Маркетинг

Наедине с клиентом

Мы находимся на пороге создания новой парадигмы — персонального маркетинга, основанного на больших данных. Благодаря технологиям и «умным» гаджетам компании уже столько знают о своем потребителе, что имеют возможность делать ему персональные предложения.

Мы находимся на пороге создания новой парадигмы — персонального маркетинга, основанного на больших данных. Благодаря технологиям и «умным» гаджетам компании уже столько знают о своем потребителе, что имеют возможность делать ему персональные предложения.

Вашему смартфону известно о вас больше, чем друзьям и родственникам: передвижение, наиболее посещаемые места, сайты, запросы в поисковиках. Ваш банк знает порой лучше вас, сколько вы тратите на отдых, развлечения, еду и путешествия и насколько вы надежны и платежеспособны. Корпоративные CRM-системы без устали пишут историю взаимоотношений с каждым клиентом, накапливая терабайты информации. А теперь в обиходе современного человека стали появляться еще и «умные» вещи, подключенные к интернету: бытовые приборы, гаджеты, счетчики воды и электричества, которые сами отправляют данные на удаленный сервер.

Словом, человечество весьма преуспело в сборе и хранении информации, стекающейся из разных источников. Беда только в том, что эти сведения в большинстве случаев так и лежат огромной ледяной глыбой: у владельца не хватает ни сил, ни ресурсов проанализировать их, чтобы извлечь для себя какую-либо пользу. (Именно это называют проблемой «больших данных».) Кого-то этот информационный айсберг наверняка потопит, словно «Титаник». А кто-то наколет из него максимум льда для умных маркетинговых коктейлей.

Выиграет бизнес, который научится с этими данными работать и быстро и гибко кастомизировать свой продукт, предложения, коммуникацию и тональность сообщений. Ближе всего к этому подобрались в сфере телекоммуникационных услуг — в силу изначально высокой технологичности этого бизнеса. Операторы мобильной связи тщательно анализируют профили абонентов и учатся выявлять закономерности (иногда далеко не очевидные!) в шаблонах пользования услугой, опираясь на свою многолетнюю статистику. Клиент поменял привычки: перестал звонить на стационарные телефоны, стал чаще пользоваться СМС, увеличил трафик данных… Не исключено, что он постепенно «созревает» для того, чтобы поменять оператора связи; и в этом случае система оператора должна включать «тревожный сигнал». Подобные модели прогнозирования оттока абонентов уже существуют. Что делать дальше? Делать то самое персональное предложение: проанализировать особенности потребления услуги человеком, посоветовать более интересный для него тариф, объяснить экономию — прямо в личном кабинете на сайте или прислав СМС. «Ух-ты-эффект» гарантирован. Абонент наверняка воскликнет: «Надо же, мой оператор заботится о моих расходах!»

Да, экономия, возникающая у клиента, — это всегда сокращение выручки оператора. Но только в краткосрочном периоде. В долгосрочном он выигрывает за счет возросшей лояльности абонента. Тем более что удержание старого клиента обходится всегда дешевле привлечения нового.

К сожалению, большинство российских операторов до сих пор пребывает в плену краткосрочной логики, ориентируясь на финансовый результат здесь и сейчас. Лучшее тому доказательство — огромное число абонентов (как правило, пожилых людей), по десять и более лет «сидящих» на одном и том же тарифе, который давным-давно перестал быть выгодным и который сам оператор давно списал в архив. Но последнего такое положение дел устраивает: он не торопится предложить клиенту новый тариф, по сути, злоупотребляя привычкой пользователя и его недостаточной осведомленностью. Разумеется, это рано или поздно заканчивается: абонент узнает, сколько переплачивает, и это до основания разрушает его лояльность.

Быстро движутся в направлении персонализированных отношений с покупателями и ритейлеры, причем не только онлайновые. Сейчас появляется масса технических способов наладить с покупателем взаимовыгодную двустороннюю коммуникацию: ритейлер собирает сведения о предпочтениях посетителя и его перемещениях в торговом зале, а тот — о скидках на товары. Это можно реализовать, например, с помощью решения iBeacon, разработанного компанией Apple. В помещении устанавливаются специальные маячки, которые умеют связываться с устройствами пользователя по технологии Bluetooth LE и имеют программируемый радиус действия — от 10 сантиметров до 50 метров. Посетитель устанавливает у себя специальное мобильное приложение, после чего становится для магазина «своим»: «увидев» такого клиента в радиусе действия, магазин «узнает» его и может делать ему адресные ценовые предложения. Оказавшись вблизи полки с товаром, на который действует акция, посетитель получает соответствующее сообщение на смартфон. Для таких инструментов уже и слово придумано — Bluetooth‑маркетинг. В России такое решение внедрила в прошлом году в нескольких своих магазинах сеть «Республика».

Персональный маркетинг не обязательно требует передовых технологических решений. Он под силу и небольшим компаниям. Для начала вполне можно обойтись и «малыми данными», если правильно выстроить бизнес-процессы. В сети «Додо-пицца», которую я консультирую, был показательный случай. Один из клиентов, заказавший острую пиццу, пожаловался потом в своем аккаунте в «ВКонтакте», что она не оправдала его ожиданий, поскольку была недостаточно острой. Отзыв заметил SMM‑менеджер сети, идентифицировал клиента и сделал пометку в системе о его личных вкусовых предпочтениях. При следующем заказе острой пиццы клиенту доставили «бонусом» еще и целую банку острого перца халапеньо. Тот пришел в совершеннейший восторг и разразился в своем аккаунте прочувствованной тирадой о том, что именно таким должен быть настоящий маркетинг. Казалось бы, это простая связка: «неравнодушный SMM‑менеджер — корпоративный софт — служба доставки». Но она произвела отличный вау-эффект. Вот такие связки, по моим наблюдениям, российский бизнес пока плохо умеет выстраивать.

Умный маркетинг не обязательно требует больших инвестиций в систему сбора и анализа данных или покупку дорогих гаджетов. Скорее он предполагает изменение отношения к тем данным о клиентах, которые у вас уже имеются, и интеграцию этих знаний в систему создания продуктов, обслуживания и коммуникаций. Большой путь к покорению «больших данных» начинается с малых изменений в процессах и точках контакта с потребителями. И, перефразируя классика: нам всем нужно бежать, если не можем бежать, то идти, а если не можем идти, то хотя бы ползти в сторону нового знания о наших клиентах через призму тех данных, которые у нас уже есть или которые мы можем собрать. Начинаем движение?

Начать дискуссию

Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.