Интернет и IT

Малая облачность

Основной потребитель облачных решений в России сейчас — компании малого и среднего бизнеса, что вполне объяснимо: они более мобильны, быстрее, чем крупные корпорации, принимают решения, для них более очевидна выгода от использования облачной инфраструктуры.

Основной потребитель облачных решений в России сейчас — компании малого и среднего бизнеса, что вполне объяснимо: они более мобильны, быстрее, чем крупные корпорации, принимают решения, для них более очевидна выгода от использования облачной инфраструктуры.

К 2016 году рынок облачных услуг для малого и среднего бизнеса (МСБ) может вырасти до 55 млрд рублей. Как отмечают аналитики Parallels, даже по сравнению с 2013-м, когда совокупный объем потребляемых облачных приложений и инфраструктуры составил 20,5 млрд рублей, размер рынка может увеличиться практически в 2,5 раза.

Аппаратные привязанности

Сейчас, по словам Максима Захаренко, генерального директора компании «Облакотека», до 90% предприятий МСБ-сектора в той или иной форме используют облачные технологии для решения своих операционных задач — будь то IP-телефония с виртуальной офисной АТС, резервное копирование данных, удаленный почтовый сервер или хостинг веб-ресурсов. Однако ИТ-составляющая, обеспечивающая ключевые бизнес-процессы, по-прежнему чаще всего размещается все-таки не на облаке, а в «пыльных серверных и аппаратных» внутри офисов, как называет это эксперт.

Из числа компаний, пока не использующих облачные решения, 46% планируют начать это делать, говорится в недавнем исследовании Market-Visio Consulting и Orange Business Services. По наблюдениям директора по развитию онлайн-сервисов компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко») Александра Куренкова, эти планы остаются актуальными и сегодня, даже с поправкой на кризис. Более того, переход на облачные технологии часто может рассматриваться компаниями как самая что ни на есть антикризисная мера. «Наши исследования спроса среди московских малых и средних предприятий показывают: около 70% из них уверены, что с помощью современных ИТ-инструментов они смогут повысить свою эффективность и больше успевать», — подтверждает советник директора по маркетингу и развитию продуктов МГТС Максим Гарусев.

Отдача от перехода на облачные сервисы чувствуется довольно быстро. «Преимущества в сравнении с традиционным «ИТ из коробки» бизнес видит сразу, — говорит Аскар Рахимбердиев, генеральный директор и сооснователь облачного сервиса для управления торговлей «МойСклад». — Для подключения к облачному сервису не требуется айтишник: он вообще здесь не нужен ни на какой стадии. Облака по природе своей недороги и не требуют какой-то специальной инфраструктуры, кроме подключенного к интернету компьютера».

О растущей востребованности облачных решений, особенно в условиях сложной экономической ситуации, говорит и Ирина Яхина, руководитель подразделения технологических решений Hitachi Data Systems. Она связывает это с тем, что приобретение оборудования и ПО для развертывания каких-либо вычислительных мощностей или инфраструктуры при сегодняшнем курсе национальной валюты становится для небольших предприятий довольно дорогостоящим удовольствием. А вот заказать эти услуги из облака все еще можно по прежним ценам. Особенно незаменимы облака в тех сферах деятельности, где очень важно время вывода услуги или продукта на рынок, так как «облачный подход» позволяет предоставить инструменты и утилиты для этого за считаные часы или даже минуты. «Среди причин перехода в облако представители малого и среднего бизнеса чаще всего называют хорошую масштабируемость, уменьшение временн’ых затрат на работу с ИТ-системами и повышение мобильности пользователей», — говорит Александр Ширманов, директор департаментов R&D и техподдержки Veeam Software.

— Облачные технологии — это только самый свежий софт, — добавляет Сергей Негодяев, управляющий портфелем Фонда развития интернет-инициатив. — Вам не приходится постоянно следить за выходом новых версий с заплатками или каким-то дополнительным функционалом: это ответственность провайдера услуги. Ну и опять же — экономия. Ведь, используя облако, вы переводите свои капитальные расходы в операционные: вместо покупки программно-аппаратных комплексов вы просто используете нужный софт и платите только за это.

По подсчетам компании Parallels, доходность предприятий МСБ растет в среднем на 15% быстрее, если они используют облачные услуги, а исследование Microsoft говорит о том, что МСБ с облаками в два раза быстрее создает рабочие места, чем МСБ без облаков. Новые компании часто с самого начала ориентируются на облачные решения. У существующих же фирм переход на облака происходит медленно, поскольку завязан на цикл обновления ПО и имеющегося «железа». «Думаю, что уже лет через пять мы с трудом найдем малое или среднее предприятие, которое продолжает пользоваться собственным, а не облачным сервером электронной почты», — оптимистично полагает Александр Серебряков, системный инженер F5 Networks.

Дорасти до неба

Облачные продукты становятся дешевле, гибче, «умнее» — и даже начинают обмениваться данными между собой. Однако, по мнению инвестиционного аналитика Prostor Capital Сергея Акашкина, переход в облака происходит слишком медленно: малому и среднему бизнесу сейчас «не до этого». Слишком много других проблем (налоги, бюрократия и т. д.); на вопросы, связанные с ИТ, остается минимум времени. «К тому же подкованных в информационных технологиях предпринимателей в МСБ не так много, как хотелось бы, — сетует аналитик. — Мало кто может с ходу разобраться, чем инсталлируемая на компьютер программа «1С» хуже или лучше облачного «Моего дела».

Глава представительства VMware в России и странах СНГ Александр Василенко предлагает не забывать, что малый и средний бизнес как таковой еще в России не слишком развит. Сейчас в России к этой категории можно отнести только 2 млн компаний, в то время как в США, например, их 20 млн. А ведь это и есть основной драйвер развития облачных услуг.

А еще существует устойчивый стереотип про небезопасность облаков. Развеять его спешат облачные провайдеры.

— Очевидно, что на вопросы информационной безопасности мы тратим гораздо больше времени и денег, чем может себе позволить отдельно взятый клиент, — говорит Аскар Рахимбердиев («МойСклад»). — Главное, что облако невозможно унести вместе с компьютером или испортить. Все данные, переданные пользователем в облако, лежат в зашифрованном виде на серверах — и никто из сотрудников их не видит. К тому же ни одна компания не может обеспечить стопроцентную отказоустойчивость решения, развернутого на своем компьютере. Мы же работаем почти бесперебойно, так как решение параллельно развернуто на нескольких серверах: в случае падения производительности одного из них другие серверы не позволят сервису прекратить работу.

Витающие в SAAS И IAAS

Любопытна статистика использования облачных решений малым и средним бизнесом в России. Как сообщает Владимир Мешалкин, директор центра вычислительных комплексов «Эр-Стайл», по модели «инфраструктура как услуга» (IaaS) потребители чаще всего выбирают облачное хранение (51%) и вычисление (37%). В рамках модели «программное обеспечение как услуга» (SaaS) наибольшей популярностью пользуются облачные системы CRM (29%), ERP (13%), средства для совместной работы (21%) и офисные инструменты (14%). Третья модель — «платформа как услуга» (PaaS) — имеет очень слабое распространение на рынке. По словам генерального директора компании «Клаудсол» Алексея Галаева, это объясняется тем, что она ориентирована в основном на небогатый микробизнес и начинающих предпринимателей. В качестве примера PaaS он приводит популярные социальные сети, на базе которых создается огромное количество мелких интернет-магазинов.

Какие продукты для МСБ сейчас чаще всего оказываются в облаках? По словам Максима Гарусева из МГТС, в первую очередь это универсальные бизнес-инструменты любой компании: корпоративная почта, календарь и планировщик задач. Все чаще в облако «уходят» бухгалтерия, файловые хранилища, системы управления проектами…

К этому списку Александр Шикинов, директор по продажам MANGO OFFICE, добавляет системы взаимодействия с клиентами, решения для коммуникаций и совместной работы, включая виртуальные АТС, видео-конференц-связь и так далее. «Это продукты, для которых преимущества облачного развертывания наиболее очевидны, — поясняет эксперт. — С одной стороны, все они связаны с коммуникациями, которые удобно выносить в облако, так как они легко собирают в единую команду удаленных и мобильных сотрудников и филиалы. С другой стороны, эти продукты вполне универсальны, не очень сильно зависят от специфики конкретного бизнеса. А CRM вместе с телефонией представляет собой основное ПО для малого бизнеса».

— Практически все бизнес-процессы можно наладить с помощью облачных технологий, — добавляет Андрей Тищенко, глава представительства WD в России, СНГ и странах Балтии. — Они позволяют решить сразу несколько задач: хранение и доступ к данным, совместная работа с ПО, аутсорсинг сервисов и даже HR — ведь сегодня управление, например, ИТ-инфраструктурой часто делегируют профессиональным компаниям и набирают на работу удаленных сотрудников.

Незаоблачно

Использование типовых решений и развитие технологий привели к тому, что стоимость облачных сервисов стала вполне доступна даже микробизнесу. «Доступ к услуге «Виртуальный рабочий стол» обходится всего в 450 рублей в месяц на одного пользователя, — приводит пример Александр Куренков («Сервионика»). — При этом пользователю предоставляется облачный пакет наиболее востребованных офисных приложений, антивирусное ПО, архиваторы — все, что нужно для работы».

По опыту многочисленных проектов, финансируемых Фондом развития интернет-инициатив, Сергей Негодяев оценивает затраты небольшой компании на облачные решения в среднем в сумму от 5 до 30 тыс. рублей в месяц — в зависимости от потребностей и необходимого функционала. Минимум в 5 тысяч — это облачная бухгалтерия, бесплатная электронная почта и облачная система хранения. Специфические облачные решения вроде ERP, CRM и других увеличивают расходы до 30 тысяч.

Как сообщает Максим Захаренко из «Облакотеки», полностью облачная ИТ-инфраструктура с терминальными рабочими столами (VDI) для традиционной компании на 10-50 человек потребует около 2–2,5 тыс. рублей на пользователя в месяц за все, включая техническую поддержку. «Начальные расходы на развертывание, настройку и миграцию могут составить несколько десятков тысяч рублей, однако часто они равны нулю и идут бонусом», — говорит эксперт. В любом случае, как отмечает Александр Стулов, глава представительства Riverbed Technology в России и СНГ, стоимость облачных услуг для МСБ постепенно сокращается. Эксперт связывает это как с ростом конкуренции за клиентов, так и со снижением цены на отдельные компоненты, обеспечивающие функционирование облачных сервисов.

Александр Шикинов, Директор по продажам компании MANGO OFFICE

Облачные сервисы особенно привлекательны для компаний, имеющих региональную сеть филиалов. Например, LaFasad разрабатывает и устанавливает под ключ фитостены для помещений. Головной офис находится в Перми, а франчайзинговая сеть охватывает почти все регионы России; это около сотни представителей. Перед руководством компании стояло сразу несколько задач: вести единую клиентскую базу, сохранять историю взаимоотношений с клиентами, контролировать всех региональных представителей и поддерживать единые корпоративные стандарты в компании. При этом новое решение должно было объединять телефонию и управление взаимоотношениями с клиентами и находиться в облаке, чтобы доступ к данным имели все представители.

Компания выбрала нашу облачную CRM MANGO OFFICE по нескольким причинам. Во-первых, мы разрабатывали сервис с учетом недостатков стандартных CRM, наш продукт специально создавался под потребности малого и среднего бизнеса: установка простая и быстрая, не требуется прибегать к помощи консультантов, платить нужно только за используемые опции сервиса и т. д. Во-вторых, CRM MANGO OFFICE «заточена» под отдел продаж и работу с клиентами. Например, есть возможность выстраивать продажи по сценариям и назначать ответственных на каждый этап сделки: в любой момент за дело отвечает только один сотрудник. Это дает возможность избегать потери клиента во время его передачи и двойных коммуникаций, а также анализировать работу конкретного менеджера в ходе сделки.

Сейчас вся клиентская база LaFasad находится в CRM, звонки и письма учитываются автоматически. Руководитель может легко прослушать разговоры представителя из любого региона или посмотреть, как продвигаются дела с важным клиентом. Благодаря этому количество потенциальных заказчиков, которых вносит в базу каждый региональный представитель ежемесячно, возросло почти в три раза. Стоимость привлечения клиента снизилась почти втрое, до 1,5 тыс. руб­лей — в основном за счет уменьшения потери клиентов при первом обращении.

Ирина Яхина, Руководитель подразделения технологических решений HITACHI DATA SYSTEMS

Наша компания в основном работает с предприятиями из сегмента крупного бизнеса. Однако, учитывая общую тенденцию роста «облачного» рынка, можно говорить о том, что доля МСБ на этом рынке будет только расти — как за счет прихода новых поставщиков облачных услуг, так и за счет расширения уже имеющегося ассортимента облачных сервисов. У провайдеров, способных предложить малому и среднему бизнесу правильный набор облачных услуг, по-прежнему будет масса возможностей для извлечения прибыли в этом сегменте. А мы — как поставщик решений для облачных вычислений — можем в этом помочь.

Аскар Рахимбердиев, Генеральный директор и сооснователь облачного сервиса для управления торговлей «МОЙСКЛАД»

Рыночным трендом можно назвать интенсивное появление новых продуктов именно для малого и среднего бизнеса. На сегодня, по нашим оценкам, на этом рынке работают около сотни компаний-разработчиков. Другой тренд —повышенный интерес банков, в том числе из Топ-10, к облачным сервисам для совместной работы с МСБ. Подобными союзами они пытаются расширить свои предложения для клиентов, предлагая не просто кредитные продукты, но еще и подборку инструментов для ведения бизнеса.

Владимир Мешалкин, Директор центра вычислительных комплексов «ЭР-СТАЙЛ»

В сложившейся экономической ситуации для многих компаний малого и среднего бизнеса наиболее насущной задачей становится сохранение бизнеса как такового и максимальная экономия на всем, в первую очередь на непрофильных затратах. А многие компании таковыми, к сожалению, считают ИТ. Снижения издержек на поддержку собственной ИТ-инфраструктуры силами штатных специалистов можно достичь с помощью аренды бизнес-приложений в виде SaaS от поставщиков публичных облачных услуг. Такой подход переведет капитальные затраты в прогнозируемые операционные, что в случае изменений в ведении бизнеса может сократить потери.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.