Клерк.Ру

В парк!

В условиях нынешнего дефицита банковского кредитования реального сектора лизинг становится наиболее доступным финансовым инструментом для обновления корпоративных автопарков. Еще одна примета времени: автолизингом сегодня стали пользоваться не только компании, но и физические лица. Правда, на их долю приходится пока меньше процента в общем объеме сделок.

Российский рынок лизинговых услуг ощущает себя ничем не лучше, чем экономика страны в целом. Однако есть здесь сегмент, который показал в 2014 году неплохой результат, — автолизинг. В абсолютных цифрах объем лизинговых сделок в автосегменте составил 331 млрд рублей (в 2013‑м было 323,7 млрд). Увеличилась за год и доля автолизинга в общем объеме лизинговых услуг — с 10 до 16%. Основной рост продемонстрировал легковой автотранспорт, прибавив 25,5%.

Лизинг против кредита

Как отмечает заместитель генерального директора ОАО «ВТБ Лизинг» Анатолий Воронецкий, прошлогодняя положительная динамика обусловлена ростом популярности лизинговых схем в целом в последние годы и, разумеется, внешними экономическими факторами. «Высокая ключевая ставка Центробанка даже при ее текущем уровне в 14% ведет к сворачиванию программ кредитования для малого и среднего бизнеса, — говорит эксперт. — Поэтому сейчас автолизинг стал практически единственной альтернативой кредитного финансирования юридических лиц». Но даже если бы кредитование оставалось доступным, лизинг все равно был бы наиболее выгодным инструментом для приобретения автотранспорта, считает гендиректор компании «Балтийский лизинг» Дмитрий Корчагов. Как и кредит, лизинг не предполагает отвлечения значительного объема собственных средств. Но его преимущество — это возможность оптимизации налогообложения, так как лизинговые платежи можно относить на затраты, что позволяет минимизировать налог на прибыль. Кроме того, лизинг — это ускоренная амортизация (имущество полностью амортизируется за срок действия договора лизинга).

Нельзя сказать, чтобы сегмент автолизинга не понес урона от нынешнего экономического кризиса. Генеральный директор компании «КОНТРОЛ лизинг» Дмитрий Тимофеев перечисляет факторы, которые обязательно скажутся в 2015 году: девальвация рубля, которая привела к значительному удорожанию стоимости автомобилей (в среднем на 20%), падение продаж на авторынке (на 11% в прошлом году, по данным «Автостата»), удорожание стоимости финансирования для игроков рынка из‑за санкций и ограничения доступа к международным рынкам капитала (ставки в среднем выросли на 5,5 процентных пункта). «Учитывая значительно повысившиеся риск-факторы, многие лизинговые компании изменили параметры финансовых продуктов, увеличив средний размер первого платежа и сократив максимальный срок договора лизинга, — говорит генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов. — Да и сами клиенты в условиях неопределенности значительно снизили свою активность». Все это в совокупности, как и временный дефицит автомобилей в дилерских центрах, привело к тому, что в самом начале этого года рынок автолизинга практически «встал». «Сделки были единичными, условия большинства лизинговых компаний — фактически заградительными», — констатирует Дмитрий Тимофеев. Впрочем, ненадолго: уже в феврале–марте автолизинговые компании стали снижать ставки, а параметры продуктов — приближаться к «додекабрьским» стандартам.

«В условиях нестабильной ситуации, сложившейся на авторынке, лизингодатели пошли на ряд уступок, — поясняет директор департамента корпоративных продаж компании «АвтоСпецЦентр» Андрей Храмов. — К примеру, на уменьшение ставок ежемесячных платежей, нулевое удорожание и минимальный обязательный аванс, так как ухудшение платежеспособности клиентов может привести к увеличению проблемных активов и снижению качества лизинговых портфелей».

В любом случае сейчас, как считает Алексей Смирнов (CARCADE), рынок автолизинговых услуг находится в стадии переформатирования: все больше маркеров указывает на переход от стадии стагнации к умеренному росту.

При этом продажи новых автомобилей в России продолжают снижаться: по данным Ассоциации европейского бизнеса, на 42,5% в первом квартале этого года. Падают и объемы выдачи автокредитов из‑за значительного ужесточения требований банков к заемщикам. По оценке аналитика инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антона Сороко, доля купленных россиянами в кредит автомобилей, приблизившаяся было к общеевропейским стандартам и составившая в 2014 году около 45%, сейчас опустилась до 20%. Но это, как отмечает управляющий директор компании «Альфа-Лизинг» Ольга Енькова, лишь повысило привлекательность лизинга, обеспечив миграцию к нему части клиентов с кредита, что, в свою очередь, сгладило динамику лизинга автотранспорта в первом квартале 2015 года. В итоге снижение объемов лизинга автотранспорта оказалось более мягким, чем общее падение продаж по рынку.

Сбросить цену

Стабилизировать рынок автолизинга, по словам директора управления компании «Сбербанк Лизинг» Дениса Богдановича, пытается и государство. Так, с 1 апреля Минпромторг РФ запустил программу субсидирования автотранспорта, приобретаемого с помощью автолизинга. Государство будет компенсировать часть авансового платежа по договорам, возмещая лизинговым компаниям до 10% от цены машины (но не более 500 тыс. рублей на один объект лизинга и не более 5 млн — на одного лизингополучателя). Как рассказал генеральный директор компании «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов, программа направлена на стимулирование продаж коммерческого транспорта, включая автобусы, легковые и грузовые автомобили. В первую очередь она рассчитана на предприятия малого и среднего бизнеса. По оценкам экспертов, именно на этот сегмент приходится до 90% всех договоров автолизинга в стране. Воспользоваться лизинговыми льготами смогут и физические лица. На реализацию программы до конца года выделят 2,5 млрд рублей. По оценкам Минпромторга, субсидирование автолизинга позволит дополнительно реализовать в 2015 году до 16 тыс. автомобилей. Однако реально автолизинговая госпрограмма заработает не ранее мая, когда будет завершена процедура отбора участников и заключения договоров между отобранными лизинговыми компаниями и министерством.

От общего к частному

Кризисная ситуация вызвала рост и в зарождающемся сегменте лизинга для физических лиц. «Дело в том, что сегодня классические кредиторы — банки — в своем стремлении минимизировать риски используют очень избирательный подход к заемщикам, — рассказывает вице-президент компании «Европлан» Александр Михайлов. — Требования к кредитной истории и финансовому положению заемщика повышены, кредитов одобряется меньше. В этих условиях лизинг для физических лиц становится практически единственной возможностью купить хороший автомобиль: за счет вдвое–втрое меньших, чем при автокредитовании, ежемесячных платежей лизинг позволяет приобрести именно ту модель, которую покупатель хочет, — даже с учетом ее возросшей стоимости». «Уход ряда банков с направления автокредитования открывает этот сегмент для лизинговых компаний, — дополняет коллегу Дмитрий Корчагов («Балтийский лизинг»). — Думаю, динамика развития лизинга для физических лиц только ускорится. Сам по себе продукт лизинга для физических лиц довольно специфичен: он в основном адресован потребителю, который больше заинтересован в пользовании автомобилем на протяжении ограниченного времени, чем во владении им в дальнейшем, после окончания действия лизингового договора». Тут важно отметить, что лизинговые платежи в полном объеме облагаются НДС (в отличие от кредита). «Выгода такой операции в сравнении с автокредитом клиенту не совсем понятна», — говорит Денис Богданович («Сбербанк Лизинг»). В условиях сокращения предложения банков лизинг может быть интересен физлицам, но по мере восстановления банковского сектора он, по мнению эксперта, скорее всего, все-таки отойдет на второй план.

Автолизинг для частников — услуга давно и хорошо известная на Западе. В США, например, в лизинг физлицам продается почти 35% всех новых машин, а в некоторых странах Европы — до 70%. На российском рынке услуга по-настоящему стала предлагаться лишь в прошлом году («пилотные» программы, появившиеся осенью 2013‑го, не в счет). По оценкам экспертов, в прошлом году основные игроки этого сегмента («КОНТРОЛ лизинг», «Европлан» и «Major лизинг») передали в лизинг физлицам не более 500 автомобилей. Тем не менее потенциал «физиков» в этом сегменте значительно выше, чем у юрлиц, считает Дмитрий Тимофеев из «КОНТРОЛ лизинга».

Продукт новый, и первопроходцы, разумеется, столкнулись с множеством сложностей, включая недоверие автопроизводителей и дилеров и отсутствие какой-либо осведомленности у клиентов.

— С начала прошлого года мы три раза настраивали продукт и структуру дистрибуции, поступательно совершенствовали бизнес-процессы продажи и обслуживания, обучали своих сотрудников и все вовлеченные стороны — вплоть до сотрудников ГИБДД, — рассказывает Александр Михайлов («Европлан»). — И к концу года начали передавать в лизинг физическим лицам по 100 автомобилей в месяц, что составляет до 4% от наших сделок. Для ранее неизвестного продукта это прекрасные результаты. Но еще более значимо то, что наши усилия заметил Минпромторг, который не только запустил программу льготного автолизинга, но и распространил ее на лизинг для физических лиц — то есть, как и льготной программой по автокредитованию, программой по лизингу смогут воспользоваться миллионы обычных покупателей автомобилей, а не только юридические лица, как раньше.

Основными преимуществами лизинга на физлицо по сравнению с традиционным автокредитом, по словам Дмитрия Тимофеева, являются низкий ежемесячный платеж и возможность оформления лизинга без первоначального взноса (аванс от 0%), что сегодня нереально получить в автокредитовании. Низкий ежемесячный платеж на физлицо становится возможен благодаря выплате клиентом не 100% стоимости автомобиля, а меньшей его части, разнице между продажной и остаточной стоимостью автомобиля по окончании срока договора лизинга. Стоит также учитывать, что автомобиль в лизинге приобретается с корпоративной скидкой лизинговой компании, которая передается клиенту и также серьезно влияет на уменьшение ежемесячного платежа. По окончании срока лизинга клиент возвращает автомобиль в лизинговую компанию — либо реализует право выкупа машины по остаточной стоимости (выкупной цене), которая зафиксирована в договоре лизинга.

Дело за малым

Лизинг как способ приобретения автотранспорта востребован прежде всего малыми и средними компаниями (у крупного бизнеса все же больше возможностей для покупки автомобилей сразу и за полную стоимость). Опыт российских лизингодателей это подтверждает. В компании CARCADE, например, 91% от общего портфеля — это сделки с предприятиями малого бизнеса и ИП. «В основном это клиенты, работающие в сфере торговли и услуг, логистики, пассажирских перевозок, строительства, производства промпродукции, пищевой переработки, HoReCa, — рассказывает Алексей Смирнов из CARCADE. — Отмечу, что приобретение автомобиля может быть и не связано напрямую с потребностями бизнеса: владельцы компаний и индивидуальные предприниматели часто заключают автолизинговые сделки для того, чтобы получить машину в личное пользование». Средняя стоимость легкового автомобиля, передаваемого в лизинг, сегодня превышает 1,5 млн рублей. То есть востребованы прежде всего автомобили бизнес-класса. Машины экономкласса (как правило, это легкие коммерческие автомобили) уходят по лизингу в основном в рамках так называемых флитовых сделок, когда единовременно приобретаются партии транспортных средств для корпоративных парков. Чаще всего они заключаются с таксопарками и дистрибьюторскими компаниями. По оценке Ольги Еньковой («Альфа-Лизинг»), средняя стоимость сделки в этом случае составляет 5–7 млн рублей.

«Если в общем объеме продаж новых автомобилей в 2014 году лидирующие позиции в силу доступности традиционно заняли бюджетные и отечественные модели, то в лизинге клиент избирателен, ведь ему предоставляются дополнительные финансовые возможности», — отмечает Анатолий Воронецкий («ВТБ Лизинг»). Лидерами продаж среди бюджетных «легковушек» он называет Lada, Kia и Hyundai. Сильны в портфеле «ВТБ Лизинг» и позиции недорогого легкого коммерческого транспорта, фургонов и грузовичков категории В. Здесь многолетний лидер Hyundai Porter идет ноздря в ноздрю с конкурентами из Peugeot, Citroen, Fiat, Ford и, конечно, с «газелями». При этом подобная продукция китайских производителей, по словам Дмитрия Корчагова из «Балтийского лизинга», у клиентов спросом не пользуется. Исключение составляет спецтехника и некоторые марки грузового автотранспорта.

Среди компаний с высокими запросами в том числе к корпоративному автопарку популярностью пользуются автомобили премиум-класса. Так, по данным «Балтийского лизинга», прирост объема лизинговых продаж за 2014 год по марке Mercedes-Benz составил 73,2%, BMW — 40,2%, Land Rover — 55,3%.

По словам Анатолия Воронецкого, нынешняя ситуация больше всего повлияла на лизинг грузового транспорта, тягачей и прицепов: «Поскольку рынок перевозок традиционно высококонкурентен, рост цен на новые грузовые автомобили привел к снижению интереса клиентов. Сейчас лизингодателям поступает все больше запросов на подержанные грузовики».

По данным Ольги Еньковой, среди новых грузовиков наибольшим спросом у лизингополучателей пользуются марки производителей, имеющие собственные лизинговые компании или соглашения с крупными дилерами. Это, например, КамАЗ, Scania, Iveco, Volvo, VW и др.

«В лизинг можно приобрести практически любой автомобиль, однако наиболее выгодно покупать машины тех марок, с представительствами которых у лизингодателя заключены соглашения о выгодных условиях, программах и акциях по лизингу, — советует Александр Михайлов из «Европлана». — К примеру, на сегодня такие специальные предложения действуют у нас на Volvo XC70: ежемесячный платеж при покупке этого автомобиля в лизинг на три года с авансовым платежом 42% будет почти в два раза меньше, чем при кредите, взятом на тех же условиях: 26 790 рублей против 47 690».

«Если говорить о лизинге на физлицо, то спрос есть на абсолютно разные автомобили, вписывающиеся в диапазон стоимости от 400 тысяч до 7 миллионов рублей, — говорит Дмитрий Тимофеев («КОНТРОЛ лизинг»). — По нашему опыту профинансированных сделок, основная масса машин приходится на сегмент стоимостью до 4 миллионов». При этом в портфеле компании есть сделки и по Renault Logan, и по Porsche за 6,98 млн рублей. «Автолизинг — продукт универсальный, каждый найдет в нем преимущества для себя», — резюмирует эксперт.

Ольга Енькова, Управляющий директор ГК «АЛЬФА-ЛИЗИНГ»

В развитых странах в сегменте автотранспорта на лизинг приходится 30–40% сделок. В России этот показатель значительно ниже. Так что потенциал роста есть. При общем улучшении макроэкономической ситуации сегмент автотранспорта вполне может взять на себя роль драйвера рынка лизинга.

Денис Богданович, Директор управления компании «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ»

Процедура заключения лизингового договора очень проста: подбор автомобиля — сбор документов — одобрение сделки — подписание договоров и передача техники. Клиент должен представить минимум документов. У нас, к примеру, это всего шесть наименований для обычного ООО. Срок принятия решения — 8 рабочих часов, а получить автомобиль в пользование можно уже через два–три дня после представления необходимых документов.

Александр Михайлов, вице-президент компании «ЕВРОПЛАН»

Получить в банке нецелевой кредит для компании или автокредит для физического лица становится все сложнее. А лизинг по-прежнему обеспечивает возможность получить необходимый для бизнеса или личного использования автомобиль, да еще и с большими скидками, так как крупные автолизинговые компании приобретают для передачи в лизинг десятки тысяч автомобилей в год и являются своего рода оптовыми покупателями.

Алексей Смирнов, генеральный директор компании CARCADE

Резерв для развития сегмента лизинга легкового автотранспорта — это повышение уровня доступности услуг для целевых аудиторий (прежде всего для малого и среднего бизнеса), а также развитие линейки автолизинговых продуктов в сторону индивидуализации предложений для лизингополучателей.