – констатирует заместитель директора департамента страхования финансовых рисков и ответственности «АльфаСтрахование» Денис Зенка.

Так или иначе обострение кризиса доверия со стороны банков по отношению к турфирмам осложняет ситуацию. Очевидно, что туроператоры зависят от внешнего финансирования. Неполучение кредита или получение его с опозданием либо в меньших размерах, чем это необходимо для нормального функционирования фирмы, могут привести к серьезным финансовым проблемам, вплоть до прекращения деятельности компании. Данный аспект становится актуальным в период нестабильности. Есть еще банки, соглашающиеся кредитовать туристических операторов, но круг этих «революционеров» узок.

«Несмотря на все трудности, мы продолжаем работать с туристическими компаниями, но при рассмотрении их кредитных заявок упор делаем на изучении и оценке залогового имущества. Устанавливаемая нами процентная ставка зависит от кредитного риска, обеспечения, срока кредита, а не от отраслевой принадлежности компании», – комментирует Сергей Шамин (Банк расчетов и сбережений).

Государство поможет, саморегулирование спасет

Ситуация в туристической отрасли привлекла к себе внимание правительства: отрасль является социально значимой – слишком много в нее вовлечено людей, и недовольство клиентов сразу нескольких крупных компаний, естественно, не могло остаться незамеченным. 

В Кабинете министров считают, что речь идет не столько о плохой экономической и политической конъюнктуре, которая подорвала туристический рынок, сколько о вине самих туроператоров, стремящихся заработать любым путем. Как пояснил премьер-министр России Дмитрий Медведев, проблема в туристической отрасли возникла в том числе в связи с недостатками страхования ответственности туристических операторов. «У нас что получается: сами по себе туристические операторы сильно разрослись, некоторые из них стали очень похожи на МММ. И что бы они ни говорили по поводу уменьшения количества клиентов, отказов, сложностей с перевозчиками, необходимо, чтобы они правильно страховали свои риски», – заявил глава правительства, подчеркнув, что на это нужно обратить внимание при подготовке новой нормативной базы.

Уже сейчас очевидно, что власти страны решили заняться наведением порядка в туристической отрасли. Так, в Госдуму был внесен новый законопроект о туризме. Среди основных поправок обсуждается увеличение финансовых гарантий для туроператоров, отправляющих отпускников за границу, с 30 млн рублей до 50 млн рублей. 

Кроме того, чтобы войти в реестр туроператоров, компания должна будет иметь на счету не меньше 30 млн рублей. Вместо существующего фонда «Турпомощь», оказывающего помощь застрявшим на курортах туристам, могут появиться два других. Поставщики туристических услуг обязаны будут выдавать клиентам на руки все документы, включая проездные документы и ваучеры на размещение, подтверждающие оплату, не позднее чем за 24 часа до отъезда. Кроме того, они будут обязаны при покупке тура напомнить потребителю о возможных страховках, которые стоит оформить перед отпуском.

Речь идет и о совершенствовании механизма саморегулирования отрасли. В частности, предполагается создать многоуровневую систему защиты прав клиентов, причем участие в этой системе должны принимать не только страховщики, но и сами субъекты туристического рынка. Профессиональное сообщество туроператоров должно выработать критерии и стандарты работы на собственном рынке, ограничить выход на рынок недобросовестных участников, в противном случае финансово устойчивым компаниям придется оплачивать их убытки за счет повышенной цены страхования. 

Второй уровень системы защиты должно обеспечивать объединение страховщиков – речь идет о создании перестраховочного пула. Участники пула будут работать только с теми операторами, которых туристическое сообщество будет считать надежными. 

Третий уровень предполагает государственное участие при крайне неблагоприятном развитии событий. 

Вряд ли все эти меры, даже если они будут реализованы в течение 2015 года, дадут быстрый положительный эффект. Понятно, что отрасли предстоит длительный путь восстановления, поскольку доверие клиентов легко потерять, но трудно завоевать. Любители путешествий стали с пристрастием изучать возможности электронных систем бронирования отелей, авиабилетов, аренды автомобилей и поиска электронных путеводителей-навигаторов. Иногда люди организовывают маршруты самостоятельно или через друзей и коллег. По-видимому, подобная практика будет весьма распространенной как в 2015, так и в 2016 году. Постепенно, как считают эксперты, все вернется на круги своя по мере улучшения экономической ситуации и сокращения прецедентов банкротств в отрасли.  

СКАНДАЛ, ПОТРЯСШИЙ ОТРАСЛЬ

Компания «НЕВА», крупнейший многопрофильный туроператор со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге, работала на рынке с 1990 года и являлась одним из учредителей Ассоциации тур-

операторов России (АТОР). В год «НЕВА» обслуживала до 700 тысяч туристов, предлагая им до 50 направлений по всему миру. 16 июля 2014 года оператор объявил о приостановке своей деятельности в связи с невозможностью исполнять обязанности перед туристами и заказчиками. На тот момент за границей находились свыше шести тысяч клиентов компании, еще более 17 тысяч человек уже купили путевки. Ответственность оператора была застрахована в СК «Восхождение» на сумму 454,2 млн рублей, при этом «НЕВА», ранее страховавшаяся в СОГАЗе, сменила страховщика лишь 3 июля. Вскоре ЦБ приостановил лицензию «Восхождения», к которому клиенты компании «НЕВА» уже подали иски на сумму 146 млн рублей. При этом, как разъяснил регулятор, страховщику придется удовлетворить все требования.

Обучающий курс от команды «Клерка»
«Налоговые проверки. Тактика защиты»
Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.
  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.
Записаться на курс за 5 500 руб.