Экономика России

Керченский мост должен стать уникальным инженерным чудом

Керченский мост обеспечит экономический бум Крыму – с восстановлением туристического потока к показателям советского времени. По крайней мере, об этом заявляют власти полуострова. Однако само создание подобного сооружения в этом районе является сложнейшей инженерной и строительной задачей. Как она в итоге должна быть реализована?

Керченский мост обеспечит экономический бум Крыму – с восстановлением туристического потока к показателям советского времени. По крайней мере, об этом заявляют власти полуострова. Однако само создание подобного сооружения в этом районе является сложнейшей инженерной и строительной задачей. Как она в итоге должна быть реализована?

«Мы абсолютно убеждены, что у Крыма замечательная история и очень большое будущее. С запуском мостового перехода будет экономический бум, как мы предполагаем. Он связан с тем, что Крым примет минимум 8–10 миллионов отдыхающих, как это было при советской власти», – заявил в пятницу председатель Госсовета республики Владимир Константинов. 

В сезоне 2015 года Крым принял около 4 млн туристов. Пока это меньше, чем в украинский период. Но, несмотря на это, денег отдыхающие стали тратить больше. 

Действительно, строительство моста откроет перед регионом совершенно новые перспективы. Запуск моста в целом обеспечит региону колоссальный объем товаро-, грузо- и пассажирооборота, решив многие экономические проблемы полуострова. Наземный транспорт сможет курсировать между материковой Россией и полуостровом круглогодично вне зависимости от погодных условий, очереди на паромной переправе уйдут в прошлое. Как ожидается, в год по мосту будут перевозиться 14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов. 

Мост обеспечит продовольственную безопасность Крыма. Улучшение транспортной доступности позволит уменьшить цены на товары, идущие из материковой России. Сейчас логистика более дорогая и сложная. Даже стоимость судозахода в порты Крыма должна будет снизиться благодаря мосту: сейчас она дороже в разы в сравнении с другими портами РФ. 

Наконец, этот инфраструктурный проект молниеносно повысит инвестиционную привлекательность Крымского региона. 

Значение Керченского моста для российского Крыма сложно переоценить, равно как и уникальность проекта. Неудивительно, что проект вызывает неподдельный интерес – опубликованный всего неделю назад ролик про мост через Керченский пролив просмотрели уже более 2 млн человек, он вошел в число самых популярных видео на YouTube. 

  • ВИДЕО

Уникальность моста

Сами масштабы и сроки строительства уже должны стать уникальными. Это будет самый большой совмещенный мостовой переход в Европе – протяженностью 19 километров. Пропускная способность моста составит до 40 тыс. авто и до 47 поездов в сутки. Скорость движения будет достигать 120 км/ч. А построить мост должны за рекордные три года – до конца 2018-го. 

Работы здесь начались уже в конце лета – со строительства трех временных технологических мостов, которые необходимы для завозки строительных материалов, чтобы строители не зависели от капризов погоды. Первый технологический мост сооружен. Его длина около 1,2 км, он стоит на 58 опорах, рассчитанных на воздействие льдов и перевозки грузов до 250 тонн. Второй мост появится в осенне-зимний период. Плюс до конца осени появится технологическая железная дорога. И только затем после утверждения проектной документации стартуют работы по строительству основного моста.  

Керченский мост должен стать уникальным инженерным сооружением, учитывая другую трудность, с которой придется бороться, – природную. 

На дне Керченского пролива ил и тектонический разлом, а сваи надо погружать в твердый грунт. Мост строится в сейсмически активном районе. Зимой мост должен выдерживать сильные штормы и ледовые нагрузки. Раз в год ветер в проливе достигает 25 метров в секунду, а раз в 50 лет – 32 метров в секунду. 

Для понимания: скорость в 25 метров в секунду – это 90 км в час, сильный шторм. На суше он не просто валит деревья, а вырывает их с корнями, на воде образует волны высотой до 8–11 метров. А ветер 32 метра в секунду (более 117 км/ч) – это ураган, как правило, с порывами ветра до 50–60 метров в секунду, с высотой волн выше 11 метров, то есть выше двухэтажного дома. 

Для борьбы со стихиями российские ученые вместе с инженерами разрабатывали уникальные технологии. К примеру, зимой особую опасность представляют поля дрейфующего льда. Сотрудники Государственного океанографического института имени Зубова детально изучили ледовую обстановку и все виды ледовых нагрузок, включая параметры льдин, площади ледовых полей, размеры навалов льда. Это позволило рассчитать нагрузки на опоры моста в случае замерзания воды вокруг опор и в случае прихода из Азовского моря ледовых полей. А Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург выполнил математическое моделирование ледовых процессов. 

Только на основе такой колоссальной работы и расчетов принимаются проектные решения. Так, для защиты опор арочных пролетов от навала судов и ледовых нагрузок решили построить искусственные острова из каменной наброски, которые снаружи будут усилены железобетонными тетраподами.

Сравнение с другими мостами

Керченский мост будет по своим масштабам и сложности единственным в своем роде. Он впитает в себя наработанный опыт строительства многих мостов. По сжатым срокам строительства и сложным геологическим условиям мост через Керченский пролив можно сравнить с переходом через реку Обь в Томской области. Там сваи также погружались через слабые грунты на глубину до 50 метров. Конечно, масштабы сооружений несравнимы, но условия их проектирования и строительства достаточно схожи, отмечают в «СГМ-Мост» (компания – «дочка» «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенбрега, которая ведет проект строительства Керченского моста). 

Технологии устройства арочного пролета Керченского моста (35 метров над водой для навигации кораблей) опробованы при строительстве перехода через Амурский залив к саммиту АТЭС на остров Русский. Такие же технологии использовались при строительстве перехода через пролив Босфор Восточный. 

Сходство с этим переходом еще и в суровых погодных условиях. В Босфорском проливе тоже зимой нешуточные морозы и шторма, летом палящее солнце, а на дне – сложная геологическая обстановка и высокая сейсмическая активность. Несмотря на это, переход через пролив Босфор Восточный построили менее чем за четыре года. 

Многие специалисты, которые занимались проектированием и строительством моста на остров Русский, привлечены и к новому проекту. «Квалификация, опыт и традиции российских мостовиков хорошо известны во всем мире, и это позволяет утверждать, что проект будет реализован в заданные сроки», – уверен первый проректор МАДИ Павел Поспелов. 

Стоимость моста

Стоимость строительства Керченского моста – 228,3 млрд рублей. В целом это очень дорогой инфраструктурный проект. Мосты в рамках подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке обошлись бюджету примерно в такую же сумму, если сравнивать цену за километр перехода. Так, один километр Крымского моста обойдется в 12 млрд рублей (длина – 19 км). Тогда как километр моста на остров Русский с четырьмя полосами движения и пилонами в 321 м стоил 11,8 млрд рублей, целиком трехкилометровые переходы стоили 35,4 млрд рублей. А мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке длиной 1,4 км с четырьмя полосами и пилонами в 226 м обошелся в 20,1 млрд рублей, то есть порядка 14,3 млрд рублей за километр. 

Стоимость Керченского моста, кстати, удалось снизить на 19 млрд рублей благодаря оптимизации технологических решений (изначально была цифра в 247,3 млрд рублей). Новая цена прописана в контракте, поэтому она не должна меняться ни в ходе проектирования, ни в ходе строительства, говорил вице-премьер Дмитрий Козак. 

Согласно Федеральной программе развития транспортной инфраструктуры Крыма, расходы на Керченский мост – это половина предусмотренного общего бюджета в 416,5 млрд рублей. 

Строительство транспортного перехода включает в себя не просто мост, но и создание всей инфраструктуры рядом – как железнодорожной, так и автомобильной со стороны Таманского полуострова Краснодарского края и в районе Керчи на полуострове. 

Информвойна вокруг моста

Учитывая, насколько важен этот мост для Крыма с точки зрения полной транспортной независимости от украинской территории, проект стали использовать как средство агрессивной информационной войны. После появления видео об архитектурном облике моста на YouTube сразу появилась пародия на него. 

Историк-искусствовед, активно выступающий против Путина, Александр Цвиров в своем блоге в Facebook попытался уверить, что идея строительства моста через Керченский пролив провальна, только зря деньги потратят. И его вброс был активно подхвачен украинскими СМИ. «Ротенберговская строительная компания, непонятно как выигравшая конкурс на строительство Керченского моста, забила 150 свай в дно пролива, а они через пару недель все до одной исчезли без следа, как в воду канули», – пишет блогер. По его словам, на месте будущего моста якобы не была проведена даже геологическая экспертиза, вот сваи и ушли под дно.

«Советские солдаты и инженеры из гитлеровских металлоконструкций за сто дней соорудили Керченский мост. Он стоял бы и сейчас. Но в 1943 году была жесточайшая зима»

Блогер идет дальше: исчезновение свай обеспокоило строителей, и они вызвали старых специалистов, которые разрабатывали проект Керченского моста еще во времена СССР. Так вот эти специалисты якобы заявили: «Вы хоть примерно представляете себе, каков там слой ила и иных рыхлых пород?! Там где-то есть твердая порода, но в ней невообразимо мощные карстовые полости. Вот туда все ваши сваи и упали». 

Наконец, блогер приводит исторические параллели, указывая, что якобы «даже гитлеровские инженеры отказались от идеи такого моста». «Гитлер, мол, потому и отказался мост здесь строить, что были у него грамотные геодезисты, геофизики и инженеры, и он к ним прислушался», – говорит Цвиров, переходя на ненормативную лексику. 

Впрочем, профессиональному инженеру мостов и настоящему историку некомпетентность заявлений искусствоведа-блогера видна сразу. Это явная провокация, не имеющая никакого отношения к реальному положению дел. 

Строить мост без геологического исследования дна – это чистая фантастика. Еще в 2014 году были проведены многомесячные инженерно-геологические изыскания в Керченском проливе. Был проанализирован архив, пробурены геологические скважины, отобраны пробы грунтов, проведены лабораторные и комплексные инженерно-геофизические исследования по планируемой трассе мостового перехода. 

В этом году специалисты действительно начали проводить динамические и статические испытания грунтов сваями в зоне будущего строительства моста. Но заявления блогера об утонувших сваях покажутся бредом, если понимать, как проходят испытания грунтов сваями. 

Чтобы подтвердить фактическую несущую способность свай, их погружают на нужную глубину. 

На косе Тузла был расположен испытательный стенд из пяти свай (четыре анкерные и пятая – испытываемая) недалеко от ранее пробуренной геологической скважины. Грунты изучаются с помощью металлической сваи длиной около 70 метров и весом почти 50 тонн. Диаметр труб 1420 мм, он является наиболее надежным при сейсмических нагрузках. 

Через несколько дней после погружения сваи проводят динамические испытания дизель-молотом: идет серия ударов одинаковой силы, фиксируется осадка конструкций и степень сопротивления грунта. Потом сваи испытывают статическими нагрузками: гидравлические домкраты постепенно «нагружают» сваю сверху, после чего давят на нее с разных сторон по горизонтали и тянут вверх, испытывая грунт выдергивающей нагрузкой. 

Все это и было сделано этим летом. На основании полученных данных проектировщики рассчитали оптимальные параметры фундаментов мостовых опор. Причем первые же исследования показали, что расчетные показатели оказались максимально близки к действительным. 

Динамическое испытание сваи, погруженной на дно, показало, что свая не погрузилась ни на какую глубину. «Она дала нулевое погружение, что соответствует поставленной задаче. Суть заключается в том, что мы должны убедиться в том, что испытуемая свая погружена на заданную глубину и дальнейшее погружение просто невозможно», – поясняет главный специалист по изысканиям Института Гипростроймост – Санкт-Петербург Владимир Фролов.

Также испытания показали, что от динамической нагрузки сваи не переместились от заданной нагрузки. «Были установлены датчики линейных перемещений с частотой опроса 100 Герц, что позволяет 100 раз в секунду опросить датчик, зафиксировать любые перемещения, которые могли бы произойти при свае», – поясняет процесс работы гендиректор Научно-исследовательского института диагностики Светлана Боханова. 

Что касается исторической составляющей, то действительно есть факт – Гитлер хотел построить мост через Керченский пролив в 1943 году. Его рабочие даже подготовили конструкции моста. Однако с задачей так и не справились, в отличие от советских инженеров. Когда пришли советские войска, немцы бросили все элементы моста. 

«В 1943 году наша советская воздушная разведка заметила в районе порта «Крым» невероятное количество замаскированных сооружений. Положение на фронте изменилось. Уже советские солдаты и инженеры из гитлеровских металлоконструкций за сто дней соорудили Керченский мост. Он стоял бы и сейчас. Но в 1943 году была жесточайшая зима. Лед стоял колоссальный. Было страшное ледовое движение. У моста не было ледоотбойников: строителям просто не хватило металла. Мост был разрушен», – рассказывает краевед, экс-глава администрации Таманского сельского поселения Геннадий Майков. Кстати, стихия тогда разбушевалась через несколько суток после того, как по мосту прошел поезд с участниками знаменитой Ялтинской конференции. 

Неудачу построенного фактически на коленках во время войны моста вряд ли можно проецировать на сегодняшнее время. Отечественное мостостроение с тех пор шагнуло далеко вперед, опыт и технологии за это время накоплены колоссальные. Расчетный срок службы современного моста – 100 лет. И во время войны не было времени на тщательное изучение геологических, гидрологических, климатических и сейсмических условий, с учетом которых принимаются проектные решения сегодня.

Начать дискуссию

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Телеграм уже давно не просто мессенджер — это полноценная арена для маркетологов, которые каждый день соревнуются за внимание аудитории. Платформа активно развивается, предлагая все новые и новые рекламные инструменты. Но с ростом возможностей возникает и потребность в автоматизации. Здесь на сцену выходит Telega.in, превращая сложные процессы в дело пяти минут.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

СФР с 11 марта 2024 года начал принимать отчеты от страхователей в электронном виде с машиночитаемыми доверенностями — МЧД СФР. Теперь документы больше не получится сдать на сайте фонда с помощью скан-копий бумажных доверенностей. Разбираемся, что поменялось для страхователей и как сейчас представлять отчеты в СФР.

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

💳 МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам. Адвокат: это не способствует снижению количества преступлений

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Любой бизнес не может существовать в изоляции от общества, так как является его полноценным участником. Это относится как к крупным корпорациям, так и к малым или средним предприятиям.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Разберем, где компания, которая собирается внедрить 1С, может найти исполнителя, и на что обращать внимание при выборе.

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Сдать декларацию по УСН можно через личный кабинет ИП: как

Быстро и бесплатно сдать декларацию по УСН могут ИП, у которых есть квалифицированная электронная подпись.

🐟 Давно пора было, тут есть очевидные проблемы: реакция на введение маркировки икры

С 1 апреля и до 1 мая производители и импортеры икры должны быть зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки об обороте и выводу из него этой продукции.

Банки

ЦБ сможет устанавливать реквизиты распоряжения клиента в национальной платежной системе

Регулятор установит формы распоряжений, по которым клиенты смогут получать денежные переводы по картам «Мир» и через СБП.

🎉 Новый сервис «Клерк.Консультации»: задайте вопрос эксперту и получите ответ в течение нескольких часов

Если вы столкнулись со сложной ситуацией на работе и нужен срочный совет, то обратитесь к экспертам «Клерка». В течение нескольких часов вы получите подробный ответ с рекомендациями. Выберете пакет консультаций и получите доступ к базе проведенных консультаций — более 20 тыс. ответов экспертов на разные вопросы в вашем распоряжении.

ФСБУ

Правила ФСБУ могут влиять на расходы по УСН

Налоговый учет на бухгалтерский не влияет, а бухучет на налоговый может. Поэтому ряд расходов на упрощенке зависит от того, как их учли в бухгалтерском учете. 

Интересные материалы

Неочевидные риски для всех участников схем по дроблению бизнеса

Налоговая проверка может выявить у предпринимателя признаки дробления бизнеса. Но в отличие от обычной кражи, в процессе искусственного создания нескольких юрлиц с целью незаконной налоговой оптимизации все не так очевидно.