Экономика России

Разрозненные вагоны

Любой надлежаще индоктринированный в либерализм — веру в благотворность неограниченной свободы личности без оглядки на общество — свято верует, помимо прочего, в жизненную необходимость конкуренции для повышения эффективности любой деятельности. Мол, кто не сможет найти наилучший образ действия — просто выпадет из дела, вытесненный теми, кто поумнее. Соответственно, каждый конкурент из кожи вон вылезет, лишь бы не уступить прочим, а по возможности вырваться вперед.
282 0

Любой надлежаще индоктринированный в либерализм — веру в благотворность неограниченной свободы личности без оглядки на общество — свято верует, помимо прочего, в жизненную необходимость конкуренции для повышения эффективности любой деятельности. Мол, кто не сможет найти наилучший образ действия — просто выпадет из дела, вытесненный теми, кто поумнее. Соответственно, каждый конкурент из кожи вон вылезет, лишь бы не уступить прочим, а по возможности вырваться вперед.

Кто пообразованнее — приведет и примеры. Скажем, на рынке сотовой связи хватает игроков — и тарифы падают, и зона охвата растет, и форматы сигнала совершенствуются. Военное отставание вовсе чревато не только хозяйственной, но и биологической смертью — и оружие совершенствуется на глазах.

Поэтому даже вполне сложившиеся цельные хозяйственные структуры зачастую искусственно дробят ради организации множества конкурентов. Так, Standard Oil разделили на семь независимых нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний — и не одно десятилетие следили, чтобы они не пытались согласовывать свои действия. American Telegraph & Telephone тоже расчленили — и одним из побочных эффектов оказалось изобилие конкурирующих вариантов операционной системы Linux: Bell Laboratories, где ее разработали, не имела права ее монополизировать за пределами собственной деятельности. СССР в 1939‑м вынес в отдельные разработки эскизные проекты истребителей Николая Николаевича Поликарпова И-20-0 с двигателем водяного охлаждения (Анушаван Ованесович — Артем Иванович — Микоян и Михаил Иосифович Гуревич сделали из него удачный высотный самолет) и И-22-0
с двигателем воздушного охлаждения (Александр Васильевич Сильванский — даже несмотря на то, что унаследовал изрядную часть персонала КБ умершего незадолго до того от белокровия Дмитрия Павловича Григоровича, — с доведением эскиза до ума не справился).

Но во всех этих случаях либо процессы вполне однородны (так, нефтеперерабатывающие заводы несложно перенастроить под сырье с конкретного месторождения: заметно отличаются разве что системы уловления вредных примесей вроде серы), либо разработки независимы (те же истребители в СССР в конце 1930‑х создавали два десятка свежеоткрытых КБ — правда, каждый этап проектирования сопровождался отбором наилучших вариантов и включением КБ, создавших худшие, в победившие коллективы, дабы ни крупица опыта не затерялась). Когда же задачи неоднородны и взаимозависимы, либерализм, принципиально не заточенный под исследование многоступенчатых взаимодействий, зачастую дает пагубные советы.

Работа российских железных дорог с каждым годом вызывает все больше негодования. Даже по старейшей и несомненно лучшей из них — Октябрьской, между Москвой и Санкт-Петербургом — перевозится все меньше пассажиров, не говоря уж о грузах. Сейчас строится дублер Ленинградского шоссе — а что еще делать, если старая дорога забита большегрузными фурами до технического предела: дорожные издержки на фуры куда меньше, чем на технически несравненно менее затратный железный путь, да и время в пути автомобильном, невзирая даже на легендарный светофор в Вышнем Волочке (мне пару раз доводилось ждать перед ним по нескольку часов), куда меньше, нежели во вроде бы беззаторном рельсовом сообщении.

Обсуждая наши железнодорожные проблемы, чаще всего упирают на появление высокоскоростных поездов — «Сапсан», «Ласточка», «Аэроэкспресс»… Для каждого из них приходится расчищать окна в расписании — задерживать или вовсе отменять многие другие поезда. Сами железнодорожники признают эту сложность и разрабатывают проекты строительства параллельных путей специально для скоростного движения — как уже сделали многие страны, давно развивающие этот вид перевозок.

Но пока у нас быстрые поезда ходят лишь по немногим направлениям — в основном из Москвы в соседние аэропорты да Санкт-Петербург. Правда, есть «Аэроэкспрессы» еще в нескольких городах, да и «Сапсаны» с «Ласточками» постепенно стали долетать от Москвы до Курска, Нижнего Новгорода, Смоленска, от Краснодара до Адлера… А грузоперевозки замедляются повсеместно — даже на Транссибирской магистрали, где почти на всем протяжении ничего сверхскоростного не вводится и окон для наземных полетов не требуется.

Между тем как раз для улучшения грузоперевозок сделано все положенное по либеральной религии. Еще на заре постсоветского внедрения рынка парк грузовых вагонов (так же жестко, как Петр Великий внедрял табак, известный в России задолго до него, но не нашедший тогда массового спроса) не только юридически отделен от самих дорог, служащих для их перемещения, но и поделен между изрядным множеством независимых компаний. Конкурируй не хочу!

Хотят, конечно, не все. Например, если несколько производителей минеральных удобрений раскупили специализированные вагоны для их перевозки, то каждый предпочтет держать пустые вагоны на заводских дворах, но не предоставить конкуренту для отправки его партии груза. Любому нелибералу понятно: заработок на сдаче вагона в аренду несравнимо меньше, чем на занятии рыночной ниши, расчищенной принудительно.

Но львиная доля вагонов — общего назначения, пригодна для любых грузов. Их владельцы должны из кожи вон лезть, лишь бы переманить к себе побольше клиентов. Изыскивать способы удешевления, измышлять новые услуги…

Измышляют. Изыскивают. Лезут. Оттягивают друг у друга клиентов и даже отдельные заказы. Мощный поток грузов делится на ручейки. А значит, каждый отдельный вагон наполняется медленнее. Вагонов перестает хватать для грузопотока: тот по сравнению с советскими временами заметно упал — но и вагоны простаивают куда дольше. Более того, зачастую они уходят недогруженными: слишком долго пришлось бы накапливать заказы, чтобы использовать весь объем и всю грузоподъемность. В постсоветскую эпоху средняя загрузка вагона упала почти вдвое. Соответственным образом сократилась и пропускная способность дорог, измеренная не в числе вагонов, а в грузопотоке.

Вдобавок в советское время формирование составов и путь их следования можно было продумывать прямо по ходу наполнения: вся информация о пунктах назначения грузов собиралась в единой управленческой структуре. Теперь те же сведения передаются железнодорожникам, как правило, по завершении сбора вагоновладельцами заказов для каждого вагона, а то и целого эшелона. А чем больше исходных данных и времени для планирования, тем больше шансов оптимизировать план. Цейтнот же практически гарантирует: составы будут комплектоваться далеко не лучшим образом и пойдут долгими путями.

Чем больше пунктов назначения грузов в одном эшелоне, тем чаще придется его останавливать для разгрузки отдельных вагонов, тем сложнее зигзаги маршрута. Насколько я наслышан, средняя длина пробега и число остановок в расчете на один вагон выросли с советских времен раза в полтора. Это опять же переполнение путей и станций, снижение их пропускной способности.

Железные дороги в Соединенных Государствах Америки развивались сходным образом — но еще ярче. Там не только вагонный парк издавна разделен между множеством независимых владельцев, но и сами железные дороги — частные и независимые. Правда, ширина колеи одна — ибо в первые десятилетия их создания весь подвижной состав ввозился из Англии. Но независимый охват обширных территорий множеством проектов привел к тому, что связность дорог крайне низка: слишком часто между близкими пунктами можно проехать лишь далеким кружным путем. Пришлось в годы первой Великой депрессии создать сеть автомобильных дорог уже не только по единому стандарту, но и по единому плану: дальнемагистральные перевозки легли на плечи бесчисленных фур. В Российской империи во времена Александра II железные дороги стали частным делом, но уже его сыну Александру III пришлось вновь национализировать их, дабы создать единую связную сеть.

Естественные монополии потому и естественные, что их искусственное раздробление оборачивается провалом. Не пора ли нам менять либеральную веру, алтарь которой жаждет все новых жертв, на нормальную теорию организации сложных производственных систем?

Примечание

По настоянию автора, названия некоторых государств приводятся в тексте в авторском, а не общепринятом написании.

Начать дискуссию

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

Уточнят нормы НК об НДС 0% при экспорте

Торгово-промышленная палата России (ТПП) предложила исключить двойное толкование норм о международной перевозке с точки зрения налогового законодательства.

За уклонение от исправительных работ будут чаще сажать под стражу

Минюст разработал законопроекты, регулирующие вопрос заключения под стражу осужденных, которые уклоняются от принудительных работ.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на апрель, а также известные дивиденды на май, а то в апреле дивидендов совсем уж мало. Возможно, ещё появятся, ведь начинается главный дивидендный сезон, когда компании начинают выплачивать финальные годовые дивиденды, у многих из которых нет промежуточных.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть

«Утренний бухгалтер» № 5608. Будут изменения по имущественным налогам

Законопроект уже внесен в думу.

УСН

⚡ Срочное разъяснение ФНС: как заполнить уведомление о переходе на УСН

В форме 26.2-1 ювелиры должны ставить код налогоплательщика — 4 но можно и 3.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
9
273
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
352

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

134

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

3
183

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

193
УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
140

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
286

Интересные материалы

IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

3
92