Реклама

Чемпионы пиара

«Стоит купить информацию об этих людях до того, как рейтинг выйдет», — замечает предприниматель, прочитавший анонс рейтинга самых эффективных специалистов по работе со СМИ «Чемпионы пиара».

«Стоит купить информацию об этих людях до того, как рейтинг выйдет», — замечает предприниматель, прочитавший анонс рейтинга самых эффективных специалистов по работе со СМИ «Чемпионы пиара».

И тут же набрасывает импровизированный бизнес-план: перекупить участников рейтинга до того, как они проснутся знаменитыми, и собрать из них самое эффективное пиар-агентство в стране.

В каждой шутке, как правило, лишь доля шутки. Взаимодействие со СМИ — один из наиболее напряженных участков работы для корпоративного мира. При кажущейся симбиотичности канала информации и источника, на практике при их взаимодействии нередко летят искры. Компании видят в медиа канал маркетинга. Журналистам же безразличны интересы компаний, потому что их задача — выпускать интересные заметки. Как следствие, бизнес штурмует редакции, предлагая контент, который там воспринимают в основном как маркетинговый спам и стараются игнорировать.

Редакционный почтовый ящик получает в среднем по 500 пиар-писем ежедневно (проверяли). Доля посланий, которые инициировали бы в обозримом времени появление каких-либо заметок, ничтожна. Но чем сильнее накал борьбы, тем выше ставки. «Работа со СМИ» — особая дисциплина в пиаре, которая рождает собственный набор секретов, успешных практик и своих профессионалов. Исследовать набор этих практик, а также выявить самых эффективных специалистов в области пиара и призваны «Чемпионы пиара» — совместный проект «Бизнес-журнала» и платформы Pressfeed.ru.

Pressfeed — сервис подписки на запросы журналистов. С его помощью последние публикуют запрос — «оферту» на комментарии и фактуру к готовящимся в данный момент заметкам. Компании следят за потоком запросов, выбирают те, на которые могут ответить, и отправляют комментарий, отвечая адресно и под запрос. По сути, Pressfeed развернул коммуникацию в обратную сторону: здесь говорят журналисты, а маркетинговый «шум» отключен. Добро пожаловать в мир «пиара по запросу»!

Решая конкретные проблемы журналистов и пиарщиков, Pressfeed оказался владельцем большого объема уникальных данных, в том числе связанных с эффективностью работы со СМИ. Так, сегодня через сервис отправлено 12 тыс. комментариев, 5 тыс. из них принято СМИ. Ежемесячно через площадку публикуется в СМИ около тысячи комментариев. Будь Pressfeed пиар-агентством, а не онлайн-сервисом — это было бы крупнейшее агентство страны. Массив данных позволяет вычислять различные относительные показатели. Например, «конверсию» — отношение общего количества запросов, отправленных через сервис журналистам, к тем, которые журналисты отметили как «принятые». Средний показатель конверсии — 40%. Это значит, что для среднестатистического пользователя из десяти отправленных комментариев будет опубликовано четыре. Для реального пользователя этот показатель конверсии может составить и 70%, и ноль.

Наблюдение за показателями оказалось интересным, а главное — информативным занятием. Команда сервиса пыталась разгадать секрет пользователей, системно добивающихся рекордной и антирекордной конверсии. Изучала и искала ответ на вопрос: как одним удается стабильно проникать со своим контентом в СМИ, а другим — нет. А потом стало ясно: хватит гадать, надо спросить у них самих. Так возникли «Чемпионы пиара» — рейтинг пользователей с системными рекордными показателями конверсии в работе со СМИ. Специалистов по пиару, чьи комментарии медиа берут охотнее других.

Рейтинг принес много открытий. Например, среди его участников практически нет публичных пиар-персон — непременных участников профессиональных конференций. Единственное исключение — представитель Топ-20 российских пиар-агентств, присутствующий в рейтинге, — Инна Алексеева, генеральный директор агентства PR Partner. Но и она не относит свою компанию к крупным: по ее словам, в агентстве работает 35 человек, а годовая выручка не превышает 100 млн рублей. В десятку крупнейших агентств страны PR Partner не попадает, зато недавно компания вошла в пятерку лидеров по цитируемости «Медиалогии». «Мы — классический герой пословицы про сапожника без сапог, — говорит Алексеева. — У нас небольшая компания, и нет специалиста, который целенаправленно занимался бы нашим собственным пиаром. Кажется, что это нонсенс, но это факт. Когда появился Pressfeed, я просто взялась сама отслеживать подходящие запросы и отвечать на них. Цель была — войти хотя бы в Топ-10 рейтинга «Медиалогии». В результате мы вошли в Топ-5, обогнав агентства, заметно превосходящие нас по обороту».

У Инны Алексеевой есть своя стратегия работы с комментариями, во многом обусловленная личным стилем: «Проверяйте появление новых запросов в системе часто, отвечайте быстро, используйте возможность отправить питч как способ познакомиться, предпочитайте деловые медиа остальным и не бойтесь конкуренции».

Если оставить Алексееву за скобками, то «Чемпионы пиара» ломают все цеховые стереотипы. Мы видим в рейтинге не известных «пиар‑евангелистов», которые сами превращаются в медиабренды, а непубличных трудяг, которые просто упорно и с неизменным качеством делают свое дело. При этом некоторые из них и вовсе не относят себя к профессии пиарщика. «Я не являюсь ни PR-специалистом, ни журналистом, ни по опыту работы, ни по образованию, — говорит участник рейтинга, Мария Пономаренко из компании SMART Personal. — Считаю себя просто опытным экспертом в управлении персоналом: много лет работаю в HR-сфере».

Необычен рейтинг и неоднородностью с точки зрения размера бизнеса его участников. Здесь есть представители известных компаний, заметных своей активной пиар-позицией: инвестиционный холдинг «Финам», сервис поиска билетов Aviasales, консалтинговая компания BDO Unicon, социальная сеть для врачей «Доктор на работе». С ними соседствуют правозащитник, владелец студии мобильной разработки, небольшие консалтинговые компании — «делающие» себе пиар собственными руками.

Очевидно, что-то объединяет этих людей. И мы обратились к ним с запросом сформулировать для проекта «золотые» правила работы со СМИ». Проанализировав больше сотни тезисов, мы нашли немало схожих подходов и сформулировали для вас 10 главных идей, которыми нужно вооружиться, чтобы успешно продвигать свою компанию в СМИ.

Хорошие привычки чемпионов, позволяющие им обеспечивать плотное присутствие своей компании в медиаполе

Будь быстр

Скорость — главная составляющая успеха. «Важна быстрота реакции и понимание специфики редакционного процесса, — уверен Янис Дзенис, PR-директор компании Aviasales. — Скажем, «Коммерсанту» и «Ведомостям» ты нужен с 5 до 7 вечера, на комментарий дается час, и точка. Онлайн‑медиа могут выдернуть тебя когда угодно и на обратную связь дадут лишь 15 минут». Работа с Pressfeed также меняет восприятие времени. «Сервис приучил нас реагировать на запросы журналистов почти мгновенно, — говорит Элла Бидилеева, руководитель пресс-службы Уральского банка реконструкции и развития. — Чуть замешкаешься — и все: журналист закрыл запрос досрочно». Участники рейтинга советуют тем, кто начнет пользоваться сервисом, не ориентироваться на время стандартных рассылок, а проверять запросы на сайте постоянно. «Так вы с большей вероятностью найдете подходящую тему одним из первых», — уверяет Ирина Рябовол, представитель компании туристического сервиса Мomondo. «В моем расписании всегда заложено время для статей на Pressfeed», — говорит Алексей Поспехов, CEO студии мобильной разработки ICONIC MOBILE.

Работай на опережение

Правила хорошего тона гласят: «Никогда не опаздывай». Для героев рейтинга успеть к крайнему сроку — мало. «Даже если дедлайн далек, я все равно стараюсь отправить комментарий как можно скорее», — говорит Евгения Маркова, директор по связям с общественностью компании Cornerstone. «Мы стараемся предоставить комментарий в течение часа после получения запроса, — уточняет Дмитрий Михалев, PR-директор агентства финансовой безопасности АФПБ. — Даже когда речь идет об аналитических статьях, мы присылаем ответы значительно раньше дедлайна».

Как этого добиваются «чемпионы»? У каждого собственный секрет. Кто-то дисциплинирует спикеров в своей компании, кто-то заранее создает заготовки для комментариев по ключевым новостям дня, которые может затронуть запрос. А кто-то и вовсе постепенно забирает полномочия у своих спикеров, приучая их к тому, что пиарщик — достаточно компетентный специалист в делах компании. «Никого из журналистов не интересует, что ваш спикер недоступен: вам надо согласовать материал, в метро ли вы или на кинопремьере, — резюмирует Дмитрий Горох, директор по PR MoneyMan. — Умейте доставать информацию и делиться ею первым: так вам и вашей информации будут доверять».

Давай фактуру

«Хороший комментарий — это внятные показатели, — говорит Янис Дзенис из Aviasales. — У нас есть собственный инструмент аналитики, который за пару секунд строит графики по продажам, спросу и прочим бизнес-показателям. Возможность оперативно ответить на вопрос с цифрами дает ощутимое преимущество». В ответе на запрос СМИ должны быть данные — цифры, проценты, доли рынка, денежные суммы. Именно таков стиль «чемпионов пиара». Там, где не хватает цифр, помогут примеры, кейсы, истории из практики. «Как правило, журналистов и читателей мало интересует аналитика без соответствующих примеров», — говорит Мария Пономаренко, эксперт компании Smart Personal. Пространным комментариям и расплывчатым фразам не место в медиакоммуникации, уверены чемпионы: такие комментарии просто не берут в СМИ. «Расплывчатые фразы не интересны журналисту, — соглашается Дмитрий Михалев из АФПБ. — А вот важная или любопытная деталь может помочь в подготовке материала».

Не будь «сухарем»

Там, где не хватает цифр, спасает человеческий фактор. «Беря комментарий, я делаю акцент на том, чтобы было много «живых включений», даже если сам журналист не поставил такое условие в запросе», — говорит Евгения Маркова из Cornerstone. «Медиа нравятся живые комментарии, — согласен Янис Дзенис. — Надеюсь, за ними и звонят «Коммерсант» и «Москва FM». Ведущим интересна возможность поспорить, получить эмоциональную, личную оценку».

Позитивными должны быть эти эмоции или негативными — эксперты расходятся во мнении. «В своих комментариях я выражаю активную личную позицию, причем часто в резких тонах, — говорит Алексей Поспехов (ICONIC MOBILE). — Стараюсь придерживаться четкой позиции и не уходить в пространные дискуссии. Думаю, личный подход дает нужный эффект». Напротив, в компании Cornerstone предпочитают положительные эмоции. «Мы всегда стараемся внести позитив даже в неприятные новости, — говорит Евгения Маркова. — Мы прошли не один кризис и знаем: все налаживается». «Когда пишешь, будь в хорошем настроении: улыбка видна и в тексте», — резюмирует Борис Федосимов, генеральный директор холдинга «Люди дела».

Комментируй только то, в чем действительно компетентен

«Я работаю в компании, у которой с пиаром только одна проблема: на нашем рынке ничего не происходит, — говорит Лидия Снарская, менеджер по связям с общественностью BDO Unicon Outsourcing. — Единственный для нас способ попасть в СМИ — понять, что журналист хочет услышать на ту тему, в которой мы хорошо разбираемся». Собственный опыт — хороший фильтр для принятия решения, на какие запросы тратить ресурсы. «Писать комментарий нужно о том, что хорошо знаешь, что ты сам «сделал или потрогал руками», — уверена Мария Пономаренко из Smart Personal. «Знание рынка и продукта, который производит компания, — половина успеха в работе с экспертными комментариями», — уверен PR-директор НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсия» Антон Запольский.

Докажи, что эксперт

Доказать журналисту, что тебя можно считать экспертом в теме, — еще одна задача, которую успешно решают «чемпионы пиара». «В ответе на запрос сообщайте, какими данными вы обладаете и чем конкретно можете быть полезны, — советует Лидия Снарская из BDO Unicon. — Это поможет журналисту понять, насколько вашим данным можно доверять. Если ваша компания давно работает на рынке и обладает обширной базой статистики, обязательно упомяните это. Кроме всего прочего, журналист будет понимать, что к вам можно обращаться за комментариями и по другим вопросам».

Превосходи ожидания

Необходимое — это слишком мало, уверены участники рейтинга. «Мы убедились: даже если журналист не просит, он рад получить дополнительный интересный контент, — говорит Ксения Четверткова, руководитель проектов PR-департамента КГ «Полилог». — Если описываете кейс, дайте рекомендации, как избежать схожих проблем или, напротив, достигнуть положительного эффекта». Алексей Поспехов (ICONIC MOBILE) соглашается: «Я стараюсь максимально объемно донести до журналистов информацию для запроса, привести аналогии и примеры из схожих отраслей, предоставить максимум свежих кейсов». «Сейчас, когда редакции сокращают штат, а работы при этом меньше не становится, такая позиция часто приносит успех», — резюмирует Ирина Рябовол (Мomondo).

Облегчи журналисту работу

Антиподом к подходу «сообщай больше» выглядит совет Михаила Степанова, заместителя генерального директора социальной сети «Доктор на работе»: будь лаконичен. «Журналист печатного издания, — рассуждает Степанов, — всегда ограничен в объеме и количестве знаков. Чем больше ваш текст, тем сложнее журналисту укладывать его в прокрустово ложе будущей статьи. Журналист — ваш равноправный партнер и напарник. Зачем создавать напарнику лишние проблемы и хлопоты?»

«Комментарий должен выглядеть так, чтобы с ним было легко работать, — соглашается Екатерина Прокопова, руководитель направления по связям с общественностью компании CBRE. — Чем лаконичнее и остроумнее ваш комментарий, тем вероятнее, что его опубликуют».

Знай автора

Перед тем как отправлять ответ, стоит изучить не только тему, но и автора запроса, уверены участники рейтинга. «Отыщите аккаунт журналиста в соцсетях, читайте его ленту, найдите общие интересы, — советует Евгения Маркова из Cornerstone. — Обычно журналисты активно выражают свое мнение в сети, и у вас обязательно найдутся общие темы. Будет проще и приятнее вместе работать, если вы найдете точки соприкосновения по жизни». Поиск аккаунтов журналиста в соцсетях — тактика и Лидии Снарской (BDO Unicon): «Мне важно понять, что это за человек, какие у него интересы и как с ним общаться. Я всегда слежу за СМИ, в которые хочу попасть. Для пиарщика в принципе нормально понимать, кто, куда, о чем и как пишет. Если издание для меня новое, я обязательно изучу подборку статей конкретного автора, который оставил запрос».

Думай, как журналист

«Думай, как журналист, — итожит систему рекомендаций «чемпионов пиара» Элла Бидилеева (Уральский банк реконструкции и развития). — Часто при подготовке комментария мы задаем спикерам дополнительные вопросы, запрашиваем статистику, которая может стать хорошей иллюстрацией для главной мысли, пытаемся «вытащить» интересные факты. Как правило, получается». Смотреть на контент с позиции репортера — самая общая рекомендация, которую дают участники рейтинга своим коллегам.

Начать дискуссию

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Интересные материалы

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру