Эффективность управления собственностью через формализацию целей

Если на ранних этапах приватизации обладание собственностью приносило доходы исключительно ее владельцу, то сегодня ситуация коренным образом изменилась. Стало очевидным, что собственность должна "работать" и на общество. В связи с этим все большую актуальность приобретают вопросы управления, формирования его целей, критериев эффективности и оценки состояния предприятия.
1,4 тыс. 479

Тишин И.Н.

Если на ранних этапах приватизации обладание собственностью приносило доходы исключительно ее владельцу, то сегодня ситуация коренным образом изменилась. Стало очевидным, что собственность должна "работать" и на общество. В связи с этим все большую актуальность приобретают вопросы управления, формирования его целей, критериев эффективности и оценки состояния предприятия.

Для частного собственника понятия "эффективно использовать собственность" и "заставить собственность работать" вовсе не являются синонимами. Собственники, занимающиеся инвестициями своего капитала, как правило, не ограничивают себя конкретным видом бизнеса и тем более не связывают свои интересы с интересами отдельного предприятия. Для них важна лишь отдача от использования капитала. Точно так же для собственника не имеет значения, используются его деньги для производства новых товаров или нет. И уж вовсе не волнует его вопрос о том, способствуют ли его деньги подъему экономики в целом.

Но с точки зрения государства в лице его исполнительных или законодательных органов власти подъем экономики является основной задачей, при этом немаловажным является учет как социальных, так и экологических последствий принимаемых решений.

В настоящее время в России помимо государства существуют две основные группы владельцев собственности. Это структуры, успешно поучаствовавшие в разделе госсобственности и создавшие крупные финансово-промышленные группы, владеющие большей частью приватизированной собственности, и мелкие и средние предприятия, которые "поднялись" сами, использовав существующие во время стихийного перехода к рынку возможности для получения сверхприбылей (так называемый "путь развития от бизнеса").

В ходе развития рыночных отношений изменяются уровни получаемой собственниками прибыли. Для обладателей больших объемов собственности, таких как крупные финансово-промышленные группы, можно выделить три основных вида прибыли.

Прибыль, которая получается благодаря самому факту обладания собственностью. Этот вид использовался на ранних этапах приватизации, когда собственность передавалась в частные руки. Получив за символическую плату приносящее доход (или даже не приносящее, но имеющее движимое и недвижимое имущество) предприятие, собственник без дополнительных вложений мог иметь очень "серьезные" деньги.

Второй этап начинается после того, как получение прибыли по предыдущей схеме становится невозможным ввиду изменения внешних условий.

Тогда из собственности начинают извлекать прибыль второго уровня. Помещения сдают в аренду, на территории завода открывают автостоянку или вещевой рынок и т.д.

Третий этап, самый трудный, - извлечь прибыль из собственности, используя ее по прямому назначению. Он наступит только тогда, когда получение прибыли двумя предыдущими способами станет по каким-либо причинам невозможным.

Для коммерческих структур, прошедших классический путь развития от бизнеса, уровней получаемой прибыли два: получение сверхприбылей в условиях незаполненности рынка товарами, отсутствие конкуренции, тотальное уклонение от исполнения законов; снижение прибылей со среднего (или чуть выше среднего) мирового уровня, усиление конкуренции, возрастание давления со стороны административных органов.

Даже поверхностный анализ условий получения прибыли на разных уровнях показывает, что экономическая эффективность, фактически являясь производственной функцией собственности, далеко не всегда осуществляется в виде реального производства товаров и услуг. Другими словами, собственность "не работает" с точки зрения здравого смысла и, тем не менее, используется эффективно с точки зрения ее хозяина.

Главный вопрос, который встает перед государством: как же заставить собственность работать не только на ее владельца, но и на общество? Этого можно достичь только одним способом - сделать так, чтобы хозяева собственности захотели, чтобы она работала.

А захотят они этого только тогда, когда более легкие способы получения прибыли будут исчерпаны.

Если единственным источником получения прибыли станет работающая собственность, тогда понятие "эффективное использование собственности" будет адекватно тому, насколько производительно она работает.

Это произойдет в тот момент, когда закончатся "легкие деньги". Крупные собственники уже сейчас начинают искать способы повышения отдачи от имеющихся у них предприятий, и наступает время управления собственностью.

Управление собственностью начинается с определения критериев того, что будет признано эффективным управлением. Управление всегда субъективно, поэтому критериев эффективности может быть столько же, сколько существует владельцев у всей собственности. Можно выделить несколько основных групп собственников и, соответственно, критериев эффективности управления ею: государственные органы различных уровней; крупные финансово-промышленные группы; фонды и другие подобные организации; независимые акционерные (частные) предприятия.

Собственник может осуществлять управление своей собственностью самостоятельно или делегировать эту функцию другим физическим или юридическим лицам. Если права собственности и права и обязанности по управлению собственностью объединены у одного лица, то, как правило, вопрос о критериях эффективности управления не возникает. Существует распространенное мнение, что в этом случае собственнику все и так видно. Если же собственниками или управляющими являются разные люди, то формальное определение критериев эффективности управления является не только желательным, но и необходимым условием того, что управление будет осуществляться так, как этого хочет собственник.

Формирование критериев и механизма оценки эффективности управления осуществляется сверху вниз, начиная с самых общих целей, которые должен сформулировать владелец собственности.

Наличие четких и однозначно понимаемых всеми заинтересованными сторонами целей позволяет использовать самый простой и самый корректный критерий эффективности управления - достижение поставленных целей.

Основные цели, характерные при коммерческом использовании собственности: увеличение объемов сбыта; увеличение валового объема и нормы прибыли; увеличение доли рынка или выход на новые рынки.

Типичные цели использования собственности в некоммерческих организациях: гарантированное сохранение вложенных средств; целевое использование инвестиций; выполнение условий, сопровождающих предоставление финансирования.

Дальнейшая разработка планов, нормативных показателей, форм отчетности и других документов, без которых будет невозможно объективно оценить качество управления собственностью, должна осуществляться только на основе этих формализованных целей.

Таким образом, первым необходимым условием для формирования критериев и механизма оценки эффективности управления является наличие формализованных целей, которых хочет достигнуть владелец собственности.

Второе необходимое условие заключается в том, что цели должны быть не только формализованы, но и представлены в измеряемом виде. Это значит, что при определении целей должны использоваться не качественные показатели - лучше, дальше, больше, - а количественные характеристики, которые легко поддаются сравнению и оценке. Например, желателен рост объема продаж на 25%, увеличение доли рынка до 10% и т.д.

Таких количественных характеристик не должно быть много, но, являясь ключевыми информативными показателями, они позволят собственнику сделать вывод о том, насколько эффективно осуществляется управление его собственностью.

Они же позволят менеджеру, осуществляющему доверительное управление собственностью, иметь четкие критерии того, что ожидает от него собственник и как будет оцениваться его работа. Эти критерии должны быть положены в основу разрабатываемых бизнес-планов, поскольку они в значительной степени влияют на те процессы и процедуры, которые необходимо реализовать для достижения поставленных целей.

Начать дискуссию

Банки

Клиенты Райффайзенбанка не могут отправить деньги в приложении

Пользователи жалуются, что в приложении Райффайзенбанка не работают денежные переводы по номеру телефона и между счетами.

14

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

❓Что выбрать: переподготовку, повышение квалификации или онлайн-курсы? Разберемся, что подойдет именно вам

Мы сделали разбор по нашим основным обучающим продуктам. Объясним, чем курсы повышения квалификации или переподготовки отличаются от онлайн-курсов. Из поста вы поймете, какое обучение подходит именно вам. Забирайте в закладки, чтобы не потерять.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
28

Обновления Telega.in, и как они вам помогут сделать рекламу еще эффективнее

Это вы удачно зашли — тут про обновления в Telega.in рассказывают.

Обновления Telega.in, и как они вам помогут сделать рекламу еще эффективнее
7
Лучшие спикеры, новый каждый день

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес

Чаще всего собственники и руководители замечают, когда в бизнесе что-то идет не так. Но так как они погружены в решение оперативных задач, то не сразу могут увидеть, что многие вопросы можно решить с помощью автоматизации. В итоге менеджмент борется с симптомами, а проблема остается. Разбираемся, какие признаки говорят о том, что вам пора автоматизировать бизнес.

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес
13

В судах на 60% выросло число дел о применении искусственного интеллекта

Большинство споров связаны с использованием технологии искусственного интеллекта для взыскания долгов, с проблемами по грантам и договорам на разработку IT-продуктов на базе ИИ.

27

Как сделать возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога в 2024: новая форма заявления 

Суммы налогов, которые излишне уплачены в составе ЕНП, по сути переплата в бюджет, они образуют на ЕНС положительного сальдо. Такую переплату можно вернуть на расчетный счет или зачесть в счет будущей задолженности, которая будет сформирована. 

Как сделать возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога в 2024: новая форма заявления 
50
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Директора подразделения «Росатома» арестовали за взятку

Топ-менеджера структурного подразделения ГК «Росатом» заключили под стражу до 26 мая 2024 года. Его подозревают в получении взятки в особо крупном размере.

61

Фиктивная сотрудница, ничего не делая, за год «заработала» более 500 000 рублей

В Сочи направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при трудоустройстве.

123

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Снова в школу

Геометрическое задание на школьные знания внимательность. Бухгалтер, справишься?

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Снова в школу
50

Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

49

😠 Если ИП на УСН «доходы» закроется в январе 2025 года, его вычет на взносы 1% просто сгорит. Бухгалтеры возмущены

Взносы ИП 1% за 2024 год налог по УСН за 2024 год не уменьшают. Они пойдут на уменьшение налога только за 2025 год. Если конечно там будет, что уменьшать.

64

Центробанк снова продлил ограничения на перевод средств за рубеж

Ограничения на денежные переводы за границу будут действовать еще 6 месяцев — до 30 сентября 2024 года.

42
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как бизнесу снизить налоговую нагрузку: 5 законных способов

Каждая компания хочет получать больше прибыли и платить меньше налогов. Но чтобы сделать это законно, нужно знать, какими способами можно снизить налоговую нагрузку на бизнес. 

Как бизнесу снизить налоговую нагрузку: 5 законных способов
39

ФАС требует от Ozon объяснений по введению сбора в ПВЗ

Представители рынка электронной торговли направили в ФАС жалобу на Ozon, который установил сервисные сборы для владельцев пунктов выдачи заказов.

62

Тонкое искусство управления дедлайнами

Ежедневники, блокноты, календари, заметки в телефоне, стикеры, бумажечки и даже тыльная сторона ладони… Все это — инструменты, которые многие используют для фиксирования важных событий и дат. При таком управлении дедлайнами постоянная спешка, опоздания по срокам и недовольные клиенты — неизменные компаньоны. Далее расскажем, как от них избавиться.

Тонкое искусство управления дедлайнами
51

Предприниматели оформили рекордное число кредитов с плавающей ставкой

Число кредитов, процентная ставка которых привязана к ключевой, уже выросла почти до 50%. Бизнес уверен, что ЦБ снизит ключевую ставку, а вместе с ней сократятся проценты по займам.

49
УСН

ИП на УСН «доходы» не нужно заявление на зачет взносов 1%

Срок уплаты взносов ИП 1% с дохода свыше 300 тысяч рублей за 2023 год – 01.07.2024. Но можно не тянуть до последнего, а оплатить уже сейчас.

106

Chanel завершает свой бизнес в России

Компания Chanel решила полностью уйти с российского рынка. Ей могут грозить неустойки по договорам аренды, которые оценивают в десятки миллионов рублей.

176

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать

В малом бизнесе владелец может учитывать все финансовые движения в уме. Однако когда операции разрастаются, а их отслеживание становится сложным, приходит время заняться финансовым планированием.

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать
36

Интересные материалы

НДФЛ

Оплата вынужденного прогула облагается НДФЛ

Если увольнение сотрудника было признано незаконным и через суд он добился восстановления и оплаты вынужденного прогула, то такая оплата – это облагаемый НДФЛ доход.

53